История: Застывшие лошади мира. Самые древние и самые большие. Скульптуры лошадей


Самые необычные памятники и скульптуры лошадей

05.12.2013 С незапамятных времен лошади были лучшими друзьями и помощниками человека. Они требовались повсюду: на мирной пашне и поле боя, в путешествии и на охоте. Лошадей запрягали в царские кареты, крестьянские дрожки, одевали в доспехи, за коня отдавали полцарства. Наверное, именно поэтому лошадям посвящено так много книг, песен и фильмов, с них пишут картины, им возводят памятники, монументы и скульптуры. И сегодня мы подготовили для вас подборку самых известных и необычных памятников лошадям, находящихся в разных уголках нашей планеты. Пожалуй, самым необычным и анекдотичным в мире памятником лошади является памятник «Конь в пальто», олицетворяющий образ из всем известной присказки: «Кто? Конь в пальто!». Памятник был воздвигнут в 2007 году местным скульптором Акопом Халафяном. Буквально за несколько дней на свет появился вальяжный конь, облаченный в дорогое английское пальто, держащий в левом копыте чашу с вином, а в зубах – фирменную трубку. Вытянув передние конечности, конь восседает на скамейке и улыбается самой широкой улыбкой, на которую только способны лошади: жизнь, мол, удалась! Еще одна из самых необычных в мире скульптур находится в центре Лондона – это Голова лошади, автором которой является известный британский художник Nic Fiddian (Ник Фиддиан). Этот монумент, воздвигнутый в 2009 году, имеет достаточно внушительный вес (около 6 тонн) и впечатляющие размеры. Любопытно, что со временем этот необычный памятник стал излюбленным насестом для птиц. Как-то скульптор, не желая мириться с таким положением дел, лично взялся за наведение чистоты на своем гигантском произведении, чему было посвящено немало заметок и роликов на страницах интернета.  Тем, кто всю жизнь мечтал оседлать лошадь, но так и не решился подойти к ней, можно посетить Памятник коню в Минске. Этот памятник, созданный  Владимиром Жбановым, очень напоминает живую лошадь, особенно издалека – не сразу догадаешься, что перед тобой монумент. В ноябре этого года в Шотландии состоялось открытие двух огромнейших скульптур лошадей, созданных шотландским художником Энди Скоттом. На изготовление памятников высотой 30 м ушло около 600 т металлоконструкций. Эти необычные лошади являются частью задуманного масштабного проекта, завершение которого планируется только в 2014 году. В Австралии, тихой деревеньке Маррабел установлен памятник коню, которого долгое время никто не мог обуздать. Тот, у кого получалось продержаться в седле хотя бы 10 секунд, получал приз. Прообразом скульптуры является документальная фотография. 

Завершает наш обзор скульптурная группа лошадей, расположенная в городском парке американского города Лексингтона, которая была создана по заказу местных властей. 

Лексингтон является одним из самых крупных в мире центров скаковых лошадей, в котором располагается множество конюшне, ипподромов, манежей и т.д. Именно в этом городе живут многие живые легенды коннозаводства, о которых сняты фильмы и написаны книги. Источник: http://provincialynews.ru

provincialynews.ru

Застывшие лошади мира. Самые древние и самые большие

Автор: Владислава СМИРНОВАНомер журнала: ЗМ №12(113)/2011

Самые древние конные монументы

Традиции увековечивать героев и события в конном монументе берут начало с античности. Древние греки (и особенно римляне) любили водрузить статую в память о ком-либо (о чем-либо) на видном месте. Однако до наших дней мало что уцелело, а то, что осталось, вписано в золотой фонд мировой культуры. Какие конные памятники на планете самые древние? 

 

Квадрига Святого Марка

 

В Венеции (Италия) есть собор Святого Марка, построенный в незапамятном 829 году и ныне внесенный в список наследия ЮНЕСКО. В базилике собора (колоннаде, украшающей главный вход) стоит скульптурная группа – четыре лошади из позолоченной бронзы, знаменитая квадрига Святого Марка. Утверждают, что этих четырех коней из бронзы сделал знаменитый античный скульптор Лисипп в IV веке до нашей эры (то есть 2400 лет тому назад). Поначалу кони украшали ипподром в Константинополе. Однако во время IV крестового похода крестоносцы привезли из Константинополя много чего ценного, в том числе и квадригу. С тех пор (более 800 лет) квадрига украшает собор Святого Марка. Мастерством и изяществом исполнения бронзовые кони поражали еще средневековых ценителей. В 1364 году великий итальянский поэт Франческо Петрарка писал о ней: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание».

 

Поражают они и наших современников. На сегодня это единственная сохранившаяся античная многофигурная конная скульптура в мире и одна из немногих конных скульптур, сохранившихся с античности до наших дней. По возрасту квадрига Святого Марка – самый древний конный памятник на планете.

 

Статуя Марка Аврелия

 

В Риме, в Капитолийском музее, хранится древнеримская бронзовая статуя, изображающая римского императора Марка Аврелия. Это единственная конная статуя, изображающая всадника на лошади, сохранившаяся с античности. Скульптура в два раза превышает натуральную величину. Ее создание датируют 160-180 годами до нашей эры, то есть около 2100-2200 лет назад. Первоначально эта конная статуя стояла на склоне Капитолийского холма, напротив Римского форума. В Средневековье, когда боролись с «язычеством», скульптура уцелела чудом, поскольку католики немного запутались, кто это, собственно, изображен. Долгое время считали, что статуя изображает другого императора – Константина I Великого, страстного католика. Только в XII веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил древнеримские монеты и опознал бронзового всадника. Сама скульптура (как мы уже говорили) хранится в музее, а ее точная копия украшает площадь перед Капитолийскими дворцами.

 

 

Бамбергский всадник

 

Бамбергский кафедральный собор, что в небольшом баварском городке Бамберге, один из уникальных памятников средневековой архитектуры. Возраст собора – около 1000 лет. Самый знаменитый шедевр собора – статуя всадника на лошади, выполненная из песчаника. Всадник был создан около 1235 года (то есть почти 800 лет назад) немецким скульптором Фейтом Штоссом, и на сегодня это самая древняя конная скульптура в Европе со времен античности. Первоначально всадник был цветным – лошадь серо-белая, сбруя позолоченная, одежда раскрашена в желтые тона с примесью сусального золота. Примерно 200 лет назад по приказу баварского короля Людвига все цветные детали были зачем-то удалены. Теперь скульптура однотонная. Кого изображает всадник – историки не пришли пока к единому мнению.

 

 

Статуя Гаттамелаты

 

В 1453 году великий итальянский скульптор Донателло изваял из бронзы конную статую итальянского предводителя наемников (кондотьера) Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (что в переводе означает «льстивая кошка»). Эразмо де Нарни не принадлежал к числу ярких полководцев, а памятник Донателло изготовил всего лишь по заказу вдовы и сына Гаттамелаты после его кончины – вполне коммерческая работа. Прошли века, люди порядком забыли про кондотьера, но его бронзовое изображение почти 600 лет украшает итальянский город Падую и сегодня является одним из самых старых (и самых знаменитых) конных изваяний Европы. 

 

 

Памятник Петру I перед Инженерным замком

 

В России традиции возведения монументов, конных в том числе, не имеют столь глубоких корней. Собственно, они берут начало с Петра I, а точнее – с его изображения. «По обычаю римских императоров» создал памятник Петру I скульптор Растрелли. Петр и правда похож в этом монументе на римского – верхом на коне, в римских одеждах, с венком на голове и соответствующим выражением лица. Модель памятника была изготовлена Растрелли еще при жизни Петра I, сам монумент отлит из бронзы в 1745-1747 годах другим итальянским мастером Мартелли, после чего, как часто бывает в России, не понравился дочери Петра Елизавете и более 50 лет хранился на складах Канцелярии строений – о нем забыли. Монумент был установлен перед Инженерным (Михайлов­ским) замком только в 1800 году по велению Павла I (с надписью «Прадеду от правнука»). Хотя этот памятник установили на постоянное место на 18 лет позже открытия знаменитого Медного Всадника, именно это скульптурное изображение Петра I является первым конным монументом в России. 

 

 

Самые большие каменные кони

 

Насколько большой конный монумент  построить человек? О самым больших конных скульптурах читайте дальше.

 

Конная статуя Чингисхана

 

Рекордсмен по размерам в мире – конная статуя Чингисхана в местечке Цонжин-Болдоге в 54 км от столицы Монголии Улан-Батора. Чингисхан – чрезвычайно почитаемая в Монголии историческая персона, ему возведено множество разных памятников. Но творение монгольских мастеров – скульптора Д.Эрдэнэбилэг и архитектора Ж.Энхжаргала – превзошло все ранее построенные. Монумент возведен недавно, его открытие состоялось в сентябре 2008 года. Высота статуи 40 метров плюс 10-метровый постамент. Для изготовления скульптуры понадобилось только нержавеющей стали 250 тонн плюс огромное количество других материалов. В постаменте расположен конференц-зал, ресторан, развлекательный центр и сувенирный магазин. На голове лошади – смотровая площадка. Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге внесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая большая конная скульптура в мире.

 

 

Памятник трем генералам в Атланте

 

На каменной скале в национальном парке Стоун-Маунтейн, неподалеку от Атланты (штат Джорджия, США), возведен поистине уникальный памятник-барельеф трем генералам, героям Гражданской войны Севера и Юга – статуи Джефферсона Дэвиса, генералов Роберта Эдварда Ли и Томаса Джексона. Три военачальника, возглавлявшие побежденную Конфедерацию. В Атланте до сих почитают конфедератов, и идея создания памятника родилась в начале ХХ века. Проект был готов в 1917 году, но работы начались намного позже. Претворить планы в жизнь сумел скульптор Рой Фолкнер, который потратил на создание грандиозной скульптурной группы 8 лет и 174 дня (с 12 сентября 1963 года по 3 марта 1972 года). Памятник вырублен в скале Стоун-Маунтейн, занимает площадь в половину гектара (5000 квадратных метров). Начинается скульптора на высоте 137 метров над землей, высота всадников около 30 метров. Существует байка о том, что по окончании строительства на плече одного из всадников был устроен банкет. Композиция является самой большой каменной скульптурой в мире и внесена в Книгу Рекордов Гиннеса.

 

 

Памятник Салавату Юлаеву

 

Самая большая конная статуя на территории России установлена в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, национальному башкирскому герою. Салават Юлаев прославился тем, что примкнул к войскам Пугачева и таким образом боролся за свободу и независимость. Монумент установили в 1967 году, когда герои, боровшиеся против царского режима в любые времена, были особенно популярны. Памятник получился весьма колоритным. Создал его местный скульптор Сосланбек Тавасиев – на разработку проекта у него ушло целых 30 лет. Воплотили в жизнь его проект на одном из ленинградских заводов. Монумент отлит из бронзированного чугуна, весит более 40 тонн, его высота 9 метров (вместе с постаментом – 22 метра). 

