Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов. Семейный обряд


Семейные обряды, праздники и традиции

Каждого человека на протяжении всей его жизни сопровождают всевозможные русские традиции, обряды и ритуалы. Их очень много и они самые разные — на каждый день, на праздник и на какое-нибудь торжественное событие в семье.

В основу всех семейных обрядов положена вера, трудовая деятельность, быт и отдых людей. И возникновение обрядов никак нельзя назвать случайным. Требуются столетия, прежде чем какой-нибудь обряд признают в обществе.

Во всех современных традициях, дошедших до сегодняшних дней, воплотились три веры-культуры, представленные языческой, христианской и частично атеистической культурой. Все современные народные традиции являются христианскими, хотя в некоторых до сих пор прослеживаются остатки язычества и атеизма.

Семейные обряды белорусов являются живым голосом народа.

Они учат хорошему. Некоторые русские традиции были заложены в норме общественного поведения. Они оказывали немалое влияние на моральный, этико-бытовой или трудовой облик каждого из людей.

В современном мире существует масса различных обычаев и обрядов и каждый из них можно условно разделить на церковно-религиозные и мирские. Церковно-религиозные обряды имеют в народе тесную связь с церковью, а мирские происходят за пределами церкви, и существуют они отдельно, хотя и имеют тесную связь.

В церковных обрядах можно встретить массу элементов в виде хлеба, воды, ладана, свечей, ивовых веток, колец. Мирские, в свою очередь, заимствовали святой образ, икону, крест, библию, молитву из церковных обрядов. А сам комплекс семейных обрядов представлен обычными, воскресно-праздничными, торжественно-семейными, траурно-похоронными, календарными, бытовыми и хозяйственными.

Особенности проведения семейных обрядов

В основу всех семейных обрядов белорусов положена история и быт народа. Их путь развития очень длительный, и они сумели сохранить следы верований, мировоззрений, семейного и общественного уклада. В семейных обрядах можно найти отражение жизненного уклада, бытовых норм и обычаев рода, семьи. Все семейные обряды отличались четкой структурностью, и каждый народ всегда и строго их соблюдал.

Основными семейными традициями всегда были и остаются таинство крещения, свадьба, похороны. Свадебные обряды были представлены предсвадебной, собственно свадебной и послесвадебной частью. Похоронный обряд состоял из предпогребальных обрядовых действий, погребальных обрядов и поминок.

Все народные обряды до сих пор живут, они пронизаны земными потребностями и духовными идеями, символами, они наделены чувствами и богатыми образами.

Благодаря семейным обрядам происходило формирование характера семейных отношений, психологии и поведения людей.

Все семейные обряды носят воспитательную функцию, и для каждого народа обряды — это священное достояние, которым крепко дорожит каждый человек.

Разновидности семейных обрядов

В русских семейных традициях белорусов со времен язычества происходит отражение полного семейного цикла, состоящего их крещения, свадьбы и похорон. В старину каждый семейный обряд был наделен магическими свойствами, которые служили надежной защитой человека от злых сил.

Таинство крещения. Уже в первые месяцы жизни на Руси крещение ребенка было обязательным и неукоснительным правилом.

Сегодня Крещение в Православной Церкви совершается посредством троекратного погружения с головой в купель со святой

felomena.com

10. Семейно-бытовые обряды. Родильный. Рекрутский. Похоронный.

Мы с вами живем в стране, которая носит гордое название - Россия. Россия в историческом понимании – жизнь и быт населения, отношения с другими странами, это совместное проживание на одной территории многих народов.

За сотни лет у народов России сложились общие обычаи, традиции, общая Российская культура. И в то же время каждый народ, как остров в океане, живет своими традициями национальной культурой, живет тем, что его отличает от других народов. Развитие культуры способствовало становлению национального самосознания народа, чувстве единства. В этом сила русского народа, это то, что русских делает русскими. Семейно-бытовые обряды предопределены циклом человеческой жизни. Они подразделяются на родильные, свадебные, рекрутские и похоронные.

Родильный обряд. Особую ритуальную значимость женщина приобретала во время обрядов. Для новорожденного этот обряд символизировал начало жизненного пути. В ходе обряда новорожденный обретал статус человеческого существа, а родившая женщина — статус матери, который позволял ей перейти в другую социовозрастную группу — взрослых женщин — баб, что предписывало ей новый тип поведения. Родильные обряды стремились оградить новорожденного от враждебных мистических сил, а также предполагали благополучие младенца в жизни. Совершалось ритуальное омовение новорожденного, здоровье младенца заговаривалось различными приговорами. Наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные. В день родов к роженице приходит повитуха. Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах. После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее. Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Считали, что родившийся младенец был твердый как камень и его нужно было размять. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность. При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и, наоборот, левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто, там где право – находится лево, где верх – находится низ. Следовательно, новорожденный, как пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни. Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился. Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей. Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким – жизнь у него будет долгой. После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды. Свадебный обряд. Свадьба – сложный ритуал, состоящий из обрядовых действий и обрядовой поэзии, выражающий хозяйственные, религиозно-магические и поэтические воззрения крестьян. Свадьба делится на три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. К предсвадебному относятся сватовство, смотрины, сговор, девичник. К свадебному – приезд свадебного поезда в дом невесты, обряд отдавания жениху невесты, отъезд к венцу, венчание, свадебный пир. На свадьбе звучали произведения различных фольклорных жанров: причитания, песни, приговоры и пр. Среди обрядовых песен выделялись песни величальные и корильные. Величальные песни прославляют участников свадьбы: жениха, невесту, родителей, гостей и дружку. Они включают изображение внешности, одежды, богатства. В них идеализировался окружающий мир и отразилось представление крестьян об эстетическом и нравственном облике человека, мечты о счастливой, богатой жизни. Главным принципом изображения в этих песнях является принцип преувеличения. В величальных песнях даются своеобразные портреты участников свадьбы. Сватовство. В деревнях соединением молодых занимались свахи. Вначале происходил обряд выведывания. Сваха приходила в дом будущего жениха с целью выведать, не желает ли отец устроить свадьбу сыну. Главу семейства при этом называли ведун. Сваха завуалировано расспрашивала, выведывала планы этой семьи в отношении сына. Дальше матицы - срединной потолочной балки сваху не пускали, вторая половина избы считалась семейной половиной дома. Как только сваха понимала, что молодого парня хотят женить, она договаривалась с его отцом о дне сватовства и рассказывала о невесте. Сватать невесту обычно ехали к вечеру, окольными путями, чтобы не выдать тайну будущей свадьбы высшим силам, которые могут помешать соединить сердца. Отец жениха, жених, его шафер, полудружья и сват или сваха приезжали в дом к невесте. Со стороны невесты за столом собирались подруги невесты и ближайшие её родственники. Говорили полунамёками и с шутками-прибаутками, желают ли две семьи создать молодым семью. Если невеста была согласна выйти замуж за жениха, то мела пол веником от двери к печке, а если же нет, то от печки к двери, будто выметая сватов из дома. Отсюда пошли выражения: «замётано»- или решено положительно, «выметайтесь»- или уходите. Жених также мог согласиться или нет жениться на этой девушке. Если он выпивал три чашки чая, значит, свадьбе быть. Если выпивал одну чашку и переворачивал её на блюдце кверху дном, значит, невеста не понравилась. Сватовство еще не было окончательным решением о свадьбе. Будущее свадебное торжество мог отменить ещё один предсвадебный обычай. Смотрины. Родственники невесты ехали в дом к жениху на смотрины. Невеста была на Руси выгодным товаром. Поэтому старались её отдать в жёны к богатому жениху, чтобы взять большую кладку (выкуп за невесту). Считалось, что если в доме жениха много скотины, значит, это плохо. Ведь молодой жене придётся ухаживать за всей живностью в доме мужа. Большой ценностью на смотринах была медная посуда. Она была признаком достатка, поэтому её часто занимали у богатых соседей, чтобы «пустить пыль в глаза» родителям невесты. Кстати, они имели право отказаться от свадьбы после смотрин. Рукобитье. В этот день собирались отцы обоих семейств за общим столом, чтобы окончательно объявить о дне свадьбы и решить, как организовать свадьбу. Отцы перегибались через весь стол и ударяли друг друга по рукам, считая вопрос решённым. В этот же день жених давал за невесту кладку (выкуп), а невестино приданое показывали семье жениха. Оно должно было состоять из её одежды на 2 года вперёд и постельных принадлежностей. Завешивание. Невесту наряжали в траурные одежды. Разговаривать она не могла, потому что из её уст вырывались причитания. Невеста оплакивала свои последние девичьи дни. Теперь она не могла выходить из дома одна, только с сопровождающими, которые держали её под локотки, как ослабевшую от слёз. Был даже такой жестокий обычай – невеста должна была себя хлестать на глазах у жениха, падать на землю, рыдать и прощаться с каждым углом родного дома. Девичник. Обычно девичник проводили накануне свадьбы. Девушки-подружки невесты и её родственницы собирались дома у виновницы торжества. В последний раз ей плели косу, заплетая в неё косник – расшитую жемчугом и бисером ленту. Далее, причитая и плача, подруги в последний раз расплетали девичью косу, а косник невеста передаёт младшей сестрёнке или незамужней подружке. На девичник во всём доме развешивали рукотворные творения невесты, что она успела сделать в девичестве. Это были рушники и салфетки, вышитые невестой, рубахи и платья, домотканые коврики. Всё то, что она научилась делать за свою жизнь. Под вечер приезжал жених, привозил подарки, от которых невеста должна была отказываться. Все молодые люди шумно веселились, лишь невеста с женихом сидели поникшие, ожидая неизвестности семейной жизни. Банный обычай. Перед свадьбой невесту принято было тщательно отмыть в бане. Знахарка читала в бане невесте заговоры от измены. Её парили и несколько раз окатывали водой. Последнюю воду после невесты собирали в чистый платочек, собирали в маленькую ёмкость, чтобы на свадьбе подлить жениху в питьё. Это был заговор от измены и на любовь. Обряд свадьбы один из древнейших обрядов восточных славян. Он относиться к праздничному календарю.Свадебный обряд зависел от благоприятных периодов в народном календаре. Свадебные обряды запрещались во время постов(Рождественский, большой, Петровский, Успенский) и больших православных праздников, а т.ж. в период с 7 по 21 января. Во вторник и четверг не венчали. Чаще всего свадьбы играли осенью, с окончанием сельскохозяйственных работ, многие стремились приурочить дату венчания к Покрову дню, потому что считалось, что Покров являлся покровителем брачных уз; после крещения и до масленичной недели, самой счастливой свадьбой считается свадьба сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели. Не играют свадьбу в високосный год. После смерти родных нужно перенести свадьбу на 1 год. Свадебное платье невесты должно быть белого цвета. Этот цвет символизирует переход невесты от юношества к взрослой жизни. Важным атрибутом свадебной одежды невесты с давних времен являются обереги. Невестам на одежду прикалывали булавку, клали листья рябины в обувь, а плоды в карманы. При невесте должна быть освящённая на пасху соль. Когда невесты венчаются, на них должны быть крестики. Перед венчанием обручались кольцами. Жених - золотым ,невеста - серебряным, это означало союз Луны и Солнца. Кольца должны быть из одного места и ни иметь никаких рисунков. Кольцо нельзя надевать на перчатку. Нельзя использовать найденные кольца, венчаться вдовьим кольцом, переплавлять отеческие кольцо. Невесты могут венчаться кольцами переданными по наследству. Падение кольца в момент заключение брака, говорит о проблемах со здоровьем , свидетельствовать о разводе, смерти одного из супругов. Принято, что кольцо покупает молодожён , желательно в одном месте и в один день. Венчальные кольца нельзя давать примерять подругам, сёстрам, иначе будут в семьи споры. Летом и весной пары женились редко. В основном это было вызвано необходимостью, как, например, скрыть добрачную беременность. Крайне редко случались браки без благословения родителей, ведь их осуждала вся община. Однако стоит отметить, что родители порой сознательно толкали детей на такую тайную свадьбу, потому что это избавляло их от излишних расходов, связанных с организацией торжества.

