2.4Эвристические технологии обучения. Эвристический метод обучения был предложен


Эвристическое обучение

Сущность эвристического обучения

Принципы эвристического обучения

Проблемное и эвристическое обучение: общее и различное

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую — лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения — это эвристическое обучение.

В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.

Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике.

Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

Цель эвристического обучения:

  • не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно- историческими аналогами.

  • помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания.

Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда - отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собойформу обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников.

Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:

  • личностное целеполагание ученика;

  • выбор индивидуальной образовательной траектории;

  • метапредметные основы содержание образования;

  • продуктивность обучения;

  • первичность образовательной продукции учащегося;

  • ситуативность обучения;

  • образовательная рефлексия.

Часто путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи - проблема, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

Задача проблемного обучения - передача опыта учителя ученику нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.

Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное - придумать хорошее открытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания - придумать общество будущего, на уроке физкультуры - составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.

Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно и нужно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие открытия были сделаны совершенно случайно!

studfiles.net

Эвристический метод обучения - это... Что такое Эвристический метод обучения?

 Эвристический метод обучения

(от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою")

   — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие; преобразовывать осн. проблемы в ряд частных, подчинённых главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т.д. Система специально разработанных учебных задач помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Наиболее выразительной формой Э.м. является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать Э.м. от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 321)

   — метод учебно-воспитательного процесса, основанный на поисковых средствах.

   (Галиахметова Р.Ф. Формирование нравственно-правовой культуры участников учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования средствами эвристики. - СПб., 2004. С. 37)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Эволюционная педагогика
  • Эвритмия

Смотреть что такое "Эвристический метод обучения" в других словарях:

  • ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. Метод обучения языкам (в 1 м значении). Предусматривает использование преподавателем специально подобранных вопросов, подводящих обучаемых к самостоятельному открытию нового на основе анализа языка, к необходимым… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД обучения — частично поисковый метод. организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности Целостная задача требует следующих умений анализировать ее условие в соотношении с поставленным… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ — МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ. См. эвристический метод обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД — Метод обучения, по которому ученики сами, при содействии наводящих вопросов учителя, доходят до истины, приближаясь к решению заданного вопроса, теоремы, задачи и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД — обучения, частично поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности Целостная задача требует следующих умений анализировать ее условие в соотношении с… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД обучения — организация поисковой, познават. деятельности учащихся путём постановки учителем познават. и практич. задач, требующих самостоят. творческого решения. Сущность И. м. обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД — обучения, организация поисковой, познават. деятельности учащихся путём постановки учителем познават. и практич. задач, требующих самостоят, творческого решения. Сущность И. м. обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… …   Российская педагогическая энциклопедия

pedagogical_dictionary.academic.ru

Эвристическое обучение

Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую — лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения — это эвристическое обучение.

В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.

Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике. Его цель — помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания. Если говорить более простыми словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.

Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда — отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников.

Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности — гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:

  • личностное целеполагание ученика;
  • выбор индивидуальной образовательной траектории;
  • метапредметные основы содержание образования;
  • продуктивность обучения;
  • первичность образовательной продукции учащегося;
  • ситуативность обучения;
  • образовательная рефлексия.

Часто родители и даже учителя путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

Задача проблемного обучения — передача опыта учителя ученику нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.

Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное — придумать хорошее открытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания — придумать общество будущего, на уроке физкультуры — составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.

Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно и нужно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие открытия были сделаны совершенно случайно!

strana-sovetov.com

Эвристический метод обучения

Наше время богато разнообразием доступной информации, количество источников информации и областей ее применения столь велико, что уже не достаточно обладать статическим базовым набором знаний и умений, необходимо уметь обучаться, самостоятельно генерируя новые идеи.

Формы развивающего обучения – проблемное и эвристическое - как раз и призваны развить у учеников способность мыслить творчески и нестандартно, видеть в традиционной ситуации новых проблемы и находить из них выход, хотеть и уметь усваивать новые знания самостоятельно.

Проблемное обучение предполагает создание под непосредственным руководством преподавателя проблемной ситуации, из которой ученики самостоятельно находят выход, усваивая новую информацию и используя полученную ранее. При этом преподаватель направляет учеников, помогая им достигнуть определенного заранее результата.

