История создания "Грозы" Островского. Анализ произведения "Гроза". Островский гроза о произведении


Анализ пьесы «Гроза» А. Островского

Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.

История создания

Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.

Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать сочинение на эту тему.

Жанр и направление

«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.

Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание здесь). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.

Композиция

  1. Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие события.
  2. Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары).
  3. После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт.
  4. Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения. Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии.
  5. Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.

Конфликт

В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

  1. Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен здесь.
  2. С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
  3. Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.

Суть

Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.

В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная здесь. Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.

Главные герои и их характеристика

В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

  1. Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом сочинении.
  2. Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное эссе. Варвара — дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое сочинение.
  3. Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей сочинении.
  4. Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое эссе.

Темы

  • Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное эссе). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
  • Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений. Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
  • Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном. С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше сочинение о ней.

Проблематика

Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.

  1. Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
  2. Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
  3. Проблему противоречивого русского характера, переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
  4. Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
  5. Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше здесь.
  6. Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в сочинении на эту тему.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.

И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:

В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.

Автор: Полина Батраева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Островский, «Гроза»: анализ произведения :: SYL.ru

Пьеса Островского "Гроза", анализ которой вы можете найти в этой статье, - известное произведение российского драматурга, написанное в эпоху предреформенного общественного подъема. Впервые оно увидело свет в 1859 году. Это пьеса в пяти действиях, события которой происходят в небольшом вымышленном городке Калинове, расположенном на берегу Волги.

Сюжет пьесы

Пьеса "Гроза" Островского, анализ которой вы сейчас читаете, до сих пор является программным произведением этого автора. Для того чтобы лучше в нем разобраться, обратимся к сюжету.

В центре повествования - семья Кабановых, они живут по домострою. Но при этом руководит всем женщина - Марфа Игнатьевна. Главная героиня - супруга ее сына Тихона, которую зовут Катерина. Она выросла, окруженная любовью и лаской в родной семье, поэтому с Кабановыми чувствует себя некомфортно. Тут царят жесткие нравы.

После того как она стала супругой Тихона, ее жизнь изменилась кардинальным образом. По сути, Катерина стала подневольной. Через несколько лет она влюбляется в племянника Дикого по имени Борис Григорьевич. Правда, и он оказывается самодуром, к тому же жестоким и жадным.

При этом он готов ответить ей взаимностью. Осознавая непростую ситуацию, в которой они оказались, влюбленные устраивают встречи украдкой. Но через какое-то время богобоязненная Катерина признается своему супругу в измене. Да еще и при его строгой и ничего не прощающей матери. После этого ее жизнь окончательно становится совершенно невыносимой. А когда Борис получает приказ уехать в Сибирь, Катерина не выдерживает психологического давления и кончает с собой. Она бросается с крутого обрыва в Волгу.

Обстановка, в которой написана пьеса

Для того чтобы сделать анализ произведения Островского "Гроза", следует вспомнить, в какое время была написана эта пьеса. В России царила предреволюционная ситуация, тучи сгущались практически над всеми сферами общественной жизни.

В основе пьесы "Гроза" Островского, анализ которой вы найдете в этой статье, лежит конфликт между отдельно взятой личностью и окружающим обществом. Причина же банальна, как и всегда. Это социальное неравенство и деньги.

Как и в большинстве других произведений Островского, здесь на первый план выходят темы деспотизма, угнетения человека человеком и лжи. Наибольшей силы этот протест набирает в пьесе "Гроза" А. Н. Островского. Анализ произведения обязательно включает в себя проблему борьбы человека за свои права и свободу, личное счастье, осмысленную жизнь. Эти вопросы и пытается решить драматург.

Конфликт драмы

В пьесе Островского "Гроза", анализ которой мы сейчас делаем, есть ключевой конфликт. Он заключается в том, что сильный и свободный человек оказывается в чуждой ему среде. Он попадает не в свою тарелку, его личность фактически начинают душить. Так и происходит с главной героиней Катериной.

Ее трагедия заключается в том, что девушка чужда семье Кабановых, так как до этого воспитывалась в свободной атмосфере. Она была единственной и любимой дочерью. А в этом мире все строится на лжи и обмане, члены семьи сами не уважают друг друга, все живут в страхе перед Марфой Игнатьевной, боясь чем-то оказаться ей неугодными.

Характеристика Катерины

Даже в кратчайшем анализе "Грозы" Островского необходимо охарактеризовать образ Катерины. Это возвышенная и поэтическая натура, которая восхищается природой и красотой, мечтает о любви. Вот только в ее жизни постоянно встречаются грубые и неотесанные мужланы.

Она всем сердцем пытается проникнуться любовью к мужу, свекрови, но смириться с царящим в семье насилием оказывается не так-то и просто. Самодурство и безгласность, которые царят в доме Кабановых, доводят историю до трагических последствий.

Едва ли не единственной отдушиной для Катерины являлась религия. Потому что книг она не читала, грамоты не знала, а вот церковь погружала ее в прекрасный мир народного искусства и фольклора.

