Формы власти, правления и государства, политические режимы. Что такое режим правления


Формы правления и политические режимы

Содержание

Введение

1. Общие положения о формах правления

2. Основные формы правления

2.1 Монархическая форма правления

2.2 Республиканская форма правления

3. Политические режимы

3.1 Значение политического режима

3.2 Виды политических режимов

Заключение

Список литературы

Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формы государственного устройства и политического режима

.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Политический (государственно правовой) режим - это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Цель контрольной работы рассмотреть формы правления и политические режимы их соотношение и специфику.

Задачи:

1. Рассмотреть общие положения о формах правления;

2. Рассмотреть формы правления;

3. Рассмотреть значение и виды политических режимов.

Древнегреческие мыслители Геродот, Платон и Аристотель, рассуждая о природе и функциях правительства, пришли к выводу и что оно может быть трех типов:

• правление одного;

• правление немногих;

• правление многих или большинства.

Каждый из этих нормальных типов правления может искажаться. Правление доброго царя называется монархией, а правление злого - тиранией (которая сегодня именуется диктатурой). Правление большого числа благородных граждан называется аристократией, (правление лучших), а правление группой нечестных граждан лиц - олигархией. Если у власти стоит большинство населения и оно благородное, то власть называется демократией. Но если это большинство представлено худшими людьми, то их правление называется охлократией (власть толпы). Греки были невысокого мнения о демократии в принципе, называя ее властью толпы.

Так, античные философы выделяли три правильные формы государства —монархию, аристократию и демократию и три неправильные, означающие упадок или искажение первых: неограниченная монархия -превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия — в олигархию, неограниченная демократия — в охлократию анархию.

Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» — «народ» «кратос» — «власть, правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своей собственной жизнью определяют общественную жизнь и оказывают на нее влияние. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно народ.

Демократия основана на признании народа в качестве источника Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

При демократии люди совершенно свободны в принятии решений о том, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому, если в обществе подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решая, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое устройство нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении возможность российских граждан распоряжаться своей судьбой была в той или иной степени ограничена. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано. При демократии правительство — это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего исполнения государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, потому только они вправе определять, справляется со своей задачей аппарат или нет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут их налоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя.

Монархия (от греч. monarchia—единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхи-мисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства1 . В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней»[1] .

Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором в России (середина XVI в. — конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии — монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В дележе управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и независимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г. царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной[2] . Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рассмотрены ниже.

mirznanii.com

Политический режим — WiKi

Полити́ческий режи́м (от фр. régime — управление) — политическое управление, совокупность тех или иных методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, государстве или стране, или способ функционирования его политической системы.

В современном английском языке термин употребляется с отрицательной коннотацией, обычно подразумевая авторитарный режим[1]. Есть мнение, что понятие политического режима не является термином из-за неясности и неоднозначности деталей определения.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе ещё в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

— И. И. Санжаревский[2]

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов[3].

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

В современной науке сложились две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим.

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей — абсолютная монархия;
  • режим разделения властей — президентская республика;
  • режим сотрудничества властей — парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур[4].

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами[источник не указан 1757 дней].

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям её функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путём изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер:

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

— Цыганков А. П.[4]

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, а власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Существует два определения авторитаризма:

  • социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
  • социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Военно-бюрократический режим

Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: «Большее преступление убить насекомое, чем человека». Жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику.

Корпоративный авторитаризм

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов.

Дототалитарный авторитаризм

Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х.Линиц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

  • довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, ещё не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;
  • такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;
  • ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.
Постколониальный авторитаризм

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизации антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей.

Расовая квазидемократия

Расовая, или этническая, квазидемократия — это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида.

Султанистский режим

Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим правления подразумевает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

  • идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
  • единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», то есть знает только санкционированные партией структуры и формы)
  • организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
  • монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
  • централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), то есть выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
  • милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашистский, социалистический и национал-социалистический.

Анархия

Анархию можно определить, как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Другие

Также выделяются и другие политические режимы:

  • аристократия,
  • военная диктатура,
  • демократура (диктократия, диктабланда),
  • деспотизм
  • диктатура,
  • меритократия,
  • клептократия,
  • корпоратократия,
  • олигархия,
  • охлократия,
  • плутократия,
  • посттоталитаризм,
  • тимократия,
  • тирания,
  • фашизм,
  • феодализм.

ru-wiki.org

Формы правления, политические режимы и системы

Поиск Лекций

Иркутский филиал ВГИК

Власть Форма власти

Реферат по предмету Менеджмент

Выполнила: Богоносова А.Д.

Проверила: Хитырхеева Н.К.

Г.

Содержание

1. Введение.Что такое власть?

2. Теория общественного договора

3. Источники власти

4. Власть и компетентность

5. Борьба за власть

6. Виды власти

7. Функции власти

8. Формы проявления власти

9. Технологии власти

10. Формы правления, политические режимы и системы

 

 

Введение

Что такое «власть»?

Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению[1]. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.[2]

Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе[3].

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

 

Теория общественного договора

Наиболее яркими представителями концепций власти, получивших обобщённое название «теория общественного договора», являются Томас Гоббс (1588—1679), Джон Локк (1632—1704), Ж.-Ж. Руссо (1712—1788).

Согласно Т. Гоббсу, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщённо и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено для обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа — высший закон государства. Забота о мире — основа естественного права, созданного общественным договором.

Дж. Локк рисует неизбежность государственной власти с позиции теории естественного права и «общественного договора». Правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешних сношений). Причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Ж.-Ж. Руссо определял общественный договор как исторически необходимое состояние человечества, осуществляющего народный суверенитет и фактическое равенство путём подчинения общей воле, которая выражает объективные интересы народа. Основной принцип политической системы состоит в реализации прямой демократии через республиканское государство, управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан.

