Клише — что это такое? Определение, значение, перевод. Клише это человек


Что значит Клише? Как понять слово Клише? Перевод термина Клише...

В жизни можно встретить не очень умных людей, которые разговаривают заранее выученными фразами или словами. По сути, они пытаются придать своей речи больше грамотности, но в итоге получается глупо и смешно. Именно подобные обороты речи называются Клише. Что значит Клише? Прочтите ещё несколько толковых статей, например, как понять слово Профанация, что такое Прелюдия, что значит Прайм-Тайм? Этот термин был заимствован из французского языка "cliche" и переводится, как "штамп". Это слово пришло в наш обиход из далёких времён, когда во Франции только начали осваивать премудрости типографского ремесла. В то время словом "Клише" обозначало часто встречающееся выражение или предложение, которое набиралось не по одной букве, а целиком, что делалось для экономии времени, поскольку газету нужно было напечатать, как можно быстрее.

Клише - это устойчивое словосочетание, которое не допускает внутри себя перестановки слов, например "отдавать себе отчёт", "не замедлит сказаться" и т. п.

Клише - это избитая фраза, затёртое до дыр выражение, который все настолько часто употребляют, что оно уже "навязло на зубах"

Нужно понимать, что большинство наших граждан пишет и разговаривает по давно "въевшимся" в сознание клише/готовым формулам. Не стоит считать, что клише - это плохо, на самом деле всё с точностью да наоборот. Клише позволяет легко воспроизводить речевые формулы, облегчает процесс коммуникации, экономит усилия, время и мыслительную энергию, как говорящего, так и пишущего человека.  Вообще в "природе" существует несколько видов клише, например:

 Политическое клише - это шаблонная фраза, используется для того, чтобы в короткой форме дать оценку тому или иному явлению или происшествию, например Лавров, как то сказал: "Дебилы, блять!".

 Психологическое клише - является метафорой относительно мышления.

 Типографское клише - это специальная печатная форма которая состоит из набранных отдельно букв или изображений.

xn----7sb3abqfg0a4g2a.xn--p1ai

Что такое клише, и в чем его назначение

Ответов на вопрос о том, что такое клише, несколько, так как слово это многозначное. Все толкования, однако, происходят от лексемы, заимствованной из французского языка - clicher, что переводится как «стереотип, копия».

Два значения слова

В языковых справочниках информация о том, что такое клише, подается в соответствии с двумя основными сферами употребления этого слова. Первое, непосредственное, значение - рельефный рисунок на материале (дереве, пластмассе, металле и др.), с которого можно делать графический отпечаток. Такое изображение создавали посредством гравировки, резьбы, гальванопластики и других, менее распространенных способов получения выпуклого, выступающего на плоскости рисунка или чертежа. Позже такие формы стали изготовлять путем цинкографии. Специально изготовленная форма, с которой можно делать оттиск, – вот что такое клише печати. Клише использовали для печатания иллюстраций, а также многотиражных печатных изданий.

Второе значение слова клише переносное. Так называют слова или целые фразы, отличающиеся банальным, общеизвестным смыслом. Вот что такое речевое клише. Стереотипные выражения нередко именуют речевыми штампами. И здесь тоже используется в переносном смысле вполне техническая лексема: штамп – это инструмент заданной формы, при помощи которого делают оттиск, в основном, на документах. В этом словосочетании, как и в понятиях «избитая формула», «шаблонное мышление», язык улавливает главную функциональную особенность слов, обозначающих некий застывший стандарт, и использует ее в метафоре для придания яркой лексической окраски.

Некоторые разновидности речевых клише

Подробней рассмотрим, что такое клише в речи. Среди типовых образцов выделяются модели речевого использования в конкретных, определенных ситуациях и группах. Свои клише существуют как в официальной, так и в неофициальной среде.

Например, идеологическим клише называют шаблонные языковые формулы, которыми пользуются политические деятели, журналисты, описывающие политику и госдеятельность. Такие фразы нередко встречаются в программах партий и политических групп. Основная задача подобных клише – дать лаконичное определение и оценку политическим событиям и лицам. Близко к ним примыкают пропагандистские клише, которые употребляют с целью манипуляции с общественным сознанием.

Меняется время – меняются словесные формулы

В недавнюю советскую эпоху бытовали известные каждому клише: «дело Ленина живет и побеждает», «генеральная линия партии» и тому подобные. В отношении Америки и Европы использовались хлесткие конструкции вроде «приспешники НАТО», «наймиты капитала» и «тлетворное влияние Запада». В пору, когда страна в лице тогдашнего лидера Никиты Хрущева осудила сталинскую парадигму правления, появились новые клише – «культ личности», «Хрущевская оттепель». Затем случилась перестройка, государство сориентировалось на «западные ценности» и зазвучали новые клише: «демократический маяк», «желтая пресса», «голосование рублем» и т. п.