Суть эвристического метода обучения

При эвристическом методе обучения преподаватель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут ученики. В этом методе перед учениками ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата.

Получение новых знаний и умений учеником происходит при помощи такого метода обучения, как эвристическая беседа. То есть ученики не получают готового набора знаний, который им необходимо зазубрить, а достигают его самостоятельно в процессе беседы с преподавателем, путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы, решения познавательных задач.

Главная особенность технологии эвристического образования в том, что личная творческая деятельность ученика и изучение образовательных базовых стандартов меняются местами. Сначала ученик самостоятельно достигает своего результата в решении поставленной задачи, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами.

 

womanadvice.ru

Мастер-класс "Эвристические методы обучения"

Разделы: Иностранные языки

Современное общество предъявляет к личности все новые и новые требования. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник школы или ВУЗа должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем.

Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умения и навыков. Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал. Принимая во внимание требования современного ФГОС основного общего образования, мы предлагаем внедрение в учебный процесс следующих методов при обучении лексике на старшем этапе обучения.

Что такое эвристическое обучение? Инновационные методики обучения.  Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

Хуторской А.В.: Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности. Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции. 2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества. 3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте).

Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы. Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания.

Сегодня на нашем мастер – классе  я хочу познакомить вас с некоторыми эвристическими методами.

Как я уже сказала, эвристическими методами обучения являются такие, результатом применения которых всегда является   создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п.

Первый метод, с которым мы познакомимся – это метод эмпатии.

Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

А  сейчас я попрошу вас разбиться при помощи   цвета на команды по 3-4 человека.

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

(На работу отводится 5 минут)  Затем каждая команда зачитывает свои получившиеся рассказы.

Учитель: а вот пример, который получился у ученика

Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Следующий метод:  Метод “Mind-Map”(Карта памяти). Этот метод чем – то похож на метод «кластер» в критическом мышлении.

Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования “Mind-Map”

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле.

Задание группам:

Метод “Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Метод списка свойств

Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах, внутреннее содержание, упаковку и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею. Согласно A. J. Starko, метод списка свойств может быть применен к любой учебной дисциплине и при любом возрасте учащихся.

Пример: Divide into groups of three. Each group will get a picture of different kinds of vehicles. You are to discuss the main qualities of the vehicle and make a list of them. Then you’ll have to think of one quality that can be changed to make the vehicle better. What will that be? What will the change bring? Present the updated kind of transport to the other groups.

Метод исключения лишнего

Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

Метод учета взглядов других людей

Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.

Пример: A plane that was supposed to deliver a family of three (mother, a ten-year-old son and a five-year-old daughter) that was travelling to Moscow had to make an emergency landing in Paris. The family spent for days in the city. Describe everything as if you were: the mother, the son, the daughter, the pilot of the plane, a travel agent, a taxi driver, the father of the family.

Метод запрещенных слов

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры.

Пример: Describe the object that you see in the picture (plane ticket) without using the following words: a plane, a ticket, transport, holidays, fly, air, a stewardess, a pilot.

Метод «игры с идеей»

Рассматривая различные способы формирования и развития творческих способностей, A. Cropley предлагает так называемый метод игры с идеями. Данный метод подразумевает разнообразные логические игры, сутью которых является подготовка к мыслительной деятельности, своеобразная зарядка для мозга, в процессе которой осваиваются стратегии мыслительной деятельности.

Игры занимают несколько минут и могут проходить в начале урока в качестве речевой зарядки, или быть включены в учебный процесс в связи с освоением нового материала или пониманием сути проблемы, представленной учителем. Метод «игры с идеей» может быть реализован через следующие приемы:

– производство (создание): в процессе реализации данного приема учащимся нужно  выдвинуть идею, связанную с представленной проблемой, например, дать список аббревиатур, которые следует расшифровать таким образом, чтобы они имели отношение к теме урока;

Пример: Reveal the meaning of the following abbreviations in connection with the topic of the lesson (travelling): BBC, RAF, FBI, NATO.

– анализ: представляет собой четкое определение содержимого предмета или идеи и может быть реализован, например, с предоставлением учащимся списка материалов и предложением назвать как можно больше способов их применения, включая нестандартные;

Пример: Think about all possible variants of the usage of the following objects: credit card, sun lotion, suitcase, flippers, passport.