Источники власти

М. Вебер источниками власти считал:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Облекать государственное принуждение в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Власть и компетентность

Компетентность человека основывается на его личных навыках и знаниях. Компетентность может быть элементом достижения иерархического положения, которое обладает компетенцией — правом принимать решения по оговорённым вопросам. Такое положение основано уже на статусе и силе, зависимых от иерархического положения, а не от индивидуальной способности. Реальная или приписываемая первоначальная компетентность переносится на должность и становится независимой от индивидов, институционализированной.

Борьба за власть

В древнегреческой мифологии первый бог Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли, однако родившийся последним Кронос по наущению матери оскопил отца и воцарился вместо него, став верховным богом. Сам Кронос, вняв предсказанию, что его лишит власти кто-то из его детей, проглатывал их, как только они рождались. Но однажды его супруга Рея вместо очередного новорождённого дала ему проглотить завёрнутый в пелёнки камень: так остался жить бог Зевс, свергнувший Кроноса и занявший его место. В свою очередь самому Зевсу предсказали, что его первая жена Метида родит ему сына, который займёт его место — чтобы избежать этого, он проглотил забеременевшую супругу.

В новейшей истории России особо выделяется борьба за власть в 1917 году, завершившаяся Октябрьской революцией и приходом к власти большевиков, утвердивших свои позиции в ходе последовавшей затем Гражданской войны. Из более недавних событий следует отметить провалившийся августовский путч 1991 года и Конституционный кризис в России (1992—1993), кульминацией которого стали события 3—4 октября 1993 года в Москве.

Виды власти

  • Верховная власть
  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Судебная власть
  • Политическая власть
  • Управленческая власть
  • Публичная власть
  • Символическая власть

Функции власти

  • Коммуникативная
  • Координационная
  • Управленческая
  • Контрольная

Формы проявления власти

  • Бигменство
  • Доминирование
  • Социальный контроль
  • Руководство
  • Организация

Технологии власти

  • Анархия
  • Иерархия
  • Социальная иерархия
  • Самоуправление

Формы правления, политические режимы и системы

poisk-ru.ru

Формы власти, правления и государства, политические режимы

А давайте-ка вспомним самые элементарные вещи. Они окружают нас постоянно, но мы мало о них задумываемся. речь пойдет о формах власти, типах государственного управления и политических режимах. К слову говоря, все эти понятия порой совпадают или пересекаются. И, как правило, мы редко можем четко сформулировать что есть что - большинство из нас знает только самые общие вещи типа "демократия - это власть народа". Давайте попробуем навести некоторый порядок в наших познаниях. Итак, вкратце,

Не буду подробно расшифровывать что есть что. Обычно понятно из названия.

А теперь несколько более общая информация. Добавьте страницу в закладки, может здорово помочь при поготовке экзаменов по истории, обществознанию и т.д:

Форма правления Определение Примечание
Анархия отсутствие государственной власти как таковой либо замена государства безгосударственным обществом
Аристократия власть принадлежит знати управляет центральная правительственная власть,действующая по предписанию (начальства) и черезпредписание (подчинённым)
Бюрократия власть чиновников  
Геронтократия власть принадлежит старейшим по возрасту
Демархия случайно выбранные граждане принимают политическиерешения от имени всего населения форма прямой демократии
Демократия власть народа через представителей, избираемых на выборах
Деспотизм неограниченная ничем власть либо правителя, либогруппы лиц деспотизм - это не только политическая, но и личнаявласть над поддаными
Джамахирия вместо институтов власти - народные комитеты иконгрессы просуществовала в Ливии с 1977 по 2011 год
Диархия управление двумя равноправными лидерами на сегодня - Сан-Марино, где главами государстваявляются два капитана-регента и Андорра, гдесоправителями выступают президент Франции и епископУрхельский
Диктатура власть одного лица или группы лиц (но не всегонарода), не ограниченная законами и несдерживаемая никакими общественными илиполитическими институтами по этому формальному признаку - де факто в Россиидиктатура :)
Идеократия форма правления, основанная не на материальныхинтересах, а на сознательных идеях идеологически претендует на всеобъемлемость и непризнает инакомыслия
Изократия все граждане обладают равными политическими правами то есть, равенство в управлении страной
Клептократия власть мошенников, контролирующих политические решения(южноамериканский вариант - наркоклептократия характерна коррупция и лоббизм, тесно связанас авторитарными формами правительств
Коммуна власть идейных общин или корпоративных сообществ имеет общие интересы, собственность, ресурсы и, внаиболее радикальных коммунах, общую работу и доход
Коммунизм политический и экономический строй, основанный наполном всеобщем равенстве характеризуется общественной собственностью насредства производства
Корпоратократия власть осуществляют богатые корпорации либо крупные экономические сообщества - ВТО, Всемирныйбанк
Критархия, Критократия форма правления, основанная на на власти судов встречается в Ветхом Завете (судьи)
Марионеточное государство управляется извне другим государством через формальновыбранные местные органы власти  
Матриархат форма правления, при которой управляют женщины(особенно, матери женского сообщества) чисто формально - правительство, сформированные изодних женщин
Меритократия обществом руководят наиболее способные люди,независимо от их социального происхождения ифинансового достатка  
Милитократия власть военных, военная хунта, правление выходцев извоенных структур  
Монархия власть в стране принадлежит одному лицу (королю,принцу, шаху, султану и т.д) как правило, власть передается по наследству
Ноократия власть интеллектуальной элиты с рациональным мышлением приоритет отдан человеческому разуму
Однопартийная система единственная политическая партия обладаетзаконодательной властью СССР практически в чистом виде
Олигархия власть в руках относительно большой группылюдей-представителей крупного монополизированногокапитала власть обслуживает не народ, а саму себя, своиинтересы и потребности
Охлократия власть толпы при охлократии толпа постоянно подпадает под влияниедемагогов или популистов
Патриархат форма правления, где мужчины главенстуют и доминируютв семейной, хозяйственной и общественной жизни  
Плутократия власть влиятельной группы граждан власть класса богатых людей
Республика власть избирается или формируется общенациональнымпредставительством - парламентом, думой самое главное отличие - это наличие законов (кодекс,конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться всежители страны, невзирая на социальное ил финансовоеположение
Социализм общественный строй, главные принципы которого -осуществление принципов социальной справедливости,свободы и равенства  
Талассократия гос-во, жизнь и влияние которогососредотачивается на деятельности так или иначесвязанной с морем, морским судоходством, и контролемморских пространств и/или прибрежных регионов вследствие недостатка земель
Теллурократия гос-во, главная цель которого - освоение материковыхпространств, стремлением к присоединению (в том числеаннексии) сопредельных государств и колонизацииобширных сухопутных регионов Теллурократические государства имееют определённуютерриторию и живущее на ней государствообразующееэтническое большинство, вокруг которого и происходитдальнейшая экспансия
Теократия форма правления, при которой власть в государственаходится в руках церкви и духовенства Ватикан, Афон, некоторые исламские гос-ва
Технократия гос-во, построенное на основе концепции технократизма разновидность  меритократичизма  -верховенство научно-технических специалистов
Тимократия государственная власть находится у привилегированногоменьшинства, обладающего высоким имущественным цензом разновидность олигархии
Тирания форма власти, установленная насильственным путём иоснованная на единоличном правлении  
Тоталитаризм режим, который стремится установить контроль над всемисферами жизни общества политическая власть берёт под полный (тотальный)контроль общество, образуя с ним единое целое
Хунта  военная диктатура, установившаяся в результатегосударственного переворота в основном, применительно к испаноязычным странам
Этнократия форма правления, при котором власть принадлежит элите,сформированной из представителей народа (нации,титульной нации)  

