Проблема патриотизма современной молодежи в России (стр. 1 из 3). Патриотизм среди молодежи


Место патриотизма в жизни современной молодежи



Патриотизм — одна из фундаментальных основ российской государственности. Именно поэтому данная проблема является актуальной и часто обсуждаемой общественностью. Так что же такое патриотизм, и какое место он занимает в жизни современной молодежи?

Патриотизм — это социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. [1]

Но, к сожалению, отношению к патриотизму в современном социуме довольно неоднозначно, и часто мы сталкиваемся с такими проблемами, как антипатриотизм и эмиграция. С чем же это связано, и какие методы противодействия существуют? Эти и другие вопросы освещены в данной статье.

Антипатриотичные настроения как феномен современного российского общества.

Все чаще в социальных сетях и СМИ начинают всплывать негативные высказывания россиян в адрес собственной страны и собственного народа. Интернет-ресурсы полны новостей, связанных с огрехами и промахами России на внешнеполитической арене, газеты пестрят заголовками об отсталости всех сфер российской экономики, из радиоприемников то и дело раздаются напыщенные голоса дикторов, саркастично высмеивающих традиционные российские ценности.

Казалось бы, недовольство этой части граждан вполне объяснимо и вызвано вполне объективными причинами: неоднозначностью государственной политики, коррупцией всех слоев власти, стагнацией экономики, падением уровня жизни и многим другим.

С такой позицией можно было бы согласиться, если б не одно «но». Подается подобное недовольство в предельно грубой, язвительной и русофобской форме, с целью наиболее цинично и жестко оскорбить чувства патриотически настроенных слоев граждан. Такая позиция направлена не на конструктивное выявление проблемы и ее устранение, а на презрительное высмеивание государства и граждан.

Почему же вообще стал возможен рост антипатриотических настроений в современном российском обществе?

Связано это со множеством причин: социальной неудовлетворенностью граждан, идеологическим вакуумом, возникшем после распада СССР и многим другим. Но основополагающим фактором является ложное представление части россиян о собственной стране как об отсталой стране третьего мира.

Особенно легко и непринужденно такое представление формируется в умах подрастающего поколения. Ведь еще с древности людям было известно, что любые идеи, услышанные в молодости от ровесников, родителей, учителей способны отложится в сознании человека на всю жизнь. Сейчас же, в век информационных технологий, все стало намного серьезнее: на молодежь в интернете, на улице, в социуме обрушиваются тонны противоречивой информации, выбрать из которой достоверную подчас оказывается крайне трудно.

В Октябре этого года большой общественный резонанс вызвали необдуманные слова студентки МГИМО Элины Бажаевой, дочери российского олигарха Мусы Бажаева. Отвечая на вопрос, где лучше — в России или в Америке, девушка позволила себе оскорбительную фразу «везде лучше, чем в рашке».

Придание инцидента огласке хоть и вызвало волну порицания и возмущения со стороны общественности, заставив Элину Бажаеву публично извиниться перед задетыми россиянами, но вряд ли изменило мнение девушки о собственной стране.

К сожалению, оскорблять Россию в последнее время становиться все более и более модно. Так, не стесняясь ничего, позабыв о каком-либо приличии, видные политики, телеведущие и публицисты на огромную аудиторию изо всех сил натужно поливают грязью наше государство.

Особо сильно достается нашей истории. Ее коверкают, искажают, и всячески дискредитируют. Уже обыденностью стало слышать в публичном пространстве тезисы «история — это не то, чем нужно гордиться», «история России насквозь пропитана пропагандой», «реальная история России преступна и маргинальна» и т. д.

