Черчение. Чертеж по черчению


ЧЕРЧЕНИЕ. Школьный интернет-учебник - Введение 1-1

Приложения 

 

Ботвинников А.Д. § 1-2.2 [1]

Степакова В. В. § 1 [3]Вышнепольский И.С. § 3 [8]

 

 

 

 

 

Это интересно!

 

 

pdf Что такое черчение?

pdf Что такое стандарт?

pdf  Стихи о школе

pdf Карандаш

pdf Линейка

pdf Циркуль

pdf Ластик

pdf Рейсфедер

pdf Чертёжные приспособления

pdf  Преподавание черчение в дореволюционной русской школе

 

 

 

Чертеж — конструкторский документ. К конструкторским документам относят графические (чертежи, схемы) и текстовые (спецификация, ведомости, технические условия и т. д.) докумен­ты, которые в отдельности или в совокупности определяют со­став, устройство изделия, содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

 Для того  чтобы изготовить детали и собрать из них сборочную единицу, необходимо тщательно разработать конструкторскую документацию. Она должна однозначно определять, что должно быть изготовлено: наименование изделия, величина, форма, внешний вид, материалы, способы изготовления и др. Конструкторская документация должна обеспечить идентичность одноименных изделий при их изготовлении и в случае необходимости – их взаимозаменяемость.

Чертежи, схемы и другие конструкторские документы выполняют по единым правилам и нормам, установленным государственными стандартами – ГОСТами. Государственные стандарты сведены в единую систему конструкторской документации (ЕСКД).

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) – комплекс государственных стандартов, устанавливающий взаимосвязанные правила и положения по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой организациями, предприятиями и учебными заведениями. ЕСКД учитывает рекомендации Международной организации по стандартизации (ИСО), постоянной комиссии по стандартизации.

Соблюдение государственных стандартов обязательно для всех отраслей промышленности, проектных организаций, научных учреждений и т. д. Все чертежи должны выполняться в соответствии со стандартами ЕСКД, отличаться четким и аккуратным оформлением.

 Стандарт имеет буквенное и цифровое обозначение.

 Форматы

 Чертежи выполняют на листах бумаги определен­ного размера, называемых форматами.

Размеры формата и его обозначения установлены ГОСТ 2.301-68 (рис. 1, 2).

 

 

Рис. 1. Вертикальные форматы

 

 

Рис. 2. Горизонтальные форматы

 

Площадь формата А0 примерно равна 1 м2. Другие основные форматы могут быть получены последовательным делением формата А0 на две равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата. На уроках черчения используют формат A4, размеры ко­торого равны 210 x 297 мм. Размер формата А4 (210х297) принят за единицу измерения остальных форматов.

В таблице 1 представлены размеры форматов:

Обозначение формата

Размеры сторон формата, мм

А0

841 × 1189

А1

594 × 841

А2

420 × 594

А3

297 × 420

А4

210 × 297

Форматы оформляются внутренней рамкой чертежа, которая наносится по ГОСТу. Проводят её сплошной толстой основной линией. Сверху, справа и снизу расстояние между линиями ограничивающими внутреннюю и внешнюю рамки принимают равными – 5 мм. С левой стороны для подшивки и брошюровки чертежей оставляют полосу шириной 20 мм (рис. 3). Это облегчает их хранение, создаёт другие удобства.

 

Рис. 3. Оформление формата

 

 

Основная надпись чертежа

 Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной и вдоль короткой стороны.

В правом нижнем углу распола­гается основная надпись чертежа, содержащая сведения об изображённом изделии.  В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной стороны, так и вдоль короткой  (рис. 4).

 

Рис. 4. Расположение рамки и основной надписи на чертеже.

 

 ГОСТ 2.104—68 устанавлива­ет форму и размеры основной надписи. На учебных школьных чертежах основную надпись выполняют в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм. Каждая графа надписи имеет определенные размеры. В основной надписи указывают название изображенной детали, материал, из которого она сделана, масштаб, кто чертил, кто проверил чертеж, когда выполнена работа (дата), название школы, класс и номер чертежа.

Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 5.

 

Рис. 5. Основная надпись учебного чертежа

 

 Каждый чертёжно-графический документ необходимо выполнять технически грамотно и графически чётко. Чертёж должен соответствовать требованиям стандартов, и содержать все подробно описанные сведения, необходимые для изготовления деталей.

 

Практические задания, тесты и домашние работы

Графическая работа  

 

Вопросы для повторения

 

pdf  Вопросы

 

 

Тест

Чертёжные инструменты

  ts2 

Форматы

 

Домашняя работа

 

 

Черчение с увлечением!

pdf   Ход конём

pdf  Что необходимо для чертежа?

pdf  Инструменты

pdf   Почему?

pdf  Пространственные головоломки

pdf   Логические задачи

pdf  

 

 

 

 

cherch-ikt.ucoz.ru

ЧЕРЧЕНИЕ. Школьный интернет-учебник - Планирование

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.11.2018, 00:42

ЧерчениеШкольный интернет-учебник И.Ю. Ларионовой

 

Планирование по черчению

 

Основное содержание (35 час)

Раздел 1: Введение   (4 часа)

Урок №1. Предмет "Черчение". Правила оформления чертежей.

Урок №2. Линии чертежа.

Урок №3. Чертежный шрифт. Цифры и знаки.

Урок №4. Нанесение размеров. Масштаб.

 Раздел 2: Метод проецирования и графические способы построения изображений   (6 часов)

Урок №5. Понятие о проецировании. Способы проецирования.

Урок №6. Метод Монжа. Расположение видов.

Урок №7. Комплексный чертеж. Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже. Графическая работа "Чертеж в трёх видах по наглядному изображению детали".

Урок №8. Аксонометрические проекции.

Урок №9. Рациональные построения в изометрии. Проекции плоских фигур и окружности.

Урок №10. Технический рисунок. Эскиз.

 Раздел 3: Чтение и выполнение чертежей   (7 часов)

Урок №11. Деление окружности на равные части.

Урок №12. Сопряжения в технике.