statistic.su

Режимы правления, основные политические режимы: признаки, краткое описание

Новости и общество 4 августа 2016

Вопросы о формах и методах государственного управления волновали еще древних греков. История за это время накопила огромный материал для выделения разных форм и типов политических режимов. Об их особенностях, классификационных признаках и вариантах и пойдет речь в статье.

Форма государственного правления

Государственная власть необходима обществу для успешного функционирования. Социум не способен к самоорганизации, поэтому всегда кому-либо делегирует власть и функции управления. Еще древние философы обнаружили, что формы правления могут быть: властью одного, властью немногих или властью многих или большинства. Каждой форме присущи различные варианты. Форма правления, форма государственного устройства, государственный режим – это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и административного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме. Форма правления – это способ организации системы государственной власти. Она определяет характер и особенности протекания политического процесса в стране. Первые традиционные формы правления – монархия и республика. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные режимы правления. Это деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. Государственный режим зависит от влияния многих факторов, в первую очередь от того, кому принадлежит власть. Роль личности в государственном устройстве чрезвычайно высока.

Понятие политического режима

Впервые о существовании политического режима начал размышлять Платон. Он в соответствии со своими идеалистическими представлениями предполагал, что есть идеальное государственное устройство, где управление осуществляют философы-мудрецы. Все остальные режимы отличаются по степени приближенности и удаленности от этой модели. В самом широком смысле политический или государственный режим – это распределение реальной власти и влияния в обществе. Это способ существования и функционирования политической системы, который делает страну уникальной и отличной от других государств. На формирование политического режима влияют многочисленные элементы политической системы: нормы, отношения, культура, институты. Более узкое понимание подразумевает, что режим правления – это конкретный способ осуществления государственной власти.

Формы правления, политические режимы обусловлены культурой и традициями страны, историческими условиями существования государства. Принято считать, что в каждой стране устанавливается своя форма правления, однако у них есть общие, универсальные черты, которые и позволяют создать их классификацию.

Видео по теме

Принципы классификации политических режимов

Классифицировать политические режимы принято с учетом следующих критериев:

  • степень и формы участия народа в осуществлении управления страной и в формировании политической власти;
  • место негосударственных структур в управлении страной;
  • степень гарантированности прав и свобод личности;
  • наличие оппозиции в стране и отношение власти к ней;
  • ситуация со свободой слова в стране, положение СМИ, степень прозрачности действий политических структур;
  • методы властвования;
  • положение в стране силовых структур, их права и ограничения;
  • степень политической активности населения страны.

Виды режимов

В истории накоплен большой опыт управления странами, сегодня можно насчитать не менее 150 разновидностей политических режимов. Античная классификация Аристотеля предлагает выделять виды режимов по двум критериям: по признаку принадлежности власти и по признаку способов использования власти. Эти признаки позволяли ему говорить о таких типах политических режимов, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

Такая система типологии политических режимов сегодня значительно усложнилась и по самым разным критериям можно выделять различные их виды. Самой простой классификацией является разделение всех разновидностей на демократические и недемократические, а уже внутри выявляются разнообразные разновидности. Попытка учесть большее количество существующих режимов привела к их делению на основные и дополнительные. К первым относятся деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Ко вторым можно отнести тиранический, фашистский. Более поздние типологии также включают такие промежуточные виды, как военно-бюрократический, султанистский, анархический, а также несколько видов авторитаризма: корпоративный, дототалитарный, постколониальный.