В доме Кабановых она фактически задыхается, тоскуя по искренним и добрым человеческим отношениям. Она не хочет мириться с неволей, в которой оказалась, поэтому начинает придумывать способы, как навсегда покинуть этот опостылевший дом. В то же время она пытается подавить в себе эти чувства.

В сердце женщины происходит серьезная борьба. Читатель застает ее на фоне внутренней напряженной борьбы. Она влюбляется в Бориса искренне и глубоко, но при этом старается всячески подавить в себе живое и побуждающее чувство. Она стремится как можно реже видеться с любимым, от этого сильно страдает.

Образ грозы

В кратком анализе "Грозы" Островского важное место занимает образ самой грозы. Об этом надвигающемся природном явлении говорится еще в первом действии. Но речь идет не только о явлении природы, а и о душевной грозе, которая бушует в самой Катерине.

В мире религиозных представлений, в котором она живет, свои поступки кажутся Катерине страшными и греховными. Женщину пугает грех, между тем живые чувства просыпаются в ней все сильнее и сильнее.

Внутренняя борьба

В ее собственной душе назревает опасный конфликт, о котором обязательно надо сказать в анализе "Грозы" Островского по действиям. Главная героиня признается, что не умеет лгать, на что Варвара возражает ей, что только на этом держится весь дом Кабановых, так что ей придется очень непросто. Но Катерина категорически отказывается принимать мораль "темного царства", в котором оказалась. Уже тогда она прямо говорит, что в крайнем случае готова на решительные меры - выброситься из окна или утопиться в реке.

Катерина признается Варваре, что хотела бы себя переломить, но пока не может. В ее душе идет внутренняя борьба. Она задается вопросом: что значит - переломить себя? Остаться с человеком, который ее не любит и не ценит? Но в доме Кабанихи (так пренебрежительно называют Марфу Игнатьевну все домочадцы) невозможно жить с вольным сердцем и душой. Более того, под влиянием религиозной литературы Катерине кажется, что ее тяга к воле - это искушение, уготованное для нее дьяволом.

Перелом в главной героине

В анализе "Грозы" Островского важно отметить, когда происходит перелом в душе главной героини. В какой-то момент Катерина приходит к окончательному выводу, что ее муж не стоит не только ее любви, но и уважения. Читатель наблюдает последнюю вспышку ее внутренней борьбы.

Сначала она выбрасывает ключ, а сцена свидания открывается затяжной народной песней, в которой подчеркивается весь трагизм любви Катерины к Борису.

Характер Катерины

В результате мы видим, что гроза, которая начала собираться еще в первом действии, к концу пьесы все-таки разразилась над пленницей "темного царства". Но при этом борьба в душе главной героини еще не завершена. Многие литературные критики убеждены, что Катерина - не безответная жертва, а персонаж с сильным и решительным характером, с вольнолюбивым сердцем.

Она решается убежать из дома, не побоявшись будущей вероятной кары. Все это только для того, чтобы проститься с Борисом, который получил приказ направиться в Сибирь. При этом она уже не прячется от окружающих, не скрывает своих отношений с любимым и искренних чувств. Она кричит во весь голос, зовет своего возлюбленного, просит откликнуться.

В этот момент мы убеждаемся, что в действительности Катерина свободна, хотя бы потому, что больше ничем не дорожит, а живет во имя любви, чего раньше себе позволить не могла. В одной из сцен Катерина завидует Борису, называя его вольным казаком. Но на самом деле ее внутренняя свобода намного сильнее, чем у Бориса. Того в действительности сковывает страх перед дядей. Он оказывается недостойным Катерины.

В финале пьесы главная героиня побеждает, наконец, своего внутреннего врага - рушатся ее религиозные представления о мире. Катерина убеждается, что сама вольна выбирать, что ей делать дальше - жить или умирать. Размышляя о предстоящем самоубийстве, она приходит к выводу, что смерть все равно, рано или поздно, придет сама, а жить так, как живет она, нельзя. Ее даже не смущает, что это считается грехом и о ней никто не будет молиться. Катерина уверена, кто искренне любит, тот обязательно помолится.

www.syl.ru

История создания "Грозы" Островского. Анализ произведения "Гроза"

«Гроза» А.Н. Островского – значительное и мощное произведение русской литературы второй половины девятнадцатого столетия. Оно приковывает к себе внимание интереснейшими событиями, происходящими в пьесе, и своей непростой проблематикой. Сама драма не раз была экранизирована, пользовалась значительным успехом у зрителей. Образ города Калинова, в котором происходит действие, символизирует собой заколдованный замкнутый круг, из которого невозможно вырваться, не изранив души и сердца.

История создания «Грозы» Островского

И. С. Тургенев отзывался об этом произведении весьма положительно, с особенным трепетом и восторгом подчеркивал огромный писательский талант А.Н.Островского. История создания «Грозы» Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период пятидесятых – шестидесятых годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему – домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.

Годом написания драмы считается 1859-й, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших театрах Москвы и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Грозы» Островского показывает, что произведение максимально полно отразило общественно-политическую мысль того времени.

