Предложения с прямой речью. Слова автора прямая речь предложение


7 предложений с прямой речью

Что такое прямая речь

   Прямая речь - это часть текста, цитирующая слова или высказывания, принадлежащие героям повествования. Прямая речь передает всю уникальность высказываний: лексику персонажей, грамматику, стиль. Она употребляется со словами автора, благодаря чему становится известно, кому принадлежат высказывания.

   Прямая речь может употребляться в форме диалога. Диалогом называют чередующиеся высказывания двух или более лиц. Слова автора в диалоге зачастую отсутствуют, а высказывания именуются репликами.

Правила оформления прямой речи

  • Прямая речь на письме начинается с большой буквы.
  • Прямая речь выделятся кавычками с двух сторон.
  • Слова автора, употребленные перед прямой речью, заканчиваются двоеточием.
  • Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее ставятся запятая и тире. Прямая речь с восклицанием или вопросом оканчивается восклицательным или вопросительным знак и тире.
  • Если прямая речь разрывается в месте, где должна быть запятая, двоеточие, тире или не должно быть никакого знака, то слова автора с двух сторон выделяются запятыми и тире.
  • Если прямая речь разрывается в месте, где должна быть точка, то перед словами автора нужно употребить запятую и тире, а после них точку и тире.
  • Если прямую речь слова автора разделяют в месте, где должен быть восклицательный или вопросительный знак, то словам автора будет предшествовать соответствующий знак и тире, а после них ставят точку и тире.
  • Все реплики в диалоге размещаются с новой строки, перед каждой ставится тире, кавычки не используются.

Примеры предложений с прямой речь

  1. Родители мне всегда твердили: "Делу время, потехе час".
  2. "Нет, не видел я тут никого", - сказал Санька.
  3. "Сережа, ты уже все уроки сделал?" - строго спросила мама.
  4. "Помнишь, - грустно затянул Ёжик, - как было весело с Медвежонком?"
  5. "Нет, не сделал, - ответил Серёжа. - Математика не идет, а к чтению не приступал даже".
  6. "Поздравляю! - воскликнул Винни Пух. - Желаю счастья в личной жизни!"
  7. - Ну, разобрал, какое горе у огурцов?

        - Горькое, бабушка, горькое! 

 

vashurok.ru

Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью

Сегодняшняя наша тема – предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности – синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. – Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Чувствуете разницу? Тогда идём дальше.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа предложения (повествовательное, восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или вопросительный знак ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях – нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

Готовы идти дальше?

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить знак вопроса или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

То есть после первой части слов автора ставится двоеточие, а дальше прямая речь и все знаки препинания выписываются так, как будто мы пишем предложение по первому правилу.

Непонятно? Тогда попробуем составить предложение с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще – просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после – точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. – Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. – Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы.

  • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно – нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

Разбор предложений с прямой речью практически ничем не отличается от обычного синтаксического разбора. Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике сложные предложения с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное – проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

4u-pro.ru

§ 48. Прямая речь -

245. Прочитайте предложение с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делаете четкую паузу, прямую речь выделите голосом, учитывая вид предложения. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи? Составьте схемы предложений.

1. И сказала скалка. "Мне Фёдору жалко". А: "П".  2. И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?". А: П?". 3. И зарыдала корыто: "Увы, я разбито, разбито!". А: "П!".4. И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу". А: "П" (К. Чуковский)

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

246. Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора. Выпишите предложения с обращением.Предложение с обращением: 1. "А ты что, кумушка, в дорогу?" -  ей с возу Курица кричит. 3. "Стой, братцы, стой!" - кричит Мартышка. 4. "Ах ты, обжора! Ах, злодеи!" -  тут Ваську Повар укоряет. 5. "Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?" - говорит ей муравей. 7 "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - ей Мишка отвечал. 9. "Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал сурок.Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. Перед словами автора после прямой речи ставится запятая и тире. Если предложения в прямой речи вопросительные или восклицательные,  то перед словами автора после прямой речи ставится тире.

"Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал Сурок. Предложения с прямой речью. Прямая речь заключается в кавычки, стоит перед словами автора поэтому перед словами автора стоит тире. Предложение в прямой речи вопросительное, восклицательное, поэтому в конце стоит вопросительный знак. Слово "кумушка" - обращение, поэтому выделяется с запятыми. В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью перед словами автора? 1. "Что с вами приключилось, малыши?" - спросил Андрей. 2. "Пойдемте со мной, ребятки!" - предложил Андрей. 3. "Вы у меня в гостях, ребята", - произнес Андрей.

В первом предложении стоит вопросительный знак, во втором - восклицательный, а в третьем - точка.

247. К словам автора допишите прямую речь. Составьте схему второго и четвертого предложений.1. Отец серьезно спросил: "Почему ты не сделал уроки?". 2. Мальчик воскликнул: "Ура!". 3. Экскурсовод сообщил: "А сейчас мы проезжаем Красную площадь". 4. "Я не пойду с тобой", - возразил Александр. 5. "Куда ты так рано идёшь?" - удивилась девочка. 6. Учитель физкультуры скомандовал: "В шеренгу становись".

248. Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь. Укажите обращение.

1. "Проводи нас, дедушка (обр.)", - мы попросили лесника. (Предложения с прямой речью, слова автора стоят после прямой речи). 2. "Ступайте, ребята (обр.), за мной!" - пригласил он. 3. Ребята ответили: "Мы готовы, Иван Ильич (обр.)". 4. Лесник предложил нам: "Ешьте, ребята (обр.), яблоки". 5. Дети поблагодарили: "Спасибо, дедушка (обр.), большое". 6. Лесник сказал: "Возьмите яблоки с собой в дорогу". 7. Нам вслед неслось: "Счастливого пути, приходите еще".

249. Перепишите отрывки из русской народной сказки, расставляя знаки препинания. Замените маленькие буквы большими, где это необходимо. 1) "Здравствуй (здравие), сестрица (сестры). Что ты кушаешь (кушать, 1 спр., 2-е л.)?"-  спрашивает волк. 2) "Рыбу", - отвечает лисица. 3) "Дай мне, лисичка, хотьодну", - просит серый. 4) А рыженькая учит: " Ты братец ступай на рекуи опусти хвост в прорубь (рубить)". 5) Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь (рубить). Сидит и приговаривает: "Ловись, рыбка (рыба), и маленькая, и большая (больше)". 6) "Так-то лиса учила меня рыбу ловить (улов)", - говорит (говор) волк. 7) "Эх, братец, у тебя хвоста нет, а у меня голова (головушка) разбита", - жалуется (что делает?) лиса.

Просит - глагол, н.ф. - просить, 2 спр., в наст.вр., ед.ч., 3-е л.

250. Если вы вежливы, то, обращаясь к старшему или незнакомому человеку с вопросом или за объяснением, вы будете пользоваться словами прошу вас или скажите, пожалуйста; азрешите спросить; будьте любезны; будьте добры сказать. Составьте устно и запишите три предложения с прямой речью, употребляя эти слова.

Я попросил продавца: "Будьте любезны, покажите мне ту книгу". "Скажите, пожалуйста, где находится театр?" - спросил я у прохожего. "Будьте добры сказать, как проехать к зоопарку", - поинтересовался я у ребят.

porusskomu.ru

Сложное предложение. Прямая речь

Сложным называется предложение, состоящее из двух или нескольких объединенных по смыслу и интонации грамматических основ (простых предложений).

По способу связи выделяют два типа предложений: союзной и бессоюзной.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным): Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

  • Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение:Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.
  • Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения):Во сколько собираемся и куда поедем?

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочиненных называется сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и объединяются с помощью сочинительных союзов и, да, а, но, однако, зато, или, или … или, то … то: Не встречаются горы с горами, а братаются люди с людьми.

Между частями сложносочиненного предложения могут относиться запятая, точка с запятой и тире.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным):Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

  • Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение:Иногда в голубой вышине плыла облако или пролетала птичка.
  • Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения):Во сколько собираемся и куда поедем?

Точка с запятой ставится:

  • Если части сложносочиненного предложения далекие по смыслу или имеют в своем составе другие знаки препинания:То, бывало, дождь холодный сечет, а перестоять непогоды негде: то, бывает, ветер осенний пробирает до костей, а обогреться негде.

Тире ставится:

  • Если вторая часть предложения выражает следствие, противопоставление или быструю смену событий:Может умереть и человек и рассыпаться в прах — и горит на звездах огромное ее дело!

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненных называется сложное предложение, в котором одно предложение подчиняется другому, части предложения неравноправны и соединяются союзами подчинительные или соединительными словами: что, как, если, потому что, как, несмотря на то, перед тем как:Стихотворения Кобзаря рождены для того , чтобы не умирать никогда.

Предложение, от которого зависит другое предложение, называется главным, а предложение, которое подчиняется главному, придаточным. Придаточное предложение может стоять после главного, перед главным, а также в середине главного.

Все придаточные части отделяются от главного предложения запятыми. Если придаточные предложения присоединяется к главному сложенными союзами (несмотря на то, потому что, вследствие того что, по мере того как …), то запятая ставится либо перед всем союзом, либо внутри него:Теплый туман стелился по полю и налив балку до краев, так что деревья утопали в нем.

Запятая не ставится между частями придаточного предложения:

  • Если они состоят из одного слова:Подвязывая светлый виноград, смеется девушка не знать из чего.
  • Соединенными единичным союзом и (й), и (и), или и (или), если обе части имеют общее слово или общую часть:Детям казалось, что уже вечер и сейчас придет мама.

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Бессоюзным называется предложение, в котором составные части связаны в единое целое без помощи союзов и соединительных слов: Степ подбегал к обрыву и остановился — дальше бежать некуда: внизу, до самого горизонта, зеленело и менялось море. В бессоюзном сложном предложении между его частями относятся такие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире: В глубине леса стучал дятел, пищали синицы.

Прямая речь. Знаки препинания при ней

Прямая речь — это речь других, передано точно (не переменной), с соблюдением интонации от имени того, кто сказал или написал. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают, кому она принадлежит. Прямая речь может стоять после слов автора или перед ними, а может разрываться словами автора.

Знаки препинания при прямой речи:

  • Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. В конце предложения ставится нужный по смыслу знак препинания: восклицательный знак, знак, многоточие: А: «П (?)». Удивляюсь, радуюсь, у сердца спрашиваю: «Скажи, вещее сердце, скоро мир будет?».
  • Если прямая речь стоит перед словами автора, то она берется в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире. Слова автора пишутся со строчной буквы: «П», — а. «Кто творит умного и доброго человека — лучший мастер», — таково было решение стариков.
  • Если прямая речь разорвана словам автора, то в начале и в конце прямой речи относятся кавычки. Другие знаки препинания относятся так:
    1. Если слова автора разделяют прямую речь, которая является одним предложением, то они с обеих сторон выделяются запятыми и тире: «П, — а, — п». «Иди, дочка, — говорит мать, — не возраст удивляет».
    2. Если слова автора разделяют прямую речь на границе двух предложений, то после первой части прямой речи ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире, а после слов автора — точка и тире. Второе предложение прямой речи пишется с большой буквы. Лапки закрываются в конце прямой речи: «П! — А. — П. .. ». «Воскресни, Россия! — Страстно молил Я. Гоян. — Воскресни в казацких степях под своим высоким голубым небосводом … »
    3. Когда одна часть слов автора относится к первой части прямой речи (стоящий до разрыва), а вторая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, прямая речь продолжается с большой буквы «П! — А: — П. ». «Я слышал об этом, — сказал он и добавил: — А кто не слышал …»
  • Если слова автора разорваны прямой речью, после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) А: «П», а. Хорошо проявляет наше отношение к поджигателям войны выражение: «Кто взял меч, от меча и погибнет», хоть меч отнюдь не является оружием современных бойцов.
  • Когда есть диалог, то вместо кавычек ставится тире. Каждая реплика начинается с новой строки, а знаки препинания в предложении относятся такие же, как при прямой речи:

    — Бабушка! — Говорит он. — Хотел я посмотреть, очень длинный мир.— Увы! Смотрел бы из ворот, а лезть высоко малом не годится.