Более сложная классификация предлагает также к уже названным видам добавить следующие: диктатура, меритократия, клептократия, охлократия, плутократия, феодализм, тимократия, военная диктатура, посттоталитаризм. Наверняка можно выделить и еще какие-то виды, так как каждое государство подстраивает существующие модели режимов под свои особенности и условия.

Государственное устройство и режим правления

Любые режимы правления в конкретных государствах не могут существовать в чистом виде. Традиционно выделяют три вида государственного устройства: федерацию, унитарное государство и конфедерацию. Чаще всего встречаются унитарные государства, в которых вся территория страны подчиняется единой системе государственного управления, одной конституции и централизованному управлению всеми административными единицами. При этом унитарные государства могут иметь демократический режим правления или авторитарный. Но в них гораздо проще устанавливать и авторитарные, и даже тоталитарные модели управления. Но каждый раз это будет своеобразная трактовка режима.

Например, Япония и Великобритания – примеры унитарного государства, управляемого высшим представителем монархической семьи. Но каждое государство в разной степени реализует формы представительной демократии. Также в унитарных государствах может устанавливаться особый режим управления отдельными территориями. Федерация объединяет под единым началом несколько единиц с относительной самостоятельностью. Конфедерация же объединяет суверенные административные субъекты, которые делегируют органам общего правления лишь часть функций государственной власти. При этом федерация более предрасположена к демократическим режимам, так как в ее правлении всегда должно объединиться несколько человек. В конфедерациях нет такой четкой закономерности, и внутренние режимы в субъектах могут быть различными.

Понятие и истоки тоталитаризма

Традиционно исследователи выделяют тоталитарный, демократический и авторитарный режимы как основные разновидности способов реализации политической власти в государстве. Тоталитаризм является крайней формой недемократического режима. Историки говорят, что тоталитаризм как жесткий вариант диктатуры возникает в 20 веке, хотя есть точки зрения, что тогда просто был придуман термин, а такие политические режимы правления существовали и ранее.

Исследователи говорят, что тоталитаризм базируется на средствах массовой информации, которые становятся главным инструментом распространения идеологии. Под тоталитаризмом понимают абсолютный контроль и регламентацию государством всех сторон жизни, каждого отдельного жителя страны путем прямого вооруженного насилия. Исторически появление этого режима связывают со временем правления Бенито Муссолини в Италии в 20-х годах 20 века, также яркими примерами реализации данной формы правления считают гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Изучению тоталитаризма посвящено известное исследование З. Бжезинского, который пишет, что такие режимы можно распознать по следующим признакам:

  • в стране господствует официальная идеология, которую разделяет большинство граждан, противники идеологии подвергаются жестким преследованиям вплоть до физического уничтожения;
  • в государстве устанавливается жесткий контроль за действиями и мыслями граждан, полицейский надзор призван выискивать «врагов народа» для последующей показательной расправы над ними в целях устрашения населения;
  • главный принцип в таких странах: разрешено только то, что признано официальной властью, все остальное – запрещено;
  • есть ограничение в свободе получения информации, существует жесткий контроль за распространением информации, СМИ подвергаются жесткому цензурированию, о свободе слова и речи быть не может;
  • бюрократия во всех сферах управления жизнью общества;
  • однопартийность: в странах с таким режимом может быть только правящая партия, все остальные подвергаются преследованию;
  • милитаризация страны, в ней постоянно наращивается военная мощь, формируется образ внешнего врага, от которого нужно обороняться;
  • террор и репрессии как инструменты нагнетания страха;
  • централизованное управление экономикой.

Как ни удивительно, но тоталитаризм может строиться на основе демократии или на основе авторитаризма. Второй случай более частотен, примером тотальной демократии может выступать Советский Союз времен позднего сталинизма, когда в систему тотальной слежки и репрессий было вовлечено большое количество жителей страны.

Черты авторитарного режима

Описывая режимы правления государства, следует остановиться на более подробной характеристике основных их разновидностей. Тоталитарный, демократический и авторитарный режимы – это три ведущих варианта. Авторитаризм занимает промежуточное место между тоталитарной и демократической системой правления. Авторитаризм является недемократическим режимом, под которым понимается сосредоточение безграничной власти в руках одного или нескольких людей. Основное отличие от тоталитаризма заключается в отсутствии сильного военного давления на жителей страны.

Основные признаки авторитарного режима таковы:

  • устанавливается монополия на государственную власть, которая не может перейти другим людям или группировкам ни в каком случае, кроме переворота;
  • запрет или сильные ограничения на существование оппозиции;
  • жесткая централизация вертикали власти;
  • делегирование властных полномочий по принципам родства или кооптации;
  • укрепление силовых органов для удержания власти;
  • изоляция населения от возможности участвовать в процессе управления страной.

Военная бюрократия

Группа военных режимов является вариантом авторитарных и тоталитарных моделей. Военно-бюрократический режим – это однопартийный режим с ярким лидером, власть которого обеспечивается военными силами. Чаще всего принято говорить о коммунистических разновидностях таких режимов. Основными признаками военной бюрократии являются:

  • доминирующая роль военных и силовых структур в обеспечении исполнения решений правительства;
  • наличие особой системы контроля над жизнью общества;
  • насилие и террор как основные инструменты подчинения и мотивации населения;
  • законодательный хаос и произвол;
  • официально провозглашенная господствующая идеология при полном отсутствии оппозиции.

Тирания и деспотизм

Древней разновидностью тоталитаризма является деспотическая власть. Такой режим существовал, например, в Древнем Египте. Власть в этом случае принадлежит одному лицу, которое получило ее по праву наследования. Деспот обладает исключительной властью и может никак не соотносить свои действия с законами и нормами страны. Все всплески несогласия с его политикой жестко караются, вплоть до применения жестоких показательных казней и истязаний. Тиранические режимы правления отличаются тем, что власть к одному человеку приходит в результате военного переворота. При этом управленческие характеристики тирана близки к поведению деспота. Власть тиранов также известна издавна, так, историки описывают несколько таких примеров еще в Древней Греции.

