Презентация для 11 класса. Как писать эссе по обществознанию. Обществознание 11 класс эссе


Темы по обществознанию для написания эссе 11 класс.

Темы для эссе

Философия

.1.«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф.Ницше).

2.«Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно» (Конфуций).

3.«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» (Г. Адаме).

4. «Гений — это способность к бесконечному труду» (Т. Г. Гексли).

5. «Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек, а в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис).

6. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).

7. «Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).

.8. «Человек вне общества — либо Бог, либо зверь»(Аристотель).

9. «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека).

10. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы).

11. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери).

12. «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу).

13. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

14. «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици).

15.«Человек — не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать и чем он, возможно, ещё станет» (Э. Фромм).

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).

17. «Чтобы глаза были красивые — они должны излучать добро, а чтобы губы были красивыми — говорите добрые слова» (О. Хепбёрн).

18. «Прогресс— отец проблем» (Честертон).

19. «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский).

20. «Мы столько можем, сколько знаем. Знание — сила» (Ф. Бэкон).

Социальная психология

29. «Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон).

22. «Куда полезнее изучать не книги, а людей» (Ларошфуко).

23. «Люди, как облака. По отдельности интересны и загадочны, а соберутся в тучу — жди грозы!» (С. Балакин).

24. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж. Ж. Руссо).

25. «Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее» (Э. Ренан).

26. «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа» (У. Хэзлитт).

27. «Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы» (В. Швебель).

28. «Всё великое в мире совершалось только благодаря гению и твердости одного человека, оорющегося против предрассудков» (Вольтер).

«Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф.Ларошфуко).

30. «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство» (А.Н.Толстой).

31. «Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).

32. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А.Г. Асмолов).

33. «Личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев).

34. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

35.«Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек» (народная пословица).

36. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперёд, а не назад» (Н. Бердяев).

37. «Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Пауэр).

38.«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон).

39.«Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины на-толкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ» (Р. Декарт).

40.«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах» (Ф. Бэкон).

Экономика

41. «Научи попугая произносить «спрос» и «предложение» — и перед вами — экономист» (неизвестный автор).

42. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало» (Дж. С. Колеман).

43. «Сомнение вызывает не сама возможность планирования, но возможность успешного планирования» (неизвестный автор).

44. «Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надёжным источником превосходства над ними» (А. де Гиус).

45. «Нажить много денег — храбрость; сохранить — мудрость, а умело расходовать — искусство» (А. Бертольд).

46. «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Б. Франклин).

.47. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

48. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).

49. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).

50. «Умеренность :— это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей» (П. Сир).

51. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).

52.«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж. Дроз).

53. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).

54. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).

55. «Экономика есть искусство удовлетворять без-граничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

56. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).

57. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

58.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).

59. «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (В. Франклин).

60.«Налоги — это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Социология

61. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран).

62. «Блестящее образование без морали — это угроза существованию общества» (Эйзенхауэр).

63. «Нации — это богатство человечества, это обобщённые личности его: самая малая из них несёт особые краски» (А. Солженицын).

.64. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются» (Саллюстий).

65. «Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени» (Данте).

66. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность. тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).

67. «Для других мы создаём правила, для себя исключения» (Ш. Лемель).

68. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон).

69. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф. Рузвельт).

70. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром).

71. «Соглашения предотвращают конфликты» (X. Маккей).

72.«Семья более священна, чем государство» (Пий XI).

73. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин).

74. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

75. «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. Гоголь).

76. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность» (В. Ключевский).

77. «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берёт под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).

78.«Каждый день мы сдаём экзамены на человечность» (неизвестный автор).

79. «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Т. Манн).

80. «Книги — это переплетённые люди» (А.С. Макаренко).

Политология

81. «Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит ещё реже» (С. Довлатов).

82. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где ещё меньшие, народ их презирает» (Лао-Цзы).

83. «— Я не занимаюсь политикой». — А знаете, это всё равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью» (К. Ренар).

84. «Монархия погибает, когда государь сводит государство к своей столице, столицу — к своему двору, а двор — к своей особе» (Ш. Монтескьё).

85. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

86. «Сердце государственного человека должно тоже быть у него в голове» (Наполеон) 87.«Все мы народ, и правительство»(Бисмарк).

88. «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк).

С9.89.«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники» (Бисмарк).

90. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).

91.«Революции — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).

92. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский).

93.«Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).

94.«Хорошая политика не отличается от хорошей морали» (Г. Мабли).

95. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д'Аламбер).

96. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескьё).

97.«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).

98. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон).

99. «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).

100. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо).

Правоведение

103. «Все так делают» (Л. Толстой).

104. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

105. «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Сенека).

106. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв).

107. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

108. «Страна, лишённая законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы» (Ф. Глинка).

109. Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).

110.«Жесткость законов препятствует их соблюдению» (Бисмарк).

111.«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д'Аламбер).

112. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (принцип римского права).

113. «Самое большое преступление — безнаказанность» (Б. Шоу).

114. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (латинское изречение).

115. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (античный афоризм).

116. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» (Ш. Монтескьё).

117. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

118.«Не всё, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).

119. «Моя слава не в том, что я выиграл сорок сражений... То, что никогда не будет забыто, будет жить вечно, это — мой Гражданский кодекс» (Наполеон).

120.«Самый заклятый враг права — привилегия» (М. Эбнер).

infourok.ru

11 КЛАСС. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЭССЕ | Социальная сеть работников образования

ТЕМЫ ПО СОЦИОЛОГИИ

 «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски».

А. Солженицын

 «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».

Саллюстий

 «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

И. Шерр

 «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство полому следует считать непреложным  законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым...».

А. Чехов

 «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».

Л.Толстой

 «Законы обязаны своей силой нравам».

К. Гельвеций

 «Древний обычай имеет силу закона».

В. Максим

 «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим».

P. Tагор

 «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича имеете взятых; голод. чума и война».

У. Гладстон

 «Для других мы создаем правила, для себя — исключения».

Ш.Лемель

 «Займите место и положение, подобающее вам,  и все признают это».

Р. Эмерсон

 «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой».

Ф.Рузвельт

 «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

Ж. Вольфрам

 «Соглашения предотвращают конфликты».

Х. Маккей

 «Семья более священна, чем государство».

Пий XI

 «Национализм малых народов есть проявление к юля ни и и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».

Н. Бердяев

 «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф так никогда и не ставший реальностью истории человечества».

П. Сорокин

 «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими  духовными узами».

Д. Джебран

 «Величие народа вовсе  не исчисляется его численностью,  как величие человека не измеряется его ростом.

В.Гюго

 «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее.

Н.Гоголь

 «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность.

В.Ключевский

 «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой  контроль нити истории».

 Р.Даредорф

 «Неравенство лежит в самой природе; оно называется неизбежным следствием свободы»

Ж. Ренан

 «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется ростом»

В. Гюго

 «Для других мы создаем правила, для себя исключения»

Ш. Лемель

 «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму»

Б. Вашингтон

 «Высокие места делают людей великих более великими, а низких – более низкими»

Ж. Лабрюйер

 «Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состоящий же  оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности труда»

П. Верньо

 «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить»

И.Н. Шевелев

 «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой»

И.Н.Шевелев

 «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное»

И.Н.Шевелев

 «Алкоголизм и преступление - это два явления общественной  жизни,  находящиеся  в тесной  связи друг с другом»

                       И. Мержевский        

 «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой»

И. Шерр

 «Есть две мирные формы насилия: закон и приличия»

И. В. Гете

 «Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет»

Ф. Ларошфуко

 «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода: условностей»

М. Вебер

 «Свой долг родителям дети отдают своим детям»

И. Н. Шевелев

«Люди не рождаются, а становятся тем, кто они есть»

К. Гельвеций

«Семья, в которой родился человек – начало социальной траектории его жизни, его движения в направлении освоения новых социальных ролей и повышения статуса»

Л. Хрипалина

«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений»

Г.М. Андреева

«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком»

А. Экзюпери

«В семье рождается новая жизнь с новой хромосомной комбинацией и формируется основа личности рожденного, а значит, сочетаются процессы наследования и воспитания»

И. Шевелёв

«Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо»

Л.Н. Толстой

«Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития»

Э. Фромм

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)

 «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер)

 «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)

 «Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального опыта прошлых ошибок» (Г. Александров)

 «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А. Радищев)

 «Мы обязаны передавать жизненные ценности из поколения в поколение. Истинные ценности — это наш озоновый щит» (К. Б. Эймос)

 «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор)

 «Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе — история и опыт» (лорд Г.С.-Дж. Болингброк)

«Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». (И. Шевелёв)

«Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше». (У. Шекспир)

«В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)

«Некоторые неписаные законы тверже всех писаных » (Сенека)

«Личный пример не просто лучший метод убеждения, а единственный». (А. Швейцер)

«Если вы хотите чего-нибудь добиться, у вас должно хватать мужества на неудачи». (К. Дуглас)

«Стратификация действительно естественное социальное расслоение общества». (П. С. Гуревич)

«Делая для другого, мы в то же время обязательно делаем и для себя». (Р. У. Трайн)

 «Человек - общественное существо, его жизнь... невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений». (Р. Роллан)

 «Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным». (Плутарх)

 «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника - социальную жизнь». (Э. Кассирер)

 «Человек - общественное существо, его жизнь... невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений». (Р. Роллан)

 «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)

 «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника - социальную жизнь». (Э. Кассирер)

 «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных». (Сенека)

 «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных». (Сенека)

 «Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве... Другое дело - самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности». (А.Н. Леонтьев)

 «Человек - это нечаянная, прекрасная попытка природы осознать самоё себя». (В. Шукшин)

 «Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». (У. Филлипс)

«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).

 «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почём невежество» (Д. Бока).

 «Моральную силу невозможно создать параграфами закона». (К. Маркс)

«Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель)

 «Юность - весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

 «Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья». (Анвари)

 «Юность - весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

 «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

 «Делая для другого, мы в то же время обязательно делаем и для себя». (Р. У. Трайн)

«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет» (А. Шопенгауэр)

 ««Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» (Аристотель).

 «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает» (Р. Музиль).

 «Образование создает разницу между людьми» (Дж. Локк)

 «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» (С. Паркинсон).

 «Человек — это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж. П. Сартр).

 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

 «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Г. Белинский).

 «Масса — это множество людей без особых достоинств» (X. Ортега-и-Гасет).

 «Свобода есть право на неравенство» (Н. А. Бердяев).

 «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л. Фейербах).

 «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).

 «Процесс социализации — вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).

 «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» (Э. Гидденс).

  «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектировал быть» (Ж. П. Сартр).

 «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).

 «Самое важное в общении — услышать то, что не было сказано» (П. Дракер)

 «Знатное происхождение есть благо, но это — благо предков. Богатство почетно, но это — дело счастья. ... Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями. Образование — единственное, что божественно и бессмертно в нас» (Плутарх)

 «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М. Форбс).

 «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).

 «Вовсе необязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык» (М. Тэтчер)

 «Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости» (Аристотель)

 «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним» (Л. Толстой)

 «Человек не всегда соответствует своему месту, но всегда — своему времени» (А. Файз)

 «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (C. Л. Рубинштейн).

 «Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).

 «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми» (A. M. Яковлев).

 «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши» (Дж. Донн)

 «Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду» (Ж. Пиаже)

 «Человек в сущности есть дикое ужасное животное, и где спадают замки и цепи законного порядка и вводится анархия, там обнаруживается, что он такое» (А. Шопенгауэр)

 «Желаю я того или не желаю, но я — плод общества» (М. Лайтман)

 «Скажите на милость, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?» (С. Дали)

 «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды» (Б. Паскаль).

 «Общение — это открытие других для себя и себя — для других» (0.Муравьева)

«Надо много пережить, чтобы стать человеком». (А. де Сент- Экзюпери)

 «Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью». (А. Эйнштейн)

 «Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди». (В. Гумбольдт)

 «Человек может лишь активно собрать себя в личность». (М. Шелер)

 «Разновидность национальных культур для мира то же, что разновидность нот в музыке». (С. Рамишвили)

 «Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми». (Ф. Искандер)

 «Нынешнее поколение точно такое же, как и прошлые». (Д. Нагиев)

 «Молодость — это время для усвоения мудрости». (Ж.-Ж. Руссо)

 «Без равенства нет брака». (А. Герцен)

 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность — национализм». (И. Шевелев)

 «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы». (А. Сталь)

 «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность». (Дж. Кеннеди)

 «Все мы находимся за чертой бедности, только по разные ее стороны». (М. Генин)

 «Если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых». (Д. Рокфеллер)

 «Личность — это неизменное в изменениях». (Н. А. Бердяев)

«Роль — не личность, а изображение, за которым она скрывается» (АН. Леонтьев).

 «Независимость и свободомыслие — суть творчества» (Ф. Миттеран).

 «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).

Семья — это кристалл общества» (Б. Гюго).

 «Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели» (А. ачадо).

 «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» (П. Тейяр де Шарден).

 «Человек... очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости» (И. Кант).

 «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век...» (С. Паркинсон).

 «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций).

 «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.С. Кон).

 «Маргинальность − это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фардж).

 «Некоторые неписанные законы твёрже всех писанных». (Сенека)

«Жизнь нации находится в безопасности только тогда, когда нация честна, надёжна и добродетельна» (Ф. Дуглас).

 «Люди от природы настолько склонны подчиняться, что им мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, - им подавай ещё и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков» (Вовенарг).

 «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа». (Г. Фрейтаг)

 «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

 «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

 «Нравы портятся легче, чем исправляются». (Л. Вовенарг)

 «...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...» (Э. Золя).

 «Только тогда станешь человеком, когда поймёшь другого человека». (А.Н. Радищев)

 «Дальше всех уйдёт тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях к сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным» (Фукидид).

 «...Я никогда не проникну в образы и переживания других людей. Я даже не могу установить, является ли красный цвет красным и для другого; возможно, что он называет тем же словом ощущение совершенно иного качества!» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

 «Свобода - это высшее нравственное состояние чело¬века, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравственности, т. е. разумного самоуважения и уважения ближнего» (Ю. Бондарев).

 «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев).

 «Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине... На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека» (К. Маркс).

 «Человек хуже животного, когда он становится животным» (Р. Тагор).

 «Намёки да попрёки − семейные пороки» (русская пословица).

 «Уважайте в себе и других людях человеческую личность» (Д. Писарев).

 « Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

 «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).

 «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)

 «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет». (Боэций)

 «Свобода – это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравственности, т. е. разумного самоуважения и уважения ближнего». (Ю. Бондарев)

«Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будетпопутным» (Луций Анней Сенека)

 «Зависимость от жизни семейной делает человека более нравственным» (А. С. Пушкин)

 «Потребность во внимании, признании и самовыражении является универсальной потребностью каждого индивида» (Б.Д. Парыгин)

 «Некоторые неписаные законы тверже всех писаных» (Л. А. Сенека)

 «Свобода это роскошь, которую не каждый может себе позволить.» (О. фон Бисмарк)

 «Молодость упрекают за самомнение: дескать, она полагает, будто мир начался с нее Но старость еще чаще думает, что мир кончается

вместе с нею.» (К. Фр. Геббель)

 «Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали» (Лев Толстой) .

 «Чтобы оценить семейное счастье, необходимо терпение; нетерпеливые натуры предпочитают несчастье» (Джордж Сантаяна) .

 «Единственная роскошь — человеческое общение». (А. де Сент-Экзюпери)

 «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).

«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

 «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Фридрих Энгельс).

 «Мы можем казаться значительными, занимая положение, которое ниже наших достоинств, но мы нередко кажемся ничтожными, занимая положение, слишком для нас высокое» (Франсуа де Ларошфуко).

«В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа». (Г. Фрейтаг)

 «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)

 «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остаётся непреходящим явлением». (Р. Дарендорф)

 «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость — время для её применения». (Ж. Ж. Руссо)

 «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом». (О. де Бальзак)

 «Семья — это кристалл общества». (В. Гюго)

«Отец есть тот, кого брак указывает.». (Латинское изречение)

 «Если нет цели, не делаешь ничего; и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». (Д. Дидро)

 «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)

 «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества». (В. Гюго)

 «Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

 «Социальные проблемы относятся не к объективным областям, на которые они лишь указывают, а к процессу их рассмотрения и определения в обществе. Социальная проблема не существует для общества до тех пор, пока общество не признает, что она существует». (Г. Блумер)

 «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру... видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел).

 «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» (Э. Гидденс).

 «Власть над собой — самая высшая власть, порабощённость своими страстями — самое страшное рабство» (Л.Н. Толстой).

«Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции).

 «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

 «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

 «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).

 «Семья более священна, чем государство» (Пий XI).

 «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов).

 «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо).

 «Величайшая революция нашего поколения — это открытие того, что человек, изменяя внутреннее отношение к жизни, способен изменить и внешние аспекты этой жизни» (Д. Уильям).

 «Есть две мирные формы насилия: закон и приличия» (И. В. Гёте).

 «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне).

 «Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других» (Махатма Ганди).

 «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» (Вольтер)

 «Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры» (Д.И. Писарев)

 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А. Г. Асмолов).

 «Только очень богатый человек может позволить себе жить, как богатый» (С. Паркинсон).

 «Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорождённые, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет» (Ф. Ларошфуко).

 «То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств» (Б. Дизраэли).

 «Свой долг родителям дети отдают своим детям» (И. Н. Шевелев).

 «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери)

 «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М. Вебер).

 «Общего у людей только одно: все они разные» (Р. Зенд).

 «Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве… Другое дело – самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности». (А. Н. Леонтьев)

 «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)

 «То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств». (Б. Дизраэли)

 «Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки». (А. Спиркин)

 «Соглашения предотвращают конфликты. (Х. Маккей)

 «Молодость – за свободу и реформы, зрелость – за разумный компромисс, старость – за стабильность и покой». (У. Черчилль)

nsportal.ru

Презентация для 11 класса. Как писать эссе по обществознанию.

Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения

ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

27.04.17

  • Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.

27.04.17

Классификация эссе

Личностное,

Объективное эссе

субъективное эссе

Его цель – раскрыть точку зрения автора эссе по какой-либо научной теме, проблеме

Его цель – раскрыть ту или иную сторону личности автора

27.04.17

Требования к эссе

  • Представление собственной точки зрения
  • Аргументация фактами
  • Теоретическое обоснование
  • Использование терминов
  • Использование цитат
  • Представление различных точек зрения
  • Самостоятельность и индивидуальность
  • Логичность
  • Использование приемов сравнения и обобщения
  • Грамотность

27.04.17

Алгоритм написания эссе

1. Выбрать наиболее близкую и понятную тему, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.

2. Сформулировать смысл проблемы, поднимаемой автором цитаты. Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает проблематику личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей основе содержит проблему противоречивости материальных и духовных потребностей человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми воз­можно работать в рамках данной темы. Необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения.

«В данном высказывании автор (например, Аристотель) поднимает проблему … . Автор считает, что …

27.04.17

В свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытово­го характера, имена, события, недописанные мысли...

3. Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора цитаты.

«Я согласен с мнением автора», «Я не согласен с мнением автора», «Не могу не согласиться с позицией автора», «Анализируя высказывание, можно отметить…», «Далее следует сказать…»,

«Следует считать верным, что…», «Это можно опровергнуть тем, что…», «Можно (не) согласиться с автором в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п.

27.04.17

4. Теоретически обосновать свою позицию.

Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции.

5. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть описывающим конкретную ситуацию с конкретным действующим лицом.

27.04.17

Примеры (не менее 2-3-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты общественной жизни, собственный опыт. Не следует использовать бытовые ситуации в качестве примеров.

Примеры должны подтверждать избранную позицию, а не противоречить ей.

6. Обобщить все выше сказанное: «Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), примеры, подтверждают, что …

27.04.17

7. Высказать свои предположения о перспективах развития данной проблемы, надежды на определенное развитие событий, или каким-либо другим образом завершить рассуждение.

27.04.17

Наиболее часто допускаемые ошибки:

  • Не раскрыта поднимаемая проблема.
  • Не высказана собственная позиция.
  • Нет теоретического обоснования.
  • Употребленные термины введены некорректно, неграмотно.
  • Приведены примеры на бытовом уровне.
  • Примеры опровергают высказанную позицию автора эссе.
  • Нет обобщения.
  • Нарушена логика и последовательность изложения.
  • Сущность проблемы понята неверно.

27.04.17

Особенности обществоведческого эссе.

  • Неограниченность тем и разнообразие формулировок
  • Субъективность, ярко выраженная позиция автора ,порой исповедальный характер произведения.
  • Прозаическая форма.
  • Небольшой объём.
  • Интеграция знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин.

27.04.17

  • Использование и правильное истолкование обществоведческих терминов и понятий .

27.04.17

Эссе.

«Наука –это организованное знание».

(Г.Спенсер).

27.04.17

multiurok.ru

Презентация для 11 класса. Как писать эссе по обществознанию.

Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения

ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

27.04.17

  • Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.

27.04.17

Классификация эссе

Личностное,

Объективное эссе

субъективное эссе

Его цель – раскрыть точку зрения автора эссе по какой-либо научной теме, проблеме

Его цель – раскрыть ту или иную сторону личности автора

27.04.17

Требования к эссе

  • Представление собственной точки зрения
  • Аргументация фактами
  • Теоретическое обоснование
  • Использование терминов
  • Использование цитат
  • Представление различных точек зрения
  • Самостоятельность и индивидуальность
  • Логичность
  • Использование приемов сравнения и обобщения
  • Грамотность

27.04.17

Алгоритм написания эссе

1. Выбрать наиболее близкую и понятную тему, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.

2. Сформулировать смысл проблемы, поднимаемой автором цитаты. Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает проблематику личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей основе содержит проблему противоречивости материальных и духовных потребностей человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми воз­можно работать в рамках данной темы. Необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения.

«В данном высказывании автор (например, Аристотель) поднимает проблему … . Автор считает, что …

27.04.17

В свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытово­го характера, имена, события, недописанные мысли...

3. Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора цитаты.

«Я согласен с мнением автора», «Я не согласен с мнением автора», «Не могу не согласиться с позицией автора», «Анализируя высказывание, можно отметить…», «Далее следует сказать…»,

«Следует считать верным, что…», «Это можно опровергнуть тем, что…», «Можно (не) согласиться с автором в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п.

27.04.17

4. Теоретически обосновать свою позицию.

Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции.

5. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть описывающим конкретную ситуацию с конкретным действующим лицом.

27.04.17

Примеры (не менее 2-3-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты общественной жизни, собственный опыт. Не следует использовать бытовые ситуации в качестве примеров.

Примеры должны подтверждать избранную позицию, а не противоречить ей.

6. Обобщить все выше сказанное: «Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), примеры, подтверждают, что …

27.04.17

7. Высказать свои предположения о перспективах развития данной проблемы, надежды на определенное развитие событий, или каким-либо другим образом завершить рассуждение.

27.04.17

Наиболее часто допускаемые ошибки:

  • Не раскрыта поднимаемая проблема.
  • Не высказана собственная позиция.
  • Нет теоретического обоснования.
  • Употребленные термины введены некорректно, неграмотно.
  • Приведены примеры на бытовом уровне.
  • Примеры опровергают высказанную позицию автора эссе.
  • Нет обобщения.
  • Нарушена логика и последовательность изложения.
  • Сущность проблемы понята неверно.

27.04.17

Особенности обществоведческого эссе.

  • Неограниченность тем и разнообразие формулировок
  • Субъективность, ярко выраженная позиция автора ,порой исповедальный характер произведения.
  • Прозаическая форма.
  • Небольшой объём.
  • Интеграция знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин.

27.04.17

  • Использование и правильное истолкование обществоведческих терминов и понятий .

27.04.17

Эссе.

«Наука –это организованное знание».

(Г.Спенсер).

27.04.17

multiurok.ru

Эссе по обществознанию для учащихся 11 класса по теме "Ответственность

Эссе по обществознанию

Тема: «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть»

(У. Черчилль)

По данным общественного опроса, проведенного компанией BBC в 2002 году, Уинстон Черчилль считается самым выдающимся британцем в истории. Премьер-министр Великобритании, журналист, военный, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе – сложно оценить его вклад в развитие человечества. Черчилль был великим политиком. При его содействии была организована Дарданелльская военная операция во время Первой мировой войны и интервенция против Советской России. Чуть позже тот же Черчилль, но уже во время Второй мировой войны содействовал оформлению дружеского союза между Советским Союзом и Великобританией для борьбы с фашистской Германией. В качестве ведущего мирового политика он участвовал в деятельности и принятии решений Крымской и Потсдамской конференций. Но уже в 1945-46 годах возглавил кампанию за развязывание «холодной войны», призывал к созданию военно-политического союза Великобритании и США против СССР и стран народной демократии. Черчилль считается одним из самых ярых противников коммунизма. За свою политическую карьеру он уходил из консервативной партии, чтобы присоединиться к либеральной. А после ослабления позиций либеральной партии, вновь присоединялся к консервативной. После 55-летней политической карьеры он опубликовал исторические мемуары на основе собственного жизненного и политического опыта и получил за свой труд Нобелевскую премию. Уинстон Черчилль не раз поступался своими политическими взглядами ради достижения цели и ради того, чтобы оставаться у аппарата власти. Жизненный путь Черчилля поражает своей противоречивостью, поэтому очень сложно определить точно, что это была за личность, объективно оценить его политику.

Уинстон Черчилль действительно обладал властью, способной вершить судьбы не то что миллионов, но и всего человечества. Он прекрасно осознавал последствия за свои действия в политике: «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть». Ведь действительно, у медали всегда есть оборотная сторона: если у тебя есть свобода деяния, значит ты должен отвечать за результаты своих поступков.

Эта истина берет свое начало с глубокой древности, с зарождением государственности, и актуальна по сей день. Известно, что власть появилась с возникновением неравенства внутри первобытных общин. Она - результат естественно-исторического развития. Истории не известны примеры человеческого общества, которое бы обходилось без власти и принуждения. Ради самосохранения и выживания люди, сначала на подсознательном уровне, выделяли среди себя самого мудрого и сильного «вождя». Он распределял добычу, руководил охотой и следил за поддержанием порядка в племени. С переходом к оседлому образу жизни, развитию производства, разделению труда у людей развивалось коллективное сознание. Это привело к появлению норм поведения, традиций, то есть становлению права. Представитель (или представители) власти следил за исполнением этих правил. С тех пор власть стала обеспечивать реализацию объективного интереса и договорного «права» между людьми. Сторонники теории общественного договора (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) придерживались мнения, что государственная власть – это результат объединения людей, заключивших между собой соглашение. Согласно этому договору, люди передавали часть своих естественных (прирожденных) прав государству, а оно, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан. Теория общественного договора узаконила своеобразный обмен: люди добровольно ограничивали свои естественные права и отдавали государству право устанавливать обязанности, необходимые для поддержания порядка в обществе. Таким образом, власть государства приобретает свою законную силу. Дж. Локк считал, что главной причиной, по которой люди согласились отдать часть своих естественных прав, является стремление избежать междоусобной войны, сохранить порядок и мирное сосуществование внутри общности. Из этого можно сделать вывод, что ради сохранения неприкосновенности своих прав, индивиду в любом случае приходится ограничивать свою свободу деятельности, дабы не задеть права другого индивида. Для поддержания такого устройства, на государство и индивида накладывается ответственность за несоблюдение правопорядка.

Но далеко не все и не всегда придерживались такой концепции. На протяжении столетий люди не осознавали, что власть имущие – это не повелители, а слуги народа. Например, сторонники теологической теории утверждали, что власть дана правительству (монарху) от Бога. Такое мировоззрение оправдывало вседозволенность и тиранию правителей многих государств в глазах людей (опричный террор Ивана Грозного). Бесконтрольная власть правительства неизменно приводила к разорению страны, падению ее уровня развития.

На пути становления правового государства общество прошло множество стадий. Именно правовое государство, с верховенством закона, обеспечивает необходимую социальную справедливость, требует ответственности от правительства. Одним из самых ранних примеров свода законов, зачатка правовой системы, считаются десять заповедей Иисуса Христа и Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В последнем подчеркивалось социально неравенство, деление общества на классы и происхождение царской власти, как власти от Бога. В самом совершенном правовом кодексе Древнего мира, римском праве, была выдвинута идея, что «здравомыслие должно управлять человеческим поведением». Так же в нем впервые появляются такие понятия, как естественное право, гражданское и народное. Особый вклад в развитие правовой системы внес Аристотель. Он считал право политической справедливостью, равенством. Именно закон, по его мнению, олицетворяет власть в государстве.

Уже в XVI веке итальянский государственный деятель Н. Макиавелли ввел в центр власти человека, а не «божий промысел». В своем известном труде «Государь» он призывает правителя к справедливости, честности, ответственности, хотя и признает применимость грубой дипломатии и силы. К сожалению, постулаты Макиавелли были поняты и использованы превратно такими известными мастерами политического вероломства, как Дизраэли и Бисмарк.

Ярким примером утверждения прав человека, как главнейшей ценности, является Вирджинская Декларация независимости (1776 год). В ней было написано, что «все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчужденными правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Декларация США подчеркивает верховенство свобод личности над всем остальным. Идеология либерализма, ставшая основой Соединенных Штатов Америки, была полностью противоположна марксистко-ленинской идеологии СССР, которая во главу устройства общества ставила коллектив, а не индивида.

В XX веке марксистская идейная ветвь трактовала власть, как орудие имущих и сильных меньшинств в буржуазном обществе. Г. Спенсер развенчал марксистскую теорию, доказав, что реализация ее постулатов приведет лишь к государственному социализму. Новая элита будет стремиться к власти, увеличивая с каждым поколением честолюбие. Лишь демократический плюрализм может рассредоточить власть, не концентрируя ее в одних руках. Уинстон Черчилль резко критиковал марксистко-ленинскую идеологию, а также политику Сталина, которая не опиралась на правовой порядок. Например, в сочинениях И. Сталина вообще отсутствовали понятия «правосудие», «право». В его докладе о Конституции СССР они тоже не встречаются. На практике в СССР осуществление марксистско-ленинской теории в трактовке сталинского тоталитарного режима не привели общество к равноправию. Мы можем спорить о будущем марксизма до бесконечности. Сегодня у него есть противники и последователи. Сторонники указывают на успехи Китая, Кубы и других стран, где идет активное строительство коммунизма, правда, другими методами и совсем не похожими на строительство коммунизма в СССР.

В истории Российского государства право очень долго оставалось на примитивной стадии развития, как и понятия о справедливости и ответственности правительства перед законом. Петр I попытался ввести западноевропейское право в России. Но страна была к нему не подготовлена. А.И. Герцен очень правильно подметил: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности». Сложившееся за века недоверие граждан к государству и законодательству в России препятствует сегодняшнему становлению гражданского и правового общества. Всеобщее неуважение к закону и несоблюдение чиновниками и государственными деятелями законодательства (коррупция, казнокрадство), отсутствие независимого и неподкупного судопроизводства – все это ослабляет страну, приводит к ее отставанию от мировых держав. Растет уровень аполитично настроенных граждан, которые скептически относятся к существующему правительству. Они не верят в аппарат власти и не предпринимают попыток участвовать в политической деятельности страны. Такие люди не ходят на голосование, не участвуют в референдумах и политических движениях. Это создает социальную нестабильность в обществе, а политологи опасаются, что нарастающее недовольство правительством может привести к социально-политическому кризису в стране.

По моему мнению, чтобы предотвратить подобные неутешительные прогнозы существующей политической ситуации в современной России, необходимо строго соблюдать моральные и юридические нормы и самим гражданам, и уж тем более членам правительства, депутатам и политикам. В современной России как никогда требуется общественное согласие и постоянный диалог между обществом и властью для проведения реформ и повышения на деле, а не на словах, уровня жизни большей части населения страны.

Недавно был проведен социальный опрос о доверии граждан своему правительству в разных странах. Наиболее лояльными по отношению к власти оказались жители Дании и Швеции. И это неудивительно, ведь в этих странах власть распределяется между монархом (который наделен довольно скромными правами) и выборным государственным органом. Такое устройство позволяет распределить власть, а не концентрировать ее в одних руках, следовательно, происходит амортизация и ответственности стоящих у аппарата власти перед законом. Зададим же себе такие тривиальные вопросы: «Так ответственность государственных чиновников зависит от формы государственного устройства? От честности судопроизводства? От порядочности тех, кто держит власть? Или может от менталитета общества страны, заложенного столетиями?» Я считаю, что все перечисленные компоненты обязательны и актуальны для нашей страны как никогда. Вот почему я убеждена, что Черчилль Уинстон Леонард Спенсер, государственный деятель Великобритании, был абсолютно прав, когда говорил о неделимом пути власти и ответственности.

Очень хочется верить, что мы осознаем такую простую в политике истину: «Каждый народ заслуживает такую власть, которую он собственноручно избирает». Пока каждый из нас не поймет, что ответственность за свои дела и поступки, за будущее своей страны и народа мы можем и должны решать сами, а не мировое сообщество за нас. Пока все мы не станем заниматься политикой осознанно, думая рационально и взвешивая каждое принимаемое решение, до тех пор в политику будут идти шарлатаны и демагоги, популисты и казнокрады. Нам и только нам предстоит взрастить новое поколение демократов, у которых на первом месте будут дела и судьбы реальных людей. Нам так хочется верить, что у этих политиков слова не будут расходиться с их обещаниями и реальными делами, а главным принципом их политической карьеры станет честность перед своими избирателями, потому что ответственность в политике превыше всего. И если политик не умеет действовать как Черчилль и не обладает удивительным талантом харизматического лидера, то нужно вспоминать об ответственности перед будущим своей страны и честно уходить в отставку.

infourok.ru