Урок №13. Графическая работа "Чертеж детали, содержащий сопряжения".

Урок №14. Анализ геометрической формы предметов.

Урок №15. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней.

Урок №16. Графическая работа "Эскиз детали и её технический рисунок".

Урок №17. Развёртки поверхностей геометрических тел.

 Раздел 4: Сечения и разрезы   (9 часов)

Урок №18. Сечения: правила выполнения, изображение и обозначение.

Урок №19. Графическая работа "По чертежу детали выполнить необходимые сечения".

Урок №20. Разрезы: виды, правила выполнения и обозначение.

Урок №21. Графическое обозначение материалов. Решение графических задач.

Урок №22. Соединение вида и разреза. Местные разрезы.

Урок №23. Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии.

Урок №24. Условности и упрощения на чертежах.

Урок №25. Графическая работа "По двум видам выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом".

Урок №26. Решение занимательных творческих задач.

 Раздел 5: Сборочные чертежи   (9 часов)

Урок №27. Виды соединений деталей. Резьба: виды, изображение и обозначение метрической резьбы.

Урок №28. Разъемные резьбовые соединения. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе.

Урок №29. Графическая работа "Выполнение чертежа резьбового соединения".

Урок №30. Разъемные соединения (шпонкой, штифтом, шлицами).

Урок №31. Сборочный чертеж: изображения на сборочном чертеже, спецификация. Чтение сборочного чертежа.

Урок №32. Деталирование. Выполнение чертежа простой сборочной единицы.

Урок №33. Конструирование. Графическая работа "Разработать конструкцию одной из деталей, входящей в состав сборочной единицы".

Урок №34. Графическая работа "По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали".

Урок №35. Подведение итогов года. Решение занимательных творческих задач.

 

 

При использовании материалов сайта не забывайте указывать автора и делать ссылки. © Ларионова И.Ю., 2013-2015

cherch-ikt.ucoz.ru

Практические и графические работы по черчению — КиберПедия

Рабочая тетрадь

Практические и графические работы по черчению

 

 

 

 

Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

Введение в предмет черченияМатериалы, принадлежности, чертежные инструменты.

 

История возникновения графических способов изображений и чертежа

Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV.

Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»

В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.

• Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

• Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»

 

Разновидности графических изображений

Задание:подпишите названия изображений.

 

 

 

 

 

Понятие о ГОСТах. Форматы. Рамка. Линии чертежа.

 

Оборудование для ученика: Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4
Д/З: Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, оформить фА4 (без шрифта)
Усвоить: Представления о ГОСТах, ЕСКД, форматах, основной надписи
Уметь: Определять толщину, начертание, тип линий при выполнении графических изображений, оформить формат.

 

Задание 1

 

 

 

Графическая работа №1

«Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Оборудование для ученика: Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 20, принадлежности, фА4
Д/З: Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, миллиметровка.
Усвоить: Правила оформления чертежа, поэтапность работы над чертежом.
Уметь: Аккуратно и рационально вести работу чертежными инструментами. Соблюдать правила оформления чертежа, начертание линий.

Примеры выполнения работы

Тестовые задания к графической работе №1

 

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:

а) А1; б) А2; в) А4?

2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:

а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?

______________________________________________________________

 

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. На каком месте чертежа располагается основная надпись:

а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?

2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:

а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?

 

 

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

 

1. Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:

А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?

2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:

а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?

 

 

 

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

 

1. На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:

а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?

2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:

а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?

 

 

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

 

1. Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:

а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?

2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:

а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?

Шрифты (ГОСТ 2304-81)

Оборудование для ученика: Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, миллиметровка.
Д/З: Тетрадь, учебник §2.4 стр. 23-24, миллиметровка.
Усвоить: Чертежный шрифт, основную надпись чертежа.
Уметь: Использовать шрифт при оформлении чертежа

 

Типы шрифтов:

 

 

Размеры шрифтов:

Практические задания:

Расчеты параметров чертежных шрифтов

 

Параметры шрифта Обозначение Относит. размер Размер в мм
3.5
Высота прописных букв һ   3.5
Высота строчных букв с 0.7 һ 2.5 3.5
Расстояние между буквами а 0.2 һ 0.7 0.1 1.4 2.0 2.8
Минимальное расстояние между основаниями строк b 1.7 һ 6.0 8.5 12.0 17.0 24.0
Минимальное расстояние между словами е 0.6 һ 2.1 3.0 4.2 6.0 8.4
Толщина букв d 0.1 һ 0.35 0.5 0.7 0.1 1.4

 

 

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Какая величина принимается за размер шрифта:

а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота прописной буквы рифта №5:

а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:

а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:

а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:

а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?

 

Графическая работа № 2

«Чертеж плоской детали»

Оборудование для ученика: Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4 (по вертикали)
Д/З: Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль)
Усвоить: Правила нанесения размеров, оформление чертежа (шрифты, линии).  
Уметь: Выполнять чертеж, применять правила нанесения размеров, пользоваться чертежными инструментами.

 

Карточки – задания

1 вариант

2 вариант

 

3 вариант

 

4 вариант

 

 

Геометрические построения

 

Деление окружности на 5 и 10 частей

 

 

Деление окружности на 4 и 8 частей

 

 

Деление окружности на 3, 6 и 12 частей

 

Деление отрезка на 9 частей

 

Закрепление материала

Практическая работа:

По данным видам постройте третий. Масштаб 1:1

Вариант №1

 

 

Вариант №2

 

 

Вариант №3

 

Вариант №4

 

 

Закрепление материала

Напишите ответы в рабочей тетради:

 

Вариант №1

 

Вариант №2

 

 

 

Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу».

Оборудование для ученика: Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, проволока или картон, спичечные коробки, клей и т. п.
Д/З: Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова
Усвоить: Способы моделирования по чертежу.
Уметь: Читать несложный чертеж.

Указания к работе

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали (рис.58). Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины (10 – 20 мм).

 

Закрепление материала

Задание:

В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

 

Вариант №1 Вариант №2

 

 

Закрепление материала

Задание:

В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

 

Вариант №3 Вариант №4

 

 

Закрепление материала

Работа по карточкам

 

Закрепление материала

Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

 

Сумма (наращивание)

Отсечение

Задание на закрепление

Овал -

Алгоритм построения овала

1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

3. Из вершины ромба (D) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D4, который будет равен радиусу дуги R.