Черты демократического режима

Самыми распространенными политическими режимами в мире являются различные вариации демократии. Форма правления демократического режима многообразна, но в целом ей свойственны следующие признаки:

  • народ является главным источником высшей власти, он главный суверен в государстве;
  • у народа есть возможности продемонстрировать свое волеизъявление на свободных выборах, выборность власти – важнейший признак демократии;
  • права гражданина – абсолютный приоритет власти, любой человек или меньшинство гарантированно имеют доступ к власти;
  • равенство граждан перед законом и в управлении государством;
  • свобода слова и плюрализм мнений;
  • запрет на любые формы насилия над человеком;
  • обязательное наличие оппозиции правящей партии;
  • разделение властей, каждая ветвь имеет суверенность и подчиняется исключительно народу.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Формы представительной демократии сегодня являются наиболее распространенными. В этом случае народ делегирует права по принятию решений своим представителям в разных властных органах.

Либерализм как политический режим

Особой разновидностью демократии является либеральный режим. Идеи либерализма появляются еще в античные времена, как политический режим он впервые был провозглашен в конце 18 века в Конституции США и Декларации о правах человека во Франции. Главным признаком либерализма является абсолютная ценность человека. Любой либеральный режим базируется на трех китах: индивидуализм, собственность и свобода. Признаками либерального политического режима являются:

  • законодательное закрепление прав человека на охрану его индивидуальности и прав на частную собственность;
  • разделение ветвей власти;
  • гласность и свобода слова;
  • существование оппозиционных партий;
  • нестабильность политической сферы страны, участие масс в политической жизни общества;
  • отсутствие монополии на власть, существование законного механизма смены власти;
  • свобода экономики от всяческого контроля и вмешательства со стороны государства.

Теперь вы знаете основную информацию про режимы правления.

Источник: fb.ru Здоровье Основные признаки обморока: описание и оказание первой помощи

С обморочным состоянием сталкивались многие люди. Иногда они сами испытывали это явление, иногда – кто-то из окружающих. Именно по причине распространенности и неожиданности возникновения данного состояния важно...

Здоровье Основные функции лейкоцитов: краткое описание

Лейкоциты являются одними из наиболее важных клеток во всём организме. Дело в том, что на них возложено множество разнообразных функций. При этом существует большое количество видов лейкоцитов. Каждый из них играет св...

Новости и общество Административное деление Италии: особенности, краткое описание основных регионов

Италия – одна из ведущих европейских держав на сегодняшний день. От ее экономического состояния и политической стабильности во многом зависит состояние всего Европейского Союза. Эта страна, напоминающая по своей...

Образование Основные закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем: описание и функции

Людей всегда интересовали закономерности наследования признаков. Почему дети похожи на своих родителей? Есть ли риск передачи наследственных заболеваний? Эти и многие другие вопросы оставались под завесой тайны вплоть...

Бизнес Краткое описание и основные технические характеристики 16К20

Универсальный токарно-винторезный станок 16К20 был разработан для замены устаревающего 1К62. Его выпуск начался в 1973 году на заводе «Красный пролетарий» в Москве. Как следует из обозначения, станок имел ...

Автомобили «Ниссан Моко»: краткое описание модели и её технические характеристики

Компактный пятидверный хэтчбек «Ниссан Моко» часто сравнивают с моделью Suzuki MR Wagon. Они действительно похожи. Впрочем, никто не отрицал факт того, что при разработке этой модели Nissan специалисты ори...

Автомобили КамАЗ пожарный: краткое описание

В нашей жизни спецтехника играет очень важную роль, в особенности когда это касается спасения человеческих жизней во время пожара. В данной статье будет рассмотрен КамАЗ пожарный – автомобиль, предназначенный дл...

Автомобили КаМАЗ 53229: краткое описание атвомобиля

Уже много лет автомобили производства Камского автозавода пользуются большой популярностью в потребительской среде, что и неудивительно, учитывая их оптимальное соотношение качества, цены и простоты эксплуатации. Одно...

Автомобили КамАЗ-65206: краткое описание и характеристика

Современная отечественная автомобильная отрасль не стоит на месте и находится в непрерывном развитии. Причем прогресс касается не только легковых машин, но и грузовиков. Ярким примером тому может служить КамАЗ-65206 &...

Автомобили МАЗ-509: краткое описание, интересные факты

Как известно, любая война рано или поздно заканчивается миром. И потому неудивительно, что Советский Союз, одолевший в свое время фашистскую Германию, после окончания боевых действий стал активно отстраивать разрушенн...

monateka.com

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Политический режим— система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отно­шение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Существуют два главных типа политических режимов — демокра­тические и недемократические, каждый из который подразделяется на не­сколько видов. К демократическим режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парламент — коллективный за­конодательный орган. Поэтому вторым названием для демократических ре­жимов выступает термин «парламентский режим». Республика — яркий при­мер. К недемократическим режимам надо относить такие формы правления. основную роль в которых играет правитель, власть которого ничем и никем не ограничивается. В связи с этим другим наименованием для них служит

термин «авторитарные» (единоличные) формы правления. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсо­лютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталита­ризма. Монархия, хотя и форма единоличного правления, занимает проме­жуточное положение, поскольку очень часто власть монарха ограничивалась парламентом.

Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов — парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает закон­ную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, пар­ламент избирается населением по уста­новленной конституцией системе и выполняет законодательные функции. В Англии он так и называется — парла­мент, в США — конгресс, в Швеции — риксдаг, в Норвегии — стортинг, в Рос­сии сегодня — Федеральное собрание, а прежде — Государственная дума. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного предста­вительства. Поскольку слово «парламент» происходит от французского гла­гола «говорить», то понятно, для чего народ избирает лучших людей страны и называет их парламентом. Действительно, их основная обязанность — го­ворить, причем говорить на определенные темы, по строго заведенному рег­ламенту и на высоком профессиональном уровне. Удается это не каждому. Но и не от каждого требуется. Больше всех с речами в парламенте выступа­ют лидеры партий и фракций, а рядовые избранники народа — депутаты — участвуют в заседаниях парламента постоянных комиссий, например, в Рос­сии Комиссии по правам человека или в Комитете по экономическим воп­росам, и голосуют. Это главное орудие парламента — голосование по конк­ретным вопросам. Если законопроект набрал большинство, он становится законом. Каждая партия стремится провести выгодные ей или нужные, опять же по ее мнению, обществу законы.

Авторитарный режим по своему названию имеет много общего с автори­тетом. Но так обстоит дело только на первый взгляд. Источником власти при диктатуре и тирании выступает не воля народа, а воля одиночки у власти. Настоящий авторитет правителя предполагает уважение подчиненных, но диктатор не нуждается ни в каком уважении снизу. Он утверждает свою власть силой. Сила — подлинный источник авторитарных режимов. Всем единоличным, или авторитарным, режимам присущи некоторые общие чер­ты. Прежде всего отсутствие политической оппозиции и свободы, разветв­ленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство и правящая политическая партия подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю. Именно оно становится источником принимаемых в обществе законов. Для того чтобы ученому, политику или артисту сделать карьеру, нужно состоять в правящей партии. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропаганды идей этой партии, а школы и универси­теты — в средство политической социализации в духе правящей идеологии.

Произведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, которая полностью контролирует и экономику.

Эти характеристики вполне приложимы к диктатуре. Под диктатурой (от лат. dictatura — неограниченная власть) понимается осуществление власти в

государстве недемократическими ме­тодами. Диктатура — крайняя форма авторитарного политического режима. Если при демократии верховный закон государства принимается по воле и для защиты интересов народа, то при дик­татуре — без согласия народа и неред­ко против его интересов. Массовые репрессии, которые практиковались и практикуются при диктатурах, доказы­вают, что власть здесь направлена про­тив интересов народа.

Форма правления — 1) форма орга­низации государственного управления, комплексный конституционно-пра­вовой институт; 2) структура и правовое положение высших органов госу­дарственной власти (глава государства, парламент, правительство), установ­ленный порядок взаимоотношений между ними; 3) организация власти, характеризуемая ее формальным источником. Главным, определяющим при­знаком формы правления является правовой статус главы государства: вы­борный и сменяемый — в республике, наследственный — в монархическом государстве. Для современных государств характерны две формы — монар­хия и республика. Монархия может быть абсолютная и конституционная; республиканская форма — президентская и парламентская. Форма правле­ния непосредственно зависит от политического режима как системы мето­дов и способов осуществления государственной власти.

В монархии формальным источником власти является одно лицо — ко­роль, царь, фараон и т.п., в республике по закону источником власти явля­ется большинство.

До сих пор в науке не утихают споры, как надо правильно классифициро­вать формы правления. Предлагают самые разные варианты, но все сходятся в том, что самой лучшей является типология Аристотеля. Он выделял три ос­новных вида формы правления — монархию, аристократию, демократию (пра­вильные формы) и три их неправильные формы — тиранию, олигархию и ох­лократию. С того времени ничего принципиально нового научная мысль не придумала, она лишь перекраивала то, что было создано прежде. Почему про­гресс науки вдруг остановился? Возможно, что причиной служит закономер­ность истории: она повторяется в главных чертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной в соответствии с новыми условиями форме. Человечество подолгу примеряло к себе ту или иную форму правления, что-то меняя в ней и совершенствуя либо отвергая сразу неудачный проект. Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно.

В течение последних 5 тыс. лет человечество непрерывно совершенство­вало свое государственное творчество, пробуя разные варианты и по крупи­цам отбирая лучшее. Часто лучшим оказывалось давно забытое старое: изоб-

ретенную в V в. до н.э. античную демократию человечество забыло на 2500 лет. И только в XX в. в США вернулись к основным ее институтам, восста­новили ее главные принципы, и старая модель успешно заработала. Но это была уже совсем иная модель, с новыми людьми, новым народом, новым правительством и парламентом, новой атрибутикой власти и пр. Прежними остались принципы и дух демократии, понимаемой как безусловный диктат воли просвещенного народа.

Слово «демократия» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ и «кратос» — сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят и о том, что при де­мократии народ суверенен, т.е. независим от властей в выборе способа жиз­ни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает имен­но народ. Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. При де­мократии люди свободны в принятии решения, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому если подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое об­щество нельзя считать демократическим. К сожалению, в России и при царс­ком режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правле­нии постсоветских времен народ не распоряжался своей судьбой. Следователь­но, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано.

Демократическое правительство — совокупность избранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который взимается с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справ­ляется со своей задачей этот аппарат или нет. Если в какой-то стране про­стые люди никак не влияют на то, куда направляются их налоги, не могут сократить государственный аппарат, то говорить о демократии нельзя.