– усовершенствование: разработка детальной структуры на основе ведущих признаков, например, учащимся озвучиваются ведущие принципы, и предлагается описать предмет, причем, предмет, который не существует в настоящее время, но теоретически возможный и целесообразный;

Пример: Describe in detail a means of transport that can travel rather fast my road and by air, take more than five people aboard and be environmentally friendly.

– заострение  внимания: выявление ключевых аспектов предметов и идей, например, предложить учащимся придумать прозвища известным людям (не знакомым им лично), представляющие собой обозначение суммы тех их личностных характеристик, которые делают их уникальными;

Пример: Imagine yourself a traveler who has just made a round the world voyage. You are to describe the countries you have visited, but you have little time, so describe each country using one or two words.

– ассоциация: выявление связей между элементами, например, студентам предлагается создать как можно больше выражений посредством соединения всех или нескольких слов данного списка, причем, полученное словосочетание должно иметь определенное значение, то есть называть определенный объект или процесс в действительности;

Пример: You will be given a list of words. Your task is to make as many word combinations as possible. Mind that every word combination should mean a certain object. You are free to use prepositions or change the form of the words. (ticket, boat, holiday, relax, sun, sea, plane, helicopter, air, suitcase, package, swimming costume, bathe, go, travel, work, trip, enjoy, bed)

– конструирование: объединение идей или объектов для создания определенного нового продукта, может быть реализовано, например, через предоставление учащимся нескольких произвольных отправных точек и заданием придумать предмет или аппарат, причем, как можно тщательнее проработанный, который бы объединял эти элементы;

Пример: Imagine and describe a means of travelling that can be used by those who get airsick easily, those you are afraid of water and enjoy speed and comfort.

– преобразование: выражение идей через другие формы или средства, например, предложить учащимся нарисовать сущность междометия «ням-ням»;

Пример: Listen to the text about a voyage. While listening, draw pictures, describing emotions of the main character during the voyage. Retell the text with the help of your pictures.

Обозначенные выше приемы в рамках метода «игры с идеей», по утверждению A. Cropley, применимы с соответствующим преобразованием к любому учебному предмету, как в единичном порядке, так и в совокупности.

Метод «игры с идеями» может быть применен в группах любого возраста, может быть адаптирован к любому учебному предмету или использован вне учебной деятельности с целью развития творческих способностей учащихся.

Метод визуализации

Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта  и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы.

Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

На  мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

Используемая литература: (материалы Интернет)

1. Бахрамова О.Н. «Актуальность эвристических методов обучения иностранным языкам». 2. Дорошко Н.В. «Эвристический метод обучения иностранному языку, от игры к творчеству: методические рекомендации». 3. Скворцова С.В. «Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся  в обучении иностранным языкам».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Эвристические методы обучения - Начальные классы

Эвристические методы обучения.

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения.

Эвристические методы обучения – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не даётся в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Изучением эвристических методов обучения занимается Андрей Викторович Хуторской. Для удобства он их сгруппировал, основываясь на тех видах деятельности, которые выполняет ученик.

Виды эвристической образовательной деятельности.

1) когнитивные

Основаны на познавательных качествах ученика- умение чувствовать

окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое

понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные

Основаны на творческих качествах ученика - вдохновленность, фантазия, гибкость

ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений;

прогностичность; наличие своего мнения и др.;

3) методологические (оргдеятельностные)

Основаны на самоорганазиции- способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать еѐ достижение.

Когнитивные методы обучения:

Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние

другого объекта. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестанут относиться к данному методу несерьезно и примут его в разряд действительно учебных методов.

Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».

Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их

версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие

ученые, философы.

Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта.

Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект,

нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи.

Метод эвристического наблюдения.

Наблюдение объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат,

включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применѐнный способ

наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших

наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется

новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во

время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть

добывают новую информацию и конструируют новые знания.

Креативные методы обучения:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее

продукта в результате их определѐнных умственных действий. Метод реализуется при

помощи следующих приѐмов: а) замещение качеств одного объекта качествами

другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменѐнного

объекта.

Метод "Если бы ...". Ученикам предлагается составить описание или

нарисовать картину о том, что произойдѐт, если в мире что-либо изменится, например:

хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем.