4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4.

5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

При пересечении отрезка D4 и АС получим точку О2.

6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R1, которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

Закрепление материала

 

Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок

Оборудование для ученика: инструменты, учебник, миллиметровка
Д/З: Инструменты, миллиметровка, фА4, § 18
Усвоить: Что такое эскиз. Правила выполнения эскиза
Уметь: Выполнить эскиз в необходимом количестве видов. По эскизу выполнить чертеж.

 

1. Что называется эскизом?

 

Закрепление материала

Задания для упражнений

 

Практическая работа №7

«Чтение чертежей»

Оборудование для ученика: Учебник, тетрадь, лист.
Д/З: Миллиметровка, §17
Усвоить: Усвоить способы построения 3-х видов, анализ геометрической формы предмета, знать названия элементов детали.
Уметь: Анализировать чертеж, определять размеры, давать точную словесную характеристику

 

 

Графический диктант

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Оборудование для ученика: Формат (тетрадь), инструменты
Д/З: Инструменты, миллиметровка.
Усвоить: Правила выполнения эскизов
Уметь: Определять необходимое и достаточное количество видов для данной детали. Выбирать главный вид. Проставлять размеры.

Вариант №1

Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 30 мм.

Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 2

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 3

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 4

Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

Общая высота детали 60 мм.

Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 5

Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

Диаметры отверстий 20 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 6

Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

Ребро куба 60 мм.

Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант №7

Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

Общая высота детали 60 мм.

Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 8

Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

Общая высота детали 59 мм.

Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 9

Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

Общая высота детали 50 мм.

Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

Контрольная работа

Графическая работа №11

«Чертеж и наглядное изображение детали»

Оборудование для ученика: Формат А3, инструменты
Д/З: Инструменты, тетрадь, учебник.

Задание:

По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.

 

Графическая работа №10

«Эскиз детали с элементами конструирования»

Оборудование для ученика: инструменты, учебник, миллиметровка
Д/З: Инструменты, миллиметровка.
Усвоить: Правила выполнения эскиза
Уметь: Выполнить эскиз, правильно проставлять размеры

 

Задание:

Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Графическая работа №8

«Чертеж детали c преобразованием ее формы»

 

Оборудование для ученика: инструменты, фА4, учебник
Д/З: Инструменты, миллиметровка.
Усвоить:  
Уметь: Выполнить чертеж

Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

Оборудование для ученика: Учебник, тетрадь, миллиметровка, принадлежности
Д/З: Учебник рис. 151 (познакомиться), фА4
Усвоить:  
Уметь: Анализировать форму. Выполнить чертеж в ортогональном прямоугольном проецировании.

Графическая работа

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

Задание:

Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.

Задание на логическое мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Оформление чертежей»

 

 

Кроссворд «Проецирование»

1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

2. То, что получается в результате моделирования.

3. Грань куба.

4. Изображение, получаемое при проецировании.

5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

7. Вид сбоку лица, предмета.

8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

Ребус по теме «Вид»

 

Ребус

 

Кроссворд «Аксонометрия»

По вертикали:

1. В переводе с французского языка «вид спереди».

2. Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

3. Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

4. Геометрическое тело.

5. Чертежный инструмент.

6. В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

7. Геометрическое тело.

8. Наука о графических изображениях.

9. Единица измерения.

10. В переводе с греческого языка «двойное измерение».

11. В переводе с французского языка «вид сбоку».

12. На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

 

 

Технический словарь черчения

 

Термин Определение термина или понятия
Аксонометрия    
Алгоритм  
Анализ геометрической формы предмета  
Бобышка  
Буртик  
   
Вал  
Вершина  
Вид  
Вид главный  
Вид дополнительный    
Вид местный    
Винт  
Втулка  
   
Габарит  
Гайка  
Галтель  
Геометрическое тело  
Горизонталь  
Готовальня  
Грань  
   
Деление окружности  
Деление отрезка  
Диаметр  
ЕСКД  
   
Инструменты чертежные  
Калька  
Карандаш  
Компоновка чертежа  
Конструирование    
Контур  
Конус  
Кривые лекальные  
Кривые циркульные  
   
Лекало  
Линейки  
Линия – выноска  
Линия выносная  
Линия перехода  
Линия размерная    
Линия сплошная    
Линия штриховая    
Линия штрихпунктирная  
Лыска  
   
Масштаб    
Метод Монжа    
Многогранник  
Многоугольник  
Моделирование    
Надпись основная  
Нанесение размеров    
Обводка чертежа  
Обрыв  
Овал  
Овоид  
Окружность  
Окружность в аксонометрической проекции  
Орнамент  
Оси аксонометрические  
Ось вращения  
Ось проекций  
Ось симметрии  
Отверстие  
   
Паз  
Паз шпоночный  
Параллелепипед  
Пирамида  
Плоскость проекций  
Призма  
Проекции аксонометрические  
Проекция  
Проекция изометрическая прямоугольная  
Проекция фронтальная диметрическая косоугольная  
Проецирование  
Проточка  
   
Развертка  
Размер  
Размеры габаритные  
Размеры конструктивные  
Размеры координирующие  
Размеры элемента детали  
Разрыв  
Рамка чертежа  
Ребро  
Рисунок технический    
Симметрия  
Сопряжение    
Стандарт  
Стандартизация  
Стрелки  
Схема  
   
Тор  
Точка сопряжения  
Транспортир  
Угольники  
Упрощения и условности  
   
Фаска  
Форматы чертежей  
Фронталь  
  Центр проецирования  
Центр сопряжения  
Цилиндр  
Циркуль  
   
Чертеж  
Чертеж рабочий  
Черчение  
Число размерное    
Чтение чертежа  
   
Шайба  
Шар  
Шлиц  
Шраффировка  
Шрифт    
Штриховка Штриховка в аксонометрии  
Эллипс  
Эскиз  
     

 

Рабочая тетрадь

Практические и графические работы по черчению

 

 

 

 

Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

Введение в предмет черченияМатериалы, принадлежности, чертежные инструменты.

