Федеративные республики: список, история и интересные факты. Республики с федеративным устройством


География мира. Список федеративных стран и государств

Чтобы понять, какие государства являются федеративными, нужно обратиться к их конституциям. При этом имеется определенный набор формальных признаков, по которым определяется, насколько справедливо именование той или иной страны федерацией.

Признаки федерации

Обязательным признаком такой формы государственного устройства является наличие субъектов, имеющих определенную степень самостоятельности по отношению к центральному правительству. Степень автономии регулируется в каждом отдельном случае федеративным договором. Но в любом случае государственное образование не обладает суверенитетом.

Примерами федеративных государств служат Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Бельгия и Австрия. Однако стоит учесть, что этими странами список не исчерпывается. Каждая из них имеет собственные традиции в распределении полномочий между центром и субъектом.

Виды федеративных государств

Список стран, имеющих федеративное устройство, насчитывает 28 государств. Каждое из них может быть отнесено либо к симметричной, либо к асимметричной форме государственного устройства.

Отличительной чертой симметричных федераций является равноправие всех субъектов. Они имеют одинаковые названия, одинаковые в своей структуре органы государственной власти и равный уровень автономии. Наиболее яркими примерами являются Австрия, Германия и США.

Стоит отметить, что далеко не каждое государство может успешно существовать в статусе симметричной федерации. Большинство из них достаточно разнородны на своей территории, и каждый субъект может иметь отличные от своих соседей традиции в политике и экономике.

Асимметричная федерация

Асимметричными федерациями являются Индия, Бразилия, Танзания и Канада, так как субъекты этих федераций имеют отличные друг от друга названия и разный статус в системе государственного управления.

Некоторые исследователи считают, что Россия также входит в список федеративных стран и государств с ассиметричным устройством. Однако здесь необходимы некоторые уточнения. Несмотря на разный статус краев, республик, областей и автономных областей, каждый субъект имеет те же полномочия, что и сходный с ним по статусу. То есть все края равны между собой и занимают одинаковые позиции в государственном управлении. Это касается и всех республик, городов федерального значения и автономных округов.

Федеративные государства мира

Разобравшись с особенностями федераций, стоит дать исчерпывающий список стран и государств, федеративные основы которых не вызывают сомнений.

В Европе к таким относят:

  • Россию,
  • Австрию,
  • Германию,
  • Швейцарию,
  • Боснию и Герцеговину,
  • Бельгию.

Список федеративных стран и государств Азии выглядит следующим образом:

  • Пакистан,
  • Малайзия,
  • Объединенные Арабские Эмираты,
  • Индия,
  • Ирак,
  • Непал,
  • Мьянма.

В Африке тоже существуют государства с федеративным устройством. К ним относят:

Республика Сомали достойна отдельного упоминания, так как имеет некоторые проблемы с государственностью. В результате гражданской войны страна фактически прекратила существование как единое целое, и на ее месте появились различные квазигосударственные образования. Некоторые из них претендуют на полную независимость, а другие - лишь на значительную степень автономии в пределах одного государства.

В Америке к федеративным государствам относят:

  • США,
  • Аргентину,
  • Венесуэлу,
  • Канаду,
  • Мексику,
  • Бразилию,
  • Сент-Китс и Невис.

Кроме того, Австралия и Федеративные Штаты Микронезии тоже являются федерациями.

Таким образом, государство может быть федеративным или унитарным. В первом случае выделяют симметричные и асимметричные формы устройства. В основе такого деления лежит степень равноправия субъектов.

fb.ru

Государства с федеративным устройством Википедия

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, — не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Швейцария, Австрия.

Субъект федерации — политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации издают собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например Земли в Германии или федеральные земли в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти или фактически являются федерациями. Например, Швейцария [также Швейцарский Союз], до сих пор провозглашаемый как конфедерация, де-факто есть федерация, в котором кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз, напротив, являет собой пример классической конфедерации.

Можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, провинций, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

По степени централизации:

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Беларуси (ныне имеющий черты конфедерации). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект потерпел крах. Чертами мягкой федерации формально[1] обладал Советский Союз, который, однако, не определялся конституционно как федерация, его субъекты согласно союзной и республиканским конституциям обладали, помимо права сецессии, декларированным государственным суверенитетом (ограниченным по ряду вопросов, отданных в общесоюзное ведение) и возможностью самостоятельного международного представительства, что нехарактерно для федераций.

В настоящее время единственной мягкой федерацией является Эфиопия. Европейский союз обладает чертами мягкой федерации, однако не считается государством в смысле международного права.

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Европа

  1. Федеративная Республика Испания (1873—1874)
  2. Союз Советских Социалистических Республик (1922—1991)[2]
  3. Демократическая Федеративная Югославия (1945), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945—1992), Союзная Республика Югославия (1992—2003), Государственный Союз Сербии и Черногории (2003—2006)
  4. Чехо-Словацкая Республика (1938—1939), позднее — Чехословацкая Социалистическая Республика (1968—1990),Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990—1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
  5. Германская империя
  6. Шаблон:Флагификация/Речь Посполитая

Азия

  1. Федеративные Малайские Штаты (1896—1946)
  2. Малайский Союз (1946—1948)
  3. Малайская Федерация (1948—1963)
  4. Соединённые Штаты Индонезии (1949—1950)
  5. Федерация Южной Аравии (1962—1967)
  6. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922—1936)

Африка

  1. Французская Западная Африка (1904—1958)
  2. Французская Экваториальная Африка (1910—1960)
  3. Соединённое Королевство Ливия (1951—1963)
  4. Федерация Родезии и Ньясаленда (1953—1963)
  5. Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958—1971)
  6. Малийская Федерация (1959—1960)
  7. Федеративная Республика Камерун (1961—1972)
  8. Уганда (1962—1967)
  9. Демократическая Республика Конго (1960—1971)
  10. Объединённая Республика Танзания

Америка

  1. Соединённые Провинции Центральной Америки (1823—1838)
  2. Конфедеративные Штаты Америки (1861—1865)
  3. Новая Гранада (1855—1886)
  4. Вест-Индская Федерация (1958—1962)
  5. Великая Колумбия Великая Колумбия

Вымышленные федерации

Вымышленные федерации довольно часто встречаются в вымышленных фантастических вселенных. Яркие примеры вымышленных федераций:

  1. Объединённая федерация планет (Звёздный путь).
  2. Старая Республика и Новая Республика (Звёздные войны).
  3. Земной Альянс и Минбарская федерация (Вавилон-5).

См. также

Примечания

  1. ↑ Выход Литовской Республики из состава СССР в 1990 году не был признан Съездом народных депутатов СССР, против восстановленного независимого государства применялись меры экономического и военного воздействия; независимость стран Балтии была признана только 6 сентября 1991 года новообразованным Государственным Советом СССР.
  2. ↑ Формально не попадает под определение федерации: республики согласно своим и союзной конституциям обладали декларированным суверенитетом и субъектностью международного права (вплоть до членства УССР и БССР в ООН)

Литература

wikiredia.ru

список, история и интересные факты

Федеративной республикой является государство со сложной структурой и двухуровневой системой органов власти и законодательной деятельностью. Это объединение нескольких территориальных образований, которые имеют юридическую и политическую самостоятельность. То есть государственно-территориальные единицы федерации не обладают суверенитетом, но имеют достаточно большие полномочия в сфере внутренней политики. Еще один признак - ни одна из этих республик не имеет право свободно выйти из состава объединения.

Федеративные республики имеют республиканскую форму правления. Иными словами, органы власти выбираются на определенный срок либо формируются парламентом. Основное отличие республиканской формы правления от других форм – выборность главы государства, никакой наследственной передачи власти не предусмотрено.