Метод гиперболизации.

Увеличивается или уменьшается объект познания, его

отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое

число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами;

приготавливается самый сладкий чай или очень солѐный огурец.

"Мозговой штурм" (А.Ф.Осборн). Основная задача метода - сбор как можно

большего числа идей

Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на

вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача,

напоминаются правила обсуждения, и – старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам

прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.

«Штурм» длится 10 – 15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие

нетрадиционного решения. На пример: Как определить длину медной проволоки,

намотанной на катушку, не разматывая еѐ?

Работа ведѐтся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной

ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах

по определѐнным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена.

Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждѐнная обстановка. Затем,

полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и

подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации

отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно

отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и

контр-идеями.

На основе данного метода могут быть построены отдельные занятия. Перед мозговой атакой учеников необходимо познакомить с правилами ее ведения. Лучше, если соответствующие памятки будут розданы каждой группе.

Методы организации учения:

Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из

предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с

последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность их

достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов;

Методы ученического планирования.

Школьникам предлагается спланировать

свою образовательную деятельность на определѐнный период – урок, день, неделю,

или на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный,

простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды

деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться,

дополняться или заменяться; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в

конце работы осуществляет рефлексию планирования.

Методы взаимообучения.

Учащиеся в парах, группах или в коллективных

занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им

набор педагогических методов.

Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты — необходимые условия само определения учащихся.

Как же выбрать метод обучения? Необходимо не забывать, что в

обучении творческого типа основной целью является организации продуктивной

деятельности учеников. Поэтому, всякий раз, подбирая методы или формы обучения

спросите себя: что именно, какой образовательный продукт будет создан учениками на уроке? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть актуален и посилен ученикам, соотнесен с их индивидуальными возможностями и интересами.

Любые свои, будь то рассказ, лекция или инструкция, необходимонаправлять только для одного - для обеспечения запланированной продуктивной

деятельности учеников.

Итак, каким бы активным, эффективным или творческим не был метод

обучения, он не является самоцелью. Главное, ради чего применяются методы

обучения - это продуктивная деятельность и личностный рост ученика сообразно его индивидуальным возможностям.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования эвристической технологии в образовательном процессе, мы пришли к выводам:

Эвристическая технология - это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика - непрерывное открытие нового.

При использовании эвристической технологии характерно получение знаний, когда учитель не учит, а помогает разобраться в материале. При помощи вопросов учитель наталкивает учеников на интуитивно понятный способ понимания.

Условиями использования эвристической технологии в образовательном процессе являются: развитие мотивации у школьников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами; поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности; создание ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.

Преимущества

  1. Эвристическое обучение эффективно, так как: увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;

  2. появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;

  3. формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;

  4. при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;

  5. повышается самооценка детей;

  6. эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения: повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

  1. Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать.

  2. Требует большого творческого потенциала от самого учителя.

  3. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

  4. Творческие задания применимы далеко не ко всем разделам, темам преподаваемых дисциплин.

  5. Сложность объективной оценки результатов творческих работ.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

 

5

multiurok.ru

2.4Эвристические технологии обучения

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, суть которого была в том, что с помощью последовательно и систематически задаваемых вопросов привести собеседника к противоречию с самим собой ик признанию им собственного незнания, а затем совместно, путем дискуссии, прийти к истинному знанию.

Идеи об эвристическом обученииразрабатывались такими учеными как А.В. Хуторской, М.М. Левина, В.А. Крутецкий, Д. Пойа, Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий и др.

Эвристический метод обучения (А.В. Хуторской) —этоспособ организации творческих, продуктивных процессов мышления обучающихся путем овладения ими новыми, более рациональными вариантами действий в новых ситуациях [18].

Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность учащегося. Преподаватель не дает студенту готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть учащийся. Объектом может выступать историческое событие, жизненная ситуация, литературное произведение и т.п. На его основе студентдолжен создать продукт деятельности — гипотезу, текст, схему. Результат творческой деятельности учащегося может быть разнообразным и зависит от личности студента. Лишь после этого студент с помощью преподавателя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области и переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения —творческая самореализация учащегося.

Эвристическая деятельность развивает у учащихся способности:

  • понимать и творчески использовать пути и методы продуктивной познавательной деятельности;

  • систематизировать учебную информацию и применять ее в эвристическом поиске;

  • адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты;

  • прогнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность;

  • принимать обоснованные решения на основе эвристических операций с последующей их логической проверкой.

Эвристическая деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение задачи до логического завершения; при этом важно обладать гибкостью мышления, способностью актуализации и организации информации (опыта) в решаемой задаче.Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументированных рассуждениях.

Эвристические правила — это рекомендации к выбору возможного варианта действия в условиях альтернативного поиска (от более легкого к более трудному, от более знакомого к менее знакомому, от целого к части целого и т.п.).

Операции — это мыслительные действия (анализ, синтез, аналогия, обобщение и т.д.), направляющие деятельность обучающегося на нахождение оптимального решения задачи.

Правила и операции выступают инструментарием для решения учебных эвристических задач.

Учебная эвристическая задача –это определенно сформулированная информационная система, в которой есть информационная несогласованность между ее частями, что вызывает потребность в ее преобразовании и согласовании.

Компоненты учебной задачи:

  • форма задачи- выражает внутреннюю организацию и взаимодействие элементов задачи как между собой, так и с внешними условиями;

  • структура задачи- совокупность достаточно элементарных объектов с конкретно описанной связью между ними, которая представляет однозначную организацию совокупности.

  • содержание задачи- ведущий компонент задачи, на основе которого начинается процесс решения. Оно обладает определенной подвижностью и относительной независимостью от формы и структуры.

Вся эвристическая деятельность по нахождению решения направляется эвристической стратегией, состоящей из эвристических операций и регулируемой эвристическими правилами.

Наиболее широко применяемым методом эвристического обучения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллективную творческую деятельность.

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном.

Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток.

Технология его применения:

    • условие учебной поисковой задачи формулируется в общих чертах, проблемно;

    • занятие разделяется по времени на две части: выдвижение гипотез и их анализ-оценка;

    • в первой части занятия запрещается какая бы то ни было критика (в том числе и через мимику, ухмылки, жесты и пр.) мнений и предложений, что снимает боязнь критики своих высказываний у обучающихся — она тормозит их мышление и творческие процессы;

    • группа участников «штурма» — «генераторов идей» — за отведенное учебное время выдвигает максимальное количество гипотез, причем любых — даже несостоятельных, парадоксальных. Доказательств не требуется, все идеи записываются. Важно, чтобы участники занятия были психологически раскованы, чувствовали себя свободно;

    • во второй части вся группа или выделенная из нее «группа экспертов» ведет всестороннее обсуждение каждой идеи и выносит суждение о ее ценности (оценка дается каждым «экспертом» по пяти или десятибалльной шкале и выводится средний балл), отсеивает нереальные и несерьезные варианты;

    • если задача в процессе «штурма» не нашла решения, она может быть предложена тем же обучающимся в измененном виде.

К эвристическим методам относится также синектический метод. Методика его применения в основном аналогична «мозговому штурму». Отличие состоит в том, что он применяется в отношении обучающихся, не имеющих опыта творческой деятельности.

Для этого целесообразно создавать группы (5—7 человек), накапливающие приемы и способы творческих действий. С ними проводится специальная подготовка в профессиональном и учебно-познавательном направлениях. Цель одна — попытаться найти творческое решение поставленной проблемы.

Структурная схема синектического занятия обычно следующая:

  1. постановка проблемы в общем виде, ее анализ с целью ознакомления;

  2. отсеивания первых решений;

  3. понимание проблемы;

  4. вызывающий аналогию вопрос;

  5. генерирование аналогий,

  6. развитие и обыгрывание аналогий;

  7. выявление значимости и использование аналогий применительно к проблеме для генерирования новых идей;

  8. выбор альтернативы;

  9. выдвижение новой идеи при отрицательной оценке альтернативной;

  10. развитие новой идеи при ее позитивной оценке.

Достоинства:Этот метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес и привести к хорошему усвоению материала.

Недостатки:

1) требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени;

2) при использовании данного метода особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы педагога. А преподаватель на занятии ограничен временем и не имеет возможности ждать, пока все студенты самостоятельно придут к нужному выводу;

3) обычно активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные учащиеся, остальные - пассивны.

studfiles.net