Что такое клише в литературе?

Это устоявшиеся темы и мотивы, характерные более всего для образцов устного творчества. Герой, которого все вокруг считают дурачком и недотепой, становится победителем благодаря смекалке, мужеству и терпению. Самая прекрасная героиня непременно будет женой победителя. Богачи – до абсурда скаредны и глупы. Те, в чьих руках сосредоточена власть и управление, обычно инертны и трусливы, а в конце посрамлены. Таковы клишированные мотивы фольклора. В пример можно привести и присказки, зачины, концовки народных сказок: «Жили-были…»; «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «И стали они жить-поживать да добра наживать».

В творческой среде клише воспринимаются негативно и высмеиваются. Это неудивительно: искусство базируется на творческом воображении и создании чего-то нового. Но нередко искусство пользуется стандартными сюжетными формами для создания ожидаемого зрителями или читателями эффекта. К примеру, сюжетный ход, когда в финале беззащитные герои спасаются, а отрицательные погибают, является несомненным (и оправданным с точки зрения массовой аудитории) художественным клише.

Что такое клише в экзаменационной работе

Полезную службу стандартные словесные формулы могут сослужить при составлении текста или построении устного ответа на экзамене.

Предположим, мы выделили проблему в определенной сфере науки, культуры или социологии и хотим указать на ее актуальность. Тогда можно воспользоваться такими речевыми штампами: «Данная проблема является важной (злободневной, острой, значительной) в условиях современной рыночной экономики (на фоне необходимости сохранения традиционных ценностей; в контексте создания правового государства; преодоления нравственного кризиса и т. д.).

Формулируя основную мысль, можно употребить такие клише, как «я считаю…», «я уверен, что…», «согласитесь, что …».

Если мы решим обосновать свою точку зрения, воспользовавшись цитатой автора, который высказался по этой проблеме, то можем взять на вооружение следующие формулировки: «Мое мнение совпадает с идеей высказывания такого-то мыслителя (политолога, экономиста, искусствоведа) в том, что…»; «на мой взгляд, очень точно (емко, красноречиво, выразительно) сказал об этом такой-то автор…»; «нельзя не согласиться с утверждением такого-то автора в том, что…»; «прав был такой-то автор, утверждая, что…».

В завершение мы должны подытожить сказанное. Будем пользоваться такими, например, клише: «Подводя итог, замечу, что…»; «Можно сделать вывод…»; «Из всего сказанного следует, что…».

Итак, у слова «клише» есть два значения. Основное – это форма для типографской печати, а переносное – стандартная языковая формулировка, избитое изречение, стереотипный сюжетный ход, мотив, тема.

fb.ru

Клише — что это такое? Определение, значение, перевод

Клише, он же литературный штамп, это затёртое выражение или избитая фраза, которая употребляется настолько часто, что со временем утрачивает свой смысл и превращается в банальщину. Французское слово «cliché» пришло из типографского ремесла, где оно изначально обозначало расхожую фразу, из-за частого употребления набираемую не по одной букве, а целиком, ради экономии времени. Клише бывают не только в литературе: в кинематографе также есть свои избитые приёмы. Например, нападения врагов на героя по одиночке.

Примеры литературных клише: «Растаял, словно тень / дым» «Железный занавес» «Лихие девяностые» «Умом Россию не понять» «Пятая колонна» «Москва белокаменная» (здесь клише настолько въелось в обиход, что все уже забыли про цвет кремлёвских стен, много-много лет назад утративших свою белизну)

Клише, он же литературный штамп, это затёртое выражение или избитая фраза, которая употребляется настолько часто, что со временем утрачивает свой смысл и превращается в банальщину. Французское слово «cliché» пришло из типографского ремесла, где оно изначально обозначало расхожую фразу, из-за частого употребления набираемую не по одной букве, а целиком, ради экономии времени. Клише бывают не только в литературе: в кинематографе также есть свои избитые приёмы. Например, нападения врагов на героя по одиночке.

Примеры литературных клише: «Растаял, словно тень / дым» «Железный занавес» «Лихие девяностые» «Умом Россию не понять» «Пятая колонна» «Москва белокаменная» (здесь клише настолько въелось в обиход, что все уже забыли про цвет кремлёвских стен, много-много лет назад утративших свою белизну)

Клише находится в списке: Французские слова

Вы узнали, откуда произошло слово Клише простыми словами, его перевод и смысл.Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Клише?» с друзьями:

И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте:

 

chto-eto-takoe.ru

Всё о клише - о том, что такое клише в разговорах и как оно используется.

Поговорим про клише. Что это вообще такое?