Исторические примеры

Естественно, что самый яркий пример - СССР. Государство просуществовало 69 лет: с 1922 по 1991 гг. Страна занимала самую большую площадь в сравнении с другими государствами: около 1/6 обитаемой суши всей планеты.

Образовалось она на территории Российской империи, не включая Финляндию, но частично занимая Польское царство и ряд других государств. С 1989 года начался процесс распада федерации. Он сопровождался острым сопротивлением и противостоянием внутри как в центральной власти, так и на местном уровне. В итоге в марте 1991 году был проведен референдум (только в 9 из 15 республик). По итогам голосования выяснилось, что за сохранение федерации, пускай и в обновленном составе - 2/3 проголосовавших. Но после Августовского путча власти уже не могли сохранить прежние границы. В декабре того же года была подписана декларация о прекращении существования Советского Союза.

В состав СССР входило 15 республик, к примеру - Российская федеративная социалистическая республика. Эта аббревиатура употреблялась еще в отношении независимого государства с 1917 по 1922 гг. Название в официальных документах появилось в 1918-м. В дальнейшем РСФСР вошла в состав Советского Союза.

На уровне Конституции СССР понятие Советская федеративная социалистическая республика было введено в 1936 году. В основном законе самой страны аббревиатура появилась через год.

Чехословацкая Социалистическая Республика

Это государство тоже является историческим примером федерации. Просуществовала она около 30 лет. Хотя конституционный закон о Чехословацкой федерации был принят только в 1969 году, когда унитарную форму упразднили и произошло преобразование в федерацию. В составе было только 2 республики – Чешская и Словацкая. В 1993 году союз распалась, и появились две новых суверенных государственных единицы – Чехия и Словакия.

Республика Соединенных провинций

Одна из самых «старейших» федеративных республик, носившая официальное название – Республика Семи Объединенных Нижних Земель. Просуществовал союз достаточно длительное время: с 1581 по 1795 гг. - 214 лет. Федерация занимала не более 40 тыс. км2, с населением около 1,8 миллионов жителей. Тем не менее, в нее входило 9 провинций:

  1. Голландия.
  2. Гельдерн.
  3. Зеландия.
  4. Фрисландия.
  5. Утрехт.
  6. Оверэйссел.
  7. Грониген.

А также провинция Ландшафт Дренте. Она не имела даже представителя в Генеральных штатах. Однако значилась с полноценным провинциальным статусом и законодательным органом в своем регионе. В составе еще были Генеральные земли – территории, которые не вошли ни в одну провинцию, руководство ими осуществлялось непосредственно Генеральными Штатами.

Современные реалии

На сегодняшний день в мире насчитывается 23 федеративных государства. Республики представлены в виде парламентских, президентских, смешанных и федеративных форм.

Президентские республики

Особенностью такого федеративного управления является то, что в стране значительную роль играет президент. В его руках сконцентрированы полномочия главы правительства и государства. Охарактеризовать такую форму правления еще можно как дуалистическая республика. Иными словами, исполнительная власть сосредоточена в президентских руках, а законотворческая деятельность отдана на откуп парламенту.

Список государств:

Наименование

Кол-во автономных территориальных единиц

Экономика

Аргентина

23 провинции и 1 автономный столичный округ

Входит в десятку крупнейших стран с залежами урана. В 2014 году в стране был технический дефолт, хотя глава государства эту информацию полностью отрицал. ВВП на душу населения в 2015 году – 13 425 долларов США.