Под республикой (от лат. respublica, букв. — общественное дело) понима­ется форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законо­дательная власть принадлежит выборному представительному органу (пар­ламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. В самом деле, страной правит один человек (монархическое на­чало), но его власть ограничивается законодательным органом — парламен­том, представляющим собой группу лучших и благородных граждан (арис­тократия), которых выбирает все или большинство народа (демократия). Подавляющая часть современных государств являются республиками. В рес­публиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами. Классическим примером рес­публиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в

Европе. Римляне довели до совершенства систему правового порядка, кото­рый поныне служит эталоном и вдохновляет современных юристов. Римс­кую республику возглавляли высшие магистраты — два равноправных кон­сула, избиравшиеся на один год, и сенат (от лат. senex — старец, совет ста­рейшин) из 300, а затем 600 человек — представителей аристократических родов (патрициев). Сенат подготавливал проекты законов, утверждал зако­ны и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, объяв­лял войны и чрезвычайное положение, заключал мир. В случае чрезвычай­ных ситуаций сенат назначал диктатора.

В современном мире существуют три основные разновидности республи­ки: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Отличительными чертами парламентской республики являются образова­ние правительства на парламентской основе (обычно парламентским боль­шинством) и его формальная ответственность перед парламентом. В нашей стране правительство формирует Президент РФ, а Государственная Дума соглашается или не соглашается с предложением Президента. Если тот на­стойчив, то сможет провести почти любую кандидатуру. Если парламент заупрямится, Президент может пригрозить его роспуском. Этого боятся обычно все депутаты", кто знает, изберут его еще раз или нет. Значит, у нас республика не парламентская.

Согласно официальным документам, нынешняя Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Глава госу­дарства — президент, избираемый гражданами на 4 года на основе всеобще -го равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Прези­дент является также верховным главно­командующим Вооруженными Силами. Законодательный орган РФ (парла­мент) — Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Исполни­тельную власть осуществляет правител ь-ство во главе с председателем (премьер-министром), назначаемым Президен­том с согласия Государственной Думы.

Отличительный признак президентской республики состоит в том, что пре­зидент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главно­командующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается непосред­ственно народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов каби­нета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

По этим признакам у нас в стране — президентская республика. Кстати ска­зать, и в СССР был тот же тип правления. Действительно, Генеральный секре­тарь ЦК КПСС выступал главой государства и верховным главнокомандующим Вооруженных Сил, в отдельные периоды — и главой правительства. Но чаше всего пост главы правительства занимал другой человек, именовавшийся Председате­лем Президиума Верховного Совета СССР. Однако без санкции Генерального секретаря ЦК КПСС он не принимал сколько-нибудь важных решений. Реаль­ным правителем страны являлся все-таки генеральный секретарь ЦК КПСС,

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Политическая партия— организованная группа людей, разделяющих об­щую политическую программу и стремящих законным путем прийти к вла­сти, поставив своего президента и сформировав свое правительство. Это та­кая политическая организация, которая выражает интересы социальных групп и объединяет их наиболее активных представителей. Если в парламент депутатов избирает народ, то в руководство партии людей избирают на партийных собраниях или съездах. Члены партии делают денежные взносы,

на которые содержится партийныйПартия - это безумие многих ради выгоды аппарат, проводятся партийные меро-единиц. приятия, выпускается партийная лите-

дж Свифт ратура и т.д. Круг избирателей, голосу­ющих за какую-либо политическую партию на парламентских, президент­ских или муниципальных выборах, называется электоратом. Партии борются вначале за формирование своего электората, затем за его расширение и удер­жание. Каждый электорат имеет свою специфику. К примеру, электорат КПРФсоставляют преимущественно пенсионеры и рабочий класс, электо­рат СПС и «Яблока» — молодежь и люди среднего возраста, бизнесмены, менеджеры, преподаватели, студенты. Политические партии ведут конкурен­тную борьбу за электорат.

Партии действуют как посредники между индивидом и правительством, являясь в то же время механизмами продвижения своих лидеров к власти. Политическая партия выполняет следующие функции:

♦ политическая — овладение государственной властью;

♦ представительская — выражение интересов определенных групп и слоев населения;

♦ рекрутиторская — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

♦ электоральная — организация и участие в избирательных кампаниях;

♦ социализации — воспитание преданных членов и формирование поли­тической культуры граждан.

Одной из функций партий является отбор и выдвижение политических лидеров для парламента и правительства. Вслед за профессиональными по­литиками от партии во власть приходит окружающий их аппарат — партий­ные эксперты, аналитики, специалисты.

Выделяют следующие признаки политической партии:

♦ политическая программа, где сформулированы цели и стратегия партии;

♦ партийный устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

♦ руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров, чаше всего освобожденных;

♦ разветвленная сеть первичных местных организаций, состоящая из добровольных активистов;

♦ активное участие в борьбе за высшую власть в государстве;

♦ фиксированное в списке число членов и нефиксированное число сочув­ствующих.

Политическая программа — совокупность положений, описывающих буду­щее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти руковод­ства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономи­ческих проблем, с которыми столкнулся народ. Ядром политической програм­мы выступает политическая философия — стройная система взглядов на правильное устройство общества, восходящая своими корнями к той или иной мировой политической системе — коммунизму, социализму, либерализму, консерватизму, фашизму. Именно политическая философия является своеоб­разным мозговым центром, а сама программа, наполненная более конкретны­ми суждениями, выполняет функцию ее практического приложения.

Партии различаются не только по своей политической программе, идео­логии, месту и роли в обществе, численности сторонников, но и по внутрен­ней организации. Одни партии не имеют жесткой дисциплины и иерархии, напоминая клуб любителей игры в гольф. Другие отличаются жесткой дис­циплиной, иерархией, централизованной структурой, походя на бюрократи­ческое управление корпорации. За крупное нарушение партийного устава члена партии могут исключить, лишив всех привилегий, за небольшое на­рушение, например неуплату взносов, вынести строгий выговор. Партийные обязанности выполняют так же, как хо­дят на работу, — точно в срок, качествен­но, дисциплинированно.