Рекрутский обряд. Обряды рекрутские - это обряды, исполнявшиеся в крестьянской среде в отношении мужчин, призванных на службу на 25 лет в русскую армию в период действия указа "О рекрутской повинности. Предшественниками рекрутов были в истории России так называемые "даточные люди". Разнарядка о числе рекрутов до каждой сельской общины доводилась властями сверху. Кого конкретно отправить в солдаты, общины решали на общем сходе, выбирая среди лиц, уже достигших 20 лет. Весь год, оставшийся до призыва, кандидата в рекруты не понуждали к работам, а с лета вообще освобождали от всех работ, чтобы он побольше погулял на беседах и летних игрищах. Рекрутов ("некруты") жалели, относились к ним, как к людям, дни жизни которых на земле уже сочтены. Перед отправкой на медкомиссию в губернский или уездный город в семье гадали по двум свечам (потушит именную - идти в армию), по караваю хлеба с запеченным в него нательным крестом (упадет за порог - к службе), по нательному кресту, который среди иных предметов мог выбрать петух в гаданиях на святки, по бобам и картам, по крику петуха в день отъезда к призыву и т.д. В день отъезда на комиссию родители благословляли парня в доме, разыгрывали сцены, в которых юноша, якобы вернулся с комиссии, освобожденным от призыва. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане мылом от омовения мертвеца, чтобы доктор их оценил, как больных и немощных.

После медкомиссии оставшиеся до призыва 3 - 7 дней рекрута гуляли каждый день с песнями по прощальным вечеринкам, где им, среди прочего, причитывали, словно покойникам. Иногда рекруты состязались в верховых скачках. Считалось, что победитель вернется живым, а упавший с лошади, обязательно погибнет. С утра в канун отправки рекрут ходил прощаться с умершими на кладбище, а закатом солнца прощался с домом, с отцовским полем и лугом, с баней, с берегом родной реки или озера. В доме в канун отъезда родные еще раз гадали по караваю хлеба на пороге, служить ли рекруту в ближнем городе или далеко от дома. На дорогу рекрут получал благословение от отца и матери, а если призывали в военный год - то и от сельского священника. С собой рекруты брали запас еды на несколько дней и горсть родной земли в мешочке. Матери рекрутов провожали до волостного центра. У дома и на всех важных перекрестках друзья палили из ружей в воздух холостыми зарядами. Живым после 25 летней службы домой редко кто возвращался из рекрутов.

После 1868 года обряды рекрутские трансформировались сначала в обряды проводов в Армию или на действующий фронт, ныне же сводятся к одной прощальной вечеринке и общим обычаям проводов в дальнюю дорогу. Изредка призывники берут с собой листок с апокрифами "Сон пресвятой Богородицы" или "Молитвы Бога”, другие воинские молитвы, которые, как считается, уберегают от смерти и грубого отношения к призывнику командиров и сослуживцев. Еще реже им в день отправки в Армию дают пить воду, на которую наговорены знахаркой подобные молитвы.

Похоронный обряд . Семейные обряды – родильные, свадебные и похоронные – относятся к обрядам перехода. Каждый из них отграничивает один этап жизни человека от другого, обозначая переход из одного возрастного периода в другой. Обряды прошли не только долгий путь становления, но переосмысления и разрушения многих элементов, ранее значимых в них, в результате изменений взглядов человека на мир.Самым древним из семейных обрядов считается похоронный. Структура погребально-поминального ритуала проста и состоит из нескольких последовательных обрядов комплексов, а именно: 1. Действия, связанные с предсмертным состоянием человека и в момент смерти, с одеванием покойника и положением его в гроб; 2.Вынос из дома, отпевание в церкви, погребение; 3. Поминки, которые после 40-го дня переходили в поминальные обряды, связанные с календарной обрядностью.

Пожилые люди готовились к смерти заранее. Женщины шили себе смертную одежду, в некоторых областях было принято задолго до смерти делать гробы или запасаться -досками для гроба. Но для глубоко верующего человека главным считалось подготовить себя к этому последнему жизненному шагу духовно, т.е. успеть сделать необходимые дела для спасения души. Богоугодными делами почитались раздача милостыни, вклады в церкви и монастыри. Также благочестивым делом считалось прощать долги. Около умирающего собиралось все семейство, ему подносили образа (иконы), и он каждого благословлял особо. Нередко больного соборовали. Соборование (елеосвящение) - одно из семи таинств православной церкви, которое совершалось над больным. При елеосвящении, так же как и при покаянии, отпускались грехи. После исповеди умирающий прощался с семьей и родственниками и давал наказы. Для родных и окружающих очень важно было получить от умирающего прощение за обиды, когда-то, возможно, причиненные ему. Выполнение наказов умирающего считалось обязательным: "Гневить покойного нельзя, принесет несчастье оставшимся на земле". Если человек умирал быстро и безболезненно, верили, что душа его попадет в рай, а если перед кончиной тяжело и долго мучился - значит, грехи так велики, что ему не миновать ада. Родные, видя, как мучается умирающий, старались помочь душе покинуть тело. Для этого они открывали дверь, окно, печную трубу, ломали конек на крыше, поднимали верхнюю слегу в крыше дома. Повсеместно ставили чашку с водой, чтобы душа, отлетая, омылась. Умирающего полагалось класть на пол, подстелив солому. Умереть на печи считалось большим грехом. Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать. Предполагалось, что умерший все видит и слышит. Содержание причитаний было произвольным, все зависело от красноречия плакальщицы. Борьба с этим обычаем велась в России на протяжении многих веков. В 1551 г. обычаи оплакивания покойника был осужден постановлением Стоглавого собора. Но в начале ХVIII в. Петру I пришлось еще раз официально запретить плакать на похоронах лиц царского дома. С наступлением смерти все было направлено на приготовление умершего к похоронам. Эти действия во многом косили религиозно-магический характер. Умершего должны были обмыть. Издавна, как было принято, мужчину обмывали старики, женщину — старушки, но уже к середине XIX в. обмыванием в основном занимались только женщины. В каждом селении были старушки, которые обмывали покойников, получая что-либо из одежды покойного - сарафан, рубашку или платок. При этом читались молитвы. Все предметы, использованные при обмывании, уничтожались: солому сжигали или спускали по воде, или бросали в ров; расческу выбрасывали или клали вместе с покойным в гроб, горшок из-под воды разбивали, бросали подальше на первом перекрестке, Мыло или клали в гроб, или пользовались им позже только в магических целебных целях, воду выливали в места, где люди обычно не ходили, или на костер, в котором сжигалась солома. Готовить себе одежду для похорон было обычаем широко известным. Приготовленная для погребения одежда отличалась способом шитья, покроя, материалом, цветом. Смертная одежда длительное время сохраняла старинный покрой и традиционные формы, уже вышедшие из моды. Покойников обыкновенно клали в гроб в саванах, сшитых из холста. После обмывания и "обряжения" покойного клали на лавку в передний угол, и зажигали лампадку перед иконами и начинали молиться. Вообще с момента смерти и до самых похорон (хоронили, как правило, на третий день) над покойным читались молитвы специально приглашенными читальщиками. В течение всего времени пока покойник лежал под иконами, к нему приходили родственники, в том числе и из других деревень, а также односельчане, чтобы проститься. Богатых в церковь и на кладбище провожало множество народа. На похороны бедняков принято было идти с приношениями - холстом, свечами, деревянным маслом, ржаной или пшеничной мукой, которые отдавались родственникам усопшего - на помин души. Помогали и деньгами - для оплаты похоронных расходов; участвовали в похоронах и конкретными действиями: одни рыли могилу, другие обмывали тело, третьи шили сван. Неимущих и безродных хоронили и поминали на средства всего общества. Таким образом, смерть односельчанина становилась событием в жизни всей древни и касалась не только самых близких, но и всех окружающих. Кутья, мед и овсяный кисель были обязательными кушаньями на поминальном столе. По окончании обеда все расходились по домам. На этом заканчивались обряды погребального ритуала и начинались поминальные обряды. Поминовение по усопшим родственникам справляли на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и в праздники. после смерти чашку с водой и блином или куском хлеба. Этот хлеб через сутки подавали нищим, а воду выливали за окно. Так, продолжалось 40 дней.

Особой сложностью обрядовых действий и торжественностью выделялся 40-й день после смерти - сорочины, когда, по народным представлениям, душа посещала дом в последний раз. Во многих местах все действия, проводимые в этот день, назывались проводами или окликанием души. На 40-й день приглашалось много народу и делался обильный стол. Обязательно посещали церковь, шли на могилу умершего, а затем дома устраивался обед. Впоследствии церковь объявила Троицкую субботу, одной из родительских, она в народной традиции стала основной, наиболее распространенной поминальной субботой. Важно было ходить на могилы умерших, общаться с ними, помнить их. Уважение к мертвым свидетельствует об уважении к живым.

studfiles.net

Самые интересные традиции и обряды русского народа

       admin      Главная страница » Обряды      Просмотров:  

Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые  языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Календарные обряды

Славяне были скотоводы и земледельцы. В дохристианский период в пантеон славянских богов входило несколько  тысяч идолов. Верховными богами были Сварожичи, прародители всего живого. Одним из них  был Велес, покровитель скотоводства и земледелия. Ему славяне приносили жертвы перед началом сева и уборки урожая. В первый день сева все жители деревни выходили на поле в новых чистых рубахах с цветами и венками. Сев начинали самый старый житель села и самый маленький, они и бросали первое зерно в землю.

Уборка урожая также была праздником. Все, даже старые и больные, жители села собирались у границы поля, Велесу приносилась жертва, чаще всего большой баран, затем в ряд вставали самые сильные и красивые мужчины и молодые парни с косами в руках и одновременно проходили первую полосу. Затем девушки и молодые женщины, обязательно быстрые и здоровые, связывали снопы и ставили бабки. После удачной уборки  накрывали богатый стол для всех жителей села, во главе стола ставили большой сноп, украшенный лентами и цветами, который тоже считался жертвой богу Велесу.

Масленица также относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай  в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти  религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Святочные обряды

Когда на Руси твердо установилось христианство, появились и новые церковные праздники. А некоторые праздники, имеющие религиозную основу, стали поистине народными. Именно к таким и нужно отнести святочные гуляния, которые проходят с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (Крещения Господня).

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и  готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили узвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки и пироги, сочево, специальное блюдо из капусты с зерном.

Молодые люди пели специальные шуточные песни-колядки, просили угощения, в шутку угрожали:

«А не дашь пирога, сведем корову за рога».

Если угощения не давали, то могли подшутить: закрыть трубу, развалить поленницу дров, приморозить дверь. Но это бывало редко. Считалось, и до сих пор считается, что щедривки, песни с пожеланиями счастья и достатка, и зерно, принесенное в дом гостями, приносят в дом счастье на весь новый год, избавляют от болезней и несчастий. Поэтому все старались  вдоволь угостить приходящих и раздать им щедрые гостинцы.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает

Семейные обряды

Пожалуй, больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Сватовство, свадьба, крестины- все это требовало соблюдения старинных ритуалов, пришедших от бабушек и прабабушек, и их точное соблюдение обещало счастливую семейную жизнь, здоровых детей и внуков.

Славяне раньше жили большими семьями, где взрослые дети, имевшие уже свои семьи, жили вместе с родителями. В таких семьях можно было наблюдать три-четыре поколения, семьи включали в себя до двадцати человек. Старейшиной такой большой семьи обычно был отец или старший брат, а его жена была главой среди женщин. Их распоряжения выполнялись беспрекословно наравне с законами  правительства.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи. Сам свадебный обряд занимал довольно большой промежуток времени и включал в себя несколько этапов, а значит, и большое количество ритуалов.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме  каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у  девушки. В доме мужа женщину ожидал тяжелый труд и полное подчинение воле мужа. В первый день свадьбы песни звучали, в основном, лирические, величальные, прощальные плачи. По приезде из церкви молодых встречали на крыльце родители хлебом-солью, а свекровь должны была положить своей новоявленной невестке в рот ложку меда.

Совсем другое дело – второй день. В этот день по обычаю зять с дружками отправлялись «к теще на блины». После хорошего застолья, гости рядились, закрывали лицо повязками или холстинками и разъезжали по деревне, заезжая в гости ко всем новым родственникам. Этот обычай до сих пор сохранился во многих деревнях, где на второй день свадьбы ряженые гости, сами запрягаются в телегу, и катают новых сватов по улицам.

И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год  обязательно приносил крестным  кутью и другое угощение, а крестный одаривает его  в ответ какими-либо сладостями.

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году  день  цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только  человек чистый сердцем, безгрешный .

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

Обычай поминать покойного за накрытым столом также пришел к нам из дохристианского периода. И слова, которые мы говорим при этом: «Пусть земля будет ему пухом», пришли к нам из языческой религии, где считалось, что, пируя на тризне, мы съедаем грехи покойного. При этом обязательно ставили стакан с вином и ломоть хлеба, как жертву проводникам в мир иной.

Все народы, населяющие нашу планету, имеют свои обычаи и традиции. Но есть обычаи, характерные  для всех. Это и закон гостеприимства, уважения к старшим, закон дружбы между соседями. Хранить и передавать из поколения в поколение мудрость, сохраненную веками, также обычай, существующий у всех народов.

Конечно, в ХХ1 веке мы отказались от многих обычаев. Таких, например, как кровавая месть, калым, амангерство. Но ведь любые обычаи и традиции складывались веками и тысячелетиями. И прежде чем их осуждать, стоит подумать, что сама жизнь диктовала свои законы выживания.

Сегодня каждый выбирает сам для себя стоит или нет соблюдать заветы своих предков. Но нужно твердо помнить, что традиции – это часть истории. Судьба каждого близкого нам человека – это также часть истории. Мы должны знать свою родословную, если хотим сохранить свою историю и культуру.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Полезные статьи

    

mistikasecret.com

Обряды и традиции семейного цикла

Вся семейная обрядность связана прежде всего с жизненным циклом человека. В этой связи среди семейной обрядности выделяют следующие виды:

  • родильно-крестильный комплекс обрядов;
  • свадебные обряды;
  • погребально-поминальные обряды.

Кроме того, существуют менее значимые ритуалы, которые связаны с разнообразными изменениями в жизни семьи, к примеру, постройка нового дома или новоселье.

Родильно-крестильные семейно-бытовые обряды

Рождение ребенка считалось знаковым событием, к которому готовились весьма основательно. Существовал ряд поверий относительно того, как должна вести себя беременная женщина, чтобы обеспечить защиту своего ребенка от дурного глаза и разнообразных болезней.

Очень строго регламентировалось поведение как самой роженицы, так и всех в доме во время родов. К примеру, считалось, что нельзя рассказывать о том, что начались роды, поскольку чем меньше людей узнают об этом, тем легче они пройдут. Также существовало поверье, согласно которому для того, чтобы облегчить роды, нужно было открыть в доме настежь все окна и двери.

Роды принимала специальная женщина, которая уже миновала период деторождения. Перерезать пуповину было принято на каком-либо орудии труда: для мальчиков – на топорище, позже – книжке, для девочек – на веретене. Считалось, что благодаря этому ребенок вырастет отличным работником.

Крестили ребенка на сороковой день после рождения, поскольку бытовало мнение, что через такой промежуток времени тело обретает душу. Больных и слабеньких детей крестили на восьмой день.

Свадебные обряды

Очень важными обрядами семейного цикла являются свадебные традиции. На Руси свадьбы праздновали после окончания уборки урожая. Свадебная обрядность достаточно сложная и растянута во времени. Она включала в себя следующие этапы:

  • сватовство;
  • смотрины;
  • рукобитие;
  • саму свадьбу с выкупом невесты и ритуальными переодеваниями.

Проведение каждого из этапов строго регламентировалось. Существовало множество ритуалов, целью которых было обеспечение счастья и достатка молодым, большого потомства и долгих лет жизни.

Постройка нового дома и новоселье

Наши предки с опаской относились ко всем важным изменениям в жизни, в том числе и к переходу в новый дом. Место для его строительства выбирали тщательно. Прежде чем осуществить закладку, по углам насыпали пшеницу. Если наутро кучки остались целыми, приступали к строительству, если же зерно оказывалось рассыпанным, искали другое место.

Перед тем как войти в новый дом, туда пускали кошку или черного петуха, которые должны были выгнать нечистого.

Множество элементов традиционной обрядности сохранились в русской культуре и поныне, некоторые же исчезли безвозвратно, утратив свой первоначальный смысл.

www.prisnilos.su

что нас сближает и укрепляет наши отношения?

Семейные ритуалы и традиции есть в каждой семье. А если вы думаете, что у вас их нет – вы глубоко заблуждаетесь. Например, каждодневное «Доброе утро!» или пожелание спокойной ночи можно смело назвать традицией. А если у вас есть правило, например, каждое Рождество или на Пасху собираться у бабушек и дедушек, или, как в нашей семье, 1 и 9 мая традиционно жарить шашлык, то это самая настоящая семейная традиция.

Содержание статьи:

Зачем нужны семейные ритуалы? Что они могут дать детям? Согласитесь, что в последнее время в понятие «семья» вкладывается несколько иной смысл, чем ранее. Многие пары считают, что главная задача семьи – родить детей, кормить их, одевать, дать нормальное образование (кстати, об образовании думают далеко не все, к сожалению). Но настоящая семья – это не просто проживание под одной крышей и выполнение обязанностей родителей. Настоящая семья, как говорится в одном популярном определении, — это «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, и связанное общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

Проще говоря, это не просто родственники, живущие вместе под одной крышей, это люди, которые помогают и любят друг друга, поддерживают, вместе радуются и грустят. Они вместе, но при этом уважают мнение и интересы друг друга. И у них абсолютно точно есть что-то большее, что объединяет их в одно целое. И это не штамп в паспорте. Вот именно это «что-то» и есть семейные ритуалы (традиции).

В вашей памяти, наверняка, есть теплые воспоминания из детства, в которых вы наряжаете елку всей семьей или собираетесь большой семьей на празднование каких-то значимых событий вместе с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Такие воспоминания всегда греют душу, потому что они светлые и приятные. И мы с вами должны сделать так, чтобы наши дети, когда выросли и стали взрослыми вспоминали свое детство с таким же теплом и любовью.

Зачем нужны семейные ритуалы?

В чем смысл этих традиций? Что они могут дать детям? Насколько они важны для полноценного развития ребенка? Давайте попробуем разобраться в этой теме. По моему убеждению, семейные традиции обязательно должны быть в каждой семье.

У нас в семье существует несколько обязательных традиций, которые мы всегда соблюдаем:

  • Празднование нового года исключительно дома.
  • На день рождения каждого члена семьи я пеку его любимый торт.
  • На день Победы мы всегда идем на парад, поздравляем ветеранов, а потом дома жарим шашлык.
  • На праздники дарим подарки всем членам семьи.
  • На новый год еще и домашним питомцам.
  • Недавно у нас появилась еще одна традиция: отмечать 1 сентября и последний звонок в конце учебного года с любимыми блюдами нашего ребенка.

Кроме этого, существует масса каждодневных ритуалов, которые так плотно вошли в нашу жизнь, что мы воспринимаем их, как должное. Например, целоваться при встрече или прощании, звонить вечером бабушке и дедушке, утром обязательно всем желать хорошего дня, ужинать всей семьей, перед сном никто не идет спать пока не пожелает остальным спокойной ночи и не поцелует и т.д. Их на самом деле очень много. Но главный вопрос: действительно ли эти ритуалы имеют значение и оказывают влияние на состояние семьи и ее членов? Психологи уверяют, что да, семейные традиции нужны и очень важны, особенно для детей.

Потому что:

  1. Они содействуют гармоничному развитию ребенка. Потому что традиции – это регулярное повторение одних и тех же действий, а, значит, постоянство. Для детей такая стабильность действий очень важна, именно благодаря ей ребенок со временем перестает бояться непонятного и пугающего окружающего большого мира. И действительно, чего бояться, если все стабильно и понятно, а главное родители рядом? Кроме этого, семейные ритуалы помогают ребенку видеть в родителях не только строгих наставников и воспитателей, но и друзей, с которыми можно интересно провести время.
  2. Взрослым семейные ритуалы нужны для ощущения единства с семьей, они укрепляют отношения и сближают. Ведь чаще всего в такие совместные моменты взрослый человек расслабляется и испытывает самые положительные эмоции.
  3. Культурное обогащение семьи. Традиция становятся не комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества под названием «семья», а это важно не только для самой семьи, но и для культурного наследия всего общества.

Из вышеизложенного вывод напрашивается сам собой: семейные ритуалы нужны и очень важны. Как оказалось, не только для детей, но и для взрослых. Если в вашей семье нет пока традиций, то стоит подумать о том, чтобы их создать.

Общие и особые семейные ритуалы

Предлагаю вашему вниманию самые популярные (общие) традиции, которые есть в большинстве семей:

  • Празднование семейных праздников (дни рождения, дни свадьбы и другие праздники, относящиеся конкретно к вашей семье).
  • Распределение домашних обязанностей (уборка, стирка, наведение порядка и раскладывание вещей по местам и т.п.), такая традиция будет приучать ребенка к порядку, плюс научит его заботиться о других.
  • Совместные игры с детьми с участием взрослых (ну разве может быть что-то более объединяющее, чем совместное веселое времяпрепровождение?!), такие игры очень сильно сближают ребенка с родителями и делают их отношения крепкими и доверительными.
  • Семейный ужин (завтрак, обед – не важно, главное, чтобы хотя бы раз в день все члены семьи собирались за одним столом).
  • Семейный совет, на котором обсуждаются важные вопросы или спорные (конфликтные), ситуации, строятся планы, планируется бюджет семьи (важно привлекать детей к такому обсуждению, чтобы научить их ответственности).
  • Традиция «кнута и пряника». В каждой семье должны быть свои правила относительно того, что можно делать, а чего нельзя и как наказывать того, кто эти правила нарушит. Поощрение за соблюдение правил также должно быть оговорено. Некоторые родители поощряют ребенка деньгами, некоторые – походом в кино или на аттракционы. Главное не переборщить, чтобы излишняя требовательность не сделала ребенка злым и завистливым.
  • Традиции приветствия и прощания (о них я уже писала выше на примере своей семьи).
  • Дни памяти умерших родственников и друзей.
  • Совместные культурные мероприятия (походы в цирк, кино, театр, совместный отдых и путешествия).

Кроме этих традиций, есть еще особые традиции, которые присущи какой-то конкретной семье. Например, по выходным отправлять на пикник (в любое время года) или совместный просмотр фильма воскресным вечером и другие.

Семейные ритуалы условно можно разделить на две группы: те, которые сложились сами по себе и те, которые сознательно были созданы каждой семьей. Предлагаю ознакомиться с такими созданными необычными традициями, может быть и вам какая-то придется по душе и со временем станет вашей семейной традицией.

Итак:

  • Совместная ночная рыбалка для всех членов семьи, включая маму и девочек, если они есть.
  • Вечерняя прогулка перед сном всей семьей. Отличная традиция, как мне кажется, особенно зимой. Надо предложить своим домочадцам.
  • Совместное приготовление воскресного обеда или ужина.
  • День футбола (или любого другого вида спорта). Вся семья одевается в спортивную одежду, берет спортивное снаряжение и отправляется на ближайшую спортивную площадку играть в футбол (волейбол, теннис, бадминтон и т.п.).
  • Квест для именинника. И совершенно неважно ребенок это или дедушка, утром именинник получает карту, по которой ищет подсказки, ведущие к его подарку (мне лично очень нравится эта идея, возьму себе на заметку и предложу своим домашним).
  • Поездка к морю зимой всей семьей. Поверьте, пикник на свежем зимнем воздухе вблизи моря, а затем ночёвка в зимней палатке подарит незабываемые впечатления и объединит семью.
  • Рисовать друг другу открытки. Без повода, просто так, от души. Или в качестве извинения провинившийся член семьи может нарисовать открытку и написать тому, кого обидел: «Прости меня, я был не прав. Я тебя очень люблю».
  • Сказка на ночь. Имеется в виду не тогда, когда мама читает сказку ребенку перед сном, а все члены семьи читают по очереди, можно даже при ночничке, чтобы атмосфера была более сказочная и загадочная.
  • Встречать новый год ежегодно в разных местах. Если финансы позволяют, то можно завести традицию встречать в разных городах и странах, если – нет, тогда достаточно просто менять места, например, на городской площади или на крыше многоэтажки, или в лифте. Тут у кого какая фантазия.
  • Устраивать творческие субботние вечера. Вся семья собирается вместе и по очереди читает стихи, или рассказывает разные истории, или придумывают какую-то одну большую историю все вместе, каждый по строчке. Можно также устроить домашний спектакль.
  • Говорим добрые слова. Каждый раз перед едой все члены семьи говорят друг другу приятные слова или комплименты.
  • Праздник в поезде. У некоторых семей есть традиция отмечать все семейные праздники в поезде.

Как создать свою семейную традицию?

Чтобы создать свою особую семейную традицию, вам понадобится всего две вещи: ваше желание и согласие на нее всех домашних.

Принцип создания новой традиции выглядит приблизительно так:

  • Придумайте традицию. Постарайтесь привлечь всех членов семьи к этому занятию, так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
  • Воплотите ее в жизнь, испытайте на практике свою задумку. Главное пропитать ее позитивом, тогда с большой вероятностью, эту традицию примут все, и с нетерпением будут ждать ее повторения.
  • Не внедряйте сразу много разных ежедневных ритуалов. Для того чтобы ваш ритуал прижился и был принят семьей, должно пройти определенное время. Не стоит весь распорядок дня превращать в ритуал – оставьте место приятным неожиданностям и сюрпризам!
  • Закрепите ритуал. Повторите его несколько раз, чтобы он запомнился и начал соблюдаться всеми домочадцами. Но не превращайте это в абсурд, если вы придумали, например, ежедневную вечернюю прогулку, а на улице метель и минус 20, то лучше от прогулки отказаться (особенно, если в семье есть маленькие дети). Чтобы потом не появилась традиция лечиться всей семьей☺.

Иногда бывает так, что во вновь созданной семье, у супругов разные представления о семейных ритуалах. Например, в семье невесты было принято праздновать все праздники в кругу семьи, а в семье жениха праздники отмечались в тесном семейном кругу, и то не все. Что же делать в таком случае? Ответ простой – искать компромисс. Спокойно обсудить возникшую проблему и придумать новую (свою) традицию, которая устроит обоих супругов.

Безусловно, это далеко не все традиции, которые существуют в разных семьях. И наверняка у вас есть свои семейные ритуалы, о которых другие могут даже не догадываться.

Если же у вас пока нет своих традиций, то может быть стоит задуматься и добавить стабильности и позитива в семейные отношения, ради будущих поколений?

Елена Белоконова

www.odnadama.ru

Семейные традиции и обряды

Среди русского старожильческого населения (особенно среди казачества и крестьян, рано получивших землю во владение, а затем и в собственность) обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Снох ожидал в семейной жизни тяжелый повседневный труд, от них ждали покорности и повиновения. В то же время все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы. В семейные дела вовлекались и дети.

После отмены крепостного права и получения земельных наделов появилась тенденция к распаду больших семей. Переселенцы последних десятилетий XIX в. редко решались на переезд большим составом. Вместе с тем проживание старшего сына с родителями повсюду оставалось семейной традицией. Семьи в 7-9 человек были распространенным явлением. В столыпинское время наряду с ними появлялись маленькие семьи - в 4-6 человек.

Свадебные обряды

Свадьбы обычно праздновались осенью или зимой после Крещенья. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватать девушку приезжали крестный с крестной или родители парня, реже - другие родственники. Садились под матицу и заводили разговор иносказательно: "У вас - товар, у нас -купец" или "У вас - курочка, у нас -петушок, сведем их в один хлевушок". В случае согласия проходила затем череда предсвадебных встреч: смотрины невесты, знакомство с хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки - денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.). Вслед за тем примерно в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Весь этот период подруги невесты собирались в ее доме на вечерки, помогали приготовить подарки на свадьбу и приданое: шили, вязали кружева, вышивали.

Все обряды, входившие в свадебный цикл, сопровождались песнями сообразно моменту - грустными, лирическими, величальными, шуточными, прощальными.

Игровой характер свадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день, когда зять, а за ним и все присутствующие отправлялись "к теще на блины".

У казаков, например, после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки - рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.

Свадьба могла длиться неделю и больше. Несмотря на ограниченное число приглашенных, присутствовать, вступать в пляски, представления, изредка угощаться могли практически все желающие.

Собиратели фольклора констатируют обеднение свадебной обрядности в XX в., исчезновение из нее не только многих грустных, но и ряда игровых моментов. Расширился состав участников, однако были утрачены свадебные "роли" (кроме дружки). Обрядовый песенный фольклор ушел в область истории.

studfiles.net

Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов

Календарные праздники связаны со сменой времен го­да, с круговоротом природы. Другая группа праздников и об­рядов - семейно-бытовые, посвящена наиболее важным ве­хам иного круговорота - круговорота человеческой жизни, отражает жизнь человека от рождения до смерти, традицион­ный быт и семейные традиции.

К ним относятся: родины, крестины, именины, новосе­лье, свадьбы, похороны. Необходимо отметить, что семейно-бытовые и календарные праздники и обряды тесно связаны друг с другом. Многие ученые считают, что некогда земле­дельческая и семейно-бытовая обрядность, особенно свадеб­ная, составляли единое целое, имея одну общую задачу - дос­тижение благополучия в семье, хорошего урожая. Не случай­но большое сходство наблюдается в календарных и свадеб­ных песнях заклинательного характера. Ряд песен исполняет­ся на календарном празднике и на свадьбе. Часто можно на­блюдать трансформацию аграрно-календарной обрядности в семейно-бытовую (например, купание новорожденного в ко­рыте с зернами злаков, встреча молодых свекровью после венца в вывороченной шубе, ритуальные блюда крестинных и поминальных трапез и т. п.).

Вместе с тем приуроченность к наиболее ярким собы­тиям в личной жизни каждого человека, а не постоянно по­вторяющимся датам, обусловленным сменой времен года, и соответственно иные функции и иное содержание позволяют выделить семейно-бытовые праздники и обряды в отдельную группу. Последовательность проведения объективно задана самой жизнью человека. Поэтому знакомство с семейно-бытовыми праздниками мы начнем с рассмотрения родиль­ной обрядности.

Родильная обрядность

Обычаи и обряды родильного цикла играли огромную роль с древнейших времен. Нельзя забывать, что первой формой социальной организации людей был материнский род, и при трудных бытовых условиях, небольшой продолжи­тельности жизни древнего человека выполнение женщинами своей природной функции деторождения было основным ус­ловием существования рода. События, связанные с этим, воз­водились в культ. Обряды родильного цикла существуют ты­сячелетия и являются древнейшими в истории человечества. Главный смысл родильного цикла определялся заботой о ро­ждении здорового ребенка и сохранении жизни и здоровья матери. Это обуславливало проведение магических обрядов, почти не видоизмененных под влиянием церкви.

В народе бытовала поговорка: «Много детей бывает, но «лишних» Бог никому не посылает». И еще в старину говори­ли: «У кого детей много, тот не забыт от Бога». Многодет­ность в народе всегда приветствовали, осуждение многодет­ных семей порицали, а бездетным сочувствовали. В некото­рых местах России уже во время свадьбы предпринимали ме­ры предосторожности, обеспечивающие успешное деторож­дение молодой женщины. Нередко они носили суеверный оттенок. Н. Сумцов" писал, что в Нижегородской губернии молодых из-за свадебного стола выводят так, чтобы избежать кругового обхождения, иначе молодая не будет рожать. Во время покрывания головы молодой сажают ей на колени ма­ленького мальчика с целью расположить молодую женщину к рождению первенца мужского пола.

Довольно насыщенным разнообразными обрядами, обычаями, суевериями является период вынашивания ребен­ка.

Беременная женщина на Руси была объектом множест­ва суеверий, в которых, однако, нельзя не увидеть рацио­нальное зерно. Некоторые из них регламентировали ее поведение, запрещали или, наоборот, поощряли определенные действия.

" Сумцов Н. Народное воззрение на новорожденного ре­бенка // Журнал министерства народного просвещения. 1880.№11.-С.70-72.

К таковым можно отнести:

•Запреты контактов с определенными предметами. Во избежание трудных родов беременной запрещалось пере­ступать через жердь, оглобли, хомут, веник, топор, вилы, грабли, перелезать через забор, окно, ступать на след коня. Нельзя было брать в руки веревки, переходить под ней, чтобы пуповина не обвилась вокруг шеи ребенка и не задушила его. Не рекомендовалось смотреть на огонь - у ребенка будет ро­димое пятно.

•Временные и пространственные ограничения.Бе­ременные должны были избегать «нечистых мест» и «нечис­того времени». Им запрещалось стоять или сидеть на пороге, на полене, на меже, находиться на перекрестке, на кладбище, подходить к строящемуся дому, выходить из дома после за­хода солнца.

•Запреты в питье и еде.Беременным запрещалось есть рыбу, иначе ребенок не будет долго говорить, есть на ходу — ребенок станет плаксой, не есть заячье мясо - родит пугливого ребенка, не есть тайком, иначе ребенок станет во­ром, не вкушать меда - иначе ребенок будет «золотушным», не употреблять сросшихся плодов — родит двойню, не пить вина - ребенок станет пьяницей.

•Социальные запреты.Нельзя во время беременности ругаться с соседями, раздражаться - дабы не испортить ха­рактер ребенка, а также красть, передразнивать кого-либо, участвовать в обрядах (быть крестной матерью, свахой, дружкой на свадьбе, присутствовать на похоронах, обмывать покойника).

•Запреты смотреть на все неприятное и безоброч­ное,т. к. предмет, вызвавший отвращение беременной, не­пременно отразится на ее ребенке Не рекомендовалось гля­деть на животных (иначе ребенок родится мохнатым, с длин­ными когтями), на некрасивых людей, а в особенности имеющих какой-либо порок - ребенок будет безобразным. И наоборот, полезным считалось созерцать прекрасное: цветы, месяц, красивых детей в реальности и в различных изображе­ниях - тогда ребенок родится не только здоровым, но и при­ятной внешности.

Определенной регламентации подвергалось и отноше­ние к беременной окружающих. Так, беременной нельзя было отказывать в еде (ведь просит не она, а младенец) - иначе «мыши погрызут одежду», не выполнить ее просьбу (сам не съешь, а беременной не откажи), при ней нельзя было ссо­риться, кричать, громко говорить — испугаешь ребенка

Правда, отношение к беременной в народе было двоя­ким. С одной стороны, она несла добро и являлась олицетво­рением плодородия. Способность беременной к магической передаче плодородия использовалась во многих обрядовых действиях: для увеличения плодовитости скота, домашней птицы, увеличения урожая зерна, плодовых деревьев. Во время засухи будущую маму обливали водой, чтобы вызвать дождь. При пожаре она обходила дом, что помогало погасить пламя. С другой стороны, по суеверным представлениям, от женщины, ждущей ребенка, исходила опасность. Очевидно, это было связано с присутствием в ней двух душ и ее близо­стью к границе жизни и смерти. («С брюхом ходить - на во­роту смерть носить»). И это вызывало разнообразные охрани­тельные меры со стороны окружающих и рождало опреде­ленные суеверия. Так, например, верили, что встреча с бере­менной женщиной приносит несчастье.

Вместе с тем женщина, ждущая ребенка, сама нужда­лась в защите от злых сил, способных навредить ей и ее по­томку. Для защиты от них она всегда имела при себе предме­ты - «обереги»: красные шерстяные нити, лоскуты, ленты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки или пояса, пуч­ки разноцветной пряжи, завязанные «мертвым узлом», же­лезные предметы - иголку, нож, а также щепки от разбитого молнией дерева, уголь, кусочки кирпича от печи, соль.

Естественно, и будущую мать, и всю семью очень ин­тересовал пол ребенка. И не из простого любопытства: от этого напрямую зависело благополучие семьи Рождение мальчика означало появление помощника и будущего кормильца, девочка же воспринималась как разорительница, ко­торой уже с раннего возраста нужно готовить приданое. А повзрослев и выйдя замуж, она покинет родной дом и будет работать на чужую семью. Способов угадать пол ребенка су­ществовало много. Сохранилось древнерусское свидетельст­во о гадании подобного рода: «...и чреваты жены медведю хлеб дают из рук, да рыкнет, девица будет, а молчит- отрок будет». Кончив ткать, будущая мать выбегала на улицу и ждала первого встречного, считалось, что его полу и будет соответствовать пол ребенка. Мальчика следует ждать в том случае, когда у последнего ребенка в семье на шее волосы не заканчиваются косичкой, когда отец будущего ребенка най­дет во время пути кнут, когда посаженный за свадебный стол ребенок выберет какую-нибудь принадлежность мужчины, например, трубку, а не платок или наперсток.

Следующим этапом родильной обрядности являются обряды, сопровождающие появление ребенка на свет. Не­обходимо отметить, что в этих обрядах участвовали, главным образом, женщины: бабка-повитуха, родственницы и соседки. Участие же мужчин было весьма ограниченным. Своеобраз­ным церемониймейстером родов выступалабабка-повитуха. Без повивальной бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Она занималась не только принятием родов, но, глав­ное, умела выполнять необходимые, с точки зрения крестьян, процедуры над ребенком и роженицей, сопровождая их маги­ческими действиями. Основными процедурами были: обреза­ние пуповины, действия с последом и купание ребенка. Все действия повитухи с новорожденным объединялись одним термином - «бабить». Повивальная бабка - лицо, никем не избираемое, добровольно принимающее на себя определен­ные, нигде не записанные, но осознаваемые ею обязанности. Она не могла отказать в просьбе прийти к роженице, даже если ей этого очень не хотелось, не могла требовать возна­граждения за труды, а довольствовалась тем, что ей давали. Община предъявляла довольно строгие требования к лично­сти повитухи. В роли повитухи выступала обыкновенно по­жилая женщина (девушки повитухами быть не могли). Она должна быть безупречного поведения, быть счастливой в се­мейной жизни, богобоязненной и истово соблюдающей все православные обряды.

В некоторых местах считали, что повивать могли толь­ко вдовы, а не «мужние жены». Повитуха не должна была обмывать покойников, в противном случае новорожденные, принятые ею, будут умирать. По той же причине повитухе возбранялось участвовать в избавлении от нежеланных детей:

все свое знание и умения она должна была направлять только на сохранение жизни ребенка. При выборе повитухи обраща­ли внимание и на то, не умирали ли ее собственные и пови­тые ею дети.'

Сообразуясь со всеми требованиями, русский крестья­нин выбирал повитуху и звал ее в дом. Тотчас по появлении в доме родильницы повитуха зажигала лампады у икон и моли­лась. Затем принимала меры «от сглазу»: умывала женщину «с уголька», велела ей утереться мужниной шубой «от напус­ка», мазала «уговорным маслом».

Затем повивальная бабка ведет роженицу в баню (кото­рая заранее топится), чтобы распарить и размягчить кости. Положив роженицу на полок, она растирает ее маслом. Перед тем как лечь в постель или уйти в баню для родов, родильни­ца «прощается со своими семейными», обращаясь сначала к свекру, потом к свекрови и затем к остальным членам семьи.

Помимо своих прямых обязанностей, связанных с ря­дом симптоматических действий для облегчения родов, бабки постоянно заботятся о защите роженицы от нечистой силы, используя при этом христианскую атрибутику: ладан, святую воду и молитвы. В заговорах повитуха обычно обращается за помощью к различным святым: Зосиме и Савватею, Анне-пророчице, Кузьме и Демьяну, Пресвятой Богородице и к своей главной покровительнице и помощнице — бабушке Соломониде (Соломее, Соломонии).

' Листова Т. А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой/Русские: семейный и общественный быт. М: Наука, 1989. С. 143.

По народным представ­лениям, именно Соломея выполняла все те действия с мла­денцем Христом, которые должна была исполнять деревен­ская повитуха. Именно к ней обращалась повитуха, прося: «Бабушка Соломонида, приложи рученьки рабе Божьей .... (имя роженицы)» или: «Бабушка Соломонида, Христа пови­вала- помоги!»

Муж роженицыиграл значительную роль при родах, хотя и подчинялся беспрекословно всем указаниям повитухи. В народе было чрезвычайно распространено мнение, что ро­ды сильно облегчаются, если муж находится подле жены в минуты страданий. Муж поил роженицу водой из своего пра­вого сапога, развязывал на ней пояс, прижимал коленом спи­ну жены, - все эти действия по народным представлениям якобы ускоряли и облегчали роды. Иногда для этой же цели повитуха велела будущему отцу ломать изгородь, посылала к священнику и т. п.

Другим довольно распространенным способом облег­чения родильных мук был обычай разыгрывать роль родиль­ницы ее супругом. Так, у белорусов Могилевской губернии и в Ельнинском и Смоленском уездах муж одевался в женскую одежду: рубаху или юбку, повязывал голову платком и сто­нал во время родов, как будто разделяя страдания жены. Слу­чалось, что муж нередко начинал чувствовать серьезное не­домогание, так успешно он «входил в образ».

Для облегчения родов прибегали к разного рода прие­мам и манипуляциям, имеющим большей частью магическое значение: зажигали освященную восковую свечу и держали ее перед лицом роженицы, метлой стучали в потолок избы, обращаясь за помощью к «домашнему духу», покровителю семьи. Во многих местах России размыкают и развязывают все, что замкнуто и представляет собой какую - либо прегра­ду, способную помешать быстроте родов: отпирают в доме все замки, сундуки, шкафы, раскрывают двери и печные за­слонки, развязывают узлы, расплетают косу, развязывают пояс и платок на роженице, снимают с нее серьги и кольца. При трудных родах идут к священнику с просьбой отворить Царские двери (ворота), зажигают венчальную свечу, служа молебен Запрестольной Божьей Матери, т. е. той ее иконе, которая находится за престолом в местном храме.' Счита­лось, что в таких случаях хорошо помогает и пояс священни­ка, которым он опоясывался во время богослужения. Его клали на живот роженицы. Почти повсеместно роженицу триж­ды обводили вокруг стола, на углах которого лежит соль. Бе­ременная отведывала ее из каждой кучки и вслед за повиту­хой произносила заговор на облегчение родов: «Ты, соль, свята; ты, соль, солона; ты, соль, крепка! Расступися соль, мне недуги отпусти, что в животной кости, во черной во кро­ви; услади все колотья и болести в трудну пору, а я ражидаюся!» ''

По совершению родов повитуха подносит младенца к отцу и просит его перекрестить. Отец крестит малютку и идет затеплить перед иконами свечу. Далее наблюдают за ребен­ком, стараясь угадать его будущую судьбу. Счастливчиком считается появившийся «в сорочке» - неповрежденной ма­точной оболочке. Повсеместно сорочку тщательно сохраняли, чтобы «счастье» никогда не покидало своего избранника. Счастье пророчили и тому новорожденному, который, будучи женского пола, похож на отца, а мужского - на мать. Удача ожидает младенца, если в день его рождения в доме была ка­кая-нибудь прибыль, а также того, кто родится с волосками на голове и т. п.

Большое внимание придается дню и времени рождения. Так, во Владимирской губернии счастливыми днями рожде­ния считались воскресенье, вторник, четверг и суббота, дру­гие же дни предвещали человеку болезни и бедность. Самое счастливое время суток для рождения - утро «меж обедни и заутрени», как говорится в великоросской свадебной песне.

' Успенский Д. И. Родины и крестины, уход за родильницей и № рожденным // ЭО. 1895. №4.

'' Дмитриев В. В. Семейные обряды владимирской деревни. Владимир, 1995. С.9.

Ночное же рождение считается несчастливым. «Не жилец» младенец, родившийся на исходе месяца.

Одновременно принимались меры, способные благо­творно повлиять на дальнейшую судьбу младенца. К ним от­носятся: обрезание пуповины, первое купание и перепечение младенца.

Во Владимирской губернии обрезание пуповины маль­чика производилось обязательно ножом и на каком-либо плотничьем или столярном инструменте. Крестьяне считали, что только в этом случае из ребенка выйдет работящий и де­ловой человек. Напротив, у девочек пуповину перерезали ножницами, и притом так, чтобы она упала на женскую рабо­ту (вязание, шитье и т. п.). В этом случае родившаяся непре­менно станет домовитой хозяйкой. Пуповину, как и сорочку, засушивали и сохраняли, либо закапывали в землю.

Большое значение придавалось и первому купанию младенца. Корыто наполняли речной водой, едва нагретой, а иногда и ледяной, в которую добавляли зерна ржи, овса, гре­чи, бросали золотые или серебряные монеты, что должно бы­ло способствовать счастью и будущему богатству младенца.

«Перепеченье» употреблялось только для слаборож­денных младенцев, чтобы придать им новые силы для жизни. Младенца обвязывали мокрым полотенцем и на деревянной лопате трижды засовывали в натопленную печь, быстро вы­таскивая обратно. При этом повитуха произносила заговор, обращаясь к огню и прося его «кости сварить, дите укре­пить». Таким образом ребенок как бы рождался заново, но уже здоровым, его болезни сгорали в очистительном огне.

Родившегося ребенка чаще всего завертывали в рубаху или иную одежду отца, непосредственно с него снятую. О рубахе матери упоминается значительно реже. В этом обычае проявлялась символика связи отца с ребенком, пожелание ребенку здоровья, отцовской любви и заботы, а также пере­дача ребенку положительных отцовских качеств. Родитель­ская рубаха становилась не только первой одеждой новорож­денного, но и оберегом «от сглаза». Нередко с этой целью к люльке новорожденного подвешивали ношенные отцовские вещи. Стирать одежду не полагалось, иначе «смоется отцов­ская любовь». Обряд принимания новорожденного в одежду отца составлял таким образом акт усыновления новорожден­ного отцом, признание дитяти. В этом же смысл передачи новорожденного отцу при выносе в первый раз в избу.

Немаловажное значение придавалось в этот период предохранению ребенка и матери от «сглазу», «напуску» и «нечистой силы». По народным воззрениям, роды делают ро­дильницу и ребенка «нечистыми», поэтому они особо уязви­мы для «нечистой силы». Кроме того, младенец еще не кре­щен и посему лишен небесной защиты. Охранительные меры принимает повивальная бабка: время от времени она крестит окна, двери, голову ребенка и родильницы. Родильница в те­чение девяти дней не должна выходить из дому, а если выхо­дит, то с молитвами и крестясь С момента рождения и до крещения роженицу и новорожденного не оставляли в комна­те одних, дабы злые духи не завладели душой некрещеного младенца и не принесли вред родительнице. Кроме того, ос­тавленного младенца может унести домовой или леший С охранительными целями по-особому обустраивалась колы­бель младенца. «От сглаза» использовалась осиновая кора, отгоняющая колдунов. Для устрашения нечистой силы в по­стель новорожденного клали клок собачьей шерсти или «под головы» острые предметы: нож, вилку и т. п. Хорошо, по кре­стьянскому разумению, помогали в этом случае четверговая соль и крещенская свеча.

Когда все предосторожности были приняты, пол в избе вымывался, а двери открывались для посещения родственни­ков и знакомых. Последние несли с собой подарки - «зубок» - лакомства или хлеб с солью. Не навестить родильницу счи­талось зазорным, все равно что не помянуть умершего.

Крестильная обрядность -один из самых значимых этапов родильной обрядности. Необходимо отметить, что время от рождения до крещения младенца было, как правило, непродолжительным. И вот почему. Младенец мог умереть «не приведенным» к вере, и его невинная душа досталась бы дьяволу Некрещеного легко было «сглазить», «напустить порчу», он был легкой добычей для нечистой силы. Креще­ние проводилось желательно натощак, не прикладывая мла­денца к материнской груди. По церковным канонам крестили на восьмой или сороковой день. Эти сроки были связаны со значимыми датами младенческой жизни Христа - Обрезани­ем и Сретеньем.

Главные действующие лица крестильных обрядов — крестные родители или восприемники(т. е. принимающие ребенка из купели). Православная церковь возлагала на них поручительство перед богом при вступлении ребенка в лоно церкви и дальнейшую заботу о своих духовных детях. В на­роде же восприемники считались вторыми родителями ре­бенка, его опекунами и покровителями По большей части восприемниками становились кто-либо из близких родствен­ников — взрослых, уважаемых и состоятельных. Но бывало, что восприемником мог стать случайный прохожий, встре­тившийся повитухе, бежавшей к реке за водой для купания младенца. Так, приглашали только одного восприемника и в случае, когда дети у кого-либо не живут. Иногда приглашали в восприемники и священников, давая младенцу его имя. Восприемники не только становились покровителями крест­ника, но и вступали друг с другом в духовную связь и имено­вались как «кум» и «кума».

Приглашение восприемников совершалось отцом ново­рожденного, приходящего в дом будущего кума с поклонами и угощением. Приглашение считалось честью, а отказ - большим грехом. Восприемничество было связано с больши­ми расходами. К крещению восприемник покупал крестнику крестик, платил священнику за крестины, делал подарки ро­дительнице, одаривал деньгами повитуху. Кума несла ребен­ку крестильную рубашку, матери предназначался отрез ситца или холста. Кроме того, кума должна была подать батюшке полотенце, утереть руки после окунания младенца в купель. Перед крещением повитуха производила над ребенком ряд магических действий: купала его в корыте с проточной водой, произнося заговоры, защищающие ребенка от сглаза и нечисти и долженствующие обеспечить ему крепкое здоровье. За­тем она одевала ребенка в разрезанную материнскую или от­цовскую рубаху в зависимости от пола младенца и с молит­вой отдавала «куму» — мальчика, «куме» - девочку.

При выходе из дома кум и кума не должны были обо­рачиваться, громко говорить, спотыкаться о порог, иначе бу­дет худо младенцу, да и им самим «не будет пути - дороги». Крещение происходило обычно в церкви, но в случае, если ребенок был слаб, крестили и дома, но обязательно не в той комнате, где происходили роды, т. к. она считалась осквер­ненной. Мы не будем рассматривать церковное таинство крещения. Остановимся лишь на некоторых суевериях, кото­рые сложились в народе на основе элементов этого строго канонизированного обряда. Так, во время погружения мла­денца в купель наблюдали за его поведением. Если он «вытя­гивался» над купелью и молчал, это означало, что младенец долго не задержится на этом свете. Когда священник выстри­гал только что крещеному младенцу волосы на головке, вос­приемники, закатав их в воск, бросали в купель. Если воско­вой шарик тонул, то младенец вскоре помрет, плавает на по­верхности — будет жить.

Ряд суеверий был связан с водой, используемой в обря­де крещения: за ней ходили обязательно без коромысла (ина­че младенец будет горбат). После крещения воду не следова­ло выливать где попало, в грязь и особенно на помои, иначе судьба ребенка будет замарана, не сложится. Для этой цели было необходимо найти укромное место, где бы не ходили люди, а тем более животные. Особыми обрядами встречали новокрещеного из церкви. Кумовьев с ребенком встречала хлебом-солью повитуха. Ребенка клали на вывернутую вверх мехом шубу, овчину или на мягкую подстилку, под которой были спрятаны предметы-обереги. Шуба должна была обес­печить ребенку богатство и благополучие. Младенца клали на лавку под образа или на печь или подносили к наружному отверстию печи и обращались к домовому (а печь была его жильем) с просьбой принять новорожденного в дом: «Родной, приходи, дите сприми, в доме укрепи» Кумовья и родня по­здравляли родителей ребенка с «новопосвященным».

Особое место в родильно-крестильной обрядности за­нимали обряды, символизирующие принятие в семью и об­щину нового члена. Наиболее ярко эти обряды проявлялись в ритуале утверждения т. н. крестного стола, своеобразного домашнего празднования рождения и крещения новорожден­ного.

На крестины собирались все члены семьи, непременно приглашались крестные отец и мать. Гости приносили с со­бой подарки и угощения, дабы освободить еще неокрепшую хозяйку от хозяйственных работ. Хозяйкой крестного стола становилась бабка-повитуха. Она накрывала на стол, подава­ла блюда и готовила главное блюдо праздника — «крестиль­ную кашу». Каша варилась из пшена и отличалась от постно­го сочива, подаваемого в рождественский или крещенский сочельник, тем, что была «богатая», т. е. скоромная, сытная и вкусная. Эту кашу вкушали не но «щепотке», как сочиво, а угощались ею всласть. Готовя кашу, бабка не жалела добав­лять в нее молоко, масло, сливки, яйца. Готовую кашу укра­шали половинками вареных яиц. Иногда в кашу запекали ку­рицу или петуха, смотря по тому, кто родился: мальчик или девочка

Крестильная каша была ритуальным блюдом, через ко­торое отождествлялось рождение младенца с плодородием земли, скота. Бабка-повитуха, ставившая на стол горшок с кашей (иногда ее приносили прямо в меховой шапке), произ­носила: «Водись на полоке ребятки, под полоком телятки, под печкой поросятки, на полу цыплятки. А мой внук расти высоко - высоко!». Или: «Сколько всего в торгу, столько бы­ло б в этом дому, хлебушко б родился, скоток водился, а мла­денец велик рос и счастья бы знал».

Первым бабка угощала отца новорожденного, поднося ему в ложке сильно пересоленную кашу: «Ешь, отец-родитель, ешь, да будь пожеланней к своему сыну (или доч­ке)!» «Как тебе солоно, так и жене твоей солоно было ро­жать!» Или: «Солона кашка, и солоно жене было родить, а еще солоней отцу с матерью достанутся дети после!».' За от­цом младенца угощаются кумовья и далее все присутствующие

Обряды с «бабиной кашей» обязательно включали сбор денег, известный во многих местах под названием «продавать кашу». Деньги и подарки «на зубок» клали или на платок, которым накрывался горшок, или прямо в кашу. Деньги и подарки забирала себе повитуха, что и было наградой ее за| работу. Тот, кто подносил самый дорогой подарок (выкуп), получал право угощать гостей кашей. Как правило, это был крестный отец. Таким образом, сбор денег повитухе пред­ставлял своеобразную коллективную оплату ее деятельности, благодарность сельской общины за труды по отношению к новому члену коллектива.

studfiles.net