Фрески и мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. Фреска и мозаика


Мозаики и фрески Софии Киевской: описание, фото

Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором Святой Софии, Софийским музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.

Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Владимира I Святославовича. Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому храм Святой Софии считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали 12 апостолов и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры – София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

7 фактов о Софии Киевской

  1. Колокольня собора была возведена гетманом Иваном Мазепой. До сих пор там находится огромный колокол «Мазепа», который в 1705 году вылил мастер Афанасий Петрович по заказу и на деньги Ивана Мазепы. Колокол представляет собой настоящий архитектурный шедевр. Он украшен орнаментом и гербом гетмана.
  2. Подвалы Софийского собора хранили в себе огромную библиотеку Ярослава Мудрого, которая мистическим образом куда-то исчезла. Единственное упоминание о ней хранят «Повести временных лет» Нестора Летописца. Возможно сейчас она спрятана в Киево-Печерской лавре.
  3. София Киевская хранит одну из редчайших мозаик Оранты. На ней изображена Божья Матерь с раскинутыми руками, читающая молитву. Без младенца ее практически никогда не изображают. Это величественное изображение известно как "Нерушимая Стена".
  4. Фрески Софии Киевской в большей степени имеют религиозную направленность. В основном на них изображены молитвы о помиловании людей. Одна из стен хранит в себе надпись князя Брячислава с просьбой помиловать его, грешного и убогого.
  5. В 2008 году София Киевская вновь обрела свои ажурные серебряные Врата с изображениями святых. В 30-е годы они были отправлены на переплавку советскими властями. На их реставрацию ушло около 100 кг серебра.
  6. Святыня наполнена не только молитвами, здесь можно встретить надписи светского характера.
  7. Во времена строительства храма в Киеве действовал отдельный налог, согласно которому каждый, кто посещал город, должен был с собой привезти несколько камней.

Особую ценность представляют собой росписи памятника София Киевская. Мозаики и фрески – это главное украшение собора.

Мозаичная роспись Софии Киевской

Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.

Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.

Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.

Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.

Мозаика «Христос - Пантократор»

Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос - Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.

На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.

Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.

Мозаика "Мария-Оранта"

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Саркофаг князя Ярослава

Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.

В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.

Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.

Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.

Здесь же располагается и знаменитая Софийская площадь, на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.

fb.ru

Фреска и мозаика

С незапамятных времен для украшения своего жилья люди применяли мозаику и фреску. Давайте рассмотрим, что такое фреска. Это роспись поверхностей стен и потолков, которую производят по сырому слою штукатурки. Этот вид росписи применяют для украшения спальных помещений и гостиных. Но не менее популярны становятся сегодня росписи и других помещений домов и квартир. При использовании этого приема украшения жилья любое дизайнерское решение будет только выигрывать. Использование фрески и мозаики в дизайне жилья является очень актуальным.

Фрески – фотообои бывают влагостойкими, их обычно наклеивают на стены в душевых или ванных комнатах, кухнях и бассейнах — там, где воздух насыщен парами воды.

Фрески отличаются друг от друга по типу материалов, на которые нанесен рисунок. Их печатают на холстах, на самоклеящейся основе, используют флизелин, поверхность штукатурки, жесткую основу.

На холстах изображения наносят вручную, и производство их ограничено, так как такой вид фресок относится к ручной работе. В их производстве используют только натуральные компоненты.

Для массового использования промышленность выпускает самоклеящиеся обои. Такие фрески очень легко наносятся на любую поверхность даже на потолки со сложными линиями, и их также легко наносить на труднодоступные участки потолков или стен. Существенным минусом этих фресок является их толщина, а по виду они похожи на дорогие обои. Их изготавливают с применением специальной пасты, в состав которой входит мельчайшие частицы песка. На такую пленку изображение наносят с помощью цифровой фотопечати.