Клише — это стандартные, незначащие фразы, которые призваны начать, завершить или поддержать разговор. В основном используются ленивыми и особо не отличающимися богатым воображением людьми.

Самыми распространенными клише являются: «Между прочим», «Кстати», «Пока не забыл», «Я вот тут подумал»…

Клише могут стать ключом для понимания мыслей собеседника.

«Между прочим» и «Кстати» — являются самыми распространенными в языке и их можно перевести как «извинения за неуместность».

Приведу пример: «Серега, спасибо, что разрешил мне воспользоваться твоим инетом, — а, кстати, там изначально было так мало денег на счету?» Здесь слова «а, кстати» использовались как маскировка основного вопроса о балансе счета.

Еще пример: Начальник говорит тебе «Сергей, ты отлично поработал над проектом. Наша фирма тебе очень признательна. Кстати, отгул, о котором ты просил дать не получится, к нам приезжают китайцы.»

Главное: Старайся в разговоре избегать клише, банальностей и трюизмов. Будь гибким, замени их на обычные слова, развивайся и совершенствуй свою речь. Прояви изобретательность в конце концов! Как всегда, сначала будет не легко, все приходит с практикой.

Поделиться статьей с друзьям: Другие статьи

Теги: Warning: mysql_query(): Access denied for user 'admin'@'localhost' (using password: NO) in /var/www/admin/data/www/nordart.ru/wordpress/wp-content/plugins/Adnelink/adnelink.php on line 172

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /var/www/admin/data/www/nordart.ru/wordpress/wp-content/plugins/Adnelink/adnelink.php on line 172

Warning: mysql_fetch_array() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/admin/data/www/nordart.ru/wordpress/wp-content/plugins/Adnelink/adnelink.php on line 172

nordart.ru

клише - это... Что такое клише?

  • клише — нескл., ср. cliché m. 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания. В настоящее время к. обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке. Уш. 1934. С политипажей закажите… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КЛИШЕ — (фр. cliche). Рисунок, вырезанный на дереве или металле, а также приготовленный цинкографией для отпечатков; род политипажа. 2) в фотографии, негатив, с которого печатается позитив. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Клише — В Викисловаре есть статья «Клише» В лингвистике  стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а так …   Википедия

  • КЛИШЕ — КЛИШЕ, нескл., ср. (франц. cliché). 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время клише обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке. 2. перен …   Толковый словарь Ушакова

  • клише — фраза, шаблон, стереотип, трюизм, факсимиле, изображение, избитое выражение, штамп, прописная истина, общее место, ходячая монета, избитая формула, формула, трафарет, стандарт Словарь русских синонимов. клише см. штамп Словарь синонимов русского… …   Словарь синонимов

  • клише — Иллюстрационная печатная форма высокой печати или ее часть из металла или пластмассы, изготовленные фотомеханическим способом или гравированием. В зависимости от воспроизводимого изображения, различают штриховые и растровые клише. После… …   Справочник технического переводчика

  • КЛИШЕ — КЛИШЕ, нескл., ср. 1. Рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей (спец.). Изготовить к. Штриховое к. 2. перен. Шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.… …   Толковый словарь Ожегова

  • клише — печатная форма высокой печати (или часть формы), предназначенная в основном для воспроизведения иллюстраций с изобразительных оригиналов. Основные разновидности клише: штриховые, служащие для печати штриховых иллюстраций, чертежей, и растровые –… …   Энциклопедия техники

  • клише — неизм.; ср. [франц. cliché] Полигр. Печатная форма для воспроизведения иллюстраций способом высокой печати. Цинковое к. Снять к. с гравюры. // Ходячее, избитое выражение. * * * клише I (франц. cliché), иллюстрационная печатная форма высокой… …   Энциклопедический словарь

  • клише — КЛИШЕ, нескл., ср Небольшой по объему текст, представляющий собой речевой штамп, ходячее, избитое выражение. В романе было много речевых штампов и клише …   Толковый словарь русских существительных

  • клише — (клише поведенческое) поверхностные способы поведения, стереотипные способы взаимодействия. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    это хорошо или плохо? Употребление клише в разных стилях :: SYL.ru

    Изначальное значение слова клише - это печатная форма, при помощи которой становилось возможным воспроизведение одного и того же тиснения по многу раз. Со временем переносное значение термина распространилось больше, чем сам оригинал, и теперь дефиниция даже ассоциативно возникает другая. Из нейтрального слово приобрело отрицательно-презрительную смысловую и эмоциональную окраску. Фразы-клише - это один из аргументов для критики художественного текста. Но не все так однозначно, и стоит рассмотреть аргументы как за, так и против использования этих выражений.