Смысл названия

Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, которое случается также и при ожидании грозы как природного явления: везде царит духота, не хватает свежего воздуха. Настолько же мучительна жизнь городских обывателей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашней тирании. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, слушать голос собственного сердца. В изображении таких характеров настоящим мастером оказался А.Н. Островский («Гроза»). История драмы максимально подчеркивает невозможность решить проблему мирным путем и тщетность таких попыток.

Композиционно-идейная составляющая

Драма состоит из пяти действий, причем между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу условно можно разделить на четыре части: мучительное ожидание, сопровождаемое томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Множество споров у исследователей вызывает гибель Катерины. Смогла бы она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Грозы» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, потому он и наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа.

Действительно, гибель Катерины предрешена. Если бы она не погибла по собственному решению, то ее задавили бы жестокие нравы, царящие в городе Калинове. Ей пришлось бы сломать свою свободолюбивую натуру и подстроиться под порядки общества. Все ее внутреннее существо, душа противились этим порядкам. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Катерины – вольная птица, которую она отпускает на волю.

Катерина

Проникновенно рисует непростую картину жизни главной героини Островский («Гроза»). Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина утратила связь с родными и потеряла свободу. Оттого ей так одиноко и тошно в доме Кабановых, оттого она никак не может привыкнуть к его устоям, предается воспоминаниям о былом: «Такая ли я была? Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле!»

Сильна или слаба главная героиня? Был ли у нее выбор? Что явилось решающим событием, подвигнувшим ее к самоубийству? Невозможность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому действию. Мы видим, что самоубийство совершается от отчаяния, это не обдуманное и хладнокровное решение, однако оно намеренное. По отношению к самой себе, своим мечтам героиня совершает слабость, в то время как обществу, которое ее осуждает, она не покорилась и самоубийством подчеркивает свою индивидуальность характера.

«Тёмное царство»

Сюда можно отнести представителей старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди уже никогда не изменятся: в них настолько укоренились старые привычки и мировоззрение, что они находят смысл жизни в том, чтобы поучать молодых, ругать современные нравы.

Дикой получает удовольствие, когда тиранит своих домашних: никто слова ему поперек сказать не смеет. Он недоволен буквально всем, и никто ему угодить не может. Кабанова (Кабаниха) навязывает свою волю сыну и невестке, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от своей собственной.

Тихон Кабанов

Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, слабый и безвольный человек. От маменькиного слова ни на шаг не отойдет, самостоятельного решения принять не в силах. Беззащитным, трусливым рисует его Островский. «Гроза», характеристика героя свидетельствует об этом, подчеркивает приспособленческие качества характера Тихона и его полное растворение под волей матушки.

Варвара, сестра Тихона

Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Ее девизом является утверждение: «Делай что хочешь, но так, чтобы шито-крыто было».

Особенно ее никак не выделяет Островский. «Гроза», анализ произведения свидетельствует об этом, всячески противопоставляет своевольную натуру Варвары и чистоту души Катерины. Варвара добивается своего хитростью и вольнодумством, а Катерина во всем предпочитает правду.

Борис

Племянник Дикого, живет у него в доме из милости. Молодой парень привык слушать выражение недовольства и наставления своего дядюшки, но если быть внимательными, то можно увидеть, как глубоко ранят его укоры Дикого, насколько ему неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле власть имеющего Дикого как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, господствующих в городе Калинове.

Образы в «Грозе» Островского не отличаются особенным многообразием: Кабаниха, Дикой, Варвара, Тихон, Борис - все, как один, умеют приспосабливаться. Одни подавляют, другие подчиняются. Им всем противопоставлена Катерина – молодая женщина, сохранившая в себе цельность натуры и силу духа. Таким образом, оказывается весьма неоднозначным произведение «Гроза». Островский оправдывает Катерину за ее слабость в том, что она жертвует своей жизнью, но наделяет ее мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, а гибель России, ее невозможность жить по старым порядкам, которые приводят к краху, изображает автор.

fb.ru

анализ, история создания :: SYL.ru

А. Н. Островский был видным литературным деятелем. Он многое изменил в постановке пьес, а его произведения отличаются реализмом, взглядов которого придерживался писатель. Одно из его наиболее известных произведений - пьеса "Гроза", анализ которой представлен ниже.

История создания пьесы

Анализ "Грозы" следует начать с истории ее написания, потому что обстоятельства того времени сыграли важную роль в создании сюжета. Пьеса была написана в 1859 году во время путешествия Островского по Поволжью. Писатель наблюдал и исследовал не только красоты природы и достопримечательности поволжских городов.

Его не меньше интересовали люди, которые встречались ему в путешествии. Он изучал их характеры, особенности быта, истории их жизни. Александр Николаевич делал записи, а потом на их основе и создал свое произведение.

Но история создания "Грозы" Островского имеет различные версии. Очень долго придерживались того мнения, что сюжет для пьесы писатель взял из реальной жизни. В Костроме жила одна девушка, которая, не выдержав притеснений свекрови, сбросилась в реку.