На флизелин изображения наносят, используя фотопечать. Наносят такое фото в три этапа, изображение получается более резким и качественным, а главное флизелиновая основа позволяет применять различные техники старения и получать изображения с интересной фактурой.

Фрески от производителя на жесткой основе. Они имеют небольшой вес, и долговечность таких поверхностей намного выше, чем у ранее описанных материалов. Их можно монтировать сразу в сырую штукатурку или вывешивать на стенки. Этот вид фресок имеет дорогой и презентабельный вид, хотя стоимость за квадратный метр не велика.

Фрески, выполненные традиционно по сырой штукатурке, называется фресками Орто, а при нанесении применяется Итальянская штукатурка (пластичная).

Красящий слой выполнен с использованием природных компонентов, как правило, такое изображение имеет вид старинного изображения и рельефную структуру.

Если фресками украшают потолки и стены, то мозаику используют при украшении полов. Можно конечно украсить стены или потолок кусочками разноцветных камешков или черепков, но на поверхности пола они выглядят более эффективно, да и укладываются эти кусочки в сырой раствор. Со стен и потолка они просто могут упасть.

Дата публикации: 10.06.2014

Похожие записи:

nacep.ru

13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.

Античная фреска 

Термин "фреска" происходит от итальянского выражения "a fresco" - письмо по сырому, еще свежему известковому грунту красками (пигментами), разведенными водой или краской.

Конечно, понятие фресковой живописи существовало и до эпохи античности. Например, в период Эгейской культуры (что было 2-е тыс. до нашей эры) фресковая живопись уже получила широкое использование. Но все же каждая эпоха обычно вносит что-то свое в искусство. Так и с античной фреской.

В Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы.

Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и, следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем.

В античную Грецию и Рим уходит корнями традиция использования живописных настенных «обманок». Безотказно действующее средство, когда необходимо зрительно расширить границы помещения - фреска, которая позволяет, не ломая стен и не снося крышу, создавать желанный интерьер. На фресках изображались понарошечные, но выглядевшие как взаправдашние гиперреалистические виды ландшафтов. Они воспринимались более чем натурально, чем вводили в заблуждение всякого их созерцающего. Казалось, что нарисованные дальние дали - есть не что иное, как продолжение помещения. И оно не заканчивается стеной, а мчит в виртуальные пространства. Если же не одна, а несколько стен интерьера были пейзажными - возникало ощущение необъятного простора.

Мозаика в античности 

Моза́ика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по-черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи.

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Это было связано с тем, что вид этого декоративного искусства был сравнительно недорогой. В то время мозаика была самым долговечным видом отделки полов стен, дорожек, фасадов, потому как мелкого камня, гальки, щебня из осыпающихся скал, то есть материала для мозаики было в избытке, по сравнению с другими отделочными материалами. Керамика только начала развиваться в это время, и изготовление плиток из огромных монолитных камней было очень трудоемким и дорогим. Такой вид отделки, как древесина Аппенин и Греции был не слишком надежным и выносливым. Технология возведения мегалитических построек уже ушла в прошлое. То есть мозаика в то время стала самым удобным и распространенным способом отделки.

По истечении времени живописные возможности техники барбарикум (морская галька) практически себя исчерпали. Художники-мозаичисты перешли к использованию измельченных минералов. Это привело к изобретению новых техник.

Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу - камешку кубической формы - tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.

Со временем художники перестают использовать в своих мозаиках округлые галечные камни, совершенствуют и усложняют сам рисунок. Швы между элементами мозаики становятся меньше и поверхность узора, рисунка шлифуется. Техника opus tesselatum (опус тесселатум) - та мозаика, которую мы привыкли видеть и воспринимать, как классику римской мозаики. Сделать мозаику более яркой и живописной, помогло использование цветных смальт. Открытие стекольных технологий, обогатили художников-мозаичистов новыми возможностями использования цветовых и световых бликов.