 

cyberpedia.su

ЧЕРЧЕНИЕ. Школьный интернет-учебник - Сборочные чертежи 5-6

Деталирование

Сборочный  чертеж

     

Рис. 1. Кулачковый механизм: вид  и сборочный чертеж

Деталирование – это процесс выполнения рабочих чертежей деталей, входящих в изделие, по сборочному чертежу изделия.

Порядок выполнения рабочего чертежа детали из сборочного чертежа аналогичен выполнению чертежа детали с натуры. При этом формы и размеры детали определяются при чтении сборочного чертежа.

Полезно мысленно «разобрать» изделие на составные части, выделить стандартные детали. Чертежи стандартных деталей не выполняются.

При деталировании каждую деталь вычерчивают на отдельном листе бумаги, формат которого зависит от сложности детали, необходимого количества изображений для выявления ее формы, применяемого масштаба изображения и пр.

Перед выполнением чертежей необходимо выяснить, сколько изображений и каких (виды, разрезы, сечения) необходимо применить для показа формы детали (какие местные виды и разрезы могут быть при этом использованы). Главный вид детали выбирается исходя из общих правил, а не из расположения ее на сборочном чертеже. Например, детали, обрабатываемые на токарных станках (валы, оси, втулки), на чертеже изображаются в горизонтальном положении. Число и содержание изображений детали может не совпадать со сборочным чертежом. Если деталь простая, то достаточно меньшее число видов, и наоборот.

На рабочем чертеже должны быть показаны и те элементы детали, которые на сборочном чертеже совсем не изображены или изображены условно или упрощенно. К ним относятся: литейные радиусы, уклоны, проточки, канавки, фаски на резьбах, гнезда под винты, шпильки, болты, гайки и т.д.  При выполнении чертежей деталей, особенно при нанесении размеров, необходимо пользоваться справочными пособиями. Так, размеры пазов (канавок) для шпонок, размеры резьбовых изделий выбираются в соответствии с ГОСТами.

Размеры детали получают по чертежу, иногда прибегая к измерению их на изображении. Для определения размеров деталей сборочных чертежей выполненных в нестандартном масштабе (фотографирование, ксерокопия с уменьшением и т.д.), можно вычислить коэффициент искажения.

График масштабов

Так как на сборочных чертежах отсутствуют размеры отдельных деталей, то при деталировании все необходимые размеры определяют по масштабу. В этом случае для определения натуральных размеров детали можно пользоваться графиком масштабов.

Для того чтобы определить истинные размеры детали, необходимо выяснить, во сколько раз уменьшен (или увеличен) при печатании изображенный чертеж. С этой целью находим на чертеже самый большой размер (чем больше размер, тем меньше погрешность при расчете). Например, размер 116 при непосредственном измерении на рисунке оказался равным 50 мм. Разделив 116 на 50 получаем коэффициент уменьшения равным 2,32. Теперь, чтобы узнать размеры, не указанные на сборочном чертеже, надо измерять их на чертеже и полученные величины умножить на полученный коэффициент (в данном случае 2,32).

Рис. 2 Измерение деталей на сборочном чертеже

Пропорциональный масштаб

Чтобы избежать большого числа подсчетов, применяют графический метод вычисления. В этом случае вычерчивается график пропорциональной зависимости размеров действительных и на иллюстрации в книге. График вычерчивается в соответствии с рисунком 2.

1. Определяем по линейке указанный размер 116 мм, на сборочном чертеже он равен 50 мм.

2. Откладываем по горизонтали 116 мм, по вертикали – 50 мм. Соединяем эти точки.

3. Измеряем нужный размер детали, например 10 мм, откладываем по вертикали 10 мм, проводим линию, параллельную отрезку (50; 116)  и находим действительный – 23 мм.

Рис.3. Пропорциональный масштаб.

Имея чертежи нестандартных деталей, их можно изготовить, а затем из них и из стандартных деталей по сборочным чертежам собрать готовое изделие.

 

Порядок деталирования сборочного чертежа

Деталирование выполняют в следующей последовательности:

1.  Читают сборочный чертеж;

2. Мысленно представляют форму детали, чертеж которой необходимо выполнить. Выбирают основную деталь узла, с которой сопряжено наибольшее количество других деталей.

3. Определяют необходимое число изображений (видов, разрезов, сечений), которое позволит выявить форму детали; Таким путем выбирают виды для других рабочих чертежей.

4. Выбирают масштаб изображения в зависимости от сложности формы каждой детали и ее габаритных размеров. Мелкие детали рекомендуется вычерчивать в увеличенном масштабе. Независимо от выбранного масштаба на рабочих чертежах деталей, наносят только действительные размеры.

5. Выполняют построение необходимых изображений чертежа. Все рабочие чертежи вычерчиваются на листах бумаги стандартных форматов. Каждую деталь вычерчивают на отдельном формате с полным оформлением его рамкой, основной надписью. Для сопрягаемых поверхностей (это поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей, например, диаметр винта и отверстия для него) надо согласовать размеры, т.е. диаметры винта и отверстия должны быть одинаковыми.

6. После вычерчивания изображений наносят обозначения шероховатости поверхности, проводят размерные и выносные линии, проставляют размерные числа.

7. При необходимости над основной надписью пишут технические требования.

8. Заполняют основную надпись чертежа.

Чертежи стандартных деталей не выполняют. Если потребуется, размеры таких изделий, то подбирают по соответствующим стандартам, пользуясь главными обозначениями, записанными в спецификации.

 

cherch-ikt.ucoz.ru

ЧЕРЧЕНИЕ. Школьный интернет-учебник - Проецирование 2-3

Комплексным чертежом называют изображения предмета, составленные из двух или более связанных между собой ортогональных проекций изображаемого геометрического образа (рис. 1).

 

Рис. 1. Наглядное изображение предмета

Фронтальную проекцию называют видом спереди, или главным видом. Главный вид, получаемый на фронтальной плоскости проекций, является исходным, он должен давать наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Предмет располагают так, чтобы на чертеже большая часть его элементов изображалась как видимая. Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки, корпуса кранов и вентилей, трубопроводов, насосов, редукторов) на главном изображении (виде) показывают в рабочем положении, т. е. в положении, которое деталь занимает при эксплуатации. Детали, находящиеся при работе в различных положениях, вычерчивают в положении, которое преобладает в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и др., имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью. (Можно посмотреть здесь). Как было сказано на прошлом уроке, горизонтальная проекция (вид сверху) располагается под фронтальной, а профильная (вид слева) - справа от фронтальной и на одном уровне с ней. Нарушать это правило расположения проекций нельзя. Такое расположение проекций называют проекционной связью.

Рис.2. Комплексный чертеж

Проекционная связь показана на рис. 2 тонкими сплошными линиями, которые называются линиями связи. При проведении линий связи между горизонтальной и профильной проекциями удобно пользоваться вспомогательной прямой, которую проводят под углом 45° от осей в правой нижней четверти. Линии связи, идущие от вида сверху, доводят до вспомогательной прямой. Из точек пересечения с нею восставляют перпендикуляры для построения вида слева.

Так строят чертежи в прямоугольных проекциях. Используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертеж детали любой сложности.

Построение чертежа

В учебной практике иногда приходится выполнять задания, связанные с увеличением или уменьшением количества изображений на чертеже, например строить третий вид по двум имеющимся.

Построение третьего вида предмета сводится к построению третьих видов его отдельных элементов (точек, линий, плоских фигур) и отдельных частей. Для этой цели, изучая чертеж, определяют форму, размеры и положение этих частей на предмете. Таким образом, вначале осуществляется чтение чертежа. После этого приступают к графическим построениям, вычерчивая последовательно один за другим те или иные элементы предмета.

На рисунке 3 показана последовательность построения вида слева по двум заданным: главному и сверху. Перенос размеров с вида сверху на достраиваемый вид осуществлен с помощью постоянной прямой чертежа.

Рис. 3

Иногда при построении отсутствующего на чертеже вида применение постоянной прямой не обязательно. Для переноса размеров с одного вида на другой можно воспользоваться циркулем или линейкой (см. рис. 3, размер, обозначен звездочкой).

В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертеж.

Компоновка чертежа

Компоновка чертежа (или композиция чертежа) выражается в гармоничном сочетании отдельных элементов изображения в выбранном масштабе с заданным форматом бумаги. Компоновкой чертежа также называется размещение изображений, размеров и надписей на поле чертежа (т.е. внутри рамки).

Начинающие чертежники строят чертеж, как правило, без учета площади листа бумаги. В итоге чертеж либо не помещается в отведенном ему поле, либо занимает только его часть.

Поскольку мы воспринимаем изображение не само по себе, не изолированно, а вместе с листом, на котором оно расположено, то между величинами изображения и листа должна существовать определенная пропорциональная зависимость, или, как говорят художники, композиционное равновесие.

Простейший способ достижения равновесия в чертеже – это равномерное распределение проекций (но не за счет нарушения проекционной связи!). Из рисунка 4 легко понять суть этого требования.

 Рис.4. Компоновка проекций на чертеже

Но здесь могут быть и неожиданности. На рисунке 5 проекция валика размещена строго посередине листа. Несмотря на это, изображение кажется сдвинутым вниз.

 Рис.5. Деталь на чертеже кажется смещенной

Это объясняется особенностью восприятия изображений нашим глазом: горизонтальные линии нам представляются длиннее вертикальных, верхняя половина предмета – больше нижней. Поэтому изображение валика следовало бы расположить несколько выше середины листа. По той же причине верхние части некоторых типографических знаков делают меньше нижних, но мы их видим равными (рис. 6).

 Рис.6. Компоновка типографических знаков

Поверните рисунок и вы убедитесь в этом (посмотрите здесь).

Это относится и к ряду букв и цифр чертежного шрифта. Взгляните на рисунок 7.

Рис.7. Компоновка круга в квадрате

Кажется, будто небольшой черный круг расположен в глубине квадрата, большой круг выдвинут на первый план и только третий круг лежит в плоскости квадрата. Этот пример поможет вам определить соотношение толщины и размеров линий, цифр, надписей и других элементов чертежа при его выполнении, т. е. выдержать равновесие между черным и белым.

На рисунке 8 легко увидеть, какая компоновка чертежа выполнена композиционно правильно.

Рис.8. Компоновка размерных линий на чертеже

Стрелки чертежей на рис. 8, а) и в) несоизмеримы с проекциями: первые - велики, вторые - слишком малы, цифры - также. Кроме того, на рис. 8, а) они «прижаты» к своим проекциям, на рис. 8, в), напротив, «оторваны» от них. Правильно исполнен чертеж на рис. 8, б). В нем зрительно все уравновешено и создаются благоприятные условия для глаза при его движении по изображению.

Законы композиции проявляются во всех видах искусств: в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, фотографии и т. п.

 

Количество изображений

Выбор числа изображений является важным этапом выпол­нения чертежей. Он заключается в нахождении положения детали на главном изображении и необходимого числа видов, которые позволят полно и точно отобразить внешнюю и внутреннюю форму, а также размеры предмета.

Количество видов должно быть наименьшим, но полностью выявляющим форму предмета.

Выбор положения детали в главном изображении должен давать наиболее полное представление о форме и размерах детали: на главном виде должна быть максимально представлена информация о форме.

Обычно деталь показывают в положении, которое она занимает при обработке. Поэтому ось деталей, получаемых точением (например, валы), располагают горизонтально. Это облегчает рабочему изготовление детали по чертежу, так как и на чертеже и на станке он видит ее в одинаковом положении.

Выбор положения детали на главном изображении в значительной степени определяет количество изображений на чертеже. Предмет стараются располагать так, чтобы большая часть его элементов на главном виде изображалась как видимая.

Форма детали, представленной на рисунке 9 выявляется одним видом при правильном выборе главного изображения (главного вида).

Рис. 9.