Но какой бы ни была политическая партия, как только она становится круп­ной, она превращается в пирамиду с ре­гиональными представительствами, ячейками, первичными бюро, секциями, отделами и подотделами. Нижний ее уро­вень составляют рядовые граждане, кото­рые и всего-то делают, что отдают за нее свои голоса. Следующий уровень — мес­тные органы управления партией и состо­ящие в них партийные функционеры. На третьем уровне образуются региональные службы, а выше их — общегосударствен­ные. Как в промышленной корпорации, команда поступает сверху вниз, контро­лируется выполнение на местах, а жало­бы и петиции поступают снизу вверх. Партийная машина не выпускает продук­ции, если не считать прокламаций, пла­катов, брошюр и т.д. Она не оказывает потребительских услуг. Она мобилизует­ся один раз в 4 или 5 лет, готовясь к оче­редным выборам. Тогда в этой машине все крутится — ее функционеры бегают, агитируют, выступают, подписыва­ют, собирают, анализируют и призывают. Первичная ячейка партийной орга­низации — избирательный округ, где миссионеры из разных партий ведут неустанную агитацию, участвуют в организации выборов, а затем в случае

победы на местном уровне входят в органы местной администрации. Собствен­но говоря, к этому большинство из них и стремилось, так как любая партия ставит главную цель — борьбу за власть, причем на всех уровнях.

Совокупность всех существующих и действующих в стране партий назы­вается партийной системой. Она может быть однопартийной, двухпартийной и многопартийной. В Китае и на Кубе — однопартийная система, в США, Англии и Канаде — двухпартийная, большинство же европейских держав, в частности Германия, Италия, Бельгия, имеют многопартийную систему. При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо зап­рещены, либо занимают полулегальное положение. В Конституции Россий­ской Федерации признаются политическое многообразие и многопартий­ность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но у многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети пер­вичных организаций, крайне невелика численность. В 1991 г. с отменой ст. 6 Конституции СССР перестала существовать однопартийная система в самой большой по территории стране мира.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - это... Что такое ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ?

 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

в науке конституционного права понятие. обозначающее систему приемов, методов. форм. способов осуществления политической власти в обществе. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный П.р. • \'

Демократический П.р. характеризуется соблюдением на практике принципов разделения властей, законности, идеологического многообразия, свободой деятельности оппозиционных организаций. уважением прав и свобод человека, широким общественным и территориальным самоуправлением (см. также Демократия).

Авторитарный П.р. предполагает ограничения политических свобод, прежде всего свободы оппозиционных организаций и прессы.концентрацию основной (или почти всей) власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контрлем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов, либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные П.р. по степени выраженности своих черт могут варьироваться от весьма умеренных (например, режим де Гол-ля во Франции в 1958-1969 гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.).

Тоталитарный П.р.характеризуется полным разрывом между нормами конституций и законов (обычно вполне демократическими) и реальностью общественно-политической жизни, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляются в зародыше террористическими методами. Вся власть сосредоточена в руках одного лица ("вождя"), опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Демократические государственные формы и институты (парламент,выборы, референдум и др.) играют роль Декорации, используемой для пропагандистских целей. Истории известны тоталитарные П.р. двух основных типов: коммунистического (в том числе П.р. в СССР до конца 1980-х гг., в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе) и ультраправого (в Италии конца 1920-х - 1943 гг., Германии 1933-1944 гг.).

Додонов В.Н.

Энциклопедия юриста. 2005.

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ" в других словарях:

  • Политический режим — (от лат. regimen управление) обозначение совокупности способов и средств осуществления власти в данном государстве. Кроме этого в понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе… …   Политология. Словарь.

  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — в науке конституционного права система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. П.р. является функциональной характеристикой власти. Единой типологии П.р. не существует. Чаще всего… …   Юридическая энциклопедия

  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии П.р. Чаще всего наука выделяет… …   Юридический словарь

  • Политический режим — (от лат. regimen  управление)  совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами… …   Википедия

  • Политический режим — методы осуществления политической власти в государственно организованном обществе. Наряду с формой правления и государственным устройством политический режим является одним из аспектов формы государства, объединяющим в себе совокупность всех… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — в науке конституционного права система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. П.р. является функциональной характеристикой власти. Единой типологии П.р. не существует. Чаще всего… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — реальные характер и организация политической и прежде всего государственной власти в стране, роль тех или иных государственных институтов (президент, парламент, парламентская оппозиция, суды, конституционное правосудие, аппарат чиновничества,… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • политический режим — в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии П.р. Чаще всего наука выделяет… …   Большой юридический словарь

  • Политический режим — элемент формы государства, система методов, приемов, средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества …   Пограничный словарь

  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — – реальное распределение политической власти и влияния в государстве и обществе. П. р. зависит от того, какой ему соответствует тип легитимации власти. П. р. реализуется в определенном сочетании системы партий, способе голосования, методах… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930-х годах. Документированная история, Т. М. Горяева. Эта книга посвящена одному из чудес XX века - радиовещанию, становление и развитие которого как средства информации и пропаганды совпали с формированием советскогототалитарного режима. Об… Подробнее  Купить за 350 руб
  • Политический красный крест, А. А. Мухутдинов. Монография к. и. н. А. А. Мухутдинова посвящена одной из интереснейших проблем начального периода Советской власти, а именно, взаимодействию общественных организацийи государства. Режим,… Подробнее  Купить за 167 руб
  • Политический красный крест, Мухутдинов А.А.. Монография к. и. н. А. А. Мухутдинова посвящена одной из интереснейших проблем начального периода Советской власти, а именно, взаимодействию общественных организацийи государства. Режим,… Подробнее  Купить за 167 руб
Другие книги по запросу «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ» >>

dic.academic.ru