Развитие новых технологий привело к созданию новой техники - opus vermiculatum (опус вермикулатум). Эта техника близка тесселированной мозаике и, несомненно, является производной от нее. Был сохранен общий для обеих техник принцип набора, но набор совершался из элементов, которые были почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Трудоемкость техники "вермикулатум" неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, однако в этой технике были созданы художественные мозаики-картины, мозаики-иллюстрации, ставшие шедеврами монументального и декоративного искусства Древнего Рима.

Самыми запоминающимися произведениями, которые были выполнены в этой технике можно считать такие произведения мозаичного искусства, как "Голуби на чаше" с Виллы Адриана в Тибуре, "Охотничья сцена" на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, "Всадник на тигре" (конец II века до н.э.), "Обитатели морских глубин" из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях - "Завтрак женщин" и "Музыканты".

Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум) более кропотливой и дорогой, чем opus tesselatum (опус тесселатум), поэтому размер произведения, как правило, составлял не более одного-двух квадратных метров. Но все же кому-то из художников-мозаичистов удалось создать произведения, превышающие эти размеры. Таких мозаик было найдено, по крайней мере, две, это "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна в Помпеях, (5,12*2,71 м.) и "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85*4,31 м.), конец II - начало I века до н.э.

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника мощения - opus sectile (опус сектиле. Этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские. Эта техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. "Опус сектиле" является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.

Античная мозаика. Классическая Греция

Отделка полов галькой также была распространена и в Греции эпохи архаики (8-6 вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах (7-6 вв. до н. э), однако, это было просто мощение без орнаментики.

Самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе и принадлежит уже классической эпохе - концу 5 в. до н. э.

Вопрос о связи фригийских мозаик с греческими дискуссионен, однако, ученые склоняются к выводу о независимом характере развития греческого мозаичного искусства.

На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны - орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения - фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.

Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).

Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время краснофигурная роспись вытесняет чернофигурную. Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен.

Греческие мозаики 5 в. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее.

Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах. Это говорит о стремлении богатых горожан к элегантности и комфорту в своих домах.

А в это время (8 в. до н. э.) в Греции - эпоха Гомера, легендарного поэта-аэда, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». 776 г. до н. э. - датой первых Олимпийских игр, начинают историю Греции и античности в целом.

Решение было найдено столетия спустя - в 334 г. до н. э. город сдался войскам Александра, тот вошел в храм и одним движением меча рассек узел.

Хотя изображения еще схематичны, материал не стоит ничего, да и сам по себе прост: даже цветная галька используется редко, не говоря уже о мраморе, прочих редких камнях, цветном стекле и золоте, которые появятся столетиями позже, но мозаика уже тогда утверждается в своей роли способа элитного способа декорирования, оставшегося не превзойденным до сих пор.

Она встречается лишь в немногих домах, причем в самом доме мозаикой украшаются только самые важные с точки зрения презентации и позиционирования хозяина дома в обществе помещения - андроны.

Обычно мозаичные панно располагались по такой схеме: как ковер на полу помещения-прихожей, примыкавшего к андрону, дальше - маленькое панно-коврик в дверях и, наконец - панно в центре помещения.

Поскольку панно должно было иметь равный обзор для всех гостей, располагавшихся вокруг, оно обычно имело центричную композицию.

Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела.

Из фигур - изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры.

Некоторые мотивы греческих мозаичных панно заимствованы из текстильного искусства Востока.

Андрон (мужская комната) - часть древнегреческого дома, предназначенная для мужчин, собиравшихся на симпосии, для разговоров и обедов. Были самыми красивыми помещениями в доме: украшались мозаиками, фресками и статуями.

Фаюмские портреты 

Это лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I-III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. Погребальный портрет - уникальная художественная форма своего времени - процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты - это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

studfiles.net

Мозаика, фреска, икона

Несколько слов хотелось бы сказать о мозаике, фреске, иконе, которые, как и архитектура, развиваются в спиритуалистическом русле. Продолжая традиции искусства катакомб, художники IV—VI вв. нередко прибегают к языку символов, с помощью которого изображению можно придавать многозначность. Художественные формы прорабатываются в соответствии с идеалом духовной красоты, что также имеет свое начало еще в катакомбной живописи. Так, например, изображению тела в связи с понятиями нового искусства отводится теперь совсем иная роль, чем в классическом идеале. Оно закрывается складками тяжелых одеяний. В творениях провинциальных художников линии складок вообще носят чисто схематичный характер: ложась параллельно друг другу, они очень слабо сообразуются с формами реального тела. Окружающий предметный мир еще менее интересен. Главным становится лицо. Одухотворенность ликов являет нам богатство и глубину внутренней жизни образа. Особенно приковывают к себе внимание большие, широко раскрытые глаза: ведь между молящимся и изображенным святым происходит некий мистический диалог. Верующий встречается глазами с ликом святого, который своим взглядом как бы отвечает на обращенный к нему взгляд молящегося.55

Мозаику следует отметить особо, так как именно ей принадлежит существенная роль в преображении материи духом, что было так важно для христианского искусства. «Начало творения есть свет, потому что свет делает видимым то, что созидается».56Архитектурное пространство храма колористически наполняется светом, отраженным от мозаики. Мозаичная техника соответствует плотиновскому освобождению материи из тьмы к свету, к духовности. С ее помощью материя сублимируется и облагораживается. Свет — это своего рода символ духовности. Он воплощается в цветовой пространственности отраженного от мозаики света внутри храма. Плоскость стены словно растворяется в переливающемся мерцании смальты. Светоцветовой пространственный символ духовности реализуется также в архитектурных деталях храма: тут используются легкие ажурные перегородки, тонко обработанные и уплощенные капители, слабо намеченные карнизы — все открытые свету, проницаемые для света и чуждые какой бы то ни было тяжеловесности. Так при помощи мозаики осуществляется то самое просветление материи духом, ее «преодоление» и «развеществление», о котором уже столько говорилось выше.57

Заключение

Таким образом, в процессе становления христианского искусства решается проблема воссоздания спиритуалистической реальности в пределах мира дольнего. Религиозные представления, считавшиеся невыразимыми через искусство, воплотились в одухотворенных произведениях человеческого творчества. Наделение художественных форм и самих изображений символическими значениями, а также преображение земной материи, несущей теперь в себе бесплотное духовное начало, духовный смысл, — все это сделало возможным воплощение в искусстве спиритуалистического идеала христианской религии.

studfiles.net

Фрески и мозаики Михайловского Златоверхого монастыря

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Если середина XI в развитии древнерусской и одновременно византийской живописи была связана с мозаиками и фресками Святой Софии, то уже конец XI – XII век были связаны с фресками Михайловского Златоверхого монастыря. Этот монастырь, как и его главный собор – Михайловский, интересен для нас тем, что именно отсюда началась традиция завершать и покрывать золотом купола русских церквей. Вообще, на Руси этой традиции долгое время не было. Судя по летописным известиям и известиям, исходящим из Киево-Печерского монастыря, именно Златоверхий монастырь стал обладателем первого собора с золотыми куполами и вошел в историю под соответствующим названием.

Собор был построен в честь Небесного Архистратига Михаила в последние годы правления князя Святополка II Изяславича. Это был двоюродный брат и политический противник Владимира Мономаха, в Киеве он правил довольно долго с 1093 по 1113 год. А его имя в крещении было как раз Михаил. Вокруг собора, построенного князем в честь своего небесного покровителя, митрополит Киевский, которого тоже звали Михаил, как раз организовал Михайловский Златоверхий монастырь. Украшали его фресками и мозаиками опять-таки византийские художники и, возможно, их русские ученики.

Для нас история этих фресок и мозаик интересна еще тем, что с ними произошла великая трагедия, но уже не во времена Древней Руси и монгольского нашествия, а в 30-е годы. В связи с переносом столицы Советской Украины из Харькова в Киев было решено уничтожить Михайловский Златоверхий собор просто потому, что потребовалось место для строительства административного здания. Самый ужас заключается в том, что это здание так и не было построено. И после того, как монастырь разобрали, а остатки его взорвали, довольно долго, до 50-х годов XX века, эта территория так и пустовала.

Старые искусствоведы, еще дореволюционной школы и ставшие потом советскими искусствоведами: Макаренко и Айналов пытались спасти этот собор, и в частности его центральную часть, которая шла еще от конца XI – начала XII века, то есть это был памятник мировой культуры. Именно его и взорвали, потому что все остальное, построенное в XVII веке в стиле украинского барокко, просто разобрали. Сами искусствоведы оказались репрессированы. Единственное, что им удалось, – отстоять ряд мозаик и фресок собора, которые было решено снять, перенести на другую основу и в другое место.

Среди этих перенесенных и сохраненных для нас мозаик интересна мозаика «Евхаристия», Святое Причастие, – очень важный для христиан ритуал освящения хлеба и вина и последующего их потребления как Тела и Крови Христа, когда происходит соединение христиан с Богом. Для мозаики «Евхаристия», шедшей по апсиде в алтаре Михайловского собора, в Киевской Софии была построена полукруглая стена, на которую была перенесена мозаика.

Также знаменита мозаика «Дмитрий Солунский», которую отправили в Москву, где она находится в Третьяковской галерее. Кстати, многие другие мозаики из этого собора сейчас обретаются в Москве и даже Петербурге. Все дело в том, что страдания этих произведений искусства не закончились с взрывом самого собора в 30-е годы. Во время оккупации Киева гитлеровцами они были вывезены в Германию, потом возвращены в Советский Союз, но большая их часть оказалась в Москве и Петербурге, а не Киеве, то есть они поменяли место пребывания.

Дмитрий Солунский – очень почитаемый на Руси святой. Но почему эта мозаика появляется в соборе Михаила Архангела? Все дело в том, что отец князя Святополка II – Изяслав, старший сын Ярослава Мудрого, великий князь Киевский в 1054, 1072, 1076-1078 годах, как раз носил христианское имя Дмитрий. Известно, что до постройки Михайловского монастыря на этом месте стоял собор (очевидно, деревянный), посвященный именно Дмитрию Солунскому. И, очевидно, в память о своем отце Святополк (Михаил) заказывает эту мозаику.

Еще образ Дмитрия Солунского важен потому, что в славянской культуре он почитался как покровитель славян, хотя происходил он из Фессалоник. Его житие говорит о том, что он был сыном тайных христиан, отец его занимал очень высокий пост проконсула Фессалоник (современное название – Салоники), и он воспитал своего сына в христианском духе. Но сам Дмитрий, получив после смерти отца от римского императора эту же должность проконсула и зная, что ему грозит опала и, может быть, даже казнь, начал открытую проповедь христианства и очень многих обратил в христианство.

Это не прошло мимо внимания императора-язычника, и, возвращаясь из похода на славян, он арестовал Дмитрия, заключил его в тюрьму. Дмитрий готовился к смерти, молился, а император организовал бои в Фессалониках, заставляя биться христиан со своим любимым воином Лием, который, естественно, побеждал их. Что сделал Дмитрий Солунский? Он благословил своего бойца христианина Нестора, и тот сбросил убийцу христиан Лия на копья стоящих вокруг воинов. Римский языческий боец погиб, Нестор был казнен, вслед за ним был казнен и Дмитрий Солунский, но их подвиг как великомучеников, борцов за христианство произвел большое впечатление на греков. Поэтому это один из любимых святых греков.