 

 

Бронзовая скульптура Яна Жижки

 

Бронзовое изваяние Яна Жижки – самая большая конная статуя в Европе. Всадник Ян Жижка – так ее называют в Чехии – стоит на холме Витков в Праге. Ян Жижка – национальный герой Чехии, который в Средние Века боролся за свободу чехов против крестоносцев. И, судя по всему, победил. Теперь конная фигура одноглазого полководца украшает чешскую столицу. Ян Жижка, конечно, намного меньше Чингисхана (так уж получилось!), но его размеры впечатляют – высота конной статуи вместе с постаментом 22 метра, вес 16,5 тонн. Строительство монумента затянулось на долгие годы. Чешский скульптор Богумил Кафка начал работу над памятником накануне Второй мировой войны. Отлить в бронзе его удалось только в 1946 году, а торжественное открытие состоялось четыре года спустя, в 1950-м. Печально, но создатель памятника Богумил Кафка до его открытия не дожил.

 

 

www.goldmustang.ru

Скульптуры лошадей на Аничковом мосту Питере

Июн 22, 2017Животные

Все знают скульптуры лошадей на Аничковом мосту Питере.

Вот только мало кто знает, что скульптуры там трижды сменились. Мало того, их предшественники есть в Берлине и столице Сицилии.

В 19 веке Клодт создал проект оформления пристани на Неве. Тогда собирались там поставить две бронзовые лошади и ведущих их юношей. Но потом что-то не сложилось и их установили на Аничков мост в 1841 году.

Но почти сразу последовал приказ, снять коней. Их в 1842 году подарили королю Пруссии. Фридрих Вильгельм подарком был доволен. Скульптуры увезли в Берлин. И теперь в Берлине стоят такие же скульптуры Дворцовом мосту и такие же перила. Вот попробуйте отличить.

В Питере перила установлены по рисунку берлинца Карла Шинкеля.

Для Аничкова моста приготовили еще одну пару таких же скульптур.

Новые бронзовые кони установлены были в 1843 году. Но уже в 1846 году лошадей сняли и опять подарили, только теперь королю Сицилии Фердинанду II. После этого Клодт не захотел ставить там больше копии и создал новые скульптуры: не ведомые, а укрощаемые людьми. И в 1850 году его работы вновь украшали знаменитый мост над Фонтанкой.

Теперь эти скульптуры стали символом города.

НазадДикий мустанг ВперёдО Буцефале

Похожие статьи

backbreaker.net

Застывшие лошади мира. Самые странные и нелепые памятники

Автор: Владислава СМИРНОВАНомер журнала: ЗМ №1(114)2012

Шутка скульптора

 

В центре Праги есть местная достопримечательность – памятник Святому Вацлаву на одноименной площади. Несколько лет назад в Праге появился его, так сказать, антипод. Скандально известный чешский скульптор Давид Черны сваял памятник Святому Вацлаву наоборот. Конь подвешен вверх ногами с высунутым языком, а святой король Вацлав сидит у него на брюхе. Сначала антипода установили неподалеку от оригинала – на другом конце Вацлавской площади. Но горожане возмутились кощунственным соседством, и скульптура переехала в один из центральных пассажей Праги, где теперь висит под потолком на радость туристам. 

 

 

Памятник Александру III

 

Памятник императору Александру III был установлен в Санкт-Петербурге в 1909 году. Проект памятника создал скульптор П.П.Трубецкой (несмотря на фамилию, он был итальянцем). Зачем несуразно грузную фигуру императора посадили верхом на нелепого конного монстра? Теперь остается только гадать. В истории сохранились данные о том, что скульптура не понравилась членам царской семьи, прежде всего, брату Александра III великому князю Владимиру Александровичу – он усмотрел в проекте карикатуру на покойного императора. Памятник даже не хотели ставить в столице, а отправить «в ссылку» в Иркутск (на постаменте стоит надпись «Императору Александру III державному основателю великаго сибирскаго пути»). Когда же все-таки решили поставить в Санкт-Петербурге, скульптора на его открытие даже не пригласили. Вряд ли сам скульптор из-за этого расстроился – история донесла до нас, что Трубецкой сильно недолюбливал Александра III, и грубый давящий массив памятника был его сознательным воплощением образа императора.

 

 

Лошади, уплывающие от Шолохова

 

В 2007 году на Гоголевском бульваре открыли памятник Михаилу Шолохову, чтобы почтить некруглую 102-ю годовщину его рождения. Создал шедевр скульптор Александр Рукавишников. Почему он посадил «сухопутного» писателя в лодку, это другой вопрос, а вот зачем из-под лодки писателя в ужасе уплывает табун лошадиных голов? Неординарность памятника вызывает много толкований, но одно совершенно точно – отрубленные конские головы с очевидным и хорошо изображенным ужасом на мордах приводят в изумление и конников, и простых обывателей.

 

 

Жеребец Ярож

 

Только ленивый не удивлялся явлению гигантского коня у кафе «ЯР» на въезде в Воронеж. Скульптура прославила и этот участок трассы Дон, и придорожное кафе, у коего установлен трехтонный монстр с весьма упитанными пропорциями, агрессивно взирая на все вокруг и держа в зубах кусок рельса. Авторы творения – семья местных скульпторов. Зачем они это сделали? Видимо, в едином творческом порыве и желании добавить туристических достопримечательностей Воро­нежу. Им это удалось...

 

 

Памятник князю Святославу в Киеве

 

Могучие кони и всадники, видимо, в почете у скульпторов, иначе чем объяснить появление чудного памятника князю Святославу в Киеве. Вроде он и национальный герой, и, может, скульптор А. Пергаменщик хотел как лучше, но памятник сразу вошел в число самых нелепых в украинской столице. Удивляет в этом памятнике все – и чересчур «перекаченные» конь и всадник, и нелепая посадка князя на богатырском коне. В защиту памятника говорят, что он уникален – сделан целиком из камня, что нынче редкость. И что скульптор подарил его городу, то есть не взял за изваяние ни копейки. Да простит своих потомков князь Святослав! К счастью, памятник этот не единственный, посвященный Святославу, есть вполне традиционные по форме и содержанию (например, Памятник великому князю киевскому Святославу Храброму в Белгороде).

 

 

Деревянные лошади Хедер Дженс

 

Англичанка по имени Хедер Дженс уже 40 лет занимается необычным творчеством – создает конные скульптуры из дерева, а точнее коряг, найденных на побережье. При первой встрече ее скульптуры немного пугают – навевают мысли о препарированных мышцах, скелетах и прочих радостях некромантов. Однако все оказывается намного приятнее. Хедер собирает на морском берегу древесные коряги и, используя металлические каркасы, создает из них лошадей. Работа кропотливая и небыстрая, лошадей Хедер создает больших, в натуральную величину или чуть больше, хотя есть и миниатюры. На одну такую скульптуру может уйти не один год. В итоге рождаются авангардные элегантные скульптуры. Но деревянные лошади, к сожалению, не столь долговечные, как бронзовые. Свои творения Хедер Дженс продает все желающим.

 

 

Славные бойцы Первой конной

 

Памятник бойцам Первой Конной армии С.М.Буденного парит над трассой Львов-Киев в 70 км от Львова. Памятник был открыт в 1975 году в честь 55-летия Первой Конной. Его авторы – скульптор В.Н.Борисенко и архитектор А.Д.Консулов даже получили за него государственную премию. Две авангардные фигуры – первый – трубач, второй просто боец – имея в длину 27 метров, тем не менее вполне элегантно парят над землей. В советские времена скульптура имела подсветку и смотрелась еще более оригинально. Сейчас памятник в плохом состоянии, полуразрушен, не раз его пытались снести. Так что спешите увидеть.

 

www.goldmustang.ru

Скульптура лошади видео - Лепка.рф

  • Скульптуры лошадей

    Подпишитесь на канал 'Вы такого не видели!' прямо сейчас: Знакомьтесь с удивительными людьми...... От автора Вы такого не .... Добавлено 5 год. назад. Подробнее...

  • Скульптор Сергей Бондаренко – о дет...

    Скульптор Сергей Бондаренко – о детстве, любви к лошадям, историческом наследии и вдохновении ...... От автора CTVBY. Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Скульптура лошади из клавиш-zapivo....

    Видео размещено для трансляции на портале Еще много мастер классов по поделкам из старых вещей...... От автора yaMaxTri. Добавлено 5 год. назад. Подробнее...

  • Как это сделано. Чучело...

    Чучела животных могут прослужить десятки и даже сотни лет. Как таксидермистам удается сделать столь долго...... От автора TengrinewsTV. Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Барельеф лошади, bas-relief of hors...

    Барельеф выполнен из гипсовой шпаклевки Фуген + клей ПВА. От автора Сергей Конова.... Добавлено 4 мес. назад. Подробнее...

  • Как производят стеклянную скульптур...

    У человека талант. Самые смешные и интересные видео Вконтакте: . От автора overfunny. Добавлено 6 год. назад. Подробнее...

  • Донателло, Конный памятник кондотье...

    Donatello, Equestrian Monument of Gattamelata. От автора KhanAcademyRu.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Лепим Ахалтекинского коня...

    Создание скульптуры. От автора Лариса Петрух.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...

  • Фрезеровка статуэтки лошади на ЧПУ...

    Фрезеровка статуэтки коня на ЧПУ станке . Для меня эта фрезеровка была очень интересна , поскольку я в очере...... От автора abarmot86. Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Скульптора лошадь

    От автора Работа Мастер.... Добавлено 9 мес. назад. Подробнее...

  • Изготовление деревянной скульптуры ...

    Изготовление деревянной скульптуры лошади Riva1920 Cavallo Pace из массива американского ореха.... От автора IB Gallery Vi.... Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Самые невероятные скульптуры мира...

    Описание: 1. Бронзовая скульптурная композиция-фонтан 'Мустанги Лас Колинаса', находится на площади Уиллиам...... От автора ZaCeNi 777. Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Jassi video

    Моя первая скульптура лошади. Лепила почти год - назвала Джасси. Именно эта модель пока недоступна. Лошадь...... От автора Argolana. Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • СКУЛЬПТУРА ИЗ МЕТАЛЛОЛОМА...

    ВИДЕО В 3D АНАГЛИФ ПОДПИШИСЬ! ЭТО ВИДЕО В 3D VOST-GAMES ПОДПИШИСЬ ... От автора vost-industri.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Как сделать лошадь из пластилина: а...

    Полное название: Как сделать лошадь из пластилина: бегущий ахалтекинец. Да, я знаю, что на моем канале уже...... От автора ZKate Team. Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • А. Фельдман и скульптура лошади из ...

    Come to visit Kharkiv Ecopark. От автора Владимир Щерб.... Добавлено 5 год. назад. Подробнее...

  • Как из куска дерева сделать шедевр....

    тел +996 772351388, +996 555351388. Почта для связи [email protected] От автора Александр Мал.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Как вырезать голову лошади из дерев...

    Пошаговая инструкция как вырезать из дерева голову лошади. В видео показаны основные этапы работы. Дорезк...... От автора Samodelka Net.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...

  • Sculptris - скульптура головы лошад...

    Sculptris - скульптура головы лошади урок № 1, по названию три урока, и все по порядку рассказывают, как правильно...... От автора Сергей Арефье.... Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • в Чите воздвигнут скульптуру из 5 л...

    От автора ZABTV. Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • xn--80ajpcv.xn--p1ai

    Кони Клодта! – Ярмарка Мастеров

    Кони Клодта.

    Во все века, во все эпохи воспевали лошадей - их стать, их внешность, их силу, быстроту, изящество, ум, нрав. На протяжении многих столетий лошадь - герой мифов, легенд и сказок, песен и поэм, живописи, графики и скульптуры.

    Первые изображения лошади - наскальные рисунки - относят к четвёртому тысячелетию до н.э. В Древней Греции поэты воспевали крылатого коня Пегаса, огненных лошадей, влекущих по небу колесницу бога солнца Гелиоса, сказочных человеко-коней - кентавров.

    Надо полагать, жители Васильевского острова в Петербурге были немало удивлены, когда в один из весенних дней 1831 года наблюдали за тем, как сын покойного барона Клодта фон Юргенсбурга заводит в свою небольшую квартирку в полуподвальном помещении на углу Академического переулка и Пятой линии... коня. Но еще больше они были бы удивлены, если бы узнали, что же происходило дальше в квартире Клодта. А об этом свидетельствует запись одного из очевидцев: хозяин ставил лошадь в одной из комнат, «а самому уже поместиться негде; сядет, съежившись, у ее ног и рисует...» Да, именно в таких условиях рисовал, а еще вырезал из дерева и лепил из гипса фигурки лошадей человек, чье имя станет одним из самых значительных в мировой скульптуре,— Петр Карлович Клодт.

    Замечательный русский скульптор и литейный мастер П.К. Клодт родился 24 мая (5 июня) 1805 года в Петербурге. Он происходил из старинного немецкого баронского рода, известного в Европе с XII в. В XVIII в. Клодты прибыли в Россию, где род их производит династию из 18 художников различных жанров.

    Дом Клодтов был полной чашей – в прямом и переносном смысле. В хлеву квартировали животные — «модели» Петра Карловича разных видов и пород. Кстати, они прекрасно уживались друг с другом и людьми, словно переняв доброту и ласку своих хозяев. Один только осел оказался строптивым и частенько убегал из дома, особенно если слышал звуки похоронного оркестра. =) .Он провожал процессию до кладбища, замыкая шествие собственной персоной, а после, как ни в чем не бывало, возвращался в стойло. На клодтовской даче в Павловске гостей встречал огромный волк – добрейший зверь, считавший эту семью своей «стаей». А получив заказ на создание фигуры льва для генеральского надгробия, Клодт начал сокрушаться о том, что они не догадались завести настоящего царя зверей.

    Кони Аничкова Моста.

    Один из самых известных мостов Петербурга - Аничков на Невском проспекте. Его четыре скульптурные композиции "Человек, укрощающий коня" поставили это чудо инженерного искусства в один ряд с шедеврами мирового уровня.

    Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.

    Кони Нарвских ворот

    Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы.

    Памятник Николаю I

    Памятник для установки на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге был спроектирован Огюстом Монферраном в 1856—1859 годах. Над оформлением памятника работали несколько скульпторов: сам Клодт выполнил фигуру императора. Памятник проектировался как объединяющий центр разностильного архитектурного ансамбля большой площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором.

    Обычно все, кто обращался к описанию статуи Николая I, отмечали техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи — постановки коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры .

    Когда-то молодой "игрушечник"Петр Клодт вырезал для Николая конногвардейца, удивительно похожего на царя. Спустя тридцать лет, став первым скульптором России, он поставил бронзового "Конногвардейца" на пьедестал... Огромный, чуть не на две головы выше всей своей свиты, в накинутой на плечи николаевской шинели, в белой фуражке с красным околышем, Александр II стоял перед своим батюшкой. Затем, обернувшись к Клодту, молча протянул ему руку. Конь под бронзовым царем рвался в галоп. Казалось, еще мгновение - и громадный всадник уйдет в небо.

    Не счесть сокровищ искусств в Петербурге: гениальна улица Росси, великолепен Зимний дворец Растрелли, грандиозен Исаакий Монферрана... И все же прав тот, кто сказал: "Нет Петербурга без клодтовских коней!"

    www.livemaster.ru

    скульптура лошади — ЦМИ

    В настоящее время наблюдается тенденция к использованию для монументальной скульптуры более дешевых, чем бронза, в том числе новых нетрадиционных материалов. К их числу, в первую очередь, относятся алюминий и его сплавы, которые уже давно широко применяются не только в технике, но и в архитектуре и в строительстве, а изредка — и для изготовления скульптуры.

    Но вопросы рационального выбора состава алюминия и его сплавов, технологии изготовления скульптуры, а также вопросы защитно-декоративной поверхностной обработки совершенно не разработаны. Следствие этого — быстрое ухудшение качеств скульптуры в процессе хранения ее на открытом воздухе.

    А между тем алюминий и его сплавы не являются в настоящем дефицитными и дорогими материалами: стоимость бронзы БХ-2, например, на 10—15% выше, а стоимость бронзы БХ, утвержденной в новом стандарте, примерно в два раза выше, чем алюминия. Природные же свойства алюминия могут обеспечить самое высокое художественное качество изготовленных из него произведений.

    Алюминий и его сплавы, особенно специальные литейные, обладают высокими литейными качествами, что позволяет воспроизводить в скульптуре мельчайшие формы, тонкие детали лепки и фактуры поверхности. Отливки почти не требуют механической обработки или эта обработка сводится к отделочным операциям — шлифованию или полированию. При этом немаловажно, что у них, по сравнению с другими скульптурными материалами, более низкая температура плавления: алюминия и его сплавов — 660—670°С, меди— 1083°С, бронзы— 900°С, чугуна— 1200°С.

    Алюминий и его сплавы характеризуются прекрасными пластическими свойствами, по которым несравненно превосходят чугун, заметно превосходят бронзу и мало отличаются от меди. Они легко обрабатываются в холодном и горячем состоянии различными механическими способами: прессуются, куются, штампуются, чеканятся, полируются и хорошо удерживают полировку при эксплуатации на открытом воздухе. В отличие от бронзы алюминий легко сваривается всеми известными способами, а это открывает возможность изготовления крупнообъемной скульптуры путем сварки частей.

    Для алюминия характерен низкий удельный вес. Поэтому алюминиевая скульптура примерно в 2,5 — 3 раза легче чугунной, бронзовой и медной листовой и не требует массивных фундаментов, а скульптура из листового алюминия не нуждается в громоздких внутренних каркасах, и ее монтировка более проста в сравнении со скульптурой из традиционных материалов.

    Отливки из алюминия обладают приятным светлым, серебристо-серым цветом, у них бархатистая матовая поверхность. Алюминий высокой чистоты характеризуется синеватым оттенком. Полированная поверхность имеет сильный блеск и слегка напоминает серебряную.

    Качества литой и полированной поверхности алюминия и его сплавов весьма декоративны, своеобразны и при разных способах обработки достаточно многообразны, тем более что алюминий легко оксидируется, окрашивается химически и т. п.

    Наконец, весьма важное свойство алюминия — высокая коррозионная стойкость в любых атмосферных условиях — сельских, промышленных и морских при любой самой высокой влажности.

    Коррозионная стойкость алюминия в первую очередь зависит от его состава и степени чистоты. Особенно вредно присутствие в алюминии меди и железа, так как значительно понижается его коррозионная стойкость. Для архитектурно-строительных деталей чаще всего применяются сплавы с добавкой марганца, уменьшающего вредное влияние железа. Целесообразно было бы это учитывать при выборе сплавов для монументальной скульптуры.

    Для сплавов алюминия решающее значение имеет сочетание легирующих добавок, так как взаимная связь их между собой резко изменяет структуру сплава при термической и механической обработке (отжиг, закалка, плакирование). Различные виды обработки сплавов позволяют в технике получать необходимые качества, экономя при этом чистый алюминий и уменьшая себестоимость материала.

    От атмосферостойкости материала зависит физическая сохранность скульптуры, а также ее художественные качества, в том числе — неизменность пластики, фактура, цвет и т. д. При соприкосновении свежего среза чистого алюминия с воздухом мгновенно появляется окис-ная пленка, затем рост ее продолжается, но медленнее. Алюминий вообще не существует без окисной пленки. Благодаря своей плотности окисная пленка полностью изолирует металл от окружающей среды и предохраняет его от дальнейшего окисления. Поэтому атмосферная коррозия алюминия самопроизвольно замедляется, а затем практически прекращается. Исследование окисных пленок показало, что они в основном состоят из практически нерастворимой окиси алюминия. Наряду с другими свойствами это объясняет их хорошие защитные качества. Кроме того, алюминий не дает окрашенных потеков окислов на каменных материалах зданий и постаментов.

    Толщина естественных пленок — 0,1—0,2 мкм, причем они равномерны и поэтому не только не искажают рельеф скульптуры, но и полностью сохраняют фактуру поверхности. Цвет их серебристо-серый.

    На сплавах окисные пленки несколько менее плотны, чем на чистом металле. Они могут быть несплошными из-за избирательной точечной коррозии некоторых структурных составляющих. Отсюда следует, что для удовлетворительной сохранности скульптуры на открытом воздухе не рекомендуется применять сплавы, в состав которых входят элементы, понижающие коррозионную стойкость. На коррозионную стойкость сплавов могут повлиять также трещины, царапины, поры и раковины в самом металле и у его поверхности, а это требует максимальной тщательности в соблюдении технологии изготовления скульптуры — при литье, выколотке и обработке поверхности.

    Алюминий — металл молодой, но уже есть возможность говорить о его почти вековой сохранности. Вот лишь несколько примеров из мировой практики использования этого материала.

    В первую очередь, это статуя «Эрос» в Лондоне скульптора Альфреда Жильберта, установленная в 1893 году. Ей уже 82 года, и находится она в агрессивной промышленно-морской атмосфере. Ее материал содержит в среднем 98% алюминия, остальное — примеси. Скульптура комбинированная — литая и листовая, высотой около 2,5 м, без всякой защитной поверхностной обработки. При починке механических поломок в 1947 году скульптура была тщательно исследована. При этом обнаружены небольшие вставки из алюминия и свинца (8—10 дм2) и бронзовый стержень, образующий арматуру. На некоторых участках поверхности имеются царапины, которые, вероятно, были сделаны при прежних очистках памятника (1914—1918; 1937). Кое-где на поверхности заметны следы желтоокрашенной пленки, вероятно, лака, которая давно сошла небольшими чешуйками. Кроме того, она загрязнена твердыми образованиями углекислой извести и грязи, в основном на внутренних частях, где загрязнения не смывались дождем.

    Никакой контактной и местной атмосферной коррозии и ее продуктов даже под слоем загрязнений на скульптуре нет. Отдельные участки статуи несколько потемнели и покрылись приятной патиной; это выборочное воздействие окружающей атмосферы на металл весьма красиво. Статуя и в настоящее время находится в хорошем состоянии. Второй художественный памятник — это купол церкви в Риме, выполненный из чистого алюминия и установленный в 80-х годах XIX века; и третий пример — мост в Питтсбурге в США из алюминиевого сплава, построенный в 1882 году. Обоим сооружениям по 90 лет, но оба успешно функционируют и находятся в хорошем состоянии.

    В России до революции скульптура из алюминия для экспозиции на открытом воздухе не делалась, так как не было своего алюминия.

    В советское время скульптура из алюминия стала изготавливаться начиная с середины 50-х годов. Возраст скульптур — не более двадцати лет. Это в основном вещи из листового алюминия, изготовленные методом выколотки и чеканки. В Москве имеется, например, около десяти таких скульптур. Так как они окрашены или тонированы под бронзу, то судить о состоянии поверхности металла под покрытием трудно. Так, скульптура Н. Э. Баумана на территории МВТУ им. Баумана (скульптор А. П. Шлыков) установлена в 1963 году и покрашена в серо-зеленый цвет — краска с нее осыпается, обнажая серебристый металл без всяких признаков коррозии.

    Приведенные примеры согласуются со всеми выводами науки и практики коррозии и защиты металлов и наглядно свидетельствуют о высокой коррозионной стойкости алюминия при длительной эксплуатации его на открытом воздухе.

    В отечественной художественной промышленности для изготовления литой алюминиевой скульптуры используются вторичные алюминиевые сплавы, которые получаются переплавкой и рафинированием лома, скрапа и стружки различных алюминиевых сплавов. Они содержат много примесей и отличаются неоптимальным составом. Это марки сплавов АЛЗЧ и АЛ9Ч по ГОСТ 1583—65.

    Для чеканной скульптуры используется листовой алюминий невысокой чистоты, содержащий и медь, и железо, марок А1 и А2. В большинстве случаев для крупной скульптуры применяется любой листовой алюминиевый сплав без учета его состава и коррозионной стойкости, причем никаким видам технологической механической и термической обработки скульптуру не подвергают.

    Выбор металла и сплавов на основе алюминия для скульптур теоретически не обоснован, что затрудняет процесс изготовления скульптуры и резко снижает ее качества.

    Для придания поверхности скульптур определенных декоративных качеств ее грунтуют, покрывают многослойными лакокрасочными композициями или пленками лака с обязательным нанесением отделочного слоя воска, что придает скульптуре совершенно не свойственные для алюминия цвет и фактуру. Но лакокрасочные и лаковые покрытия, а в первую очередь отделочный слой воска, на открытом воздухе быстро стареют, подвергаются мелению, шелушатся, и поверхность произведения приобретает неприглядный вид, требуя замены покрытия. Для крупногабаритной скульптуры, да еще на высоком пьедестале это связано с техническими и технологическими трудностями и большими материальными затратами. В лучшем случае такие покрытия выдерживают до десяти лет даже при условии тщательного ухода. Но за скульптурой, хранящейся на открытом воздухе, нет никакого ухода. А частая смена покрытия для поддержания надлежащего внешнего вида скульптуры обходится очень дорого и отрицательно влияет на ее пластическую выразительность, так как связана с потерей металла при замене покрытий. Скульптура же из алюминия и его сплавов не нуждается ни в каких искусственных защитных покрытиях. Она требует только одного — периодической промывки.

    В научно-технической практике известны многие способы искусственного получения окисной пленки на алюминии и его сплавах, которая отличается еще более высокими защитными и прочностными качествами, чем естественная. К их числу относятся электрохимическое оксидирование— анодирование, химическое и термическое оксидирование. Толщина искусственных окисных пленок, в зависимости от способа получения, может быть различной: тонкие— 1—2 мкм, средние — 5—25 мкм, толстые — 50—200 мкм. Искусственные анодные пленки непроницаемы для атмосферных газов и жидкостей, хорошо изолируют основу от окружающей среды. Они обладают очень высокой прочностью сцепления с основой, а также высокой упругостью, поэтому ни при каких термических и механических воздействиях не растрескиваются, не отстают от основы и не шелушатся. Анодные пленки очень тверды, поэтому практически не истираются при любых механических воздействиях, защищая от них и сам материал. Они легко полируются механическими способами. Благодаря легкости окисления алюминия окисные пленки при механическом повреждении (царапины и т. д.) самовозобновляются. Окись алюминия является стабильным соединением, химически инертна в большом диапазоне агрессивных сред. Сочетание перечисленных физико-химических свойств окисных пленок определяет их чрезвычайно высокую собственную прочность и стойкость и столь же высокую защитную способность, что, в свою очередь, определяет практически абсолютную коррозионную стойкость анодированного алюминия. К достоинствам анодных окисных пленок относится их способность не мешать сварке металла, что позволяет применять их при изготовлении крупногабаритной скульптуры, свариваемой из нескольких частей. Цвет анодной пленки на чистом алюминии такой же, как естественной, а на отполированной до высокого блеска поверхности пленка толщиной 10—15 мкм кажется прозрачной.

    Технология анодирования алюминиевых сплавов, особенно вторичных (смешанных), несколько сложнее, и качество пленок на них немного ниже, чем на самом алюминии, однако все же имеется достаточно вполне доступных способов их анодирования, а качество искусственных пленок намного выше, чем естественных. Цвет анодных пленок на сплавах зависит от компонентов, входящих в данный сплав, и может иметь различные тона, — светлые получаются на сплавах АМГ, АМЦ и литейных AJ18, АЛ 13, а на силуминах — серые из-за кремния. Анодные пленки получают в различных растворах кислот: серной, хромовой, щавелевой и в последние годы — органических. В СССР наиболее распространен сернокислотный способ, пока лучше всех зарекомендовавший себя, так как сернокислый электролит дешевле, устойчив, обладает высокой рассеивающей способностью, что особенно важно для сложнопрофилированных изделий, и расход электрической энергии меньше — до 15 вольт, а для силуминов — до 30 в. Обычно используется 15—25%-ная серная кислота. Этот способ с успехом применяется для всех алюминиевых сплавов, имеющих промышленное значение. Так, в 20%-ном растворе серной кислоты при плотности тока 1,0 а/дм2 в течение 20 минут можно получить окисную пленку толщиной 3—5 мкм. Меняя концентрацию электролита и, соответственно, плотность тока, температуру и время оксидирования, можно получить пленки толщиной 15—20 мкм. А при отрицательных температурах (например, при —5°С) и более высоких напряжениях получаются пленки до 150 мкм, что особенно рекомендуется в технической литературе для архитектурных деталей. Добавление в электролит органических кислот, например, щавелевой кислоты, позволяет повысить температуру раствора до +8°С, что технологически более выгодно. Для сернокислых электролитов возможно применение и переменного тока.

    Другие электролиты менее экономичны, применяются реже.

    Методы анодирования алюминиевых сплавов широко используются в технике. Применяются они и для небольшой настольной скульптуры. В связи с технологическими сложностями (специальное оборудование и затраты электроэнергии) применение анодных пленок для обработки крупной и сложнопрофилированной скульптуры, особенно изготовленной из вторичных сплавов, затруднено, но возможно. В качестве примера: в 1952 году мост в Лионе украшен четырьмя двухфигурными композициями — «Рыбные богатства страны», «Навигация», «Плодородие» и «Радость, доставляемая водой». Отлитые скульптуры были слегка отполированы и затем анодированы, но не тонировались (цвет блестящего алюминия сохранен), что хорошо гармонирует со светлым фоном тимпанов моста.

    Вторым способом, также широко распространенным в технике и мало — в художественной промышленности, но перспективным в ней, является химическое оксидирование в растворах окислителей. При этом способе некоторые качества окисных пленок несколько ниже, чем у анодных, толщина меньше, но все же выше, чем у естественных, и они вполне удовлетворительны. Для крупногабаритной скульптуры предпочтительны холодные способы химического оксидирования. Так, в художественной промышленности иногда пользуются раствором, состоящим из хромовокислого цинка — 4 г/л, азотной кислоты — 3,5 г/л и фтористого цинка — 15 г/л, цвет покрытия — от желтого до золотистого. Для оксидирования сварных швов чаще применяется раствор хромового ангидрида — 3— 4 г/л с фторосиликатом натрия — 3 — 4 г/л.

    Наконец третий способ — термическое оксидирование — применяется для небольшой настольной скульптуры. Наносят слой расплавленного парафина или тунгового (деревянного) масла на поверхность и обрабатывают пламенем паяльной лампы. Цвет — от черного до золотистого и зависит от того, сколько раз скульптура обработана. Такой способ обработки огнем известен с древности для традиционных металлов и очень трудоемок, но дает большой декоративный эффект и коррозионностойкую окисную пленку.

    По своему цвету, блеску, прозрачности искусственные и естественные окисные пленки близки к металлическому алюминию. Благодаря этому при оксидировании, как и при окислении на воздухе, декоративные качества поверхности металла мало изменяются (черные окраски пленок, получаемых нагреванием масел, обусловлены их обугливанием. Искусственные окисные пленки характеризуются ориентированной микропористой структурой. Эта особенность позволяет производить их пропитку или окрашивание физическими или химическими способами и обусловливает чрезвычайно прочное закрепление окраски в структуре самой пленки. Для окраски окисной пленки могут быть использованы светостойкие органические и минеральные красители. Это дает возможность окрашивать скульптуру не только в цвет бронзы или ее патины, но и в любой цвет, в зависимости от замысла скульптора. Такова статуя «Лыжник» в Швейцарских Альпах: в самой статуе — алюминий полированный, а лыжи — черные.

    При необходимости повышения плотности и непроницаемости окисная пленка может быть пропитана атмосферостойкими лаками без образования блестящей «лаковой» фактуры.

    Качество декоративной окраски зависит не только от примесей, но и от способа изготовления изделий, а также от качества механической обработки поверхности металла, — уплотненный слой лучше окрашивается. Таким образом, искусственные окисные пленки обладают весьма высокими физико-механическими и химическими качествами и при необходимости придания поверхности скульптуры того или иного цвета превосходят по своей стойкости любые лакокрасочные покрытия. Однако в отечественной художественной промышленности они применяются только для отделки сувениров, осветительных приборов, мелкой настольной скульптуры. Для обработки же крупной скульптуры, в том числе монументальной, они не используются.

    Итак, использование алюминия и его сплавов для монументальной скульптуры весьма перспективно. Однако представляется, что для практического осуществления этого необходимо выполнение некоторых условий:

    1. Нужно провести исследовательскую и экспериментальную работу по подбору оптимальных составов металла и сплавов для литой и листовой скульптуры и разработать специальные ГОСТы на художественные марки этих материалов.
    2. Необходима экспериментальная работа по технологии литой и листовой скульптуры, включая различные виды термической и механической обработки.
    3. Необходима экспериментальная работа по созданию оптимальной методики анодирования и химического оксидирования скульптуры,

    а также последующей защитно-декоративной обработки поверхности. Все перечисленное связано с затратами материальных средств, и решение этой задачи должно осуществляться в контакте Министерством культуры СССР и Министерством цветной металлургии. Разрешение этого вопроса необходимо, поскольку применение вторичных и случайных сплавов и необоснованной технологии не дает должного эффекта и лишь дискредитирует возможности прекрасного материала. Назрела необходимость широкого совместного обсуждения перспектив применения алюминия и его сплавов для скульптуры — Министерством культуры СССР, союзами художников, художественными фондами, скульптурными комбинатами, заводами художественного литья и Всесоюзной центральной научно-исследовательской лабораторией консервации и реставрации музейных художественных ценностей.

     

    Топильская И.В.Монументальная скульптура из алюминия и его сплавов// Советская скульптура/И.В.Топильская М., 1978, С 200-206

     

    monument-cma.com