1. Прямая речь. Диалог. Примеры прямая речь перед словами автора


Как оформить прямую речь | Сделай все сам

Чужое высказывание дозволено передать с поддержкой косвенной либо прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т.к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи.

Инструкция

1. Если авторские слова расположены перед прямой речью, то позже них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным либо восклицательным знаком кавычки ставятся позже него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.Примеры: Андрей сказал: «Я буду теперь играть».Он спросил: «Что ты делаешь?»Он воскликнул: «Как красив вид из окна!»

2. Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с крошечной буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки позже прямой речи ставьте неизменно внутри кавычек, запятую при прямой речи без чувствительной окраски — позже кавычек и перед тире.Примеры: «Я буду теперь играть», — сказал Андрей.«Что ты делаешь?» — спросил он.«Как очарователен вид из окна!» — воскликнул он.

3. Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, позже них вновь поставьте запятую и тире:«Прямая речь, — автор, — прямая речь». Подметьте, что позже авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с крошечной буквы. Скажем: «Иди дальше, — сказала девица, — я следую за тобой».«Прямая речь, — автор. — Прямая речь». Скажем: «Вечером приду в гости, — сказал он. – Нам необходимо серьезно побеседовать».«Прямая речь!(?) — автор. — Прямая речь». Скажем: «Какой очаровательный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я откровенно восхищена природой».

4. Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по дальнейшим схемам:Автор: «Прямая речь», — автор.Пример. Он пробурчал: «Я дюже хочу спать», — и сразу же уснул.Автор: «Прямая речь!(?)» — автор.Пример. Я услышал голос из холла: «Как так дозволено?» — и Сергей Петрович вошел в комнату.Автор: «Прямая речь…» — автор.Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы теперь подул…» — и устремил взор в море.

5. Оформление диалога допустимо одним из следующих методов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С поддержкой тире отделяется вся реплика, заключенная в кавычки.Пример. В течение нескольких минут они шли безмолвно. Елизавета спросила: «Как длинно вы будете отсутствовать?» — «Два месяца». — «Вы будете мне звонить либо писать?» — «Да, безусловно!»С новой строки написана вся дальнейшая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.Пример.- Вам холодно, Екатерина? — спросил Иван Петрович.- Нет.- Давайте зайдем в кафе.- Отменно.

6. Оформление цитат:- Цитата записывается по одному из методов оформления прямой речи.Пример. Белинский считал: «Письменность есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».- Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся… и произведут бурю».- Цитата является комбинированный частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.Пример. Белинский подмечает, что у Пушкина есть чудесная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».- Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Предложения с косвенной речью помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном оформлении. При замене прямой речи на косвенную значимо обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос либо побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами применения некоторых слов.

Инструкция

1. В нашем языке чужие слова дозволено передавать несколькими методами. С этой целью почаще каждого применяются прямая и косвенная речь. Сберегая суть, эти синтаксические конструкции по-различному выражают оглавление, произносятся и оформляются на письме.

2. При передаче мыслей с подмогой прямой речи сохраняются все особенности высказывания: непоколебимым остается оглавление, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается нужными знаками препинания. Это самый точный метод передачи чужих слов.

3. Косвенная речь, как водится, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.

4. Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте основные правила построения предложений, верно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с сторонний речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине либо позже высказывания. Косвенная, как водится, занимает позицию позже авторских слов и является придаточным предложением. Дабы положительно совладать с заданием по замене сходственных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.

5. Вначале определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью примерно неизменно остаются неизмененными, они будут представлять основную часть сложноподчиненного предложения.

6. Дальше обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с основным будут союзы «что», «словно». Скажем, «Очевидцы утверждали, что (словно) горемычный случай случился по вине пешехода». Союз «дабы» используйте для передачи оглавления побудительных предложений. Частица «ли», местоимения «кто», «что», «какой» и др., наречия «когда», «отчего», «где» и т.п. помогают выразить косвенный вопрос.

7. Производя замену, наблюдательно следите за соответствием личных и притяжательных местоимений, лица глаголов: они употребляются с позиции того, кто их передает, а не от лица говорящего. Если прямая речь имела в составе обращения, передающие эмоции частицы либо междометия, то нужно их опустить.

8. Разглядите различные примеры замены прямой речи на косвенную:• Бабушка попросила внучку: «Принеси мне, пожалуйста, очки». – Бабушка попросила внучку, дабы она принесла ей очки.• Таксист уверенно заявил: «Я домчу вас до аэродрома за десять минут». – Таксист уверенно заявил, что домчит нас до аэродрома за десять минут.• «Приходите на консультацию во 2-й половине дня», — объявил нам педагог математики. – Педагог математики объявил нам, дабы мы приходили на консультацию во 2-й половине дня.• Марина поинтересовалась у подруги: «Лена, ты собираешься завтра в театр?» — Марина поинтересовалась у Лены, собирается ли она завтра в театр.

Видео по теме

Обратите внимание! • Не ставьте вопросительный знак, если перед вами косвенный вопрос. • Оформленную как косвенную речь цитату заключайте в кавычки и пишите со строчной буквы.

jprosto.ru

Внеклассный урок - Чужая речь. Прямая и косвенная речь

Чужая речь. Прямая и косвенная речь

 

Чужая речь - это высказывание других лиц.

Чужая речь может передаваться прямой и косвенной речью.

 

Прямая речь - это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора.

В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности.

Прямая речь самостоятельна, связана со словами автора только по смыслу и интонационно.

Прямая речь выделяется кавычками.

Пример:

Антон сказал: «Завтра едем за город».

 

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора.

Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание.

Пример:

Антон сказал, что завтра мы поедем за город.

 

При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются.

Например:

Эй, Петя, ты сдал экзамен? – спросила Надя (прямая речь).

Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).

 

Способы передачи чужой речи:

1) Предложения с прямой речью

 

Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».

2) Сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями

Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.

3) Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.

4) Предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения

Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.

 

 

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 

Если прямая речь стоит после слов автора:

после слов автора ставится двоеточие.

Прямая речь выделяется кавычками.

ВНИМАНИЕ!

Если предложение повествовательное, то в конце сначала ставятся закрывающие кавычки, потом точка.

Если предложение вопросительное или восклицательное, то в конце сначала ставится вопросительный (восклицательный) знак, и лишь потом – закрывающие кавычки.

 

 

Мама сказала: «Пора обедать».

Мама спросила: «Пора обедать?»

Мама позвала: «Пора обедать!»

Если прямая речь стоит перед словами автора:

открываются кавычки;

после прямой речи ставятся следующие знаки препинания:

- в повествовательном предложении – закрытые кавычки, запятая и тире;

- в вопросительном предложении – вопросительный знак, закрытые кавычки и тире;

- в восклицательном предложении – восклицательный знак, закрытые кавычки и тире.

 

«Мы идем домой», - сказал папа.

«Мы идем домой?» - спросил папа.

«Мы идем домой!» - воскликнул папа.

Если прямая речь прерывается словами автора:

- прямая речь начинается с кавычек.

-перед словами автора – запятая и тире;

- после слов автора – точка, тире, а продолжение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце – закрывающие кавычки.

НО!

Если в результате разрыва прямой речи ее первая часть теряет смысловую завершенность и создает ощущение недосказанности, то после слов автора ставится запятая, а продолжение прямой речи начинается со строчной буквы.

 

«Давай встретимся, – предложил Данил. – В кино сходим».

 

 

 

«Давай, – предложил Данил, – сегодня встретимся, в кино сходим».

Если прямая речь стоит внутри слов автора:

- после слов автора ставится двоеточие;

- далее в повествовательном предложении: кавычки, прямая речь с прописной буквы, кавычки, запятая, тире, слова автора со строчной буквы.

Вопросительный (восклицательный) знак и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками.

Он сказал: «Я сдал экзамен на пять», - и улыбнулся.

Он спросил: «Можно войти?» - и открыл дверь.

Он выдохнул: «Вот это да!» - и покачал головой.

Мальчик сказал: «Сейчас бы мороженого…» - и вздохнул.

 

 

raal100.narod.ru

Прямая речь. Диалог — урок. Русский язык, 8 класс.

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.

Существует три основных способа передачи чужой речи:

  • предложения с прямой речью;
  • предложения с косвенной речью;
  • цитаты.

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это способ передачи чужой речи с сохранением всех её особенностей: интонации, лексики, неполноты предложений, порядка слов; использование междометий, обращений, восклицаний, частиц, вводных слов...

Пример:

Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!» (М. Лермонтов)

Предложения с прямой речью включают слова автора (комментирующую часть, в которой указывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была ска­зана, кому адресована...) (А, а) и прямую речь (П, п).

 

Варианты оформления прямой речи на письме

  

1. Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире.

Пример:

«П», — а.

«Здесь когда-то мы жили», — вздохнул Иван.

 

«П!» — а.

«Да ведь это наша школа!» — воскликнул Илья. 

«П?» — а.

«Что о Сидорове слыхать-то?» — поинтересовался Олег.

2. Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Пример:

А: «П».

Посмотрев в небо, Игорь задумчиво сказал: «Птицы уже улетели».

А: «П!»

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

 

А: «П?»

Доктор поинтересовался: «Какая у вас была температура?»

3. Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.

Пример:

«П, — а, — п(?!)».

«Всё-таки лучше, Максим Максимыч, — отвечал он, — чтобы совесть была чиста» (М. Лермонтов).

«П(?!), — а. — П(?!)».«О чём ты думаешь? — спросила Ира. — Может, о будущем?»

Диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разго­вор двух или нескольких лиц.

Пример:

«— Может быть, сегодня уедем? — спросил отец.

Архип на минуту задумался, потом уверенно ответил:

— Сегодня рано, лучше завтра с утра».

Каждая реплика записывается с новой строчки, а перед репликой ставится тире. Кавычки не ставятся. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора.

Пример:

«— На каток поедешь?

— Сегодня не смогу.

— А когда?

— Пока не знаю».

Источники:

Гаврилина М. «Русский язык: 9 класс. Практика». 2006. — 343 с.

www.yaklass.ru