Поскольку Дмитрий является покровителем славян, есть сербская легенда о том, что происходило все это вовсе не в Фессалониках, а в сербском городе Сремска-Митровица, как он называется сейчас как раз в честь Дмитрия Солунского. Только потом мощи святого были перенесены в Салоники, потому и получили такое название.

На Руси эта славянская традиция почитания Дмитрия Солунского в качестве своего покровителя сохранилась, и образы, имеющие начало от византийской мозаики, будут постоянно тиражироваться в русской иконописи. И многие русские князья будут получать при крещении второе имя именно в честь Дмитрия Солунского.

 

academy.foma.ru

ИСКУССТВО МОЗАИКИ И ФРЕСКИ МОЗАИКА это

ИСКУССТВО МОЗАИКИ И ФРЕСКИ

МОЗАИКА – это… декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов

СМАЛЬТА - … …может означать ярко-синюю краску или цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно В России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 810 см и диаметром 1, 8 см, которые укладывались на глиняный раствор Цвета: Красный Белый Черный Геометрические узоры

«OPUS SECTILE» «Пластиночная мозаика» ( «штучная» ) Вместо одинаковых по размеру кусочков смальты в штучной мозаике используют разные по форме и размеру шлифованные пластинки мрамора или другого натурального камня, перламутра или даже стекла Впоследствии развивается во «Флорентийскую мозаику»

ШТАНДАРТ ИЗ УРА 2600— 2400 гг. до н. э. Война Мир

ГАЛЕЧНЫЕ МОЗАИКИ ГОРДИОНА Родни С. Янг (Rodney S. Young) в 1951 году при проведении археологических расскопок нашёл мозаики 8 -5 веков до нашей эры эти мозаики считаются одним из первых образцов применения техники мозаики из необработанной гальки

Эта мозаика самая ранняя и самая крупная по площади(10 х11 метров) При создании мозаики была использована речная галька темно-голубого, темно-красного и белого цвета, уложенная без четкой композиции в виде хаотично расположенных фрагментов орнаментов Основа – текстильные рисунки

АНТИЧНОСТЬ

НЕОБРАБОТАННАЯ ГАЛЬКА Коринф, 5 в. до н. э. Контурные изображения людей или мифических существ Орнамент белым по черному (стилистическая близость с краснофигурной вазописью) (рис. Олинф, Беллерофонт и химера (432— 348 гг. до н. э. ))

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей Перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя Размеры грандиозной картины составляют 313× 582 см, но часть фрагментов не сохранилась Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum» , то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям

Древний РИМ В Риме мозаикой выкладывались полы и стены терм и дворцов

РАННИЕ ХРИСТИАНЕ И ВИЗАНТИЯ

Фон становится преимущественно золотым Более мелкие камни Более деликатная кладка Византийский период считается наивысшей точкой развития мозаичного искусства

ДРЕВНЕРУССКАЯ МОЗАИКА

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия) (рис. «Нерушимая стена» )

МОЗАИКИ ЛОМОНОСОВА

В 1840 -х годах русских мастеров отправляют в Рим – учиться мозаике В 1851 году – открывается Мозаичная мастерская Императорской Академии Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора В 1888 был изобретен «венецианский» обратный способ, который был экономически более выгодным и простым

ФРЕСКА

Фреска (от итал. fresche — свежий) или aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую пленку Иногда по уже сухой фреске пишут темперой

Точная дата появления фресковой техники отсутствует, но такие изображения были уже в Эгейскую эпоху (2 -е тыс. до н. э. )

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРЕСКИ: Простота Природные составляющие Долговечность Не противоречит христианских взглядам Популярность

Святой Николай. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь

Первоначально на Руси использовали левкас (штукатурку), которая давала возможность несколько дней наносить краски (левкас долго высыхал) Позднее (в начале 17 го века) состав левкаса меняется, закрепление красок стало происходить быстрее Сухая стена всегда дополнительно покрывалась красками с растительным клеем

present5.com