К примеру, не так давно после установки в центре Москвы памятника крестителю Руси князю Владимиру частью так называемой просвещенной либеральной интеллигенции был устроен целый демарш против увековечивания памяти этому правителю. Владимиру припомнили и мрачное дохристианское прошлое, и жестокое покорение соседних племен, и насильственное принуждение к крещению в некоторых регионах Руси — одним словом, все, что, по мнению несогласных, делало невозможным установку монумента князю. Разумеется, при этом не было упомянуто ни слова о достоинствах Владимирской политики: объединении восточнославянских племен в единое государство, укреплении границ, экономическом союзе Руси с Византией и последовавшем небывалом росте торговых отношений между двумя странами.

Не удивительно, что, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей, событий и процессов, у граждан нашей страны могут сложиться ложные представления о прошлом собственного государства.

Именно незнание собственной истории в большей мере способствовало возникновению и культивации антипатриотизма в нашей стране.

Патриотическое воспитание молодежи.

Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующее положение.

Почему же важно прививать любовь к родине и с какого возраста это делать предпочтительнее?

Совершенно очевидно, что подростковый возраст является наиболее подходящим периодом не только для формирования морально-нравственных качеств и ценностей, но и для осознанного подхода к обсуждению подобного рода тем, их восприятию и проецированию на себя. Молодежь является носителем перспектив и именно от того, насколько удачно сформированы их взгляды не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны. Патриотизм является способом сплочения как всего российского общества в целом, так и отдельно взятой ее категории — молодежи.

Тема патриотизма — вечная, а как к ней относится молодое поколение современного российского общества? Много ли патриотов среди современной молодежи?

Результаты проведенного социологического опроса среди студентов СПбГАСУ показали, что около 57 % опрошенных считают себя патриотами, 42 % — затрудняются ответить на данный вопрос, остальные патриотами себя не считают. И все-таки большинство молодых людей любят свою Родину и гордятся ее историческим прошлым, верят в ее будущее. Также прозвучал вопрос о желании покинуть Родину при условии невозможного возвращения обратно, на который 60,4 % опрошенных студентов ответили неодобрительно, т. е. подобное желание у них не возникает.

Много ли на сегодняшний день патриотов среди современной молодежи? Свидетельствующим фактором роста патриотических настроений среди молодого поколения может послужить проведенный центром общественного мнения «Ижтимоий фикр» социологический опрос. Полученные ими результаты подтвердили динамический рост чувства патриотизма среди молодежи. Абсолютное большинство опрошенных (94,3 %) отметили укрепление своих патриотических чувств.

Важность и актуальность патриотического воспитания существуют по сей день, поскольку именно вопрос патриотизма заслуживает особого внимания. Известно, что существует огромное количество образовательных программ, способствующих ознакомлению с этой темой. Так, например, в России разработана новая федеральная программа«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы» Федеральным агентством по делам молодёжи. Одной из целей данной программы является увеличение чувства гордости за свою страну среди молодежи.

Таким образом, основываясь все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в нашей стране особое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения.

Проблема эмиграции среди молодежи.

Среди современной российской молодежи проблема эмиграции является наиболее обсуждаемой. Суть ее в том, что в кругу успешных молодых специалистов нередко поднимается вопрос о возможности переезда за рубеж для обустройства более комфортных жизни и деятельности, коими не может похвастать наша Родина. Неужели это связано с низким уровнем образования и плохим патриотическим воспитанием? Стоит обратиться к историческим и социологическим фактам о русской эмиграции, выяснив причины которой, найти исток столь актуальной ныне проблемы.

В Российской империи начала 19 века возникает такой феномен общества, как эмиграция. Это происходит в связи с указом Александра I, разрешающим российским подданным свободно выезжать за границу. Эмиграцию, происходящую в течение 19 века, трудно распределить по времени, но можно выделить несколько групп по разным причинам: трудовая, религиозная, еврейская и политическая. Трудовая, или экономическая эмиграция, является самой массовой в данный исторический период, т. к. в ее процессе Россию покинуло более 4 миллионов крестьян, ремесленников и чернорабочих. Вследствие религиозной эмиграции около 50 тысяч представителей разных конфессий предпочли сменить место проживания.

После Октябрьской революции новая власть закрыла границы, выезд из страны был возможен только с разрешения правительства так называемым «лояльным лицам». Спустя какое-то время побег и невозвращение из-за границы стали рассматриваться как преступление, предусматривающее наказание в виде конфискации имущества и расстрела. Но, тем не менее, эмиграция продолжалась и ее принято делить на три «волны». Первой волной (1917–1940 гг.) была так называемая «белая» эмиграция, причиной которой служила победа советской власти в революции и Гражданской войне. В число эмигрантов входили военные и гражданские лица. Вторая волна приходится на период Великой Отечественной войны и связана с перемещением войск Красной Армии по территории Европы. На третью волну эмиграции приходится период после смерти Сталина и до начала перестройки. В число эмигрантов входили диссиденты — граждане СССР, представляющие либерально-демократическую оппозицию действующему режиму власти. Так же данному периоду свойственна «утечка мозгов» — процесс массовой эмиграции из страны квалифицированных специалистов и ученых, который понес за собой весьма значительный ущерб в разных сферах жизни государства.

К началу нового столетия проблема «утечки мозгов» не теряет свою актуальность. В большинстве своем молодые ученые, а так же студенты покидают страну за более высоким уровнем образования и условий работы. Так же причинами смены страны проживания являются:

− Низкий уровень комфортности среды обитания;

− Низкий уровень оплаты труда;

− Неудовлетворительная материально-техническая и приборная база;

− Научный и материальный успех за рубежом многих ученых, покинувших Россию;

− Бюрократизм и волокита в своей стране, блокирующие возможность продуктивного труда;

− Полное отсутствие соблюдения авторского права.

Согласно опросу, проведенному среди студентов нашего вуза, можно сделать следующий вывод, что чуть менее половины будущих специалистов согласны эмигрировать из России. Но цифры говорят о том, все-таки большая часть студентов настроена патриотически, и они готовы работать на благо своей страны, поднимая уровень своей жизни и престиж нашей Родины в целом.

Литература:
  1. гл. ред. В. В. Давыдов. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  2. Российский патриотизм сегодня // Обозреватель. URL:http://www.observer.materik.ru/observer/N7_2004/7_01.
  3. Патриотизм и современная молодежь // Молодежь С-Юга. URL:http://www.mskomi.ru/n/info.php/18204.
  4. Гамлет Маркарян. Уехать по делам // Бизнес-журнал. — 2015. — № 10.
  5. https://ru.wikipedia.org.
  6. Российский патриотизм и российский антипатриотизм // Наша среда. URL: http://nashasreda.ru/rossijskij-patriotizm-i-rossijsk.
  7. Старая фальсификация как оружие русофобов // Русская правда. URL: http://nashasreda.ru/rossijskij-patriotizm-i-rossijsk.
  8. Кречетников А. Пять волн российской эмиграции (рус.). Русская служба Би-би-си (26 декабря 2012).
  9. Павел Полян. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // Россия и её регионы в XX веке: территория — расселение — миграции / Под ред. О. Глезер и П. Поляна. — М: ОГИ, 2005. — С. 493–519.
  10. Д/ф «Русский ум и тайны мироздания» (РТР, 2015).

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, патриотизм, современное российское общество, современная молодежь, собственная страна, молодое поколение, особое внимание, патриотическое воспитание, проблема эмиграции, число эмигрантов.

moluch.ru

Патриотизм среди молодежи

Патриотизм в XXI веке — крайне нестабильная категория. Ещё несколько лет назад в нашем сознании оно, скорее, связывалось с чем-то позитивным, а сейчас к этому слову нужно относиться осторожно.

О том, что Россия — великая и сильная держава твердят на каждом углу. Великая страна с великой историей, великими традициями и имеющая обширные территории. Но что есть эта самая великая страна без истинного патриотизма?

В наше время в связи со сложившейся политической ситуацией «развелось» безумно много лжепатриотов — людей бьющих себя кулаками в грудь, крича о любви к Родине, но никак не подкрепляющих свои слова действиями.

Одна из особенностей таких «патриотов» заключается далеко не в любви, скорее — в ненависти. Ненависти ко всем, кто не мы. Такие люди только портят репутацию нашей страны, открыто выражая неприязнь к другим народам и странам.

Говоря об истинном и бескорыстном патриотизме, можно уверенно заявить, что он разделился на две группы: патриоты, любящие свою страну, но отвергающие нынешнюю власть и патриоты, закрывающие глаза на нестабильность экономической и политической ситуаций. Любящие в своей Родине абсолютно все без исключения.

Каждый из нас встречался со всеми тремя группами патриотов, и я с уверенностью могу сказать, что именно лжепатриотов в наше время намного больше, чем людей, готовым принести свои жизни на алтарь Отчизне. И меня, как человека безумно любящего свою Родину, до глубины души расстраивает распространение псевдолюбви.

ЦитатаРаскрыть

Цитата:Белинский сказал: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», и я всем сердцем надеюсь, что такое понятие, как лжепатриотизм уйдет из нашей памяти. А настоящая любовь к Родине перестанет быть только чувством и качеством, но и будет двигать нас на культурное и правовое обогащение, а это в свою очередь будет лишь продвигать нашу страну на мировой арене.

Вам понравилась статья? Скажите спасибо её автору:

Нравится 2

www.animacity.ru

Патриотическое воспитание современной молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.

А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [1]

С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, c.40]

Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.

Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.

Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.

Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3]

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.

Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.

Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [2, c.39]

Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.

Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. И особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. [4]

Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.

В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.

Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.

29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой.

Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около 140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным.

Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. [5]

Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:

– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;

– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;

– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;

– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;

– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;

Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.

Литература:
  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
  2. Н. А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.

3. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/ (дата обращения: 11.11.2017).

  1. Патрушева, Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева Челябинск, 2009. — 24 с.
  2. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 13.11.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, учащаяся молодежь, история России, Россия, национальная безопасность, Российская Федерация, Родина.

moluch.ru

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Номер: 7-2

Год: 2016

Страницы: 174-176

Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук
Ключевые слова

молодежь, патриотизм, ценности, семья, воспитание, любовь, Родина

Аннотация к статье

В статье на основе анализа работ научных руководителей и исследователей показан результат отношения молодёжи к патриотизму в современном обществе. В работе рассматривается современное понятие патриотизма, его важность в воспитании молодёжи, а также актуальность в сегодняшнем непростом экономико-политическом положении России на международной арене. Помимо того в данной работе отражён результат проведенного статистического исследования, касающегося знаний молодёжного общества об исследуемом понятии. Обоснована необходимость проведения мероприятий по воспитанию и пробуждению патриотизма в сознании подрастающего поколения.

Текст научной статьи

В последнее время слово патриотизм всё больше и больше стало звучать в обществе. Но какой смысл оно в себе таит? И что современная молодёжь понимает под «патриотизмом», что вкладывает в значение этого термина. Всеми этими вопросами уже не раз задавались исследователи и мыслители. От того, насколько чётко молодёжь усвоит это понятие, будет зависеть духовно-нравственный климат нашей страны и взгляд россиян на будущее. Быть патриотом - это естественное желание человека, который осознал свою культурную, историческую, национальную и духовную принадлежность к Отечеству, понял суть демократических основ и перспектив его развития в современном мире. К сожалению, современная молодежь не озадачивает себя подобными мыслями и так глубоко не пытается разобраться в сути, а значит и знаний достаточных для того, чтобы понять всю суть и значения слово «патриот» у них нет. Из толкового словаря Владимира Даля - «патриот» - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчи́зник, полный любви к отчизне1. В современных источниках, слово «патриотизм» - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества2. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. Патриотизм в России всегда был выражен в особом отношении к семье, долгу и Отечеству, связанном с проявлением мужества, героизма, преданности, доблести в труде. Ведь самыми жесткими карательными мерами советской власти против врагов народа, были расстрел или высылка из страны без права возвращения обратно. Т.е. лишение человека родины даже большевиками по степени тяжести наказания приравнивалось к расстрелу3. Сегодня, законы и сама жизнь другая, но ценность истинных патриотов ничуть не меньше. В рамках общенациональной задачи патриотического воспитания молодых граждан России основным субъектом реализации данного направления является Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Оно рассматривает молодёжь как главный ресурс развития страны, и именно на этом убеждении строит свою работу. В направлении «Патриотическое воспитание молодёжи» стоит цель сформировать общественно-государственную систему, обеспечивающую приобщение российской молодёжи к ценностной ориентации, подразумевающей ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность к её судьбе. Для этого разработаны и реализуются различные проекты и мероприятия, которые способствуют развитию патриотизма. Например, такие форумы как «Таврида», «Балтийский Артек», «Итуруп», «Территория смыслов на Клязьме», а также различного рода мероприятия: Лидер XXI века, Герои нашего времени, Большой Турнир-2016 и т.д.4 Ежегодно проводятся множество различных исследований, связанных с патриотическим воспитанием. В статье приведены некоторые статистические данные таких исследований. Так в работе Зайцевой О. А. «Патриотизм в среде молодёжи»5 проводилось исследование и опрашивались люди в возрасте от 17 до 23 лет. Результаты показали, что 67% респондентов понимают патриотизм как любовь к Родине, по 15% считают, что это понятие отражает эмоциональное отношение к Родине либо чувство привязанности и долга. При этом образцом истинного патриота студенты видят ветеранов Великой Отечественной войны, военных, а также политических персон прошлого и современности (по 20%), героев-освободителей (15%), деятелей науки и искусства (12%). Большинство молодых россиян признают важность подвигов своих предков и даже гипотетически готовы их повторить. Так, отдавая долг мужеству, героизму и патриотизму участников Великой Отечественной войны, 30% опрошенных считают, что скорее повторили бы их подвиги, 20% абсолютно уверены в том, что смогли бы это сделать. Не пошли бы по стопам своих героических предшественников только 20% респондентов. Полученные данные выступают свидетельством присутствия чувства гражданского долга у студенческой молодежи, однако последняя цифра говорит о негативном настрое молодых граждан и позволяет задуматься об опасности, которую в себе несёт этот показатель. Мнение категории молодежи помладше описывает Абабий О.Н. в статье «Патриотизм глазами молодёжи»6, где он проводил исследование среди студентов первого курса. Результаты социологического опроса показали, что 52% опрошенных считают себя патриотами, 26,7% - затрудняются ответить на данный вопрос, остальные патриотами себя не считают. И все-таки большинство шестнадцатилетних молодых людей, только что окончивших школу и вступивших на путь взрослой жизни любят свою Родину, знают и гордятся ее историческим прошлым, верят в ее будущее. Подводя краткий итог, можно сделать вывод о том, что конечно большая часть молодого населения понимает, что такое патриотизм и считают важным для себя не просто знать обозначение слова, а быть патриотами своей Родины, гордиться своей страной, ее культурой и традициями, уважать и помнить тех, кто защищал нас в страшных войнах, чтить тех, кто погиб ради нашего светлого будущего. В тоже время, данные исследований говорят о том, что уровень патриотизма падает с взрослением, чего допускать совсем нельзя. Абсолютно не хочется соглашаться с авторами, считающими, что патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Конечно, быть патриотом - очень сокровенное чувство, сидящее глубоко в душе на подсознании, но на наш взгляд патриотом можно и стать, изучив и разделив историю жизни своих предков, неразрывно связанных с судьбой великой державы России. Да, патриотизм не возникает на пустом месте, особенно в сердцах детей и подростков. Он не впитывается, как говорится, с молоком матери, нужно многое делать, чтобы он появился и побуждал молодого человека к добрым делам ради своей страны начиная с малых лет. Для того, чтобы определение «патриотизм» было понятным для молодёжи, необходимо родителям, учителям с юного возраста не только рассказывать о том, что такое патриотизм и в чём он проявляется, читать произведения, но и регулярно проводить патриотические уроки, вечера встреч с ветеранами в понятной и интересной форме для человека, в зависимости от возраста. Активнее властям надо привлекать к этой деятельности множество общественных организаций, которые уже вносят огромный вклад в воспитание молодёжи, но могут значительно больше, если им немного помочь, направить. Опыт людей, которые имеют большой объем знаний, играет большую роль в становлении молодого поколения. Именно поэтому следует особое внимание уделять грантам для организаций, занимающихся проектами в сфере нравственного и патриотического воспитания молодёжи. Следует также уделять внимание проведению военно-спортивных игр и других мероприятий, вовлекать молодёжь в поисковые экспедиции, спортивные лагеря. Недавно принятая правительством государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493) является своего рода продолжением предыдущей программы. Однако, в непростых социально-экономических условиях и давления со стороны иностранных государств тема патриотичности приобретает особую роль. В связи с этим, все наши инициативы, вся наша деятельность в рамках патриотического направления должна строиться принципиально на новом подходе, подразумевающем укрепление фундамента и закладывание новых кирпичиков в создании жителей от мала до велика. Нам видится, что в ближайшие два - три года, нам предстоит большая работа, как над собой, так и с массовым сознанием. Для успешного будущего необходима общая концепция и идеология работы с молодежью, как на местном уровне, так и региональном. Утверждена же Концепция государственной молодежной политики в субъектах РФ, входящих в Северо-кавказский федеральный округа до 2025 года, почему бы не сделать тоже самое относительно Дальневосточного федерального округа, ведь ситуация с молодежью у нас не лучше, а то и похуже. _ 1http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bc79a5c43b88421206c27_0.html 2https://ru.wikipedia.org/wiki/html 3http://www.refu.ru/refs/64/35489/1.html 4https://fadm.gov.ru/ 5http://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-srede-molodezhi 6http://www.mce.su/eng/archive/mce17/sect60535/doc62390/

publikacia.net

Проблема патриотизма современной молодежи в России

Петербургский государственный университет путей сообщения

Кафедра философии

Научная работа на тему:

Проблема патриотизма современных граждан России.

Выполнил: студент группы НК-713

Оллыкайнен О.Н.

Проверил: доцент кафедры философии

Носович Н.В.

Санкт-Петербург 2009

Вступление

Проблема патриотизма современных граждан России. Отличительные особенности современной эпохи:

Говоря о таком понятии как патриотизм, я считаю необходимым упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Падает рождаемость, растет смертность – за последние 15 лет в России рождается почти в 2 раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. В стране стремительно распространяется пьянство, что является для нас бедствием национального масштаба. Россия по потреблению алкоголя на душу населения уже давно вышло на первое место в мире, опередив признанного лидера – Францию. Причем наше количественное превосходство усугубляется низким качеством потребляемых спиртных напитков. В 20 веке мир поразило еще одно бедствие – наркомания. Ныне и в России стремительно увеличивается число молодых людей, употребляющих наркотики, распространяются казалось уже побежденные болезни, такие как туберкулез. Над страной нависла эпидемия СПИДА. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья – опора сильного государства. Нравственной опорой человека в самые сложные времена всегда была вера в Бога, как в некий нравственный идеал. Но вследствие 75летнего атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие люди в нашей стране не только потеряли веру в бога, но и не знакомы даже с основами религии. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации. И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян. О проблемах нравственного воспитания молодежи, а в более узком смысле о проблеме воспитании в ней патриотизма и пойдет речь в моей работе.

І.