Исследователи находили множество совпадений. Случилось это в том же году, в котором была написана пьеса. Обе девушки были молодыми и в очень раннем возрасте были выданы замуж. Обеих притесняли свекрови, а мужья были слабохарактерными. У Катерины был роман с племянником самого влиятельного человека в городе, а у бедной костромской девушки - с почтовым служащим. Неудивительно, что из-за такого большого количества совпадений долгое время все считали, что сюжет основан на реальных событиях.

Но более детальные исследования опровергли эту теорию. Островский отправил пьесу в печать в октябре, а девушка сбросилась месяцем позже. Поэтому сюжет не мог быть основан на истории жизни этой костромской семьи. Однако, может, благодаря своей наблюдательности Александр Николаевич смог предугадать этот печальный конец. Но есть у истории создания пьесы и более романтичная версия.

Кто был прототипом главной героини?

В анализе "Грозы" можно указать и то, что было множество споров о том, с кого же был списан образ Катерины. Нашлось место и для личной драмы писателя. И у Александра Николаевича, и у Любови Павловны Косицкой были семьи. И это послужило препятствием для дальнейшего развития их отношений.

Косицкая была театральной актрисой, и многие считают, что она является прототипом образа Катерины в "Грозе" Островского. Позднее Любовь Павловна сыграет ее роль. Сама женщина была родом с Поволжья, а биографы драматурга писали, что "Сон Катерины" был записан со слов Косицкой. Любовь Косицкая, как и Катерина, была верующей и очень любила церковь.

Но "Гроза" - это не только драма о личных отношениях, это пьеса о нарастании конфликта в обществе. В ту эпоху уже были люди, которые хотели изменить старые порядки, но закосневшее "домостроевское" общество не хотело им подчиняться. И это противостояние отражено в пьесе Островского.

Краткое содержание "Грозы" Островского

Действие пьесы происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. Жители этого городка - люди, привыкшие к обману, тирании, невежеству. Несколько человек из калиновского общества выделялись своим стремлением к лучшей жизни - это Катерина Кабанова, Борис и Кулигин.

Молодая девушка была замужем за слабохарактерным Тихоном, чья суровая и деспотичная мать постоянно угнетала девушку. Кабаниха установила в своем доме очень суровые порядки, поэтому все члены семейства Кабановых ее не любили и боялись. Во время отъезда Тихона по делам Катерина тайно встречается с Борисом - образованным молодым человеком, приехавшим из другого города к своему дяде - Дикому, человеку такого же крутого нрава, как и Кабаниха.

Когда вернулся ее муж, молодая женщина перестала видеться с Борисом. Она опасалась наказания за свой поступок, потому что была набожной. Несмотря на все уговоры, Катерина во всем призналась Тихону и его матери. Кабаниха еще пуще стала тиранить молодую женщину. Бориса дядя отправил в Сибирь. Катерина, попрощавшись с ним, бросилась в Волгу, понимая, что она больше не сможет жить в тирании. Тихон обвинил мать в том, что это из-за ее отношения его жена решилась на такой шаг. Это краткое содержание "Грозы" Островского.

Краткое описание персонажей

Следующий пункт анализа пьесы - это характеристика героев "Грозы" Островского. Все действующие лица получились запоминающимися, с яркими характерами. Главная героиня (Катерина) - молодая женщина, воспитанная на порядках домостроя. Но она понимала всю закоснелость этих взглядов и стремилась к лучшей жизни, где все люди жили бы честно и поступали правильно. Набожная, любила ходить в церковь и молиться.

Кабанова Марфа Игнатьевна - вдова, зажиточная купчиха. Придерживалась устоев домостроя. Обладала крутым нравом, установила тиранические порядки в доме. Тихон - ее сын, слабохарактерный мужик, любил выпить. Понимал, что его мать несправедлива к жене, но боялся пойти против ее воли.

Борис - образованный молодой человек, приехал, чтобы Дикой дал ему часть наследства. Впечатлителен, не принимает законов калиновского общества. Дикой - влиятельный человек, все его боялись, потому что знали, какого он сурового нрава. Кулигин - мещанин, верящий в силу науки. Пытается доказать другим всю важность научных открытий.

Это характеристика героев "Грозы" Островского, которые сыграли значительную роль в сюжете. Их можно разделить на два маленьких общества: придерживающихся старых взглядов и тех, кто верил, что изменения необходимы для создания лучших условий.

Луч света в пьесе

В анализе "Грозы" стоит выделить главный женский образ - Катерину Кабанову. Она является отражением того, что может сделать с личностью тирания и деспотическое отношение. Молодая женщина хоть и выросла в "старом" обществе, в отличие от большинства, видит всю несправедливость таких порядков. А Катерина же была честной, не хотела и не умела обманывать, и это одна из причин, по которой она все рассказала мужу. А те люди, которые ее окружали, привыкли обманывать, бояться, тиранить. А молодая женщина не могла это принять, вся ее духовная чистота противилась этому. Из-за внутреннего света и стремления жить честно образ Катерины из "Грозы" Островского сравнивали с "лучом света в темном царстве".

И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом. Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла. Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.

Образ грозы

В пьесе одни из важных эпизодов связаны с грозой. По сюжету, Катерина очень боялась этого природного явления. Потому что люди верили, что гроза покарает грешного человека. И все эти тучи, гром - все это только усиливало угнетающую обстановку дома Кабановых.

В анализе "Грозы" следует также отметить, что весьма символично то, что все эпизоды с этим природным явлением связаны с Катериной. Это отражение ее внутреннего мира, того напряжения, в котором она находилась, той бури чувств, которая бушевала у нее внутри. Катерина боялась этого накала чувств, поэтому она очень переживала, когда была гроза. Также гроза и дождь - это символ очищения, когда молодая женщина бросилась в реку, то она обрела покой. Так же, как и природа кажется чище после дождя.

Основная идея пьесы

Какой же главный смысл "Грозы" Островского? Драматург стремился показать то, как несправедливо устроено общество. Как могут угнетать слабых и беззащитных, что людям не оставляют никакого выбора. Возможно, Александр Николаевич хотел показать, что обществу стоит пересмотреть свои взгляды. Смысл "Грозы" Островского состоит в том, что нельзя жить в невежестве, лжи и закоснелости. Нужно стремиться стать лучше, терпимее относиться к людям, чтобы их жизнь не походила на "темное царство", как у Катерины Кабановой.

Личностный конфликт

В пьесе показано нарастание внутреннего конфликта у Катерины. С одной стороны - понимание, что жить в тирании нельзя, любовь к Борису. А с другой - строгое воспитание, чувство долга и боязнь совершить грех. Женщина не может прийти к одному решению. На протяжении пьесы она встречается с Борисом, но даже и не думает о том, чтобы уйти от мужа.

Конфликт все нарастает, а толчком для печальной гибели Катерины стала разлука с Борисом и усилившиеся гонения со стороны свекрови. Но личностный конфликт занимает не самое главное место в пьесе.

Социальный вопрос

В анализе "Грозы" следует отметить, что драматург постарался передать настроение общества, которое было на тот момент. Люди, понимали, что нужны изменения, что старый строй общества должен уступить место новому, просвещенному. Но люди старых порядков не хотели признавать, что их взгляды потеряли свою силу, что они невежественны. И эта борьба между "старым" и "новым" нашла отражение в пьесе А. Островского "Гроза".

www.syl.ru

Островский "Гроза": анализ произведения / Островский А.Н.

«Гроза» (1859) — одно из вершинных произведений русской и мировой драматургии. В этой пьесе Островского, анализ которой мы проведем, представлен широкомасштабный социально-исторический конфликт, столкновение двух эпох, кризис целого миропорядка, распад патриархальных связей и отношений. Как и в великих произведениях драматургов мирового масштаба — Шекспира, Шиллера, Пушкина,— социально-исторический конфликт неразрывно связан у Островского с конфликтом внутренним, нравственным, происходящим в самой личности. И одна коллизия не существует здесь без другой, они взаимообусловлены. В центре народной трагедии — кризисное, катастрофическое состояние мира и трагические борения в человеческой душе. Все это хотел показать Островский.

«Гроза», анализ которой нас интересует, - произведение, в котором, как и во многих других пьесах Островского, дана развернутая замедленная экспозиция. Диалоги действующих лиц становятся важным средством быто- и нравоописания. Калиновский мир представлен в разных проявлениях. Особенное значение приобретает пейзаж: волжский берег, по справедливому замечанию А. И. Журавлевой, уже в начале первого акта вводит мотив простора, полета, который впоследствии «трагически трансформируется».

Художественно одаренный Кулигин взволнован этой всякий раз поражающей и заново открывающейся поразительной красотой: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу, и все наглядеться не могу!» (д. 1, явл. 1). Кудряш, небрежно бросивший «Нешто!», не испытывает подобного душевного трепета. Он далек от этого высокого упоения чудесами природы, но и он органично существует в этом приволжском природном мире. Волга в пьесах Островского является поэтическим олицетворением стихии русской национальной жизни.

В экспозиции, с одной стороны, представлен широкий (вольный) пейзаж, рождающий у героев чувство полета, с другой — дана удушливая атмосфера города Калинова: произвол, насилие, попрание человеческого достоинства. Калинов рисуется как замкнутый купеческий мир, «темное царство», где властвуют самодуры и льются невидимые миру слезы. «Ругатель» Дикой появляется на сцене в обычном своем качестве — ругает племянника. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!»,— говорит о нем Кудряш.

Произвол Дикого безграничен, обитатели города пасуют и смиряются перед ним. Только приказчик Дикого, Кудряш, похваляясь своей молодеческой удалью и способностью «постращать», рискует говорить с хозяином на его же языке. В Калинове есть еще более страшный самодур, способный, по словам служанки Глаши, «прекратить» даже Дикого. Это Кабаниха, известная всем прежде всего как «лютая свекровь». «Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,— так характеризует ее Кулигин (д. 1, явл. 3).

Главные ценности жизни здесь извращены и перевернуты: Калинов — своеобразный «мир наизнанку». Странница Феклуша лицемерит, когда сравнивает Калинов с «обетованной землей». Борис жалуется Кулигину на то, как ему трудно здесь: «Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак!» (д. 1, явл. 3). «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — заключает Кулигин.