    Определение

    Итак, клише определяют как шаблонную фразу. Это выражения, которые механически воспроизводятся в типичных речевых контекстах. Термин произошел от французского cliché и имел значение трафарета, или стандарта. Это описание и по сей день используется в полиграфии.

    Клише и штампы

    Штамп - это выражение, схожее по значению с клише, которое обозначает все то же избитое словосочетание. Избитое в данном случае - слишком часто употребляемое. А "слишком" здесь - достаточно часто для того, чтобы потерять экспрессивность и остроту. Лексическое восприятие тускнеет настолько, что словосочетание становится стереотипным.

    Универсальные слова

    Заезженными могут быть и слова, и словосочетания, и выражения, и целые предложения. Словесные штампы порой идут в дополнение к обычным словам, при использовании определенных эпитетов с которыми вся фраза превращается в стереотипную. Такая их разновидность называется универсальными словами. Их употребление тесно связано с обобщением значений, они встречаются в повседневной речи и становятся привычкой. Вот их небезызвестные примеры: каждодневная работа или пламенная поддержка.

    Ярко окрашенные штампы приходят в речь из публицистики: в них больше видна былая экспрессия, потерянная благодаря избитости фразы. Это месть, которая, как водится, сладкая, или планета, разумеется, голубая.

    Еще большей потерянной остротой обладают литературные клише, затертые до дыр. Это самый вредный из всех типов: с претензией на уникальность. Литературные клише недопустимы в любом другом стиле, кроме художественного текста, но в них они подобны лишь надоедливым мошкам, которые не приносят никакой пользы, и лишь портят внешний вид и атмосферу. Использование клише в литературе - признак непрофессионализма и дурной тон.

    Употребление клише: за

    Языковые клише могут включать в себя признанные лексические конструкции, терминологию, специфику построения стиля. Вот почему их использование как готовых речевых оборотов приветствуется в официальных документах, деловом стиле или научных трудах. Пресность, придаваемая клише в примерах, подобных приведенным, - только плюс, не нарушающий гармонии монотонности и бесцветности. При помощи них составляются формы, отчетности и прочая документация - это упрощает ее заполнение и контроль. Экспрессивность - не та черта, которую ожидают увидеть в серьезных делах.

    Клише для сочинения

    Речевые шаблоны на самом деле могут стать отличными помощниками при написании сочинения на экзамен. Построенное на их основе задание для ЕГЭ имеет больше возможностей получить высший балл, чем уникальная структуризация, - экзаменаторы ожидают увидеть шаблонные ответы, а не креатив. Клише для сочинения-рассуждения, к примеру, содержат известные конструкции для начала предложений: во вступительном и заключительном абзацах и основной части, в которой предполагается наличие аргументации. Эти шаблоны задают тон всему тексту, помогают структурировать его и не терять нить суждения.

    Примеры таких клише - это:

    • при формулировании тезиса: на мой взгляд... я поддерживаю мнение... не могу не согласиться с... безусловно, что... конечно, автор убежден, что... начнем с того, что... докажем это на примерах из текста... рассмотрим подробнее, что...;
    • при аргументации: для подтверждения сказанного обратимся к... пример... явления можно найти в... это видно из... очевидно, что...;
    • при подведении итогов: таким образом... следовательно... подведем итоги, исходя из вышесказанного... можно сделать следующий вывод.

    Употребление клише: против

    Использование клише крайне не рекомендуется в художественных текстах и желательно умерить их употребление и в повседневной речи. Несмотря на то что в некоторых источниках понятие штампов и клише различны, нагоняй достается только первому термину, а второй называется полезной речевой конструкцией, и те и другие способны оскуднить речь. Штампами считаются более заезженные выражения, чем клише. Но чем больше проходит времени, тем размытее становятся границы между ними.

    Подобно тому, что штампы не способны развить речь, клише не способны ее разнообразить. И ровно как те, так и другие своей стереотипностью мешают выражению собственных мыслей. Клише - это полезная вещь только тогда, когда их употребление мотивированно, а для этого нужно сначала научиться обходиться без них.

    www.syl.ru

    Психологическое клише - это... Что такое Психологическое клише?

    Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

    Стереотип - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет - миропонимание.

    Понятие "стереотип" в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

    Согласно Липпману [1], возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

    Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык [3]

    Экономия усилий

    Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

    Разметка мира

    Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, А следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

    Стереотипы и предрассудки

    В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

    Динамика стереотипов

    Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

    В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

    В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

    Гендерные стереотипы

    Гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина - хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она - воспитательница и кухарка.

    Отечественная традиция

    В 20–30е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

    Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) -слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [2]

    Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

    На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что "процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства".

    Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.

    См. также

    Источники

    1. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004
    2. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
    3. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 - 141.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru