Альтер эго: определение понятия в психологии. Альтернативная личность это


эго - что это в психологии?

Эго - это все то, чем мы на самом деле не являемся, это наша ложная сущность, которая находится в постоянном поиске чего-либо, чего-то хочет, в чем-то сомневается, боится и постоянно комплексует. Наше второе "Я" состоит из наших верований, убеждений, сомнений, скрытых страхов и желаний. Это наш неконтролируемый ум, который постоянно критикует и осуждает. Подсознание, которое решает, хорошо или плохо, нравится или не нравится. Есть также такое понятие в психологии, как альтер-эго. Что это? Вторая скрытая сущность человека, вторая персона, личность внутри личности. Альтер-эго проявляется в конкретной среде или под воздействием каких-либо внешних или внутренних факторов.

Определение понятия

Альтер-эго психология (Alter ego – «другой я» в переводе с латинского языка) называет реальную или выдуманную альтернативную сущность человека. Это может быть абсолютна любая персона или образ: литературный герой, псевдоним и связанный с ним прототип, наместник. Кроме того, в человеке может быть не одна, а несколько личностей, которые появились в результате психического расстройства.

Что зависит от нашего альтер-эго

Что это - альтер-эго? Что оно дает нам и что зависит от него? Именно эго определяет, чего мы хотим от жизни: любви, материальных благ, красоты, здоровья и так далее. Все эти желания порождают постоянные страдания, поскольку нашим запросам нет предела. Пока мы сопоставляем себя со своим альтер-эго, мы не видим реальность такой, какая она есть в действительности. Настоящее и реальное – это смерть для нашей ложной скрытой сущности. Именно по этой причине наше альтер-эго делает все возможное, чтобы убежать от того, что происходит здесь и сейчас. В моменты, когда молчит ум, когда мы находимся в настоящем времени, наше эго растворяется, и в это мгновение мы становимся теми, кто мы есть на самом деле.

Ложная сущность человека – «Я»

В зависимости от контекста, слово «Я» олицетворяет или глубочайшую истину, или огромную ошибку. Это слово по своей сути является наиболее употребляемым совместно со своими производными - «мне», «мое», «меня» и так далее. При этом оно является одним из тех слов, которые вводят в сильнейшее заблуждение. Слово «Я» в пределах обычного ежедневного применения в речи изначально указывает на неправильное восприятие сущности, которой ты являешься. То есть своего альтер-эго. Что это слово олицетворяет воображаемое чувство личности, не каждый понимает.

Обладающий даром чувствовать саму суть реальности пространства и времени Альберт Эйнштейн называл это ложное восприятие себя и своей сущности «оптическим обманом зрения». В дальнейшем это мнимое «Я» принимается за отправную точку для последующих неверных интерпретаций реальности. Альтер-эго - что это? Это основание, на котором строятся взаимоотношения и взаимодействия мыслительной деятельности. И в результате реальность становится лишь отражением отправной иллюзии.

Где используется термин «альтер-эго»

Иногда термин «альтер-эго» можно встретить в литературе и творческих работах при описании персонажей, образы которых схожи с автором или между собой. К примеру, один из героев нескольких фильмов Антуан Дуанель – это альтер-эго творца и сценариста фильма – Франсуа Трюффо.

Выражение «альтер-эго» (прохождение игры с аналогичным названием, как говорят, довольно захватывающе) впервые было использовано греческим философом Зеноном Китийским, жившим в IV—III веках до н. э. Свое распространение оно получило благодаря традиции, принятой в некоторых европейских государствах в прошлые века. Когда правитель передавал свою власть преемнику, он давал ему звание второго «Я» короля - «альтер-эго-регис». Считается, что такая традиция возникла на Сицилии.

fb.ru

Альтер эго – что это значит для человека и для чего оно

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим с вами об альтер эго – что это такое, имеет ли оно отношение к эгоизму, всегда ли наличие второй личности считается в психологии отклонением, а также каким бывает альтер эго и для чего оно человеку.

Можно привести тысячу примеров из литературы или кино, где используется альтер эго – «Доктор Джекил и мистер Хайд», по которому был создан персонаж Халка от Marvel, Человек-паук, Чудо-женщина и другие супергерои, персонаж Джима Керри в фильме «Маска». Называть можно до бесконечности — не так давно вышедший «Сплит» с Джеймсом Макэвоем или «Убежище».

Некоторые знаменитости также выпускают свои альтер эго в социальные сети, чтобы повысить собственную популярность и привлечь внимание к собственной персоне, например – Гриша Ургант или Кирилл Приколов, созданный Филиппом Киркоровым.

Думаю, теперь вам стало чуть понятнее что означает это слово, но давайте все-таки подробнее разберемся с термином.

Значение термина

Альтер эго – это вторая личность человека, буквально «Второй Я». Современные психологи все еще иногда спорят можно ли применять это слово только в клинических случаях во время шизофрении и раздвоения личности или термин актуален и для тех ситуаций, когда второй персонаж создается осознанно для решения внутренних и внешних проблем, и человек при этом не страдает психическими расстройствами.

Большинство ученых все-таки склоняются ко второму варианту и признают, что наличие альтер эго не обязательно свидетельствует об отклонениях. Тем более, что альтер эго есть у каждого человека. Вспомните как в детстве мы в одно мгновения становились рыцарями или прекрасными принцессами. С возрастом идеальное представление о себе становится более совместимым с реальностью, но все равно остается и потому, иногда выползает на поверхность.

Не всегда нам хватает каких-то внутренних качеств и мы надеваем на себя маску более уверенных, романтичных или общительных людей, в зависимости от ситуации. Это помогает быстрее и проще справиться с трудностями и достичь определенных целей.

Сильные и слабые образы

Зачем людям дополнительные образы? Чаще всего причиной их появления служат страхи, неуверенность в себе, отсутствие смелости или ответственности. В таком случае человек может нарочно занижать или завышать собственные качества, становиться более сильным или превращается в жертву.

Всем нам знакомы ситуации, когда женщины, дабы решить свои проблемы с помощью мужчины превращаются в слабых девочек и ведут себя соответствующе этой роли: начинают капризничать, плакать, выставлять свою беззащитность напоказ.

Мужчины напротив чаще примеряют на себя образ сильного и независимого рыцаря, если им надо справиться с какой-то трудностью. Они начинают создавать персонаж, а затем и сами верят в соответствие.

Альтер эго и эгоизм

Думаю, что для многих уже стал понятен ответ на вопрос, который я поставила в самом начале этой публикации: имеет ли какое-то отношение альтер эго к эгоизму. Имеет, так как образ, как правило, создается для того, чтобы решить какие-то внутренние проблемы человека.

Даже если мы говорим о Бетмене или Супермене, которые берут на себя роль персонажа в крайней степени альтруистически настроенного, то делается это все равно исходя из личностных интересов, дабы помочь реализовать свои внутренние потребности, на которые не способен Кларк Кент или Брюс Уэйн.

Если персонаж создается настолько осознанно, то о каких психических отклонениях вообще может идти речь? Совершенно другое дело, когда человек начинает ощущать мир в крайностях. Он начинает разделять себя и своего персонажа. Происходит расщепление личности, что может привести к душевному расстройству.

Если вы хотите чуть больше узнать о своем эго, могу предложить вам книгу Томаса Метцингера «Наука о мозге и миф о своем Я». В ней вы узнаете что значит сознание, насколько свободна ваша воля, а также о многом другом, что будет не только интересно, но и полезно.

На этом у меня все. До новых встреч и не забывайте подписываться на рассылку.

ezy-life.ru

— Что такое альтернативная личность?Заметила забавную штуку, как только мы начинаем говорить о таком п

Заметила забавную штуку, как только мы начинаем говорить о таком понятии как "альтернативная личность" часть людей сразу думает о психических расстройствах, зачастую,в наше время часто приписываемых себе подростками. Во время,как это не единственное определение этого понятия. Что же на этот счёт говорит нам Википедия?

"Alter ego (а́льтер э́го; в переводе с лат. — «другой я») — реальная или придуманная альтернативная личность человека. Это может быть лирический герой, образ, закрепившийся за псевдонимом, наместник или даже одна из множества личностей, появившихся в результате психического расстройства.

Термин иногда используется в литературе и других творческих работах в описании персонажей, психологически схожих между собой или с автором."

  То есть "психическая" версия понятия, это всего лишь одна из вариаций,но отнюдь не единственная.

   Вы говорите что в вас "живёт" только одна личность? Забавно это слышать,к примеру, от людей которые в сети используют ник-нэймы, а на аватарках используют фото или рисованные портреты любимых персонажей,ну или любую другую картинку. Вы используете абсолютно одинаковую манеру поведения и общения с собеседниками в сети,с родственниками, коллегами, одноклассниками, друзьями,возлюбленными, клиентами,соседями? Вы уверены что всегда  одинаковы? Да? Ну хорошо....

   Самый яркий пример абсолютно нормальной социально-приемлемой "разности" живущей в человеке - социальные роли. Вы можете быть одновременно сыном или дочерью,племянником, работником, другом, родителем итд. За каждой из этих социальных ролей закреплена определённая модэль поведения. К примеру, как сотрудника,вас могут  описать спокойным, скрупулёзным, ответственным. Вы носите классическую одежду,всегда вежливы. Вас называют по имени и отчеству. В то же время в компании друзей вас могут знать как отвязного раздолбая носящего вырвиглазную одежду, танцующего на столе после 3-й рюмки самбуки.  А называют вас той кличкой,что когда-то дали в студенческие годы в общаге. И что мы видим? Уже,на простом примере есть 2 абсолютно контрастные личности с разными именами которые уживаются под одной крышей и имеют разные цели и желания)) И они образовываются сами по себе.

     Придуманные образы, уже немного другая история. Создавая профиль в сети, сами придумывая себе ник, историю образа , тщательно скрывая  то кем являемся в жизни и как нас воспринимают близкие - мы осознанно создаём альтэр эго.  Ведь подумай, ты- это Василий Пупкин, в которого годами вдалбывали родители и школа определённые знания и понятия, это пережитый тобой опыт, твои страхи и эмоции. А кто такой "Мистэр Х"? Философ,ценитель прекрасно, завсегдатай дискуссий умеющий гуглить, эксперт по марсианским сусликам. Не зная правды и не видя лица те кто знают Васю и те кто знают Мистэра Х могут не опознать в них одного и того же человека.

    Ну и ещё одна из вариаций альтер- эго  - лирический герой. Персонаж ваших стихов, рассказов, комисов. Другой ты, живущий не в реальном мире,а в воображаемом,сталкивающийся с другими ситуациями и имеющий другие возможности...

Вы всё ещё уверены,что у вас нет альтэр-эго?

galactikka.com

Альтер эго: что это в психологии

«Другой я» — именно так с латинского переводится выражение «alter ego», которым пользуются для обозначения воображаемой или существующей на самом деле альтернативной личности человека.

Но откуда этот другой берется? И можно ли оставаться в трезвом уме, если в тебе уживаются сразу несколько личностей?

Маска, я тебя знаю!

Прежде всего отметим, какие значения может принимать выражение «альтер эго».

  • Лицо, уполномоченное действовать от имени другого лица.
  • Образ, имидж, созданный для сцены.
  • Другая сущность человека, созданная им сознательно или возникшая вследствие психического расстройства.

Самые ранние упоминания об этих двух словах относятся еще к античности, однако широкую известность они получили благодаря монархам европейских государств, которые, передавая бразды правления преемнику, провозглашали его «вторым королевским я» — alter ego regis. Отсюда и первое значение слова.

Однако в наши дни в подавляющем большинстве случаев альтер эго — явление не политического, а психологического и культурного порядка. Так, например, в литературе нередки случаи, когда в произведении действует персонаж, представляющий альтер эго автора. Либо речь идет о двух (или более) героях, которые имеют так много общего, что кажутся разными сторонами одной и той же личности. То же в кинематографе: стоит только вспомнить знаменитый фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб».

Рекомендуем: Гармоничная личность

А что говорить о многочисленных сценических образах, которые создают популярные исполнители! Например, победительница конкурса «Евровидение» бородатая женщина Кончита Вурст — иное воплощение Томаса Нойвирта, марсианин Зигги Стардаст — Дэвида Боуи…

Но одно дело — люди творческие. Игра воображения, возникающие и исчезающие лирические герои, желание почувствовать себя другой личностью, которая сможет сказать обществу то, чего не смогли бы они сами, — все это неотъемлемые составляющие их жизни. А если альтер эго появляется у самых обычных мужчины или женщины? Что значит оно тогда? Нужно ли сразу бежать к психологу или даже к психиатру?

Во-первых, придумать себе образ может любой человек, не только артист или писатель. Например, по каким-то причинам вы не желаете открывать окружающим свою истинную сущность, или хотите произвести на кого-то нужное впечатление, или просто развлекаетесь…

Другие привычки, другая одежда, другое поведение в обществе — и вот вместо тихого, нелюдимого книжного червя перед нами звезда вечеринок. Как далеко могут зайти такие игры, решать только самому человеку, главное, чтобы они не приносили вреда окружающим и ему самому.

Рекомендуем: Понятие диссоциации в психологии

Во-вторых, появление альтер эго действительно может быть сигналом тревоги. Близкий человек временами словно бы перевоплощается, ведет себя совершенно иначе, а затем не может вспомнить, что делал? Такие симптомы, возможно, означают диссоциативное расстройство идентичности (его также называют расщеплением личности или расстройством множественной личности).