  • Если реплики берутся в кавычки и записываются подряд без слов автора, то между ними ставится тире. «На добрый, ты моя дорогая» — «На добрый, мой любимый друг» — «Что сегодня снилось тебе, милая?» — «Сон приснился, и дивненький очень». — «Что же за чудо снилось тебе, милая?» — «Мне снились билии лелеет ..» — «Радуйся, милая, потому Лелия — цветок чистой и любой надежды!».
 

xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai

Предложения с прямой речью.

Поиск Лекций

Прямая речь– речь говорящего, переданная точно, дословно, без изменений.

Предложение с прямой речью состоит из собственно прямой речи (П) и слов автора (А (а)).

Знаки препинания при прямой речи.

Схемы предложений Примеры
А : «П».(? , !) (слова автора стоятпередпрямой речью) Мама попросила дочку: «Помоги мне убрать в квартире». Учитель спросил: «Кто будет отвечать?» Тренер громко скомандовал: «Стройся!»
«П», - а. (слова автора стоятпослепрямой речи) «Помоги мне убрать в квартире», - попросила мама дочку. «Кто будет отвечать?» - спросил учитель. «Стройся!» - громко скомандовал тренер.
«П, - а, - п». «П, -а. – П». «П?- а. -П». (слова автора прерываютпрямую речь) «Вот что,- сказал Андрей, - поговорим позже». «Сегодня будет праздник, - сообщил Коля. – Приходите в 19 часов». «Почему ты не пришёл на концерт? – спросила Маша. – Было интересно».  

Предложения с косвенной речью.

Косвенная речь – это речь говорящего, переданная неточно, в виде сложноподчинённого предложения с изъяснительным придаточным. Например: Тренер громко скомандовал, чтобы мы строились.(СПП [ ], чтобы [ ].)

Цитаты.

Цитата –речь известных людей, записанная в виде прямой или косвенной речи.Например: А.П.Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов говорил, что «краткость – сестра таланта».

Сложное предложение.

Сложное предложение –это 2 или несколько простых предложений, связанных по смыслу и с помощью союзов.

Виды связи предложений: сочинительная, подчинительная, бессоюзная (смысловая).

Виды сложных предложений: сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), бессоюзное (БСП).

