Как отличить мажорный лад от минорного? Минор или мажор


Чем отличается мажор от минора

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

к содержанию ↑

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

thedifference.ru

Урок 7. Что такое мажор? Что такое минор?

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.



Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный - маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический - понижается на полтона VI ступень.Мажор мелодический - понижаются на полтона VI и VII ступени.Минор гармонический - повышается на полтона VII ступень.Минор мелодический - повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Перейти к следующему уроку ->

myfortepiano.ru

Как отличить мажорный лад от минорного?

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Мажор и минор — это то, что задает настроение музыке. Ведь именно от них зависит каким будет произведение. Эти лады отличить очень легко: мажорный лад звучит торжественно, весело, бодро; а минорный — наоборот: печально, тоскливо, протяжно. И хоть в музыке всего 7 нот, но их тональности можно сделать как веселыми, так и печальными. И не обязательно играть всю гамму, чтобы понять, как звучит тональность, достаточно только сыграть основное тоническое трезвучие.

Но весь секрет мажорной и минорной окраски в строении. Потому что эти два лада имеют некоторое различие в построении гаммы, и из-за этого так непохожи. Мажорный лад выстраивается по такому принципу: тон — 1/2 тон -3 тона -1/2 тон. А минор вот так: тон — 1/2тон — 2 тона -1/2 тон — 2 тона.

Но чтобы определить по трезвучию вид лада, нужно сначала найти это трезвучие. В музыкальной теории есть такие понятия, как устойчивые ступени и неустойчивые. По логике можно понять, что если ступени неустойчивые, то они куда-то падают. А падают они в устойчивые, таким образом, разрешаясь. Ведь если, например, писать песню в тональности до — мажор, то она не может закончиться на звуке «ре», потому что он неустойчивый и непременно должен разрешиться в «до». Иначе произведение будет казаться незаконченным и оставит неприятный осадок внутри у слушателя. Выявить устойчивые и неустойчивые ступени легко. Всего в тональности столько же ступеней, сколько и нот — 7. Устойчивых ступеней — всего 3 и они чередуются через одну начиная с первой (первая, третья и пятая). А неустойчивых 4 — вторая, четвертая, шестая и седьмая. Да, интересно, что седьмая ступень разрешается не как все — вниз, а вверх, в первую. Минор, в свою очередь, подразделяется еще на 3 вида: мелодический, натуральный и гармонический.

Натуральный минор прост и не имеет случайных знаков. В гармоническом при восходящем и нисходящем движении уже появляется повышенная седьмая ступень. И, наконец, в мелодическом при движении вверх появляются повышенные 6 и 7 ступени, а при обратном — повышение отменяется.

Мажорный лад подразделяется на точно такие же виды: мелодический, натуральный и гармонический. В натуральном мажоре всё остается неизменным так же, как и в натуральном миноре. В гармоническом — понижается на пол тона 6 ступень. Но в мелодическом всё иначе: при восходящем движении ничего не меняется, а при нисходящим — понижаются 6 и 7 ступени.

Что бы ещё послушать онлайн?

radiola.audio

Мажор и Минор

Настроение музыкального произведения зависит от применяемого лада, в котором оно написано. Наиболее распространёнными ладами являются: мажор и минор. Если выразиться более ясно, то мажорные гаммы более светлые, а минорные — мрачные.

 

Мажор

Мажорный лад — звучит весело и широко, устойчивые звуки данного лада образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет 7 ступеней, из которых устойчивыми являются: I — тоника, III — большая терция, V — доминанта (квинта). Все остальные ступени являются неустойчивыми.

В качестве примера: До-мажор.

Ступень I: тоника (Т)Ступень II: нисходящий вводный звукСтупень III: медианта (средняя)Ступень IV: субдоминанта (S)Ступень V: доминанта (D)Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта),Ступень VII: восходящий вводный звук.

Интервалы натурального мажорного лада (Т — тон, П — полутон).

Минор

Минорный лад — звучит грустно, устойчивые звуки образуют малое минорное трезвучие. Минорный лад имеет те же ступени, что и мажорный, главное отличие, преобладание минорной терции.

В качестве примера: Ля-минор.

Ступень I: тоника (Т)Ступень II: нисходящий вводный звукСтупень III: медианта (средняя)Ступень IV: субдоминанта (S)Ступень V: доминанта (D)Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта),Ступень VII: восходящий вводный звук.

Интервалы натурального минорного лада (Т — тон, П — полутон).

Предыдущая статьяАппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерацияСледующая статьяПостановка правой руки: акустическая гитара и электрогитара

about-guitar.ru

Гармонический минор и мажор

Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных - разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.

Что это - гармонический минор?

Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания - это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.

Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т - ПТ - Т - Т - ПТ - полуторатон - ПТ.

Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция. В классических музыкальных произведениях XVIII - начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе "Русского Востока". Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.

Существующие тональности минора

Понаблюдаем, в каких тональностях можно заметить гармонический минор:

  • Ля минор.
  • Ми минор.
  • Си минор гармонический: появление ля-диез.
  • Фа-диез: повышение седьмой ступени при восхождении.
  • До-диез: при гармоническом виде добавляется си-диез.
  • Фа минор: звучание характеризуется повышением ми-бекар.
  • До минор: повышение си-бекар при гармоническом звучании.
  • Соль минор: при данном виде выставляется фа-диез.
  • Ре минор гармонический - это повышение до-диез.

Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта - пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.

Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т - Т - ПТ - Т - ПТ - полуторатон - ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.

Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора - это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.

Каким может быть минор?

Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые "краски", дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.

Натуральный. Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.

Мелодический. Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени - шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются. То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности. Это нужно потому, что минор - мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.

Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.

Каким может быть мажор?

Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.

Натуральный. Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные символы альтерации в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.

Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т - Т - ПТ - Т - Т - Т - ПТ.

Мелодический. Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени - 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.

Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы - характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.

Параллельные тональности

Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:

  • Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
  • Ми минор и соль мажор. У таких тональностей при ключе фа-диез.

Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.

Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации - случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.

Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда - мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго - пониженная шестая. При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания. Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.

fb.ru

Что такое мажор, минор, лад

Мажор и  минор — это музыкальные лады.

Звуки в музыке особым образом между собой организуются.  И такая организация звуков называется красивым русским  словом «лад».

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.

Как в коллективе людей есть  лидер, руководитель, так и в организации музыкальных звуков есть главный опорный, устойчивый звук, который называется тоникой.

Мне нравится такое определение термина «лад»:

Лад — это организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.

Во всей мировой  музыке существует большое количество разнообразных ладов, но мажор и минор являются самыми распространенными.

Помимо мажора и минора есть и лады народной музыки. Но их все равно сравнивают либо с мажором, либо с минором: они бывают мажорного или минорного наклонения.

Послушайте  музыкальные примеры, которые написаны не в мажоре и не в миноре, а в различных ладах народной музыки. Сразу чувствуется национальный колорит.

Еврейская песня «Хава нагила» («Давайте радоваться»):

Башкирская плясовая музыка:

Восточная музыка (турецкая):

А теперь послушайте музыкальные произведения, написанные в мажорном ладу.

Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия До-мажор.

Михаил Иванович Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Сравните со звучанием музыки в минорном ладу.

Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре-минор.

Иоганн Себастьян Бах. Шутка.

Людвиг ван Бетховен. Седьмая симфония, вторая часть (фрагмент)

Вы обратили внимание, что мажор по сравнению с минором звучит более светло? Не стоит однобоко трактовать, что мажор — это весело, а минор — грустно. Огромное количество веселых музыкальных произведений написано в миноре. Различие именно в окраске звучания. 

В названиях произведений Вы встретили слова «До-мажор», «ре-минор».

Мажор и минор —  это название лада, а ДО и РЕ — это и есть тоники,  опорные звуки лада. Начинаться музыка может с любого звука лада, а вот в конце произведения обязательно звучит тоника. Таким образом создается ощущение завершенности произведения.

Звуки лада называются ступенями.

Тоника — это первая ступень лада.

Мажор и минор — это лады, в которых семь ступеней. Это семиступенные лады.

Исполнение всех звуков лада по порядку от тоники до тоники называется гаммой.

Послушайте, как звучит гамма До-мажор. Звуки ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО

Сравните со звучанием До-минора. Звуки ДО, РЕ, МИ-БЕМОЛЬ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ, ДО

Послушайте звучание аккордов (сочетание тоники и субдоминанты) в мажоре:

А вот те же аккорды, только в миноре:

А теперь задание. 

Вот две песни. Общее настроение каждой песни одно, но куплет и припев в этих песнях звучат в разных ладах. Почувствуйте именно окраску лада и определите, когда звучит мажор, а когда минор. Слушайте очень внимательно.

Русская народная песня «Калинка» в исполнении Людмилы Зыкиной.

 

«Шаланды». Поёт Марк Бернес.

Ответ напишите в комментариях. Легко ли Вам было выполнить задание?

vocalmaster.biz

Понятия мажор и минор | Гитаршкола

Доброго времени суток, ученики Гитаршколы. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о двух системах звукоряда — мажорном и минорном.

Разберёмся на примерах:

Для начала построим мажорный звукоряд — то есть  мажорную гамму.  За основу — тонику- возьмём ноту До (C). Тоника — это устойчивая ступень. Почитать о ступенях в музыке Вы можете в прошлом уроке.

ДоРеМиФаСольЛяСи
ТТ1/2ТТТТ1/2Т

Более подробно читайте в уроке мажорные тональности.

Под нотой указан тон или полутон. То есть между нотами до и ре тон, ре и ми — тон, а между ми и фа — полутон, и так далее…. Отсюда следует, что нужно запомнить формулу натурального мажора:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Если немного изменить структуру мажорного звукоряда, получим минорную гамму:

ДоРеМи(бемоль)ФаСольЛя(бемоль)Си(бемоль)
Т1/2ТТТ1/2ТТТ

Более подробно читайте в уроке минорные тональности.

Получаем формулу натурального минора:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Если Вы только учитесь играть на гитаре и действительно хотите научиться играть на гитаре, подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы. Вы ежедневно будете получать уроки гитары или интересные статьи окологитарной тематики. Поверьте, учиться играть на гитаре — очень занимательное дело, которое в итоге принесет успех!

Похожие уроки:

Оставить комментарий

gitarshkola.ru