Для передачи формы детали (рис. 10) необходимы два вида. Одним, главным видом не возможно показать глубину пазов утолщенной части детали.

 

Рис. 10.

Форму детали, показанной на рисунке 11 выявляют тремя изображениями. Даже два вида детали не будет полно определять форму.

 

Рис. 11.

 

                            

cherch-ikt.ucoz.ru

ЧЕРЧЕНИЕ. Школьный интернет-учебник - Чтение чертежей 3-4

Многообразие геометрических форм

На уроках математики вы уже познакомились с некоторыми геометрическими фигурами. Под фигурой понимают любую совокупность (множество) точек. Всякую сложную фигуру можно разделить на более простые.

Если все точки фигуры лежат в одной плоскости, фигуру называют плоской: треугольник, квадрат и др. Совокупность точек, расположенных в пространстве, образует пространственную фигуру: куб, цилиндр и др. Фигуры в пространстве называют  геометрическими телами.

Предметы, которые нас окружают, детали машин имеют, как правило, сложную реальную геометрическую форму. Однако, присмотревшись к ним внимательно, можно заметить, что некоторые из них состоят из одного или нескольких простых геометрических тел или их видоизмененных частей. Такими геометрическими телами, образующими форму предметов, являются  призмы, пирамиды, цилиндры, конусы, шары и др. (рис. 1)

Рис. 1.  Геометрические тела

По форме простые геометрические тела делятся на многогранники и тела вращения. Плоскость является частным случаем поверхности.

Многогранники – геометрические тела, поверхность которых состоит из плоских многоугольников. Это куб, призма, параллелепипед, пирамида и др.

Тела вращения – геометрические тела, поверхность которых описывается какой-либо прямой или кривой (образующей) при её вращении вокруг неподвижной оси (например, конус, цилиндр, шар и т. п.).

Форма каждого геометрического тела имеет свои характерные признаки. По ним мы отличаем призму от цилиндра, пирамиду от конуса и  т. п. Эти признаки используются и при построении чертежей геометрических тел или состоящих из них предметов и деталей. Однако прежде чем выполнять такие чертежи, выясним, какие правила положены в основу способов их построения.

Поскольку форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей, для построения чертежей этих предметов необходимо знать, как изображается каждое геометрическое тело. Поэтому рассмотрим сначала построение чертежей и аксонометрических проекций простых тел. Это тем более необходимо, так как в сложной форме любого предмета всегда можно выделить простые геометрические тела, которые помогают представить форму предмета по его чертежу.

Изображение многогранников

Рассмотрим построение прямоугольных проекций призмы. Для примера возьмем треугольную призму (рис. 2) и шестиугольную призму (рис. 3). Их основания, параллельные горизонтальной плоскости проекций, изображаются на ней в натуральную величину, а на фронтальной и профильной плоскостях - отрезками прямых. Боковые грани изображаются без искажения на тех плоскостях проекций, которым они параллельны, и в виде отрезков прямых - на тех, которым перпендикулярны. Грани, наклонные к плоскостям, изображаются на них искаженными.

Рис. 2. Треугольная призма

Рис. 3. Шестиугольная призма.

Размеры призм определяются их высотами и размерами фигур основания. Штрихпунктирными линиями на чертеже изображаются оси симметрии.

Рассмотрим, как изображают на чертеже правильную четырехугольную пирамиду (рис. 4). Основание пирамиды проецируется на горизонтальную плоскость проекций в натуральную величину. На нём диагоналями изображаются проекции боковых ребер, идущих от вершин основания к вершине пирамиды.

Рис. 4. Четырехугольная пирамида

Фронтальная и профильная проекции пирамиды - равнобедренные треугольники. Размеры пирамиды определяются длиной b двух сторон ее основания и высотой h.

Изображение тел вращения

Если круги, лежащие в основаниях цилиндра (рис. 5) и конуса 6), расположены параллельно горизонтальной плоскости проекций, их проекции на эту плоскость будут также кругами.

Рис. 5. Цилиндр

Рис. 6. Конус

Фронтальная и профильная проекции цилиндра в данном случае – прямоугольники, а конуса – равнобедренные треугольники.

На всех проекциях следует наносить оси симметрии, с проведения которых и начинают выполнение чертежей цилиндра и конуса.

Фронтальная и профильная проекции цилиндра одинаковы. То же можно сказать о проекциях конуса. Поэтому в данном случае профильные проекции на чертеже лишние. Кроме того, благодаря знаку диаметра Ø можно представить форму цилиндра и конуса даже по одной проекции (рис. 7, a и б). Отсюда следует, что в подобных случаях нет необходимости в трех проекциях. Размеры цилиндра и конуса определяются их высотой h и диаметром основания d.

Рис. 7. Чертежи цилиндра, конуса и шара

Все проекции шара – круги, диаметр которых равен диаметру шара. На каждой проекции проводят центровые линии.

Благодаря знаку Ø, шар можно изображать в одной проекции (рис. 7, в). Но если по чертежу трудно отличить сферу от других поверхностей, то на чертеже добавляют слово «сфера», например: «Сфера Ø40».

Анализ геометрической формы

Вы знаете, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как они изображаются.

Форма каждого геометрического тела имеет свои характерные признаки. В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. Чтобы понять по чертежу форму сложного предмета, его мысленно разделяют на части, представляющие собой геометрические тела, т. е. анализируют форму (рис. 8). Затем мысленно объединив эти части, воссоздают общую форму предмета.

Рис. 8. Кофейник и его элементы

Геометрической формой называется внешний облик предмета, характеризующийся совокупностью его геометрических свойств. К геометрическим свойствам предметов относятся: раз­меры, пропорции, взаимное расположение составляющих элементов формы.

Предметы бывают простой и сложной формы. К предметам простой формы относятся те, которые представляют собой гео­метрические тела: цилиндр, конус, шар, призма, пирамида (рис. 9, а). К предметам сложной (составной) формы относятся такие, которые образованы сочетанием различных геометриче­ских тел (рис. 9, б).

Рис. 9. Предметы простой (а) и сложной (б) формы

Основные геометрические тела можно выявить в любой детали или предмете. Так, на рисунке 10, а в прямоугольной проекции изображена деталь, называемая валиком (от слова «вал»). В ней можно выделить такие геометрические тела, как усеченный конус 1, цилиндр 2, параллелепипед 3 и еще один цилиндр, большего диаметра – 4 (рис. 10, б).

Рис. 10. Анализ геометрической формы детали

Чтобы представить по чертежу общую форму любой детали, необходимо выявить форму всех ее элементов. Для этой цели сложную по форме деталь мысленно разделяют на отдельные конструктивные части, имеющие форму различных геометрических тел. Мысленное разделение предмета на основные геометрические тела называют анализом геометрической формы предмета. Используя изображение детали, размерные числа, условные знаки и надписи, можно воссоздать образ детали, т. е. представить по чертежу ее пространственную форму.

Ещё проанализируем форму детали (рис. 11), состоящей из трех геометрических тел: конусов (прямого кругового и усеченного) и цилиндра.

Рис. 11. Анализ геометрической формы детали «Конус» на основе рас­членения ее на геометрические тела: 1 – конус; 2 – усеченный конус; 3 – цилиндр

 Все части, составляющие форму рассматриваемого изделия, расположены на одной оси (т. е. соосны). К основанию конуса примыкает равновеликое основание усеченного конуса. Другое основание усеченного конуса совмещается с основанием цилиндра, диаметр которого меньше диаметра конуса.

Попробуйте выполнить чертеж детали, представленной на рисунке 12.

Рис. 12. Геометрическая разборка формы детали

 

 

cherch-ikt.ucoz.ru

Чертеж как конструкторский документ. Основные правила оформления чертежа

Чертеж — конструкторский документ. К конструкторским документам относят графические (чертежи, схемы) и текстовые (спецификация, ведомости, технические условия и т. д.) докумен­ты, которые в отдельности или в совокупности определяют со­став, устройство изделия, содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

ГОСТ ЕСКД устанавливает различные виды графической конструкторской документации: чертеж детали, сборочный чертеж, чертеж общего вида, габаритный чертеж, монтаж­ный чертеж, схемы.

Чертеж является основным графическим документом, по­скольку по нему осуществляется разработка (чертеж общего ви­да), изготовление (чертежи рабочие, сборочные, общего вида), сборка (сборочные и монтажные чертежи) и контроль за качест­вом изготовления изделия (используются все виды чертежей).

Основным конструкторским документом для изготовления де­талей является чертеж.

Чертеж детали — это графический документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изго­товления и контроля.

Все чертежи выполняются по определенным правилам, уста­новленным стандартом.

Форматы. Чертежи выполняют на листах бумаги определен­ного размера, называемых форматами.

ГОСТ 2.301—68 устанавливает следующие основные форматы: A0(841X1189), A1 (594X841), A2 (420X594), A3 (297X420), A4 (210X297).

На уроках черчения вы используете формат A4, размеры ко­торого равны 210x297.

Форматы оформляются внутренней рамкой чертежа, которая наносится по ГОСТу так, как показано на рисунке 127.

Основная надпись чертежа. В правом нижнем углу распола­гается основная надпись чертежа. ГОСТ 2.104—68 устанавлива­ет форму и размеры основной надписи. На рисунке 128 приво­дится пример выполнения основной надписи, используемой на учебных чертежах.

 

Рис. 127. Оформление формата

Рис. 128. Основная надпись учебного чертежа

 

Размеры на чертежах. Для полноты передачи информации на чертежах используют знаковую систему графического языка. Она предназначена для уточнения геометрической формы изо­бражаемого объекта и передачи метрической информации о ней, для указания технических и технологических требований и ха­рактеристик, предъявляемых к изделию. Для каждого вида тех­нической и технологической информации существуют свои, строго определенные носители информации (знаки, буквы, цифры, надпи­си). Знаковая система графического языка закреплена в ГОСТах в виде правил. Рассмотрим группу правил знаковой системы, отно­сящихся к нанесению размеров (ГОСТ 2.307—68).

Размер — величина отрезка, угла, дуги, окружности, выра­женная в каких-либо единицах. Например, в странах с метриче­ской системой измерения на машиностроительных чертежах размеры проставляются в миллиметрах, градусах, радианах, мину­тах, а на строительных — в сантиметрах.

В других странах используется иная система измерений, поэтому размеры на чертежах проставляются в дюймах. Одни дюйм (американский) равен 24,5 мм (Г- 24,5 мм).

Размеры на чертеже — величины, используемые для уточне­ния геометрической формы изображенного объекта, его элемен­тов и позволяющие осуществить изготовление и контроль за со­блюдением геометрических параметров изделия.

Нанесение размеров — процесс нанесения на изображения чертежа выносных и размерных линий, размерных чисел с уче­том формы (в том числе ее конструктивных особенностей) изде­лия и технологии его изготовления.

Для нанесения размеров каждого элемента формы существу­ют определенные правила. Вы знаете, что на видах форма ото­бражается контурами, состоящими из отрезков прямых, дуг ок­ружностей и т. д. Проставляя размеры для каждого элемента изображения на чертеже, мы тем самым задаем размеры пред­мета, которые наносятся по определенным правилам.

Нанесение размеров отрезков прямых. При нанесении раз­меров формы, изображенной на чертеже отрезками прямых, предпочтительно проставлять размеры следующим образом. От концов отрезка проводят две параллельные между собой сплош­ные тонкие линии, которые называются выносными линиями (рис. 129, а). На расстоянии 10 мм от отрезка и параллельно ему проводят сплошную тонкую линию, называемую размерной ли­нией. Размерная линия своими концами упирается в выносные линии и заканчивается стрелками. Начертание стрелок показа­но на рисунке 129, б. Выносные линии выходят за размерные на 1—3 мм. Над размерной линией проставляют размерное число, которое всегда указывает истинный размер элемента формы (ребра, грани и т.д.).

Рис. 129. Нанесение размеров отрезков прямых. Изображение стрелки

 

В местах нанесения размерного числа осевые, центровые ли­нии и линии штриховки прерывают (рис. 130, а). Стрелки не должны пересекать линию видимого контура (рис. 130, б).

Если для нанесения размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры проставляются так, как показано на рисунке 130, в.

Нанесение размеров дуг окружностей. Проставляя размеры формы дуг окружностей, используют следующие правила.

Размерную линию проводят концентрично дуге, выносные ли­нии — параллельно биссектрисе угла, над размерным числом ставят знак дуги. Размерное число показывает длину дуги (рис. 131, а).

При нанесении радиуса дуги окружности допускается отме­чать положение ее центра пересечением штрихов. Сплошной тон­кой линией проводят прямую, соединяющую центр дуги с одной из ее точек. Эта линия будет являться размерной линией, которую заканчивают стрелкой, упирающейся в дугу. Размерное число, показывающее радиус дуги, проставляют над размерной линией (рис. 131, б) или на полке линии выноски (рис, 131, e) за знаком R. Высоты знака радиуса и размерного числа должны быть одинаковыми.

Рис. 130. Нанесение размерных чисел

Рис. 131. Нанесение размеров дуги

Рис. 132. Простановка малых и больших диаметров окружностей

 

При проведении нескольких радиусов из одного центра их размерные линии не располагают на одной прямой (рис. 131, г).

Нанесение размеров окружностей. ГОСТ допускает большое разнообразие в простановке размеров цилиндрических, кониче­ских и сферических поверхностей в тех случаях, когда они изо­бражаются окружностями. Нанесение размеров обусловлено диаметром изображаемой окружности (рис. 132).

При нанесении размеров окружностей перед размерным чис­лом ставят знак диаметра — 0 (см. рис. 132). Высота знака диаметра соответствует высоте размерного числа, наклон прямо­линейного элемента знака диаметра составляет угол 60° с гори­зонтальной прямой.

Нанесение размеров углов. При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его верши­не, а выносные линии радиально, т. е. на продолжении сторон угла (рис. 133). Угловые размеры указывают в градусах, мину­тах, секундах с обозначением единиц измерения.

Нанесение размеров на изображения некоторых конструк­тивных элементов формы изделий. Одним из конструктивных элементов изделия является фаска — ско­шенная кромка стержня, бруска, отверс­тия (рис. 134, а). Нанесение ее величины осуществляется либо простановкой двух линейных размеров (рис. 134, б), либо линейным и угловым размерами (рис. 134, в, г).

Если на чертеже имеется несколько одинаковых фасок, то размер наносят один раз так, как показано на рисунке 134, г. Эта надпись означает, что снято две фаски размером 2 мм под углом 45*.

Нанесение размеров шлица (рис. 135, а) — паза в виде узкой прорези или канавки на головках винтов и шурупов — пред­ставлено на рисунке 135, б.

Нанесение размеров проточки — кольцевого желоба на стержне (рис. 136, а) или в отверстии — производят с помощью выносного элемента (рис. 136, б).

Нанесение размеров прямоугольного паза (рис. 137, а) — выемки (углубления) прямоугольной формы — показано на ри­сунке 137, б.

Рис. 134. Нанесение размеров фаски

Рис. 135. Нанесение размеров шлица

Рис. 136. Нанесение размеров проточки на стержне

Рис. 137. Нанесение размеров паза

Рис. 138. Нанесение размеров шпоночного паза

 

Пример нанесения размеров шпоночного паза 2 — углубле­ния на валу 1, втулке 4 или ступице колеса, предназначенного для размещения в них шпонки 3, — приведен на рисунке 138.

Нанесение размеров галтели (рис. 139, а) — криволинейной поверхности плавного перехода одного элемента детали к друго­му — приведено на рисунке 139, б.

Нанесение размеров лыски (рис. 140, а) — плоского среза на цилиндрических, конических или сферических участках деталей, как правило, параллельного оси вращения, — показано на ри­сунке 140, б.

Нанесение размеров на изображениях изделий (рис. 141). Об­щее число размеров, проставленных на чертеже, должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

Рис. 139. Нанесение размеров галтели

Рис. 140, Нанесеиие размеров лыски

 

Габаритными размерами определяются предельные величины внешних очертаний изделий. За габаритные размеры принимают длину, ширину, высоту изделия. Эти размеры всегда больше других, поэтому на чертеже их располагают дальше от изобра­жения, чем остальные.

При нанесении нескольких параллельных или концентриче­ских размерных линий расстояние между ними должно быть не менее 7 мм. Размерные числа располагают в шахматном поряд­ке (см. рис. 141).

Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.

Размеры нескольких одинаковых элементов изделия нано­сят один раз с указанием их числа на полке линии выноски (см. рис. 141).

На чертежах иногда наносят справочные размеры, т. е. не подвергающиеся контролю. Они отмечаются знаком * (рис. 142). На месте расположения технических требований (над основной надписью) делают запись: * — размеры для справок.

Размеры на чертежах проставляют с учетом возможного тех­нологического процесса изготовления детали и удобства контро­ля ее геометрических параметров. Размеры наносят, начиная от базовых поверхностей или осей симметрии. В процессе изготов­ления и контроля детали именно от них производится обмер формы. Размеры наносят таким образом, чтобы обеспечить дос­таточную точность и удобство изготовления, измерения и контро­ля детали без каких-либо дополнительных подсчетов размеров. Существует несколько способов нанесения размеров детали, ко­торые показаны на рисунке 143.

Масштабы. На чертеже все изображения выполняются в со­ответствии с масштабом — отношением размеров изображения к действительным размерам изображаемого предмета (рис. 144). ГОСТ 2.302—68 устанавливает следующие масштабы: масштаб натуральной величины (1:1), при котором размеры изображения соответствуют действительным размерам детали в натуре;

масштабы уменьшения (1:2; 2:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100 и т. д.), при которых размеры изображения меньше по сравнению с действительными размерами детали в натуре;

 

Рис. 141. Нанесение размеров

Рис. 142. Простановка справочных размеров

Рис. 143. Способы простановки размеров: а - обычный; б - цепочкой; в - от одной базовой поверхности; г - от двух базовых поверхностей

cherch.ru