Вид СП Средства связи ПП в СП Схема Пример
Сложносочинённое предложение (ССП) (простые предложения РАВНОПРАВНЫ между собой (1 = 2) ) Сочинительные союзы: 1)соединительные: и, да =и, ни-ни, тоже, также; [ 1 ], и [ 2 ]. 1Было уже часов десять, и 2над садом светила полная луна. (ССП, [ 1 ], и [ 2 ].)
2)разделительные: или, либо, то-то, не то- не то;   [1 ], или [2 ]. То[ 1 ], то[2 ]. 1Вчера былдождь, или 2ярко светилосолнце. (ССП, [1 ],или[ 2 ].) 1Не то вдалеке был пожар, не то 2закатпламенел. (ССП, Не то [1 ],не то [2 ].)
3)противительные: а, но, да=но, однако, зато. [ 1 ], а [ 2 ]. 1Под утро дождьпрекратился, но 2солнце не выходило. (ССП, [1 ],но [ 2 ].)
Сложноподчинён-ное предложение (СПП)(простые предложения не РАВНОПРАВНЫ: есть главное (х) и придаточное. От главного задаём вопрос к придаточному (1 ? 2 или 1 ? 2)). Подчинительные союзы. Вид придаточного определяется по виду подчинительного союза. Придаточное может стоять после, перед и в середине главного. х ? [ 1 ], пс ( 2 ). ? х Пс ( 1 ), [ 2 ]. Х ? [1, пс (2 ), …]. 1)1Пошёлснег, когда 2мывозвращались домой. (СПП, [ 1], когда ( 2 )). 2)Когда 1мы возвращались домой, 2пошёл снег. (СПП, Когда ( 1), [ 2])). 3)1Дом, где 2мыжили, был старый. (СПП, [ 1, где ( 2 ),…]).
Бессоюзное сложное предложение (БСП)(простые предложения РАВНОПРАВНЫ и связаны по смыслу) Отсутствуют союзы. В БСП можно поставить запятую, двоеточие, тире, точку с запятой. [ 1 ], [ 2 ]. [ 1 ]: [ 2 ]. [ 1 ]; [ 2 ]. [ 1 ] - [ 2 ]. 1Было тепло, 2светилосолнце.(БСП, [ 1 ], [ 2 ].)

Виды придаточных в СПП.



poisk-ru.ru

возможные слова и обстоятельства. Диалог

 

Существует порядок передачи чужой речи. Чужая речь - это то, что говорит или пишет другой человек.

Предложение с косвенной речью: говорящий пересказывает(передаёт) содержание чужой речи с помощью сложноподчинённого предложения:

  • Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.

Предложение с прямой речью: говорящий точно, дословно, воспроизводит чужую речь, передаёт её как бы от лица того, кому она принадлежит:

  • Тренер мне посоветовал: "Надо глубже дышать, Валентин". 

Слова автора могут сообщать, кому принадлежат чужие слова(прямая речь), могут обрисовать манеру, способ говорения, интонацию, указать на мимику, жесты,которыми сопровождается прямая речь. 

Капитан крикнул: "Купаться!" (Л. Н.Толстой).

Условные обозначения прямой речи, принятые в учебниках

П, п- прямая речь, А, а- слова автора;

  • А: "П".
  • "П", - а.
  • "П!" - а.
  • "П?" - а.
  • А: "П?".
  • "П, - а. - П".
  • "П? - а. - П".
  • "П! - а. - П".
  • "П, - а, -п?"

Возможные слова и обстоятельства, вводящие прямую речь

  • Слова, обычно вводящие прямую речь в предложение:

Спросить, осведомиться, любопытствовать, заговорить, допытываться, добавить, лепетать, закончить, успокоить, кричать, шептать, бормотать, возразить, перебить, вставить и др.

  • Возможные "обстоятельства речи":

Шепотом, басом, звонко, глухо, чётко, скороговоркой, неспешно, дружелюбно, доброжелательно, сочувствуя, миролюбиво, с расстановкой, укоризненно, с упрёком, одобрительно и др.

Являются ли диалог, цитаты и эпиграф прямой речью

Диалог - это разговор, как минимум, двух лиц. При диалоге каждая реплика пишется с новой строки, кавычки при этом не употребляются и перед каждой репликой обязательно ставится тире.

Цитаты - это выдержки из высказываний кого-либо, которые приводятся для подтверждения своей мысли.

  • 1. Цитаты могут находится при словах автора и передавать прямую речь. В данном случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью.
  • 2. Цитата может включаться в авторскую речь. Здесь она пишется с маленькой буквы и выделяется кавычками. 
  • 3. Когда приводят слова из стихотворного текста с  соблюдением строк и строф подлинника кавычки не ставятся: 

Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Эпиграф - изречение, цитата откуда-либо, которые помещаются перед произведением или его частью. Эпиграф не выделяется кавычками, а ссылка на источник находится на следующей строке.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Простое предложение: односоставные и двусоставные + ПРИМЕРЫ Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspИзменение имён существительных по падежам: правила и исключения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru