поправки к конституции рф принимаются в форме. Поправки в конституции принимаются в форме


2.2 Поправки к главам 3-8 конституции рф

Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ. Конституционные поправки принимаются Федеральным Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Конституционные поправки принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон Российской Федерации о поправке получает наименование, отражающее суть данной поправки14.

Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.

Одобренный Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства.

Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы – после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу15.

Итак, можно сделать вывод, что поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Поправки к Конституции РФ:

1)9 января 1996 года: Указом Президента РФ, Ингушская Республика и Республика Северная Осетия стали называться республика Ингушетия и Республика Осетия-Алания. Это решение было принято на основании государственных органов ряда субъектов РФ.

2)10 февраля 1996 года: вместо названия Республика Калмыкия – Хальмг Тангч было присвоено наименование Республика Калмыкия.

3)9 июня 2001 года: Чувашская Республика – Чаваш стала называться Чувашской Республикой – Чувашия.

4)25 июля 2003 года: Ханты-Мансийский автономный округ получил наименование Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.

5)25 марта 2004 года: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в один субъект федерации и стали Пермским краем.

6)14 октября 2005 года: Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ и Эвенкийский автономный округ были исключены из конституции РФ. Эти два округа были включены в состав Красноярского края.

7)12 июля 2006 года: вместо наименований Камчатская область и Корякский автономный округ в Конституцию РФ включено наименование Камчатский край.

8)30 декабря 2006 года: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области.

9)21 июля 2007 года: вместо наименований Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в Конституцию РФ включено наименование Забайкальский край.

10)30 декабря 2008 года: введена обязанность Правительства Российской Федерации представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

11)31 декабря 2008 года: срок президентский полномочий с 4 до 6 лет, а Госдумы с 4 до 5 лет.

12)6 февраля 2014 года: объединение Высшего арбитражного суда и Верховного суда, а также расширение полномочий Президента РФ по назначению прокуроров.

13)21 июля 2014 года: была принята поправка к Конституции РФ, которая позволяет Президенту РФ вводить в состав Совета Федерации до 10% назначенных представителей.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

studfiles.net

поправки к конституции рф принимаются в форме



В разделе Конституционное право на вопрос Почему с точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации для внесения поправок в главы с 3 по 8 Конституции РФ заданный автором саша сёмкина лучший ответ это Потому, что согласно толкованию Конституции конституционные поправки принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в особой форме - в форме законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. См. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П: Из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему с точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации для внесения поправок в главы с 3 по 8 Конституции РФ

Ответ от Дмитрий[гуру]Потому что ФКЗ принимается по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией.

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Как вносятся поправки в Конституцию РФ? | Вопрос-Ответ

О внесении изменений в главный законодательный акт государства говорится в главе 9 Конституции РФ.

Согласно статье 134 главы 9, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить:

– Президент России;

– Совет Федерации;

– Государственная Дума;

– правительство;

– законодательные органы субъектов федерации;

– группы сенаторов и депутатов, в которые входит не меньше одной пятой всех членов Совфеда или депутатов Госдумы.

Есть два механизма принятия этих поправок.

1) Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Именно в этих главах говорится об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина и о порядке пересмотра Конституции.

Однако же, если три пятых всех депутатов и сенаторов поддержат предложение о внесении поправок в эти конкретные главы Конституции, то будет созвано Конституционное Собрание.

«Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование», – говорится в статье 135 Конституции РФ.

2) Поправки к главам 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Изменения в эти главы вступают в силу после того, как их одобрят органы законодательной власти не менее чем двух третей субъектов федерации.

О чём говорится в этих главах? О федеративном устройстве нашей страны, о президенте России, Федеральном Собрании, правительстве, судебной власти и местном самоуправлении.

Материал подготовлен на основании положений Конституции РФ.

Читайте также: Госдума проведёт ревизию Конституции и 200 законов – СМИ >>

 

www.aif.ru

Поправки к Конституции России - это... Что такое Поправки к Конституции России?

Главой 9 Конституции России 1993 года предусмотрен специальный порядок внесения в её текст изменений и пересмотр её положений.

Более детально процедурные моменты описаны в Федеральном законе от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Как было разъяснено постановлением Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ», такое изменение осуществляется путём принятия особого правового акта — Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации.

Предыстория

После разгона Верховного Совета Российской Федерации при Б. Н. Ельцине всенародным голосованием была принята действующая Конституция Российской Федерации 1993 года. В течение его президентства серьёзных поправок в конституцию не вносилось (изменялась только статья 65 в связи с изменениями наименований нескольких субъектов Российской Федерации).

С избранием В. В. Путина президентом России губернаторы, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации неоднократно поднимали вопрос об увеличении срока президентства или возможности переизбрания президента на третий срок подряд. Путин отвергал данные предложения, говоря о нежелании вносить какие-либо серьёзные поправки в конституцию, унаследованную от Ельцина.

За это время, в связи с изменениями именований субъектов федерации и процессами объединения российских регионов, 9 раз изменялась статья 65 Конституции (о составе субъектов Российской Федерации).

В конце 2008 года президент Д. А. Медведев предложил внести изменения в конституцию, касающиеся увеличения сроков полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы, а также усиления контрольных полномочий Государственной думы в отношении Правительства Российской Федерации. В течение ноября-декабря 2008 года данные изменения были приняты. Это первые существенные поправки к действующей российской конституции за её пятнадцатилетнюю с небольшим историю.

Порядок принятия и внесения поправок и пересмотра положений конституции

Инициаторы поправок

Согласно ст. 134 Конституции России предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы.

Поправки по основным вопросам

В соответствии со ст. 136 поправки к главам 3-8 Конституции (это главы о федеративном устройстве государства (ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте (ст. 94-109), правительстве (ст. 110—117), судебной власти (ст. 118—129) и местном самоуправлении (ст. 130—133)) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Таким образом они должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. (п.2 ст. 108). После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Поправки по составу Российской Федерации

Согласно ст. 137 Конституции изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

То есть по случаю появления нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либо территории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектов Российской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику) должен быть принят федеральный конституционный закон, предусматривающий соответствующее изменение в ст. 65 Конституции. Например, в случае вступления в силу такого закона о слиянии регионов в ст. 65 надлежало включить наименования новообразованного субъекта и исключить наименования упразднённых субъектов.

Часть вторая ст. 137 предусматривает, что в случае простого изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации. Данное действие (включение нового наименования и исключение прежнего) осуществляется указом Президента России без участия Федерального собрания.

Пересмотр фундаментальных положений. Процедура принятия новой Конституции

Статья 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Однако, если предложение о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Согласно части третьей ст. 135 Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции России.

Проект новой конституции России может быть принят либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием.

При проведении всенародного голосования новая Конституция России считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Таким образом изменение фундаментальных положений (о конституционном строе России, а также о правах и свободах человека и гражданина) не может произойти до принятия новой конституции.

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 года № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации», такое включение осуществляется после издания указа Президента Российской Федерации.

На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие изменения в связи с переименованиям субъекта:

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Поправки 2008 года

Предложение поправок

Д. А. Медведев во время послания к Федеральному собранию

5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет (ср. Продление президентских полномочий в странах СНГ), а Госдумы с 4 до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой.

Текст поправок

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) часть 1 статьи 81 изложить в следующей редакции:

«1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»;

2) часть 1 статьи 96 изложить в следующей редакции:

«1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.».

— Закон о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) в части 1 статьи 103:

а) дополнить новым пунктом «в» следующего содержания:

«в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой »

б) пункты «в» — «ж» считать соответственно пунктами «г» — «з»;

2) пункт «а» части 1 статьи 114 изложить в следующей редакции:

«а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;».

— Закон о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ

Хронология принятия поправок

  • 14 ноября 2008 года Госдума в первом чтении одобрила проекты поправок в Конституцию, за увеличение сроков деятельности президента и Госдумы проголосовало 388 из 450 депутатов (против выступили депутаты от фракции КПРФ), за отчётность правительства перед Госдумой проголосовали 449 депутатов.[3][4]
  • 19 ноября 2008 года Госдума во втором чтении утвердила поправки к Конституции. За поправки проголосовал 351 депутат, против — 57 депутатов. Фракция ЛДПР в голосовании не приняла участия.[5]
  • 21 ноября 2008 года Госдума в третьем чтении утвердила поправки. Решение поддержали 392 депутата (из фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР), против проголосовали 57 депутатов-коммунистов, воздержавшихся не оказалось.[6]
  • 26 ноября 2008 года Совет Федерации одобрил поправки (144 — за, 1 — против, воздержавшихся нет). После чего они были направлены на утверждение законодательным собраниям в регионах.[7]
  • 16 декабря 2008 года был преодолен необходимый для вступления в силу поправок порог в две трети региональных парламентов, то есть одобрение произошло в свыше 56 субъектах.[8]
  • 18 декабря 2008 года парламенты всех 83 регионов страны одобрили поправки в Конституцию.[9]
  • 22 декабря 2008 года Совет Федерации принял постановление № 473-СФ «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы“» (опубликовано 31 декабря 2008 года)[10]. Тем самым, Совет Федерации установил, что данные поправки были рассмотрены надлежащим образом, а также утвердил решение субъектов федерации об одобрении поправок в Конституцию РФ.[11].
  • 30 декабря 2008 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.[12].
  • 31 декабря 2008 года в Российской газете, Парламентской газете опубликованы Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»[13] и Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»[14]. В них предусмотрено, что они вступают в силу со дня официального опубликования после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Согласно первому был увеличен срок полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной думы до пяти (со следующих выборов). Согласно второму Правительство обязано представлять Государственной думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.
  • 21 января 2009 года в Российской газете был опубликован полный текст конституции Российской Федерации с учётом поправок[15]. Многие СМИ неверно написали, что поправки вступили в силу именно с 21 января[источник не указан 1313 дней]. На самом деле, поправки вступили в силу уже с момента официального опубликования 31 декабря 2008 года.

Критика

Против поправок резко выступили партии «Яблоко» и КПРФ. В качестве аргументов против поправок выдвигаются следующие[16]:

  • Увеличение срока полномочий Президента РФ и Государственной думы может привести к монополизации власти;
  • Четырёхлетний срок полномочий является достаточным для реализации задач данных государственных институтов;
  • Поправки приведут к снижению уровня активного избирательного права граждан России за счёт более редкого голосования за кандидатов на пост Президента РФ и за кандидатов в депутаты Государственной думы.

Также указывается на то, что поправки были приняты без широкого всенародного обсуждения и в ускоренном порядке.

Партия «Яблоко» организовала сбор подписей против изменения Конституции на сайте http://popravkam.net/.

Примечания

См. также

  • Поправки к Конституции США

Ссылки

dic.academic.ru

Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации | Российское агентство правовой и судебной информации

МОСКВА, 24 июн - РАПСИ. Конституцию РФ в год ее 20-летнего юбилея поправят второй раз, чтобы объединить Верховный и Высший арбитражный суды России - соответствующее предложение озвучил в пятницу президент Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.

Ниже приводится справочная информация.

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 4 марта 1998 года.

В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ.

Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ устанавливается Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.

Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.

Поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки.

Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции РФ, в виде проекта закона.

Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный проект в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии.

В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.

Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В 2008 году президент РФ в соответствии со статьей 134 Конституции и статьей 3 Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции России "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" и "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации".

В Основной закон 30 декабря 2009 года были внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава государства стал избираться на шесть лет (ранее - на четыре года), а депутаты Госдумы - на пять лет (ранее - на четыре года).

Кроме того, правительство стало обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе.

За предыдущие годы в Конституцию были внесены изменения лишь в связи с укрупнением субъектов федерации, число которых сократилось с 89 до 83.

rapsinews.ru

Ответы на вопрос "62. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесение ..."

Прежде всего, естественно, вопросы правового регулирования внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотра, находят свое отражение в самой Конституции. Причем это не разбросанные и дифференцированные положения, а совокупность норм, сведенных в главу, конструктивно составляющую Конституцию. Эти вопросы регулируются в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Тут, следует обратить внимание на то, что Конституция РФ различает такие понятия, как «конституционные поправки» и «пересмотр Конституции», ибо изменения изменениям рознь. Под первым понимается частичное изменение Конституции, не затрагивающее ее фундаментальных основ, и связанное с внесением поправок к главам 3-8 Конституции. А под вторым - изменение Конституции, связанное с пересмотром положений ее глав 1,2 и 9, что, по существу, равнозначно полному, концептуальному пересмотру Конституции в связи с основополагающим характером содержания этих глав, т.е. принятию новой конституции. В связи с этим в Конституции РФ устанавливается и существенно различная процедура изменения содержания этих двух групп глав и различие связанных с этим правовых актов. Конституцией РФ устанавливаются субъекты внесения предложений о поправках и изменении (ст. 134), порядок внесения поправок и изменений в отдельные главы (ст. 135, 136, 137). Подробнее данные положения будут рассмотрены во второй главе моей работы.

Согласно ч.1 ст. 137 Конституции РФ изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Это Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"

В.ч.3 ст. 5 данного нормативно-правового акта сказано: «Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации». Данное положение говорит об органической связи данного федерального конституционного закона с Конституцией Российской Федерации.

Тут же следует подчеркнуть, что данный акт является нормативно-правовым актом общего плана. При образовании нового субъекта, принимается конкретный федеральный конституционный закон. Например, Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа".

Вопросы внесения поправок и вступления их в силу к тому же, урегулированы федеральным законодательством. Это Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"

В комментарии к данному закону отмечается сфера его примененияи порядок внесения поправок: «Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии со статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации. 2. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции Российской Федерации».

Это основные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в данной сфере. Однако, можно выделить и другие, регулирующие косвенно указанные правоотношения. К примеру, Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и иные нормативно-правовые акты. Важное место занимает и судебная практика. В качестве примера приведу Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ.Данный нормативно-правовой акт вносит пояснения в те моменты, которые остаются непонятными из положений Конституции.

Таким образом, внесение поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотр регулируются в главе 9 Конституции «Заключительные и переходные положения». Также, правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» и Федеральным конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». К данным нормативно-правовым актам отсылают положения Конституции Российской Федерации.

Глава 2. Порядок принятие поправок к Конституции Российской Федерации. Порядок изменения Конституции Российской Федерации

2.1 Понятие и порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации, порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции

 

Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации.

Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ. Согласно данной статье Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:

- Президент Российской Федерации;

- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

- группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекают из содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений гл. 3-8 может потребовать соответствующих поправок в гл. 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции. Поэтому установленный в ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9.

Государственная Дума, обнаружив неопределенность в понимании ст. 136, обратилась в Конституционный Суд с запросом о ее толковании относительно наименования и правовой формы закона о поправках к гл. 3-8 Конституции.

Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П установил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к гл. 3-8 принимаются законом РФ о поправках к Конституции РФ, принимаемым в особом порядке, который отчасти совпадает с процедурой принятия ФКЗ. Право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов согласно ст. 134

Порядок принятия этого закона в Федеральном Собрании тот же, что и порядок принятия ФКЗ, установленный в ч. 2 ст. 108 Конституции, то есть большинством не менее чем в три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. После этого закон о поправках к Конституции вступает в силу и подлежит обнародованию, ибо он, как и ФКЗ, не может быть отклонен Президентом. Конституционный Суд также постановил, что законодатель вправе урегулировать: порядок направления принятых Федеральным Собранием поправок к гл. 3-8 Конституции для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ; порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения этих поправок; вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" был принят 4 марта 1998 г. В нем соблюдены относящиеся к его предмету предписания Конституции (напр., ст. 108, 134 и 136) и Постановления Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. N 12-П. Закон определил, что такие предложения должны содержать предлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либо положение об их исключении из Конституции. Процесс принятия поправки выглядит следующим образом:

· Поступление в Государственную Думу предложение о внесении поправок

· Направление предложения в комитет, ведающий вопросами конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и федеральному закону "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ".

· Рассматривается Государственной Думой в трех чтениях проекта закона РФ о поправке к Конституции. Закон считается одобренным, если "за" проголосовало не менее двух третей общего состава Думы.

· Направление на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобрен голосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета.

· В случае отклонения проекта Советом Федерации создание согласительной комиссии палат Федерального Собрания.

Урегулирована и процедура опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный такими органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.

Итак, можно сделать вывод, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

По мнению ряда правоведов, что установленное в ст. 76 деление законов РФ на две группы - ФКЗ и ФЗ - могло бы быть дополнено третьей, промежуточной группой - законами о поправках к гл. 3-8 Конституции. Впрочем, она могла бы быть включена в качестве особой подгруппы в группу конституционных законов. В этом случае, не меняя указанное деление законов России на две группы, эти особые законы назывались бы ФКЗ, а не ФЗ о поправках к гл. 3-8 Конституции. Это согласовалось бы с содержанием ст. 1 упомянутого ФЗ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции. Ограничив в ч. 1 предмет его регулирования поправками к гл. 3-8, этот ФЗ в ч. 2 и 3 установил ряд требований к ФКЗ о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 и к ФКЗ о внесении изменений в ст. 65; но, согласно ст. 76 (ч. 3) Конституции (см. комм. к ней), ФЗ не может противоречить ФКЗ. А не наоборот.

Свои особенности имеет порядок внесения изменений в ст.65 Конституции Российской Федерации. Рассмотрим его в данном параграфе, поскольку по смыслу порядок данных изменений ближе к поправкам, нежели пересмотру Конституции. Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65, определяющую состав РФ и конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ, является, согласно ст. 137 (ч. 1) Конституции, ФКЗ о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. Принятие ФКЗ по такому вопросу происходит не в общем законодательном процессе, а в специальном порядке. Круг субъектов законодательной инициативы для данного случая общий. Согласно ч. 1 ст. 104 право законодательной инициативы предоставлено Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта РФ. Согласно ст. 71-73 Конституции, изменение наименования субъекта РФ относится к исключительной компетенции законодательной власти данного субъекта РФ. Включение нового наименования субъекта РФ рассматривалось как техническая операция, в связи с чем ее порядок не был никем точно определен.

В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта РФ. Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции.

Конституционный Суд Постановлением от 28 ноября 1995 г. N 15-П определил, что изменения наименования субъектов РФ включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.). Не является изменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом, либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Таким образом, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона.

2.2 Понятие и порядок пересмотра Конституции Российской Федерации

конституция пересмотр поправка

Под пересмотром Конституции понимается внесение изменений, дополнений, новой редакции в главы 1,2 и 9 Конституции Российской Федерации. Фундаментальное значение положений гл. 1, 2 и 9 для всего содержания Конституции предопределило особый порядок изменения положений этих ее глав. Статья 135 (ч. 1) запрещает Федеральному Собранию пересматривать их положения. Роль Федерального Собрания и его палат ограничена некоторыми важными действиями по подготовке к пересмотру положений гл. 1, 2 и 9.

Субъекты права на внесение таких предложений, перечисленные в ст. 134 (см предыдущий параграф), могут их выдвигать, но обе палаты Федерального Собрания могут только официально поддержать такие предложения, обеспечивая продолжение их рассмотрения на следующем этапе конституционного (учредительного) процесса.

Согласно Регламенту Государственной Думы (в ред. от 10 марта 2006 г.), предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, внесенные в эту палату, должны содержать новую редакцию этих глав или их частей с обоснованием. Совет Думы направляет эти предложения в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству для подготовки заключения, после чего включает их в календарь рассмотрения вопросов Думой. Предложения и заключение рассматриваются на ее заседании, по итогам которого палата принимает постановление об одобрении или отклонении этих предложений. Если они одобрены, то постановление об этом с законопроектом направляются Совету Федерации для рассмотрения.

Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 г. (в ред. от 2 марта 2007 г.) относит такие предложения к ведению его Комитета по конституционному законодательству. Они подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в определенном порядке.

Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции может быть поддержано, согласно ч. 2 ст. 135, квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П дал толкование понятиям общего числа депутатов Государственной Думы и общего числа членов Совета Федерации согласно численности каждой палаты, установленной в ст. 95 (ч. 2 и 3) Конституции. Общее число депутатов Государственной Думы составляет 450 депутатов. Общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предусмотрено для раздельного по палатам голосования и определения его результатов. Это значит, что необходимо 60 процентов голосов полного состава каждой из этих палат, то есть от 172 членов Совета Федерации и от 450 депутатов Государственной Думы, соответственно, 104 и 270 голосов.

Если такое решение будет принято требуемым большинством голосов, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание. ФКЗ о Конституционном Собрании пока нет. Этот закон должен определить: кем созывается Конституционное Собрание? как оно образуется и каков его состав? должно ли оно быть однопалатным или двухпалатным? должно ли оно на время своей работы заменить Федеральное Собрание, взяв на себя и его работу, или может действовать наряду с ним? Как оно должно быть организовано и в каком порядке действовать? Мировой опыт в этом отношении богат и разнообразен, как и предложения, уже высказанные в России.

В ряде проектов ФКЗ о Конституционном Собрании предлагалось вопреки Конституции сформировать Конституционное Собрание, так чтобы большинство его членов составляли члены палат Федерального Собрания, чтобы работой Конституционного Собрания руководили председатели и иные должностные лица палат Федерального Собрания и т.п.

Ряд органов государственной власти РФ, которые, согласно Конституции, не имеют права на пересмотр Конституции и образованы для иных целей, предлагалось в полном составе включить в состав Конституционного Собрания (Совет Федерации, Государственную Думу, Конституционный Суд, не имеющий права даже вносить предложения о поправках к Конституции, и др.). Были предложения, предусматривавшие ускоренный темп работы Собрания, сокращение прений и т.п., как и предложения о всенародных выборах Конституционного Собрания, что, по-видимому, в большей степени соответствует действующей Конституции, в частности ее ст. 3.

Конституционное Собрание, на первом этапе своей работы рассмотрев вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9, должно принять одно из двух решений. Оно или не соглашается с рассмотренными предложениями и, отклоняя их, подтверждает неизменность Конституции РФ, на чем и прекращается его деятельность, или, согласившись с определенными предложениями, разрабатывает проект новой Конституции. Таким образом, любое изменение в тексте глав 1, 2 и 9, если этот проект будет принят, может означать замену прежней Конституции новой, даже если новая Конституция будет во многом совпадать с прежней.

Проект новой Конституции России должен быть рассмотрен Конституционным Собранием. В соответствии со ст. 135 дальнейшая процедура может иметь три варианта.

В первом варианте Конституционное Собрание отклоняет проект и решает, продолжать ли работу над ним или подтвердить неизменность действующей Конституции.

Во втором варианте Конституционное Собрание принимает новую Конституцию большинством в две трети голосов общего числа его членов, вводит ее в действие, и этим прекращается его деятельность.

В третьем варианте, если за принятие этого проекта будет большинство Конституционного Собрания, но менее двух третей голосов, Конституционное Собрание выносит проект новой Конституции на всенародное голосование. Согласно ст. 6 (ч. 1) ФКЗ от 11 июня 2004 г. о референдуме РФ, Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.

По-видимому, деятельность и полномочия Конституционного Собрания при этом также прекращаются, по крайней мере, до принятия новой Конституции всенародным голосованием. Проведение всенародного голосования о принятии или отклонении проекта может быть возложено на органы, проводящие референдумы, выборы и т.п. (избирательные комиссии всех уровней). Для принятия новой Конституции нужно участие в нем более половины общего числа избирателей, при условии что если более половины из них проголосуют за нее.

Конституция ныне не содержит статей, вовсе не подлежащих изменению. Это отличает ее от конституций ряда других демократических правовых государств, устанавливающих недопустимость пересмотра республиканской формы правления (Франция, Италия), парламентарной формы государства, принципов уважения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, разделения властей (Греция). Не подлежат пересмотру многие положения Основного закона ФРГ (о защите достоинства и прав человека, о демократическом, социальном и федеративном государстве и др.). Следует ли такой подход применить и в России, может быть решено при возможном пересмотре Конституции.

Итак, под пересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности. Субъекты права на внесение таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесенному предложению квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного проекта. Окончательное решения принимает многонациональный народ Российской Федерации путем всеобщего голосования. Однако, федеральный конституционный закон, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.

www.konspektov.net

Понятие и порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации, порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции

 

Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации.

Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ. Согласно данной статье Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:

- Президент Российской Федерации;

- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

- группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекают из содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений гл. 3-8 может потребовать соответствующих поправок в гл. 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции. Поэтому установленный в ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9.

Государственная Дума, обнаружив неопределенность в понимании ст. 136, обратилась в Конституционный Суд с запросом о ее толковании относительно наименования и правовой формы закона о поправках к гл. 3-8 Конституции.

Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П установил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к гл. 3-8 принимаются законом РФ о поправках к Конституции РФ, принимаемым в особом порядке, который отчасти совпадает с процедурой принятия ФКЗ. Право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов согласно ст. 134

Порядок принятия этого закона в Федеральном Собрании тот же, что и порядок принятия ФКЗ, установленный в ч. 2 ст. 108 Конституции, то есть большинством не менее чем в три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. После этого закон о поправках к Конституции вступает в силу и подлежит обнародованию, ибо он, как и ФКЗ, не может быть отклонен Президентом. Конституционный Суд также постановил, что законодатель вправе урегулировать: порядок направления принятых Федеральным Собранием поправок к гл. 3-8 Конституции для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ; порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения этих поправок; вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" был принят 4 марта 1998 г. В нем соблюдены относящиеся к его предмету предписания Конституции (напр., ст. 108, 134 и 136) и Постановления Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. N 12-П. Закон определил, что такие предложения должны содержать предлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либо положение об их исключении из Конституции. Процесс принятия поправки выглядит следующим образом:

· Поступление в Государственную Думу предложение о внесении поправок

· Направление предложения в комитет, ведающий вопросами конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и федеральному закону "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ".

· Рассматривается Государственной Думой в трех чтениях проекта закона РФ о поправке к Конституции. Закон считается одобренным, если "за" проголосовало не менее двух третей общего состава Думы.

· Направление на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобрен голосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета.

· В случае отклонения проекта Советом Федерации создание согласительной комиссии палат Федерального Собрания.

Урегулирована и процедура опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный такими органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.

Итак, можно сделать вывод, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

По мнению ряда правоведов, что установленное в ст. 76 деление законов РФ на две группы - ФКЗ и ФЗ - могло бы быть дополнено третьей, промежуточной группой - законами о поправках к гл. 3-8 Конституции. Впрочем, она могла бы быть включена в качестве особой подгруппы в группу конституционных законов. В этом случае, не меняя указанное деление законов России на две группы, эти особые законы назывались бы ФКЗ, а не ФЗ о поправках к гл. 3-8 Конституции. Это согласовалось бы с содержанием ст. 1 упомянутого ФЗ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции. Ограничив в ч. 1 предмет его регулирования поправками к гл. 3-8, этот ФЗ в ч. 2 и 3 установил ряд требований к ФКЗ о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 и к ФКЗ о внесении изменений в ст. 65; но, согласно ст. 76 (ч. 3) Конституции (см. комм. к ней), ФЗ не может противоречить ФКЗ. А не наоборот.

Свои особенности имеет порядок внесения изменений в ст.65 Конституции Российской Федерации. Рассмотрим его в данном параграфе, поскольку по смыслу порядок данных изменений ближе к поправкам, нежели пересмотру Конституции. Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65, определяющую состав РФ и конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ, является, согласно ст. 137 (ч. 1) Конституции, ФКЗ о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. Принятие ФКЗ по такому вопросу происходит не в общем законодательном процессе, а в специальном порядке. Круг субъектов законодательной инициативы для данного случая общий. Согласно ч. 1 ст. 104 право законодательной инициативы предоставлено Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта РФ. Согласно ст. 71-73 Конституции, изменение наименования субъекта РФ относится к исключительной компетенции законодательной власти данного субъекта РФ. Включение нового наименования субъекта РФ рассматривалось как техническая операция, в связи с чем ее порядок не был никем точно определен.

В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта РФ. Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции.

Конституционный Суд Постановлением от 28 ноября 1995 г. N 15-П определил, что изменения наименования субъектов РФ включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.). Не является изменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом, либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Таким образом, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона.

 

cyberpedia.su