Обычно такое заболевание возникает из-за сильнейших психических травм, долговременного физического или эмоционального насилия или становится следствием другого расстройства психики, которое не было обнаружено ранее. К счастью, расщепление личности — явление чрезвычайно редкое.

Если же оно все-таки будет диагностировано, то следует помнить, что в настоящее время патологию лечат с помощью различных видов психотерапии. Во многих случаях удается значительно облегчить симптомы. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Альтернативная личность | Мир Тьмы вики

Кроме вашей основной личности, у вас есть альтернативная, подкрепляемая комплектом документов, свидетельством о рождении или любым другим документом который вы пожелаете. Только немногие могут знать ваше настоящее имя и личность. Ваша альтернативная личность может быть вовлечена в организованную преступность, быть членом Камарильи или мошенником, который использует свою альтернативную личность в махинациях, или вы, возможно, просто собираете для Шабаша информацию о его врагах. Даже некоторые члены Шабаша могут знать вас как одну личность, в то время как другие считают вас кем-то совсем другим.

    В дополнении к вашей обычной личности у вас есть еще альтернативная роль, в которой вы выступаете перед другой сектой или группой вампиров. Эта альтернативная личность требует создания правдоподобной истории, которая может выдержать хотя бы беглую поверку, и должна представлять ценность для ваших товарищей (в большей или меньшей степени). Ваши сир, Союзники, Связи и т.д. не будут знать, что у вас есть вторая личность, и будут относится к "незнакомцу" соответственно.

    Художественная иллюстрацияПравить

    Даяна поклонилась князю, опустив глаза к земле:

    - Я смиренно предстаю перед вами, мой князь, как вы требуете от своих подданных каждое полнолуние.

    - Спасибо, Даяна, - пророкотал князь своим глубоким баритоном – Очень ценю вашу преданность и честность. Вы можете идти.

    Вернувшись на автостоянку, Даяна сбросила маску и в очередной раз стала Сабриной. Она быстро перетащила пару высушенных трупов в багажник машины князя и разбросала горсть стреляных гильз вокруг. Остановив машину на выезде с парковки у телефона-автомата, она набрала 911, затем уронила трубку и несколько раз выстрелила в воздух, перед тем как уехать. Возможно, Даяна и была преданной и честной, однако Сабрина была настоящей сукой.

    ru.wod.wikia.com

    Альтернативные личности что это — что такое альтернативные личности ? — 22 ответа

    

    Альтернативные личности

    В разделе Прочие социальные темы на вопрос что такое альтернативные личности ? заданный автором Ѐитуська лучший ответ это Их ещё называют субличности.Диссоциативное расстройство личности (расщепление, раздвоение) - расстройство, поражающее своей необычностью и приводящее к тяжелым последствиям. У человека формируются две различные личности или более.Субличности (альтернативные личности) - различные личности, обнаруживаемые у лиц, страдающих диссоциативным расстройством личности.Переход от одной субличности к другой, часто называемый переключением (switching), обычно происходит внезапно, обычно бывает спровоцировано каким-то стрессовым событием.Характер отношений между субличностями или их взаимного узнавания варьируется от одного случая к другому. Однако, как правило, различают три вида отношений. При взаимно амнестических (mutually amnestic) отношениях субличности ничего не знают друг о друге (Ellenberger, 1970). Наоборот, в случае взаимной осведомленности (mutually cognizant pattern) каждая субличность имеет ясное представление об остальных. Они могут слышать голоса друг друга и даже вести между собой разговоры. Некоторые находятся в хороших отношениях тогда как иные терпеть не могут друг друга. При односторонне амнестических (one-way amnestic) отношениях, наиболее распространенном случае, некоторые субличности осведомлены о существовании других, но эта осведомленность не является взаимной. При односторонне амнестических отношениях осведомленная личность, называемая со-осознающей (coconscious) личностью, является "невозмутимым наблюдателем", который следит за действиями и мыслями других субличностей, но не вступает с ними в контакт. Иногда, несмотря на присутствие другой субличности, со-осознающая субличность напоминает о себе с помощью таких косвенных средств, как слуховые галлюцинации (возможно, подающий команды голос) или "автоматическое письмо" (активная в данный момент личность может вдруг начать писать какие-то слова - процесс, который она не контролирует). Исследователи ранее полагали, что при расщеплении личности у человека обычно обнаруживают себя две или три субличности. Однако современные исследования показывают, что среднее число субличностей намного выше: 15 для женщин и 8 для мужчин (АРА, 1994; Ross et al., 1989). Более того, известны случаи, при которых наблюдались 100 или более субличностей (АРА, 1994). Часто субличности появляются группами, состоящими из 2-3 человек.Субличности часто разительно отличаются друг от друга по своим личностным качествам. Кроме того, они могут иметь собственные имена и различаться по своим жизненным характеристикам (vital statistics), способностям, предпочтениям и даже физиологическим реакциям. Также субличности могут различаться по таким базовым показателям, как возраст, пол, расовая принадлежность и семейное прошлое. (с. - Основы патопсихологии. ГЛ. 13"Расстройства памяти и других когнитивных функций".)ссылка

    Ответ от 2 ответа[гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое альтернативные личности ?

    Ответ от Бухое Буратино[гуру]что-то шизофреническое по-ходу

    Ответ от Александр Воронов[гуру]Сталин и Гитлер. Хотя очень похожи. Оба с усами.

    Ответ от Виталина[гуру]Это когда оригинал в командировке, а альтернатива отдуваеться

    Ответ от 2 ответа[гуру]

    Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

     

    Ответить на вопрос:

    22oa.ru

    Множественная личность - Энциклопедия заблуждений

    Posted on | January 10, 2012 | 3 Comments

    Студенты часто спрашивают меня, существует ли раздвоение личности на самом деле. Я обычно отвечаю, что ему приписываются подлинные симптомы, как истерическому параличу или судорогам… д-р Пол Макхью

    Синдром множественной личости представляет собой психическое расстройство, которое характеризуется наличием у человека нескольких (хотя бы одной дополнительной) отчетливых и раздельных личностей, каждая из которых определяет характер его поведения и установок за период времени, когда она доминирует. Оригинальная личность, или «хозяйка», обычно амнезируется на период доминирования других личностей. Таким образом, основными признаками множественной личности выступают остутствие единства сознания и выраженная амнезия, которую нельзя объяснить обычной забывчивостью мозга. Согласно классификации DSM-IV, принятой Американской психиатрической ассоциацией в 1994 году, термин «множественная личность» был заменен на диссоциативное расстройство идентичности. Бирка может меняться, но список симптомов остается прежним.

    Говорят, что у множественной личности память и другие аспекты сознания распределяются между альтернативными личностями. Количество таких личностей, как показывает опыт различных психотерапевтов, бывает как незначительным, так и доходит до нескольких десятков и даже сотен. В некоторых отчетах есть информация, что в одном человеке уживалось сразу несколько тысяч разных личностей. Никакая современная модель мозга и памяти не может объяснить такое положение. Более того, психиатры до сих пор не пришли к единому мнению насчет того, что же такое альтернативная личность. Тем не менее они достигли согласия во взглядах на причину множественной личности: обычно это заболевание вызвано вытеснением воспоминаний о сексуальном насилии, пережитом в детском возрасте, и представляет своего рода защитный механизм. Однако подобные заявления подвергнуты сомнению, поскольку зарегистрировано несколько случаев множественной личности у детей.

    Психолог Николас Спанос приводит доводы в пользу того, что чаще всего случаи множественной личности представляют собой «… функционирующие по определенным законам социальные конструкции, которые формируются, легализуются и поддерживаются с помощью социального взаимодействия». Большую часть случаев множественной личности создают сами психотерапевты при содействии пациентов и других членов общества. Специалисты по психическим заболеваниям создают как саму болезнь, так и способы ее лечения. Это не означает, что множественной личности вовсе не существует, но ее источник и развитие зачастую, если не всегда, пытаются объяснять, не имея четкой модели разделенных, но взаимосвязанных состояний Эго, появляющихся из развалин разрушенного «исходного Я».

    Философ Даниэль Деннетт излагает довольно распространенную точку зрения на множественную личность.

    Собралось немало свидетельств в пользу того, что на сегодня есть не горстка и не сотня, а тысячи случаев диагнозов множественной личности, и это заболевание практически постоянно обязано своим существованием грубому насилию, пережитому в детском возрасте, обычном сексуальному и невероятно жестокому. Николас Хамфри и я занимались исследованием множественной личности несколько лет назад и обнаружили, что это заболевание представляет собой сложный феномен, выходящий за пределы индивидуального разума из рамки самих пациентов.

    Эти дети зачастую попадают в ужасные и критические ситуации и я скорее удивлен тому, что им удается психологически выжить, чем тому, что они пытаются спасти себя безрассудным нарушением собственных границ. Когда они оказывают сопротивление невероятному потрясению и боли, они говорят: «Забудь». И они «уходят», очерчивая границу, отгораживающую их от жестокости и означающую, что ужасные события не происходят ни в их жизни, ни в чьей-либо еще; а если и случаются, то с каким-то другим Я, которое лучше приспособлено к тому, чтобы выстоять и отразить грубое нападение. Вот как они объясняют свое поведение, когда способны ясно вспоминать о пережитом.

    Д.Деннетт практически без скептицизма относится к описанию случаев множественной личности и делает особый акцент на их метафизическом и биологическом объяснении. Среди всех блестящих выводов Деннетта, касающихся понятия «Я», не нашлось достаточно места для того момента, на который обратил внимание Спанос: собственное «Я» больного, а также все его другие личности представляют собой социальные построения, которые нуждаются не столько в метафизическом, сколько в социально-психологическом объяснении. Это не означает, что наша биология не выступает существенным фактором, определяющим развитие нашего представления о личности, в том числе о нашем собственном «Я». Следует отметить, однако, что прежде, чем мы перестаем беспокоиться о том, как объяснить с метафизической точки зрения наличие сотни Я в пределах одного человека (или одного Я в пределах сотни людей), мы могли бы обратить внимание, что в феноменологическом анализе поведения, принимаемого за чистую монету или приписываемого лишь особенностями структуры и биохимии мозга, может отсутствовать наиболее существенный момент, участвующий в создании Я – социокогнитивное окружение, в рамках которого формируются наши мысли о себе, наши болезни, наша личность, память и т.д. Наше собственное Я не становится менее реальным от того, что представляет собой социальное построение. И потому не следует полагать, что Спанос отрицает существование собственного Я или заболевания множественной личности.

    В отличие от мыслителей того же уровня, что и Деннетт, воспринимающих множественную личность как нечто, требующее объяснения скорее с точки зрения психологической динамики, ограничивающей психику потерпевшего, нежели в терминах социальных построений, психотерапевты, занимающиеся лечением множественным личности, разделяя точку зрения Спаноса, берутся за решение грандиозной задачи. Где это видно, чтобы большинство пациентов с множественной личностью, так сказать, формировались в стенах терапевтических кабинетов? Как можно, чтобы значительное количество людей, преимущественно женщин (85%), имели ложные воспоминания о сексуальном насилии, пережитом в детстве? Как могут столь многие люди вести себя так, словно их тело стало обителью многочисленных сущностей или личностей, хотя на самом деле никто никуда не вселялся? Разве может оказаться неверным мнение, согласном которому множественная личность представляет собой защитный механизм? С таким же успехом можно спросить и о том, как умудряются многие люди осуществлять гипнотическую регрессию к прошлой жизни. Как может такое количество людей заблуждаться по поводу этого? Спанос находит объяснение столь многочисленным заблуждениям и случаям самообмана: все это происходило раньше, и мы об этом знаем. Помните об одержимости демонами?

    Большинство образованных людей современности не пытаются найти объяснение эпилепсии, повреждениям мозга, генетическим нарушениям, галлюцинациям, обращаясь к идее одержимости демонами. Тем не менее было время, когда вся Европа удовлетворилась бы именно таким объяснением. Более того, и в наше время есть особые специалисты – экзорцисты, обучающие тому, как вычислить одержимого бесами и изгнать из него нечистую силу. Поддерживая подобную точку зрения, представители теологического мировоззрения разработали ряд социальных ритуалов и соответствующих норм поведения. На самом деле, особенностью каждой культуры, насколько бы примитивной или цивилизованной она ни была, выступает вера в одержимость демонами. В каждой культуре есть свои шаманы и колдуны-знахари, выполняющие особые ритуалы по изгнанию нечистой силы. В их собственном социокогнитивном окружении значимость таких убеждений и обрядов не вызывала сомнений и постоянно подкреплялась привычными и освященными обычаями социальным поведением и социальными ожиданиями.

    В наше время люди, обладающие широким диапазоном знаний, полагают, что поведение ведьм и других одержимых личностей, так же как и поведение тех, кто изгоняли из них бесов, их мучителей и палачей, отражало социальные роли. В отличие от суеверных и религиозно настроенных людей (все еще верящих в демонов, ведьм и магию), образованные люди не полагают, что в те далекие времена действительно существовали ведьмы и в чьи-то тела вселялись демоны, а священники и жрецы и в самом деле изгоняли демонов силой своей ритуальной магии. Однако для тех, кто жили во времена колдунов и демонов, эти существа были настолько же реальными, как и любые реальные переживания. Согласно точке зрения Спаноса, мир демонов и экзорцистов правдив ровным счетом настолько, насколько правдивы утверждения нынешних психологов, что вытеснение пережитой в детстве сексуальной травмы формирует механизм психологической защиты в виде множественной личности.

    Г-н Спанос предлагает обратить серьезное внимание на заявления психотерапевтов, согласно которым «… пациенты учатся интерпретировать самих себя как людей, обладающих множественным Я, представлять себя в терминах этих конструкций, а также изменять и обдуманно строить свою личную биографию, чтобы привести ее в соответствие со своим пониманием того, что значит иметь много личностей». По мнению Спаноса, психотерапевты играют особо важную роль в создании и поддержании множественной личности. Спанос пишет о том, что большинство психотерапевтов ни разу в жизни не сталкивались с множественной личностью, хотя по сообщениям некоторых специалистов им доводилось каждый год наблюдать сотни случаев этого заболевания. Тем, кто пытаются защитить незаапятнанную репутацию психотерапии, будет нелегко признать тот факт, что диагноз пациента зависит от предубеждений терапевта. Однако в самом начале процесса психотерапии пациент с множественной личностью обычно ничего не помнит о пережитом насилии. И только при поддержке психотерапевта он припоминает травматичные события прошлого. Более того, типичный больной с диагнозом множественной личности не обнаруживает свои альтернативные личности до тех пор, пока не начнется лечение. Психотерапевты противятся подобным обвинениям, утверждая, что их методы надежны, верны и представляют собой следствие опыта, а те, кто никогда не занимались лечением множественной личности, не знакомы с этими тонкостями.

    Множественные личности существуют и существовали в других культурах, не связываемые с понятием психического расстройства, как это происходит сегодня. По мнению Спаноса, множественные личности могут развиваться в условиях разнообразного культурного окружения и выполнять различные и многочисленные социальные функции. Пережитое в детстве сексуальное насилие или психическое расстройство не обязательно способствует проявлению множественной личности. Попадая в различную историческую или социальную обстановку, люди учатся думать о себе как об «обладающих более чем одной личностью и вести себя так, словно бы они были сначала одной личностью, а затем совсем другой». Однако люди вряд ли думают о себе подобным образом, если их культурой не предусмотрены модели, обучающие законам и особенностям поведения множественных личностей. Наряду с предоставлением законов и моделей, культура должна обеспечивать и легализовать поведения множественных личностей, опираясь при этом на своих агентов социализации. Напомним, что Спанос не отрицает существование множественной личности, но полагает, что для объяснения ее причин нет нужды привлекать стандартную схему, компонентами которой выступают насилие, изъятие первоначального Я и затем появление альтернативных личностей. Как, впрочем, не обязательно опираться и на психологический багаж следующей модели: вытеснение, восстановление вытесненных воспоминаний о пережитом в детстве насилии, объединение альтернативных личностей в одно целое с помощью психотерапии. Нет необходимости обращаться и к стандартным диагностическим приемам – гипнозу, регрессиям к прошлым жизням, тесту Роршаха.

    Представление о множественной личности в значительной степени сформировалось благодаря книгам и фильмам на соответствующую тематику, например «Сибил», «Пять Я», «Сознание Билли Миллигана». Эти трактовки множественной личности, подаваемые средствами массовой информации, влияют на формирование представлений не только у аудитории слушателей и читателей, но и у самих пациентов с множественной личностью. Например, рассказ «Сибил», написанный журналисткой Флорой Скрайбер – это история женщины с 16 альтернативными личностями, которые якобы стали ответной реакцией на насилие, пережитое героиней в детском возрасте. До появления в 1973 году этого рассказа и выхода в 1976 году одноименного телефильма с Салли Филд в главной роли было известно лишь о 75 случаях заболевания. После «Сибил» количество людей с диагнозом множественной личности выросло до 40 тысяч, причем эта цифра касается преимущественно США и Канады.

    Прототипом Сибил стала Ширли Арделл Мейсон, которая умерла в 1998 году от рака груди, в возрасте 75 лет. Ее психотерапевт, Корнелия Уилбур, умерла в 1992 году, оставив Ширли 25 тыс.долларов и все будущие авторские гонорары от «Сибил». Как теперь известно, Мейсон не проявляла симптомов множественной личности до психотерапевтических сеансов с Уилбур, использовавшей гипноз и другие методы внушения, чтобы вызвать появление так называемых личностей. Газеты Newsweek сообщила, что, по словам историка Питера Свейлса (он первым узнал в Сибил Ширли Мейсон), имеются серьезные оснвоания полагать, что жесточайшего насилия, описанного в книге, на самом деле не было.

    Д-р Герберт Шпигель, также лечивший Сибил, полагает, что Уилбур рассматривала личности своей пациентки как часть терапевтического процесса и что пациентка переняла их под воздействием гипноза и пентотала натрия. Шпигель говорит, что его пациентка легко поддавалась гипнозу и была крайне восприимчива к внушению. В силу своей добросовестности Мейсон даже изучала литературу, посвященную множественной личности. Создается такое впечатление, что случай Сибил по своей симптоматике соответствует ятрогенному (т.е. вызванному словами врача) психическому нарушению. Тем не менее случай Сибил представляет собой обычный пример заболевания. Сторонник этой модели, д-р Филипп Кунс из Департамента психиатрии Медицинской школы Университета штата Индиана, утверждает, что до публикации «Сибил» взаимосвязь между множественной личностью и насилием, пережитом в детском возрасте, большей частью не была обнаружена.

    Сторонники существования множественной личности пострадали от очередного серьезного нападения на правдоподобность этого заболевания, когда д-р Беннетт Браун, основатель Международного общества по изучению диссоциации, был лишен лицензии по обвинению в использовании наркотиков и гипноза для убеждения пациентки в том, что она уничтожила много людей в ходе насилия в сатанинских ритуалах. По словам пациентки, Браун внушил ей, что у нее 300 личностей, среди которых были насильник, верховная жрица сатанинского культа и каннибал. Она сообщила следующую информацию журналистам газеты Chicago Tribune: «Я начала согласовывать между собой различные факты и поняла, что никаким образом не могло быть так, чтобы я приходила из маленького городка в штате Айова, ежегодно съедала по 2000 людей, а совсем никто этого не замечал». Пациентка отсудила 10.6 млн.долларов в процессе против Брауна и госпиталя Rush-Presbytarian St.Luke и еще одного психотерапевта, участвовавшего в ее лечении.

    Защитники стандартной модели возникновения, диагностики и лечения множественной личности утверждают, что это заболевание еще не изучено до конца и, в силу своей запутанности, с трудом поддается диагностике. Д-р Филипп Кунс утверждает, что существует определенное профессиональное отвращение к диагностике множественного личностного расстройства. Он полагает, что все это связано со многими факторами, в том числе с неуловимостью присутствующих симптомов, страхом пациента и нежеланием разглашать важную информацию о болезни, отсутствием профессиональных знаний и навыков по диссоциативным расстройствам, нежеланием клинических врачей поверить в то, что множественная личность действительно существует, а не представляет собой плод воображения.

    Другой защитник стандартной модели множественной личности, д-р Ральф Аллисон, разместил в интернете информацию о своих исследованиях по поводу диагноза, поставленного Кеннету Бианки. Д-р Аллисон признается, что семь раз менял свое мнение. Кеннету Бианки, серийному убийце, осужденному на пожизненное заключение, был поставлен диагноз множественной личности. Заболевание диагностировал д-р Джек Уоткинс, психиатр, представляющий сторону защиты. С помощью гипноза он спровоцировал появления «Стива», который якобы и был альтернативной личностью Бианки, совершавшей все убийства. Психиатр со стороны обвинения, Мартин Орн, специалист по гипнозу, с успехом продемонстрировал в зале суда, что и гипноз, и симптомы множественной личности были притворством и обманом.

    Д-р Аллисон утверждает, что дебаты вокруг множественной личности представляют собой полемику между психотерапевтами, отстаивающими стандартную модель, и теоретиками, которые отказываются верить в существование множественной личности. Настоящая битва происходила в комитете по разработке классификации DSM-IV. Теоретики победили и название «множественное расстройство личности» было заменено на «диссоциативное расстройство идентичности». В принятой в 1994 году DSM-IV рассматривается 410 видов психических заболеваний, в то время как в DSM-II (1968 год) только 145, а в первой редакции 1952 года всего 60. Некоторые полагают, что такое быстрое увеличение количества различных психических расстройств свидетельствует о том, что психиатры постоянно пытаются расширять свой рынок. Другие находят причину появления новых расстройств в совершенствовании диагностических методов. Как сообщает д-р Аллисон, множественная личность была внесена в DSM-II под названием «истерическое диссоциативное расстройство», но не имела собственного кодового номера. В DSM-III множественная личность фигурировала уже под собственным кодовым номером, но была изъята из DSM-IV и заменена на диссоциативное расстройство идентичности.

    Смотрите также:

    Перейти на главную

    Комментарии

    Пожалуйста, пишите разумные и содержательные комментарии. Если вы не согласны с вышеизложенной информацией, просьба подкреплять свое несогласие ссылками на авторитетные источники. Бессодержательные комментарии в стиле "Статья бред", "Автор дурак", "Выпей йаду" и т.п. будут безжалостно удаляться.

    skepdic.ru