Начиная с 80-х годов, в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Дак что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается такое определение: ПАТРИОТ - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник . Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».

Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах , это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынужден констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Падение коммунистического режима в России не могло означать только смену политического порядка или господствующейидеологии. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушениеустоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире,вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой напрочь отсутствовала какая либо идеология или система ценностей. Поскольку ничего в нашем мире не терпит пустоты, образовавшийся вакуум быстро стал заполняться технологиями разрушения национального самосознания. К их числу относятся прежде всего: либерально-рыночная доктрина; «массовая культура» с ее культом насилия, эгоизма, секса, антиинтеллектуализма; система давления на общественное мнение, вызывающая апатию, безразличие; внедрение деструктивных религиозных сект и учений и т. д. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенныхобщественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизмаличности. Если общество не интересуют проблемы личности, то ответнойреакцией незащищенной личности становится агрессия против общества,антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм,наркомания и т. п. Человек в современной России с одной стороны, стремится жить в обществе, исповедующем традиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современной науки и техники. В России столкнулись две системы ценностей – либеральная, которая пришла на сменусоциалистической как ее антитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерной социокультурная амбивалентность, связанная с раздвоением ценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям.

Как известно, когда свободы черезчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.

mirznanii.com

Действенный патриотизм – тренд современной молодежи

      Патриотизм давно фигурирует в числе приоритетных направлений государственной политики. Это нравственная база воспитания молодых людей, долгосрочный ориентир для подрастающего поколения. Это «набор» лучших качеств, которые формируют настоящего гражданина.Несмотря на то, что патриотизм – безусловное благо, в его адрес иногда звучат скептические мнения. Основные тезисы критики сводятся к тому, что реализация патриотических мероприятий порой скатывается до формализма, у организаторов и участников притупляется острота искреннего чувства любви к истории родной страны, к ее культуре, сходит «на нет» осознание масштаба Родины и ее подлинного величия. Присутствие на тематических акциях подчас продиктовано необходимостью или, просторечно, «принудиловкой».В каждой критике есть доля критики. Молодежная политика нацелена на то, чтобы посеять зерно патриотизма в душе каждого подростка, которое с годами будет развиваться и прорастать. Молодому человеку бывает непросто определить, что же является настоящей ценностью. Патриотизм – как раз лучший стержень, который при верном развитии будет помогать взрослеющему человеку окрепнуть нравственно и духовно.Патриотическое воспитание молодежи должно стать той объединяющей силой, которая поможет вырастить поколение патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать более качественным. Поэтому работа с молодежью в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.Формирование подлинного патриотического чувства у молодого поколения – большая работа, которая проводится централизованно на уровне государства и регионов. Гражданское и патриотическое воспитание занимало, занимает и будет занимать главное место в воспитательной системе отдела по делам молодежи администрации муниципального образования Крымский район. И благодаря разнообразию форм и методов работы у нас есть уникальная возможность повлиять на становление граждан, патриотов России.Молодежь Крымского района является наиболее активной, патриотически настроенной частью общества. В ней сильны традиции высокой духовности, любви к Родине, уважения к воинской истории, подвигу отцов и дедов, надёжна связь поколений в деле служения Родине. С целью реализации государственной молодежной политики разработана обширная нормативная база, включающая в себя как концептуальные, так и прикладные нормативные акты. Таким образом, создан механизм функционирования системы патриотического воспитания как приоритетного направления государственной молодежной политики.Иного мировосприятия у крымской молодежи и быть не может – земля района обильно полита кровью солдат, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Ожесточенные воздушные бои проходили здесь, в Крымском районе, на всем известной высоте 121,4, на знаменитой «Голубой линии» Много людей оставили здесь свои жизни. Но немногие заслужили высокого звания Герой Советского Союза. Одним из них стал наш земляк генерал-лейтенант, дважды Герой Советского Союза Владимир Аврамович Алексенко, который родился и вырос в селе Киевском Крымского района.Звание Героя Советского Союза командиру эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (227-я штурмовой авиационной дивизии, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитану Алексенко Владимиру Аврамовичу присвоено 19 апреля 1945 года за 230 успешных боевых вылетов на штурмовые удары по скоплениям войск и техники противника, за доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий.Сегодня одно из учреждений, подведомственных отделу по делам молодежи, носит имя великого человека — это «Центр патриотического воспитания подростков и молодежи им. В.А. Алексенко» муниципального образования Крымский район. Имя центра выбрано не случайно. Уже название говорит о главных ориентирах его деятельности: искренность, высокая гражданственность, социальная активность, готовность к выполнению патриотического долга и важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.Воспитание молодежи в центре проводится не на примере вымышленных «супер-героев», которых нам навязывает современная западная культура, а на настоящих историях мужества, самопожертвования и любви к Родине.При молодежном центре активно ведут свою работу военно-патриотичексие клубы по месту жительства, поисковый отряд, известный военно-патриотический клуб «Пост № 1».Хотя этот центр создан относительно недавно, ребята с большим рвением его посещают. Здесь с детьми говорят «на их языке», без формализма знакомят с историей, формируют у ребят уважительное к ней отношение.Под эгидой патриот-центра проводится множество мероприятий патриотической направленности: военно-спортивные игры, экскурсии на подшефные погранзаставы и корабли, туристические слеты, выезды, поисково-разведовательные работы и многие другие.Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре составляют основу любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить достойного человека без трепетного отношения к своим истокам. Прошлое формирует настоящее и помогает построить надежное будущее. И набирающие популярность молодежные патриотические центры, привлекающие активных ребят, — важный, действенный инструмент воспитания.

www.molod.info

Патриотическое воспитание молодежи

Любовь к своему отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций – все это является целью патриотического воспитания подрастающего поколения. Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи. Об их основах, мероприятиях и задачах, стоящих перед программами, пойдет речь далее.

Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи

Патриотическое воспитание молодежи невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, школы искусств и дома культуры. Общеобразовательные школы, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.

К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести:

  • выставки;
  • проведение конкурсов;
  • коллективно-творческие дела;
  • фестивали творчества;
  • посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;
  • благоустройство памятников истории;
  • беседы и классные часы;
  • оборонно-спортивные игры;
  • районные и областные тематические конкурсы и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию.

Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи культуру межличностного и межнационального взаимодействия.

Военно-патриотическое воспитание молодежи

Военно-патриотическое воспитание является не менее важным аспектом во всей воспитательной системе, так как готовит будущих защитников отечества. В рамках данного направления в юношах воспитываются такие качества, как надежность и твердость характера, физическая выносливость, а также смелость. Все эти черты являются неотъемлемыми не только для тех, кому предстоит служить в армии, защищая свою страну, но и для рядовых профессий, например, врачей.

Воспитание осуществляется в рамках уроков в школе, например, предмета ОБЖ. В ряде разделов данного предмета имеется специализированный курс уроков «Особенности военной подготовки». Также молодежь воспитывается путем приобщения к памятным мероприятиям в честь тех, кто в свое время сражался за Родину.

Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

К основным проблемам патриотического воспитания в современном обществе относят:

  • изменение ценностных ориентиров молодежи;
  • снижающийся образовательный уровень молодежи.

Ценности, которые были актуальными для молодого поколения 20 лет назад, существенно изменились, сдвинувшись в сторону прагматизма. Коллективный успех, который являлся первостепенным ранее, сегодня значительно уступает индивидуальному и многие представители подрастающей молодежи ориентированы на удовлетворение собственных потребностей.

Между тем, среди современной молодежи присутствует немалое количество выпускников ПТУ, интернатов и детских домов. Эта категория молодых людей является особо уязвимой, так как среди них процент пьющих и наркоманов значительно больше, чем у молодежи имеющей высшее образование.

 

womanadvice.ru