Бразилия

26 штатов и 1 столичный округ

ВВП на душу населения в 2014 году – 11 281 доллар США

Союз Коморских островов

4 автономных острова, подконтрольные Франции

Индекс человеческого развития в республике очень низкий - она занимает 169-е место. ВВП на 1 человека в прошлом году было около 744 долларов

Мексика

В составе 31 штат и 1 федеральный округ

В стране индекс человеческого развития достаточно высокий – 0,775 и страна находится по этому показателю на 61-м месте

Федеративные штаты Микронезии

4 штата

Численность республики около 105 тысяч человек. Государство неразрывно связано с США и здесь наблюдается высокий показатель эмиграции: около 0,28 %

Нигерия

36 штатов и 1 столица

Достаточно бедная страна с ВВП на душу населения в 2016 году – 2 640 долларов

Южный Судан

10 штатов и есть несколько спорных территорий

Занимает 181-е место по уровню жизни, с ИЧР – 0,418

США

50 штатов

ВВП в 2016 году на 1 человека – 57 220 долларов

Боливарианская Республика Венесуэла

23 штата

В 2017 году, в стране около 93% населения жалуется на недоедание, а ожидаемый уровень инфляции – 1000%

Республика Союз Мьянма

7 штатов и 5 самоуправляемых зон

70% населения занято в сельском хозяйстве. В стране огромные природные ресурсы: от газа до золота. Государство - второе после Афганистана по незаконному изготовлению и экспорту опиума

Сомали

6 штатов

Несмотря на постоянные внутренние распри, стране удается поддерживать экономику на среднем уровне. Основные направления – животноводство и денежные переводы

Судан

18 провинций

Основной сектор экономики – животноводство и добыча нефти, но ИЧР на достаточно низком уровне – 0,479

Парламентские государства

Федеративные республики с такой формой правления характеризуются перевесом полномочий в сторону парламента. Правительство страны отвечает за свои действия перед ним, а не перед президентом.

Список государств:

Наименование

Кол-во автономных территориальных единиц

Экономика

Австрия

9 федеральных земель

Очень высокий показатель ИЧР – 0,881

Босния и Герцеговина

2 энтитета: Федерация Боснии, Герцеговины и Республики Сербской

Фактически считается конфедерацией - члены имеют право расторгнуть договор с государством и выйти из состав в любой момент

Эфиопия

Включает в себя 9 регионов и 2 города-региона, деление проводилось по этническому составу

ВВП в 2016 году составило 159 млрд долларов

Германия

16 равноправных земель

ИЧР по состоянию на 2015 год составило 0,926 - это 4 место

Индия

29 штатов, 6 союзных территорий, 1 национальный столичный округ

Несмотря на самую древнейшую историю и то, что государство по территории занимает 7 место, ВВП на душу населения в 2014 году – 1 626 долларов, а это 145 место в мире

Ирак

18 провинций

Аграрная страна, которая по уровню жизни находится на 121 месте

Непал

5 регионов

Уровень жизни средний. В стране множество заповедных зон и национальных парков

Пакистан

4 провинции, 2 территории Кашмира, 1 территория племен, 1 столичная территория

С 2000 годов в стране устойчивый экономический рост

Страна с федеральным принципом правления

В этом списке лишь 1 страна – Швейцария. Несмотря на то, что государство по размеру территорий занимает только 132-е место в мире, уровень жизни здесь достаточно высокий. ИЧР в 2015 году достиг уровня 0,917. В республике 20 кантонов и 6 полукантонов. В свою очередь, эти территориальные единицы могут делиться на округа, общины и города.

Смешанный тип правления

Это список представлен двумя странами:

Форма правления предполагает достижение оптимального равновесия в полномочиях парламента и президента.

fb.ru

Государство с федеративным устройством Википедия

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, — не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Швейцария, Австрия.

Субъект федерации — политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации издают собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например Земли в Германии или федеральные земли в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти или фактически являются федерациями. Например, Швейцария [также Швейцарский Союз], до сих пор провозглашаемый как конфедерация, де-факто есть федерация, в котором кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз, напротив, являет собой пример классической конфедерации.

Можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, провинций, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

По степени централизации:

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Беларуси (ныне имеющий черты конфедерации). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект потерпел крах. Чертами мягкой федерации формально[1] обладал Советский Союз, который, однако, не определялся конституционно как федерация, его субъекты согласно союзной и республиканским конституциям обладали, помимо права сецессии, декларированным государственным суверенитетом (ограниченным по ряду вопросов, отданных в общесоюзное ведение) и возможностью самостоятельного международного представительства, что нехарактерно для федераций.

В настоящее время единственной мягкой федерацией является Эфиопия. Европейский союз обладает чертами мягкой федерации, однако не считается государством в смысле международного права.

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Европа

  1. Федеративная Республика Испания (1873—1874)
  2. Союз Советских Социалистических Республик (1922—1991)[2]
  3. Демократическая Федеративная Югославия (1945), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945—1992), Союзная Республика Югославия (1992—2003), Государственный Союз Сербии и Черногории (2003—2006)
  4. Чехо-Словацкая Республика (1938—1939), позднее — Чехословацкая Социалистическая Республика (1968—1990),Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990—1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
  5. Германская империя
  6. Шаблон:Флагификация/Речь Посполитая

Азия

  1. Федеративные Малайские Штаты (1896—1946)
  2. Малайский Союз (1946—1948)
  3. Малайская Федерация (1948—1963)
  4. Соединённые Штаты Индонезии (1949—1950)
  5. Федерация Южной Аравии (1962—1967)
  6. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922—1936)

Африка

  1. Французская Западная Африка (1904—1958)
  2. Французская Экваториальная Африка (1910—1960)
  3. Соединённое Королевство Ливия (1951—1963)
  4. Федерация Родезии и Ньясаленда (1953—1963)
  5. Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958—1971)
  6. Малийская Федерация (1959—1960)
  7. Федеративная Республика Камерун (1961—1972)
  8. Уганда (1962—1967)
  9. Демократическая Республика Конго (1960—1971)
  10. Объединённая Республика Танзания

Америка

  1. Соединённые Провинции Центральной Америки (1823—1838)
  2. Конфедеративные Штаты Америки (1861—1865)
  3. Новая Гранада (1855—1886)
  4. Вест-Индская Федерация (1958—1962)
  5. Великая Колумбия Великая Колумбия

Вымышленные федерации

Вымышленные федерации довольно часто встречаются в вымышленных фантастических вселенных. Яркие примеры вымышленных федераций:

  1. Объединённая федерация планет (Звёздный путь).
  2. Старая Республика и Новая Республика (Звёздные войны).
  3. Земной Альянс и Минбарская федерация (Вавилон-5).

См. также

Примечания

  1. ↑ Выход Литовской Республики из состава СССР в 1990 году не был признан Съездом народных депутатов СССР, против восстановленного независимого государства применялись меры экономического и военного воздействия; независимость стран Балтии была признана только 6 сентября 1991 года новообразованным Государственным Советом СССР.
  2. ↑ Формально не попадает под определение федерации: республики согласно своим и союзной конституциям обладали декларированным суверенитетом и субъектностью международного права (вплоть до членства УССР и БССР в ООН)

Литература

wikiredia.ru

Федеративное государство - это... Федеративная форма государственного устройства :: SYL.ru

Немногие люди понимают, что такое федеративное устройство государства. Определение понятия дается в науках, изучающих теорию права. Чтобы сформировать для себя это понятие, необязательно скрупулезно изучать энциклопедические словари и перелистывать другие многотомные труды, в которых определено понятие "федеративное государство". Это возможно сформулировать следующим образом.

Что такое федерация?

Понятие федеративного государства произошло от латинского слова, обозначающего "объединение", или "союз". По сути, государственное устройство, при котором отдельные части страны являются автономными образованиями, можно назвать федерацией. Но при этом такие единицы должны иметь политическую самостоятельность, которая закреплена в правовых документах государства. При отсутствии таких факторов назвать страну "федеративным государством" будет довольно сложно.

Признаки федерации

У обсуждаемой формы устройства должны быть признаки федеративного государства. Так, одним из основных считается присутствие двух ступеней властных органов. Этот признак, в свою очередь, является в то же время и отличием от унитарного государства. Первая система органов власти в федерации называется федеральной, вторая заключает в себя органы субъектов федерации.

Так, у субъектов федерации есть право издавать различные нормативные, правовые документы, в числе которых могут быть законы, приказы, распоряжения и даже собственная конституция. Изданные таким субъектом федерации нормативно-правовые акты будут обладать юридической силой лишь на территории этого субъекта. Кроме того, у субъектов есть право на свой собственный флаг, герб, гимн. У них может быть собственная столица и отличный от федерации институт гражданства. Единственное, чего не может быть у такого субъекта - суверенитета.

Рассматриваемые внутригосударственные образования не могут участвовать сами во внешней политике. При этом они могут иметь разнообразные наименования. Обычно эти наименования присваивают в соответствии с историческими или иными факторами. Это могут быть и штаты, и провинции. В нашей стране такие субъекты именуются области, республики и края. В Германии, например, это земли.

Отличие федеративного устройства государства от унитарного

Для унитарного государства характерны целостность и суверенитет. В таком государстве функционирует единая система законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти. Управление в унитарном государстве строго централизовано. В отличие от страны с унитарным государственным устройством, признаки федеративного государства проявляются в обеспеченной конституционально возможности их субъектов самим формировать органы национальной власти, которые будут функционировать на территории этого субъекта. Вмешательство центральной (федеральной) власти в этот процесс не допускается.

Отличие от конфедерации

Многие необоснованно считают, что федеративное правовое государство и конфедерация - одно и то же. Это не так. В отличие от федерации, конфедерация является международным союзом отдельных государств. В настоящее время отличить одно от другого достаточно сложно, так как устройство современных конфедераций очень схоже с федерациями, а некоторые даже, можно сказать, почти являются ими.

Основные черты

Необходимо обозначить общие свойства, характерные для основной массы федеративных стран:

1. Территория этих государств состоит из нескольких субъектов (эмиратов, республик, кантонов и других).

2. Федеративное государство – это когда высшая государственная судебная, исполнительная и законодательная власти принадлежат соответствующим федеральным государственным структурам, а вот пределы ее распространения на субъекты, входящие в государство, определяются уже на основе конституции страны.

3. В кое-каких государствах с федеративной организацией его субъекты наделены правами иметь собственную конституцию, а также свои внутренние властные органы (судебные, исполнительные, законодательные).

4. В основной массе существующих государств с устройством в форме федерации имеется одно общее гражданство и гражданство государственных внутренних образований, так называемых федеральных единиц.

5. Внешнюю политику от имени федеративного государства реализуют федеральные аппараты, которые представляют свою страну в отношениях с другими странами. Такое представительство предусмотрено не только в Российской Федерации, но и в Японии, Индии, Италии, Соединенных Штатах Америки и других.

6. Федеративное устройство государства имеет непременным признаком наличие двухуровневого (двухпалатного парламента). В одной из таких палат представляются интересы всей федерации, в другой – интересы субъектов федерации.

Разновидности федераций

Существующие федеративные государства можно разделить на симметричные и асимметричные. Это деление обуславливается их конституционно-правовым статусом. В первых все государственные образования страны обладают одинаковыми правами и обязанностями, установленными конституцией и иными нормативно-правовыми документами. Вторые же, наоборот, по конституционно-правовому статусу их субъектов разнятся, то есть у одних субъектов такого государства имеются одни права и обязанности, у иных – другие. Например, к симметричным федеративным государствам следует отнести США, Эфиопию, а к ассиметричным – Индию, Бразилию.

Федеративная система государства подразумевает деление на виды и по критериям их формирования. Здесь такие государства могут быть подразделены на национальные и территориальные. Также существуют и комбинированные, или смешанные, федерации. Использование территориального признака при формировании государственных образований делает такую федерацию территориальной. К таковым можно отнести Германию и США. Если же государственные образования возникают по национальному признаку, значит такая федерация - национальная. К национальным федерациям можно отнести существовавшие ранее СССР и Югославию. В тех случаях, когда формирование государства и его образований происходит и по национальному, и по территориальному признаку, страну принято считать смешанной федерацией. Наша страна является одной из них. То есть от того, каким путем сформировано государство, напрямую зависит его структура, содержание и характер устройства.

Другие способы деления федеративных государств на виды

Следующее разделение федеративных государств происходит по способу образования. Бывают договорные и конституционные федерации. Первые появляются после объединения нескольких ранее независимых государств. В таком случае между этими странами подписывается договор, после чего появляется одно единое государство. В этом договоре могут быть закреплены условия входа и выхода из федерации (США, СССР). Конституционные федерации возникают из унитарного государства. В их главных законах (конституциях) указано, что субъекты федеративного государства не имеют возможности самостоятельно выйти из федерации (Бразилия, Россия).

Кроме этого, федерации можно разделить на централизованные и децентрализованные. К первым можно отнести Российское федеративное государство, это же относится и к Германии, а ко вторым относятся Соединенные Штаты Америки и Швейцария.

Сецессия

Сецессия – это право беспрепятственного выхода субъекта федерации из этой федерации, то есть любой ее субъект в любое время может покинуть федеративное государство. Это по-другому называют мягким федеративным государством. В будущем предвидится, что ныне действующий союз Белоруссии и России, являющийся больше конфедерацией, может перерасти в мягкую федерацию. Примечательно, что субъект федерации при этом сам может быть полноценной федерацией. Так, государственные образования данного типа находились в составе Боснии и Герцеговины. В составе Союза Советских Социалистических Республик (мягкой федерации) существовала федерация (РСФСР). Сейчас в составе США имеется такое государство, как Пуэрто-Рико, считающееся свободно ассоциированным. Подразумевается, что оно может свободно выйти из состава Соединенных Штатов в любое время.

Федерации в настоящее время

• Республика Ирак.

• Австралийский Союз.

• Федеративная Демократическая Республика Эфиопия.

• Соединенные Штаты Америки.

• Босния и Герцеговина.

• Союз Коморских Островов.

• Королевство Бельгия.

• Федеративная Республика Нигерия.

• Объединенные Арабские Эмираты.

• Южный Судан.

• Федеративные Штаты Микронезии.

• Республика Индия.

• Федеративная Демократическая Республика Непал.

• Республика Судан.

• Австрийская Республика.

• Малайзия.

• Федерация Сент-Китс и Невис.

• Федеративная Республика Германия.

• Исламская Республика Пакистан.

• Федеративная Республика Сомали.

• Российская Федерация.

• Аргентинская Республика.

• Боливарианская Республика Венесуэла.

• Канада.

• Мексиканские Соединенные штаты.

• Швейцарская конфедерация.

• Федеративная Республика Бразилия.

Следует отметить, что это современные федеративные государства. Однако во все эпохи мелкие княжества, королевства, полисы объединялись, чтобы противостоять общей внешней угрозе.

www.syl.ru

Государства с федеративным устройством Википедия

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, — не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Швейцария, Австрия.

Субъект федерации — политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.

Основные признаки федеративного государства[ | код]

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации издают собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например Земли в Германии или федеральные земли в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти или фактически являются федерациями. Например, Швейцария [также Швейцарский Союз], до сих пор провозглашаемый как конфедерация, де-факто есть федерация, в котором кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз, напротив, являет собой пример классической конфедерации.

Можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

ru-wiki.ru

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

“Федерация” с латинского переводится как “объединение”, “союз”. Это одна из форм государственного устройства страны. В статье мы подробно разберём, что присуще федеративному государственному устройству, составим список стран с такой системой и выясним, является ли Россия федеративным государством.

Федеративное государство и его признаки

Федерацией может считаться государство, состоящее из нескольких муниципальных образований. Это могут быть:

  • штаты;
  • кантоны;
  • земли и др.

Каждое образование наделяется государственным суверенитетом. Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

Это интересно: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

  1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
  2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

Различают федерации по особенностям формирования:

  1. Территориальные. В основе формирования лежит территориально-географический признак. Примером могут служить Германия и Америка.
  2. Национальные. При формировании территории использовался национальный признаком. Признаком такой федерации может служить бывшая Чехословакия и Югославия.
  3. Смешанные или комбинированные. В основу формирования входят два предыдущих признака. Примером такой федерации может служить Россия.

Различают федерации по способу образования:

  1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
  2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

Различают федерации по степени централизации власти:

  1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
  2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

Это интересно: признаки постиндустриального общества, его основные черты.

Признаки

Отличительными признаками федеративных стран являются:

  1. Общая территория, которая в политико-административном отношении не является единым целым. Она состоит из нескольких территорий, которые имеют свои собственные административно-территориальные деления.
  2. Единая конституция. При этом в субъектах может быть собственная конституция. Это указывает на то, что субъекты обладают учредительной властью.
  3. Законодательная власть федерации и её субъектов. Субъекты имеют право издавать законы, которые действуют только на территории принимающего субъекта. При этом законопроекты не должны противоречить федеральному законодательству.
  4. В стране есть двухпалатный парламент страны и субъектов, федеральное правительство и органы управления на местах.
  5. Возможность иметь гражданство всей федерации и субъектов. Есть страны, где можно иметь двойное гражданство.
  6. Субъекты наделены собственной правовой и судебной властью.
  7. В федерации действует общая налоговая и денежная система.
  8. Субъекты не могут самовольно отделяться и не являются субъектами международного права. Но в договорных отношениях они вступать могут.
  9. В традиционной федерации оборона и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, а образование – региональным властям. Налогообложение разделено между обоими.

Список стран

Список федеративных стран Азии:

  • Пакистан.
  • Малайзия.
  • Объединённые Арабские Эмираты.
  • Индия.
  • Непал.
  • Мьянма.

Список стран Африки:

  • Сомали.
  • Эфиопия.
  • Нигерия.
  • Судан.
  • Южный Судан.
  • Союз Коморы.

Государства Северной и Южной Америки:

  • США.
  • Мексика.
  • Бразилия.
  • Сент-Китс и Невис.
  • Канада.
  • Венесуэла.
  • Аргентинская.

Федеративные государства Австралии и Океании:

  • Федеративные штаты Микронезии.
  • Австралийский Союз.

Список европейских стран:

  • Королевство Бельгия.
  • Босния и Герцеговина.
  • Германия.
  • Австрия.
  • Российская Федерация.

Чем отличаются федеративные и унитарные государства

Унитарной формой государственного устройства обладают государства, в котором субъекты являются едиными административно-территориальными единицами и не имеют собственного суверенитета. Унитарное государство , в отличие от федеративного, имеет единую государственную власть, правовую систему и конституцию.

Главные признаки унитарного государства:

  1. Единый на всей территории учредительный нормативный акт, его законодательная сила имеет одинаковую силу на всей территории.
  2. Высшие органы власти едины для всей территории.
  3. Система законодательства единая для все территории.
  4. Общее гражданство.
  5. Общая денежная система.
  6. Субъекты государства не обладают суверенитетом.

Форма государственного устройства в России

Специалисты давно спорят на тему, является ли Россия федеративным государством. Если отвечать на этот вопрос с юридической точки зрения, то ответ будет положительным.

В Конституции РФ сказано, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав РФ входит 83 субъекта, которые не имеют права самовольно отделяться от РФ. В каждом субъекте есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Российские субъекты обладают правом издавать региональные законы, которые не противоречат федеральному законодательству.

Система власти в стране разграничена не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть установлены предметы ведения и полномочия органов власти РФ и органов власти субъектов. В Конституции закреплены эти моменты.

Исходя из этого, можно сказать, что Россия является федерацией, но не в традиционном виде, как, например, страны Европы.

obrazovanie.guru