В жизненных позициях калиновских самодуров есть вполне определенные различия. Верно замечено, что Дикой, в отличие от Кабанихи, постоянно заботится о деньгах. Как тип Дикой предвосхищает купцов из «Бесприданницы», хотя и отличается от них крайним невежеством. Дикой — олицетворение ничем не сдерживаемого произвола. Он не может удержаться, чтобы не обругать ни в чем не повинного человека, он тиранствует, глумится над жертвой. Но Островский-реалист показывает жизненно правдивые, многомерные характеры. Даже в Диком может пробудиться какое-то человеческое движение, он способен покаяться на миру.

Кабаниха же страшна тем, что считает себя исполнительницей Закона. В ее доме праведность заменяется мнимым благочестием, любовь — страхом, доверие — формальными запретами. Происходит полная подмена и формализация духовных ценностей.

В центре конфликта пьесы — два сильных женских характера, противостоящих друг другу. Катерина и Кабаниха — обе максималистки (А. И. Журавлева). Максимализм Катерины — в безграничной и высочайшей требовательности к себе (правы исследователи, интерпретирующие «Грозу» как трагедию совести). Максимализм Кабанихи — в ревностном отстаивании старых порядков в их худших проявлениях. В этом она вполне искренна.

Во время своего первого появления на сцене Катерина разговаривает с Кабанихой почтительно и кротко. Более того, она, по замечанию Я. С. Билинкиса, хочет освятить свои семейные отношения высоким именем матери: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит» (д. 1, явл. 5). Кабаниха неизменно сурова, непреклонна, несправедлива в своих упреках невестке. Она «ест поедом», иезуитствует, обвиняет Катерину в том, что та блюдет форму, не испытывая чувств. Последнее как раз отличает саму Кабаниху: это ей важна форма человеческих отношений, соблюдение ритуала, а не суть, не живая их наполненность. Для Катерины мир патриархальности исполнен глубокого смысла и поэзии. «Это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный»,— совершенно справедливо отмечал Добролюбов.

Уходит Кабаниха — жену начинает упрекать Тихон: «Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки!..» (д. 1, явл. 6). Безвольный и слабый муж не способен защитить Катерину. Примечательно, что и он, и возлюбленный героини соотнесены между собой: Борис столь же уступчив, тих и робок.

Катерина, выделенная из среды калиновских обитателей высокой духовностью, как трагическая героиня изначально несет на себе «полный груз страданий» (выражение Б. Эйхенбаума). В процессе развития действия все глубже открывается нам живая и поэтическая душа героини. Знаменитый монолог Катерины: «Отчего люди не летают?» (д. 1, явл. 7) — свидетельствует о сильнейшем порыве к воле, об одухотворенном и остром ощущении прекрасного, о радостном восприятии Божьего мира. Наконец, здесь угадывается своеобразная символика праведности и духовной чистоты. По наблюдению Ю. В. Лебедева, «в сознании Катерины вскрываются глубокие пласты славянской культуры». Согласно древним поверьям, души праведных людей после смерти обращались в птиц, летевших в рай. Варвара реагирует на поэтические грезы Катерины примерно так же, как Кудряш на слова Кулигина: «Я не понимаю, что ты говоришь».

Катерина росла в родительском доме в атмосфере взаимной любви и свободы. «Что хочу, бывало, то и делаю»,— вспоминает она (д. 1, явл. 7). В рассказе Катерины о девичестве патриархальный мир представлен Островским в его лучших чертах, в первозданной целостности и красоте. Катерина воспринимает красоту через веру. В ее религиозных настроениях преобладает захватывающая радость жизни. В воспоминаниях героини о детстве заключен совершенно особый поэтический свет. Ей снятся золотые храмы, необыкновенные сады, поющие невидимые голоса, горы и деревья «не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся» (д. 1, явл. 7). Красота воплощается в образе рая. Ощущения Катерины дают читателю (зрителю) представление об интенсивной жизни ее расцветающей души. А в доме Кабановых она, по ее собственным словам, «завяла совсем». Странницы, посещающие дом Кабановых, совершенно не похожи на странниц из детства Катерины: они рассказывают о людях «с песьими головами», каких-то неслыханных аномалиях природы, пророчат последние времена.

В этой тяготящей Катерину неволе ярко вспыхивает зарождающаяся любовь — как величайшее благо (голубь — «благая весть») и вместе с тем как чувство, которое осознается героиней, замужней женщиной, как запретное и недоступное. Это и чудо, и грех. И упоение, и погибель. Катерина заранее знает: то новое, необыкновенное, что в ней появилось, будет стоить ей жизни. По мере того как собирается гроза, растет и внутренняя тревога Катерины. В ее цельной по природным задаткам личности зарождается и все явственнее обнаруживается мучительное противоречие. В душе героини идет борьба между долгом и страстью (классическая трагедийная коллизия), усиливается сознание того, что грех овладевает ее душой. Слово «грех» становится одним из наиболее употребляемых драмы Островского. Психологическое состояние Катерины обусловлено трагическим раздвоением: обостренным чувством совести и неудержимым своеволием.

Безусловно, правы исследователи, связывающие кризис в душе героини с социально-историческим кризисом патриархальных форм отношений. Современные исследователи А. И. Журавлева и Н. Д. Тамарченко, подходя к «Грозе» с разных позиций, справедливо подчеркивают, что чувства и сознание Катерины не совпадают с традиционными формами быта. Любовь Катерины — избирательна, индивидуальна и романтична. А нравственные устои предопределены патриархальной моралью, ее неукоснительно соблюдаемыми нормами и заповедями, не утратившими для героини глубинного значения, не поставленные ею под сомнение. Катерина изо всех сил пытается сопротивляться зарождающемуся в ней чувству и убеждается, что ей никуда не уйти «от этого греха».

Значительную роль в развитии действия играет сцена отъезда Тихона. Катерина умоляет мужа взять ее с собой, но Тихон ей не опора. Мечтающий хотя бы на две недели избавиться от домашней «грозы», Тихон глух к этому голосу отчаяния. Он ведет себя отстраненно, говоря, что ему не до жены. В сцене с ключом (д. 2, явл. 10) Катерина совершает выбор. Ее монолог заканчивается всплеском страсти: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»

В Катерине ярко выражено личностное начало. Это самобытная натура с сильным природным темпераментом. Ее самозабвенная любовь к Борису (хоть и полюбила она его, как писал Добролюбов, «на безлюдьи») дана в драме на высочайшем эмоциональном накале. Ночь свиданий на Волге полна у Островского невыразимой поэзии и опьяняющей красоты. К речи Катерины, обращенной к Борису, слышится песенный речитатив: «Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски» (д. 3, явл. 3). Борис отвечает осторожно и робко: «Вы сами велели мне прийти». Перед нами классическая для ряда произведений русской литературы ситуация: сильная женщина и слабый мужчина. Катерину любовь приобщает к вечности. Чувства Бориса не столь масштабны. Обратим внимание на то, что интересует Бориса: «Надолго ль муж-то уехал?»

Сцены свиданий Катерины и Бориса и Варвары и Кудряша не случайно поставлены Островским в параллель. Между Варварой и Кудряшом — самый обыденный разговор. Несколько раз автор, изображая Варвару, повторяет ремарку «зевая». Прозаичность Варвары подчеркивает исключительность поэтических и трагичных переживаний Катерины, силу и одухотворенность ее любви. Самое главное в героине Островского как русской женщине — ее живая совесть, бескомпромиссность, высочайшая нравственная требовательность к себе.

Главное событие IV действия — собирающаяся и затем разразившаяся гроза. Во 2-м явлении Дикой и Кулигин разговаривают о грозе и громоотводах. Даже лучший из обитателей Калинова, Кулигин, далеко отстал от жизни: он весь с его литературными пристрастиями и техническими открытиями в XVIII веке. Попытавшись убедить Дикого в необходимости громоотводов, Кулигин смиренно отступает. «Да гроза-то что такое, по-твоему, а?» — спрашивает Дикой. «Электричество», — отвечает Кулигин. Его ответ возмущает Дикого. Гроза внушает калиновцам мистический страх, она — напоминание о нравственной ответственности. Такое представление о грозе восходит к народной поэтической мифологии. Что же значит гроза для Катерины? Пророчества о геенне огненной полусумасшедшей барыни доводит внутреннее напряжение Катерины до последней черты, до прилюдного публичного покаяния. Как точно писал Я. С. Билинкис, «Катерина убеждена, что за неверность Тихону (вот такому, какой он есть!) на нее двинется сама природа и обрушится небо». Вот почему неизбежно ее публичное покаяние. Оно внутренне необходимо Катерине.

С этого момента ее жизнь в доме Кабанихи становится совершенно невыносимой. Тихон, жалеющий Катерину, рассказывает Кулигину о беспросветно тяжелой атмосфере в доме: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» (д. 5, явл. 1). Кабаниха, у которой даже религиозные ценности подменяются чем-то совершенно противоположным, не ведает милосердия и любви, ее мораль беспощадна и сурова.

Тяжкие испытания, которые выпали на долю Катерины, не убили ее живой души, способности любить и сострадать. Любовь по-прежнему осознается ею как высочайшая ценность жизни. Сцена отъезда Бориса перекликается со сценой отъезда Тихона. Сочувствуя Катерине, Борис признается в своей слабости: «Эх, кабы сила!» А Катерина просит прощения у возлюбленного и прощается с ним — уже навеки. Круг одиночества окончательно замыкается.

Н. Д. Тамарченко справедливо подчеркивает, что в «Грозе» нет благополучных семей, состояние кризиса характеризует калиновский мир в целом. За этим у Островского стоит обобщение всероссийского масштаба. В русской трагедии Островского, написанной в предреформенный период, жизнь показана в состоянии крайнего напряжения, социального и нравственного перелома, эпохального сдвига. На этом завершим анализ произведения "Гроза" Островского.

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. - СПб.:"Паритет", 2001

classlit.ru

Анализ произведения Островского «Гроза»

Пьеса А. Островского «Гроза» по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Изданная накануне реформ 1861 года, она во многом описала перелом, происходящий в общественном сознании народа.

Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделает описанию красот природы и обычной жизни провинциального города. Калинов как будто застыл в замкнутой патриархальной эпохе, ему чужды нововведения и новости из «внешнего» мира.

Повседневную жизнь жителей города с ее нищетой, бесправием и жестокостью автор противопоставляет редким моментам ночных гуляний молодежи, воспоминаниям Катерины о счастливом детстве и картинам волжских пейзажей. По мере развития сюжета нарастает ощущение удушливой замкнутости калиновского мира.

Автор «населяет» город разнообразными жителями.

С первого взгляда кажется, что они все разные, но всех их объединяет схожие понятия и представления этого маленького замкнутого мира. В первую очередь это Кабаниха и Дикой, поборники калиновской патриархальной морали и обычаев. Многие, такие как Варвара и Кудряш, предпочитают формально признавать над собой власть обычаев, хотя на практике тайно идут против нее. Даже ученый Кулигин, пытающийся внедрить свои изобретения, рассуждает о научной мысли, которая глубоко устарела даже для 19 века. Приезжий из

Москвы Борис, человек образованный и воспитанный, тоже вынужден покорится этому городу, принять его правила.

Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. Две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха представляет собой мир устаревшей патриархальной морали, она всеми силами отстаивает этот уклад жизни, стремится отсрочить его отмирание и угасание. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Ее манит мечта, духовность, искренность. При этом во многом невестка и свекровь схожи – обе сильны духом и безкопромиссны, а также глубоко религиозны.

В душе Катерины просыпается любовь, но не к своему мужу. Она влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Для нее измена мужу – страшный грех, нарушение нравственных и религиозных законов. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. Однако в своих терзаниях Катерина не находит поддержки ни в муже ни в Варваре.

После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Поэтому решается на еще более страшный с религиозной точки зрения грех – самоубийство.

Для Кабанихи – публичное признание Катерины и последующий бунт сына, страшное потрясение. Она чувствует как гибнет ее мир и наступает хаос.

Произведение «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины на своем примере показала перелом, происходивший в народном сознании, когда на первое место стала выходить свобода личности и волеизъявления, противостоя существующим традициям и укладу жизни.

schoolessay.ru

Островский, Анализ произведения Гроза, План

Анализ произведения

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период об­щественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собира­лась гроза.

В русской литературе гроза издавна была олицетворением борь­бы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.

Н.  А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привыч­ные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Го­голем, Островский выступает как мастер драматургического кон­фликта, реалистически отражающего общественные противоре­чия эпохи.

В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отжива­ющей моралью самодуров и их безответных жертв и новой мора­лью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческо­го достоинства.

Типичными представителями «темного царства» в пьесе явля­ются Кабанова и Дикой.

О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: «Хан­жа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем». Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны власт­ные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекослов­ному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на не­почтительность и непослушание. Островский рисует ее как убеж­денную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена долж­на бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!». Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Ка­банова горько сетует на то, что молодые «ничего не знают, ни­какого порядка», даже «проститься путем не умеют».

Для того чтобы ярче показать опасения «темного царства», Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: «Последние времена, по всем приметам последние».

Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофь­евич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругает­ся с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».

Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слы­вет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: «Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!».

Но в пьесе Островский рисует и таких людей, которые пыта­ются противостоять «темному царству». Таким человеком являет­ся Катерина — главная героиня драмы. Она выделяется среди всех смелостью, открытым характером и прямотой, говоря: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Кроме того, она была очень религиозной. Ге­роиня понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравствен­ный закон. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.

Драма завершается нравственной победой главной героини над темными силами. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точ­ки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении сво­ей души, а о любви к Борису.

Добролюбов назвал «Грозу» самым решительным произведени­ем Островского, так как она знаменует собой близкий конец «са­модурной силе». Ведь даже Тихон над трупом Катерины впервые решается открыто обвинить свою мать: «Маменька, вы ее погуби­ли! Вы! Вы!»

«Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя долее жить с ее мертвящими началами». По мнению кри­тика, в образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения. Он считал образ ее близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

План

1. Разговор Кудряша и Шапкина, из которого мы узнаем о   главных героях пьесы.2. Семейные обстоятельства Бориса.3. Первое знакомство с семейством Кабановых.4. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме.5. Катерина признается Варваре, что любит Бориса.6. Отъезд Тихона.7. Встреча Катерины и Бориса, которую организовывает Вар­вара.8. Приезд Тихона. Покаяние Катерины.9. Последняя встреча Катерины и Бориса.10. Смерть Катерины.

Островский, Анализ произведения Гроза, План

4.9 (97.54%) 195 votes
На этой странице искали :
  • островский гроза анализ
  • гроза островский анализ
  • анализ произведения гроза
  • островский гроза анализ произведения
  • гроза островский анализ произведения
Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru