Управленческий учёт транспортных расходов: типичные ошибки. Транспортные расходы что включают


Транспортные расходы

Практически у любого предприятия в ходе его хозяйственно-финансовой деятельности возникает необходимость тщательно контролировать и правильно учитывать транспортные расходы. Порядок их учета определяется по условиям заключенных договоров с покупателями и продавцами. Если в договоре отражено условие, что покупатель самостоятельно компенсирует все расходы на транспортировку, сумма компенсации является доходом предприятия-поставщика. Оплата доставки грузов железнодорожным транспортом поставщиком является расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу. Так, при превышении компенсации над расходами, понесенными на доставку товаров покупателю, у предприятия возникает налоговая база для налога на прибыль.

Существует 2 вида транспортных расходов:

1. Те, что входят в стоимость поставки товара, при этом в цену поставки уже включены все расходы на доставку до потребителя.

2. Те, что при согласовании продажной цены с условием «склад поставщика» выделяются отдельной строкой. Покупатель оплачивает стоимость доставки товаров помимо самой их стоимости, указанной в договоре. Поставщик обязан представить покупателю первичные документы, что подтверждают факт таких расходов и их оплату. По своей сути договор на поставку разбивается на 2 части. В первой содержатся условия купли-продажи, во второй – элементы договора о предоставлении транспортных услуг. При этом поставщик является агентом поставки, а покупатель – принципалом.

Транспортные расходы на доставку товарной продукции зачастую в ее стоимости составляют значительную часть. Поэтому в счетах на товары, выставляемых поставщиками, такие затраты часто выделяются отдельной строкой, хотя они могут быть и просто включены в стоимость. В этом случае понятно, что покупатель оплачивает расходы продавца на транспортировку. Отображение таких операций в учете зависит от документального оформления.

Если транспортные расходы по договору организации-перевозчика не компенсируются покупателем, они включаются в расходы на продажу. Если же по договору расходы перевозчика возмещаются покупателем, они отражаются на счете 76 «Расчет с разными дебиторами и кредиторами».

Транспортные расходы, проводка которых в бухучете зависит от условий поставки, отражают следующим образом:

- выполненные транспортом и собственными силами поставщика – в кредите счета 44, на котором учитывают продажи;

- выполненные транспортной организацией, авиацией, железнодорожным транспортом, морским и речным транспортом или другими предприятиями-перевозчиками – по кредиту счета 76 (не отражая их в составе выручки). Их можно учитывать и на транзитных расчетных счетах. Для ведения такого учета продавец должен документально подтвердить, что он выполняет только функции посредника и не оказывает транспортные услуги самостоятельно.

При продаже товаров с услугами транспортных организаций и отражении в учете соответствующих проводок делаются и такие:

  • Дт 60 Кт 51 – оплачены услуги организации-перевозчика;
  • Дт 76 Кт 60 - отражается задолженность покупателей за транспортировку товара;
  • Дт 51 Кт 76 - поступление денег для возмещения расходов на транспортировку.

Транспортные расходы бывают:

- прямые (расходы на доставку товарной продукции до склада, не включенные в стоимость товаров). Прямые расходы, что относятся к остаткам на складе, определяют по средним процентам за месяц с учетом остатка на его начало.

- косвенные (все остальные).

Таким образом, расходы, что участвуют в формировании стоимости товаров и отражены в первичном документе отдельной строкой, для налогообложения распределяются на остатки товарной продукции на складе. Не выделяемые отдельной строкой расходы на транспортировку распределять не надо.

Расходы на транспортировку, что учитываются на сч. 44, включают в себестоимость проданных товаров прямым методом. Если же такое распределение невозможно, эти затраты распределяют между разными наименованиями товаров по их объему или весу, производственной себестоимости.

Транспортные расходы на доставку товарной продукции до склада вместе с суммой, оплаченной по договору поставщику, представляют собой фактические затраты на покупку товара и увеличивают себестоимость всей нереализованной продукции.

При покупке товарно-материальных ценностей предприятие несет разные сопутствующие расходы, такие как затраты на страховку и транспортировку груза, на оплату услуг порта, таможенные платежи, комиссионные брокеру. Эти расходы называются транспортно-заготовительными. Их учет ведется на счете, предназначенном для учета товаров (281, 286, 282). Фактическая себестоимость материалов включает:

- стоимость материала;

- транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Для облегчения распределения этих расходов можно принять такие методы:

1. Если ТЗР не более 10% стоимости, их сумма полностью списывается на счета производства и стоимость проданных материалов.

2. Распределяются ТЗР в текущем месяце по удельному весу (в % к стоимости материалов), сложившемуся на начало месяца.

3. ТЗР относят по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях, к стоимости использованных материалов.

4. ТЗР ежемесячно списывают на стоимость отпущенных (использованных) материалов (если их удельный вес до 5%).

fb.ru

Куда отнести транспортные расходы 🚩 к какой статье расходов отнести унитаз 🚩 Финансы 🚩 Другое

Инструкция

Одна из самых распространенных ошибок – относить на транспортные расходы все, что так или иначе связано с транспортом. Существует три группы транспортных расходов.

Первая группа: транспортные расходы, относимые на себестоимость товара (материалов и сырья). К этой группе относятся все расходы, связанные с доставкой товара от поставщика до склада. Под такие расходы выделяют отдельную статью в БДДС. Называться она может, к примеру, так: «Заготовка товара и доставка его до склада».

В эту статью включаются следующие подстатьи: таможенное оформление и доставка, транспортно-экспедиторские услуги, погрузочно-разгрузочные работы, хранение товара, страхование перевозки грузов, оформление логистических документов (если они увеличивают себестоимость товара), штрафы и плата за простой, прочее (все расходы, которые ложатся на себестоимость товара в процессе его доставки, выделение отдельной статьи под которые нецелесообразно).

Вторая группа: коммерческие транспортные расходы. К таковым относятся расходы по доставке товара своим или арендованным транспортом до клиента и в фирмы, транспортные расходы, связанные с перемещением товара с одного склада на другой (внутренняя доставка).

Под эти расходы в бюджете можно выделить такие статьи: «Внутренняя доставка» без детализации на статьи, «Доставка товаров потребителям (филиалам в том числе)». Вторая статья детализируется на следующие подстатьи: транспортно-экспедиторские услуги, погрузочно-разгрузочные работы, экспертиза груза, страхование перевозки грузов, штрафы и плата за простой, прочее.

Может показаться, что эти подстатьи дублируют другие подстатьи, выделенные в статье «Заготовка товара и доставка его до склада», но это не так. Надо учитывать, что статья «Заготовка товара и доставка его до склада» находится в разделе БДСС «Расходы по основной деятельности». Она относится к группе статей «Оплата товаров, работ, услуг». А статьи «Внутренняя доставка» и «Доставка товаров потребителю» также находясь в разделе БДСС «Расходы по основной деятельности», но относятся к группе статей «Коммерческие расходы».

Третья группа: расходы на содержание личного автотранспорта учредителей либо разъездного транспорта, используемого в служебных целях. Данная статья находится в разделе БДСС «Расходы по основной деятельности» и относится к группе статей «Административно-управленческие расходы» либо «Коммерческие расходы».

Если предполагается разделять расходы на содержание личного автотранспорта учредителей и расходы на разъездной транспорт, тогда учредителей можно включить в группу «Административно-управленческие расходы», а разъездной – в «Коммерческие расходы». Хотя это непринципиально. Чтобы бюджет не усложнять, стоит сделать одну статью «Расходы на содержание служебного автотранспорта», находящуюся в разделе «Коммерческие расходы».

А вот что принципиально, так это вот что: важно отделить транспортные расходы, которые влияют на себестоимость груза, от коммерческих транспортных расходов и после - от «всех остальных» транспортных расходов. Также важно правильно классифицировать «все остальные» расходы по смысловой нагрузке. Таким образом, в БДДС нужна статья «Расходы на содержание служебного автотранспорта», которую можно детализировать на подстатьи: топливо; расходные материалы, ремонт, ТЭО, мойка; гаражно-стояночные услуги; страхование, сигнализация; прочее.

www.kakprosto.ru

Управленческий учёт транспортных расходов: типичные ошибки

04.03.2013

Автор: Ольга Феклисова

Казалось бы, какие сложности могут возникнуть в том,  как отражать  в управленческом учете транспортные расходы?

Однако на практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что даже те компании, у которых управленческий учет давно уже есть, не всегда могут правильно учитывать транспортные расходы.

На самом деле все, как всегда, просто.

Правильный учет транспортных расходов зависит только от того, насколько верно или неверно вы их классифицируете. Все!

Все ошибки в управленческом учете – из-за неправильной классификации (интерпретации) тех или иных транспортных расходов, а также из-за того, что некоторые расходы, относимые на «транспортные», по сути, транспортными расходами не являются.

Самая распространенная ошибка – относить на транспортные расходы все, что так или иначе связано с транспортом, машинами, проездом, а это не так.

Запомните: не все расходы, связанные с транспортом, являются транспортными! Ниже я расскажу об этом.

Итак.

Существует всего 3 группы транспортных расходов:

  1. Транспортные расходы, относимые на себестоимость товара (сырья и материалов). Это все расходы, связанные с доставкой товара (сырья и материалов) от поставщика до НАШЕГО склада. Под эти расходы выделяется отдельная статья в БДДС (БДР), которая может называться, например, «Заготовка и доставка товара до склада». Эта статья детализируется на подстатьи (по тем расходам, связанным с доставкой товара до склада, которые у вас есть):
  • таможенное оформление и доставка – платежи таможенным брокерам за таможенное оформление товара;
  • транспортно-экспедиторские услуги  - услуги сторонних транспортных компаний по доставке товара, сырья и материалов до склада;
  • погрузо-разгрузочные работы – услуги сторонних транспортных компаний (или сторонних грузчиков), нанятых для погрузки-разгрузки товара на наш склад (ВНИМАНИЕ: услуги собственных грузчиков тут ни при чем. Мы им за это зарплату платим. А это уже наши расходы на персонал, а не себестоимость товара).
  • хранение товара – относятся расходы по хранению товара на таможне до прохождения таможенной очистки, в т.ч. демеридж (аренда) контейнеров;
  • страхование перевозки грузов – платежи сторонней страховой компании за страховку груза при его доставке до нашего склада;
  • оформление логистических  документов: сертификатов, свидетельств на товар, т.п., в том случае, если они увеличивают себестоимость товара;
  • штрафы, плата за простой – например, штраф за простой контейнера на таможне в связи с задержкой растаможки, ложится на себестоимость той партии товара, которая в этом контейнере находится;
  • прочее – прочие расходы, которые ложатся на себестоимость товара при его доставке до нашего склада, под которые нецелесообразно выделять отдельную подстатью.

А вы консультируетесь при выделении статей в управленческом учете, в частности, по расходам относимым на себестоимость, и, в частности, по транспортным, с Главным бухгалтером? Нет? Нууу… это неправильно. Поверьте мне, ваша бухгалтерия давно уже разобралась, что формирует у вас себестоимость товара (сырья, материалов), а что нет.

Так что очень рекомендую спросить Главного бухгалтера, какие транспортные расходы ОН/ОНА относит на себестоимость. И сделать в управленческом учете аналогично.

Если при доставке товара до склада используется собственный транспорт, то в управленческом учете расходы на содержание этого транспорта можно относить на себестоимость товара. Целесообразно делать это в 2-х случаях:

  • если указанный собственный транспорт используется ТОЛЬКО для доставки товара до склада и больше нигде. В противном случае, сложно будет делить расходы на те, которые к себестоимости относятся и те, которые к ней отношения не имеют.
  • Если экономический эффект от отнесения затрат по собственному транспорту на себестоимость выше затраченного на это времени.

Здесь также нелишним будет проконсультироваться с бухгалтерией. Зачем нам принципиальные существенные расхождения между порядком учета транспортных расходов в бухгалтерском и управленческом учете? Зачастую это вовсе неоправданно.

  1. Транспортные расходы по доставке товара, относящиеся к коммерческим расходам.

Это самая интересная группа. Чаще всего ошибки случаются при принятии решения об отнесении транспортных расходов к первой, вышерассмотренной, и к этой группе.

К коммерческим транспортным расходам относятся следующие:

  • расходы по доставке товара собственным или арендованным транспортом до клиента,
  • расходы по доставке товара собственным или арендованным транспортом в филиалы,
  • транспортные расходы, связанные с  перемещением товара со склада на склад (внутренняя доставка).

В бюджете под эти расходы можно выделить следующие статьи:

Статья «Внутренняя доставка (перемещ. товара со склада на склад)» – без детализации на подстатьи, т.к. расходы по этой статье, как правило, не бывают слишком велики в сравнении с расходами по другим статьям.

Статья  «Доставка товара потребителям (в т.ч. филиалам)» с детализацией на подстатьи:

  • транспортно-экспедиторские услуги - оплата услуг транспортных компаний при доставке товара до клиента. Если товар до клиента везем собственным транспортом, то расходы на содержание этого транспорта правильнее учитывать в следующей (третьей) группе статей;
  • погрузо-разгрузочные работы – оплата услуг сторонних компаний или грузчиков при погрузке-разгрузке товара, доставленного клиенту или в филиал;
  • экспертиза груза – оплата услуг сторонних компаний по экспертизе груза при его доставке клиенту;
  • страхование перевозки грузов – оплата страхования груза при его перевозке до клиента или в филиал;
  • штрафы, плата за простой – при доставке груза клиенту или в филиал;
  • прочее – прочие расходы при доставке груза клиенту или в филиал, под которые нецелесообразно выделять отдельную подстатью.

Может показаться, что указанные подстатьи  дублируют подстатьи, выделенные выше в статье «Заготовка и доставка товара до склада». Однако это не так! 

На семинаре "Управленческий учёт: с чего начать?" я подробно рассказываю, как грамотно выделять статью БДДС. И обращаю внимание на то, что от того, в каком разделе БДДС находится статья и от того, как она называется, пользователям однозначно должно быть понятно, какие расходы на нее относить. Т.е. статья «Заготовка и доставка товара до склада» находится в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится к группе статей «Оплата товаров, работ, услуг».

Статьи же «Внутренняя доставка (перемещ. товара со склада на склад)» и «Доставка товара потребителям (в т.ч. филиалам)» находятся в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности», но относятся в группе статей «Коммерческие расходы».

Неправильно относить на себестоимость транспортные расходы, перечисленные во второй группе! Это не только искажает (уменьшает) валовую прибыль, но и существенно усложняет (тормозит) расчет себестоимости. На практике это означает, что себестоимость в управленческом учете может формироваться с опозданием на месяц.

  1. Третья группа транспортных расходов – это расходы на содержание личного транспорта учредителей или разъездного транспорта, используемого в служебных целях.

Данная группа транспортных расходов находится в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится либо к группе статей «Административно-управленческие расходы» либо «Коммерческие расходы». Тут уж решайте сами, в какую группу их лучше включить.

Если вы будете отделять расходы на содержание личного автотранспорта учредителей от расходов на транспорт, используемый для разъездов в служебных целях, то тогда можно включить  учредителей – в группу «Административно-управленческих расходов», а разъездной – в «Коммерческие». Но принципиальной  важности в том, в какую группу (АУР или коммерческих) расходов включить транспорт учредителей и разъездной нет. Поэтому чтобы не усложнять бюджет, лучше сделать одну статью «Расходы на содержание служебного автотранспорта» в разделе «Коммерческие расходы». Принципиально ВАЖНО отделить транспортные расходы, влияющие на себестоимость, от коммерческих транспортных расходов и затем от «всех остальных» транспортных расходов. И принципиально ВАЖНО «все остальные» правильно классифицировать по смысловой нагрузке дальше.

Итак, в БДДС нужна статья «Расходы на содержание служебного автотранспорта», которая может быть детализирована на следующие подстатьи:

  • топливо
  • расх. материалы, ремонт, ТЭО, мойка
  • гаражно-стояночные услуги
  • страхование, сигнализация
  • прочее.

Таким образом, мы закончили с транспортными расходами.

А что делать с расходами на проезд на поезде, самолете и т.д.? – спросите вы. В какие транспортные расходы их включать?

А куда относить расходы на оплату проезда курьеров?

А куда относить расходы на оплату компенсации за проезд сотрудников, например,  проездные на метро?

Все очень просто. Это все разные расходы. Расходы, связанные с транспортом, но… они никакого отношения не имеют к уже рассмотренным нами 3-м группам транспортных расходов.

Это очень важно понять! Расходы на билеты на поезд, самолет, проездные курьерам и т.д. НЕ ДОЛЖНЫ увеличивать ни одну из статей/подстатей, рассмотренных в 3-х группах. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!

Так куда же их относить?

Расходы на проезд поездом, самолетом и т.п. связаны ведь с командировками? Значит, они должны увеличивать расходы по статье «Командировочные расходы» и относиться на подстатью «проездные документы, в т.ч. проезд курьеров». В данном случае и все перемещения курьеров, связанные с разъездным характером их работы, рассматриваются как «местные командировки».

А вот если вы регулярно определенным категориям сотрудников компенсируете расходы на проезд до офиса в виде, например, оплаченного на месяц проездного на общественный транспорт, то такие расходы в управленческом учете правильно классифицировать как «Расходы на персонал». Ведь они увеличивают общие расходы компании на персонал, так? Не транспортные! А расходы на содержание персонала. Чувствуете разницу? И могут рассматриваться как элемент компенсационного («социального», как его еще называют) пакета, наряду с компенсацией расходов на мобильную связь, даже если официально у вас в компании такого пакета нет. Кстати, и с мобильной связью тоже аккуратнее. Если вы на ежемесячной основе компенсируете определенным категориям сотрудников расходы на мобильную связь в рамках установленных сумм или лимитов, то это увеличивает ваши расходы на персонал:  компенсационный (социальный) пакет. А вот если вы оплачиваете сотруднику мобильную связь только во время его нахождения в командировке, то, извините, это увеличивает командировочные расходы компании.

Понятно? Еще раз. Если вы оплачиваете проездной на месяц для курьера, то эти расходы увеличивают расходы компании по статье «Командировочные расходы», которая может иметь следующие подстатьи:

  • проездные документы, в т.ч. проезд курьеров
  • проживание
  • суточные
  • моб. связь и телефонные переговоры в командировке
  • прочее.

Сама статья «Командировочные расходы» находится в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится к группе статей «Коммерческие расходы».

Если вы ежемесячно оплачиваете проездные для «льготных» категорий сотрудников, то это увеличивает ваши расходы на персонал: раздел «Расходы по основной деятельности», группа  статей «Расходы на персонал» или «Социальный пакет», соответствующая статья или подстатья.

С транспортными расходами все. Вопросы можете задавать здесь.

Подробно об этом и многое другое Вы можете узнать на семинаре "Управленческий учёт: с чего начать?". Ближайшие даты и стоимость. Программа семинара. Отзывы.

А хотите узнать, как сократить расходы на канцтовары?

Возврат к списку статей

uchetco.ru

Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Наверное, в наше время трудно найти организацию, которая вообще не имеет необходимости отражать транспортные расходы в бухгалтерском учете.

Перманентные процессы закупок и продаж, в которые вовлечено большинство коммерческих организаций, связаны с такими тратами практически неразрывно. Именно по этой причине, любому бухгалтеру, не желающему прослыть невеждой в профессиональных кругах, необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях учета этих операций.

Эта статья поможет читателю составить четкое и целостное понимание того, каким образом могут отражаться в бухучете издержки на транспортировку в разных случаях и какие первичные документы необходимо оформлять для их подтверждения в налоговых органах.

Оплата перевозки основных средств

Согласно пункту 8 ПБУ 6/01, все денежные средства, уплаченные за транспортировку приобретенных внеоборотных активов от поставщика, следует включать в первоначальную стоимость этих объектов.

Данное правило имеет одно исключение – это объекты, которые являются самодвижущимся механизмами, такими как, к примеру, бетономешалка или экскаватор. Так вот, если такой внеоборотный актив приехал к покупателю своим ходом, то деньги, заплаченные за перегон машины от продавца, включать в ее первоначальную стоимость не следует. В этом случае траты нужно отнести на тот счет, на котором ведется регистрация издержек по эксплуатации этого механизма.

Оплата доставки закупленного сырья и материалов

Пункт 83 Методических указаний по бухучету предлагает предприятиям 3 допустимых варианта регистрации сумм, израсходованных на транспортировку приобретенных материалов:

  1. Относить их на спецсчет 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  2. Открыть соответствующий субсчет к счету 10 «Материалы»;
  3. Включать стоимость доставки материалов непосредственно в их себестоимость.

При выборе первого или второго способа следует принять во внимание, что все транспортные затраты должны быть отражены в разрезе групп или видов материалов.

При выборе третьего способа перед бухгалтером встает дополнительная задача – нужно решить, пропорционально какой величине следует распределять затраченные на перевозку деньги на себестоимость:

  • Пропорционально количеству (объему, весу и т.д.)
  • Пропорционально закупочной стоимости.

Отражение затрат на перемещение товаров, приобретенных для последующей перепродажи

Законодательство предусматривает 2 возможных способа отражения в бухучете транспортных издержек на закупку продукции:

  1. Относить их на дебет счета 44 «Расходы на продажу», в конце месяца списывая сумму полностью или частично на счет «Продажи»;
  2. Включать затраченные на доставку средства непосредственно в себестоимость закупленных товаров.

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы. Так, способ включения затрат на транспортировку в себестоимость продукции является более трудоемким для бухгалтерии, а также может привести к возникновению ситуации, при которой себестоимость одинаковых товаров из различных партий будет иметь различную себестоимость единицы, что не всегда удобно.

Первый способ представляется менее трудоемким, однако и тут есть своя сложность, которая связана с необходимостью ежемесячно переносить эти издержки на 90-ый счет. Как уже было отмечено выше, сумма затрат может быть перенесена полностью или частично, причем решения о том, какой из двух подходов выбрать, принимается непосредственно организацией по своему усмотрению:

  • Списывать сумму полностью, оставляя нулевое сальдо по счету 44;
  • Переносить расходы пропорционально сумме проданных за месяц товаров, оставляя на сальдо 44 счета часть затрат, которые приходятся на складской остаток на конец месяца.

На первый взгляд кажется, что все просто – выбираешь первый способ, переносишь итог с одного счета на другой концом месяца и не загружаешь голову дополнительными вычислениями. Однако есть одна неприятность – выбирать способ переноса издержек компания вольна только в бухгалтерском учете, в учете же налоговом такой перенос можно делать только с пересчетом на объем проданной продукции. Следовательно, второй вариант имеет и свое преимущество – в этом случае бухгалтерский и налоговый учет сближаются.

Учет расходов на доставку товаров покупателю

С отражением транспортных издержек на доставку проданной продукции до покупателя все относительно просто: все связанные с такими перевозками затраты отражаются в течение месяца по дебету счета 44. В конце отчетного месяца итог полностью списывается в дебет счета 90 «Продажи», тем самым уменьшая базу налога на прибыль.

Документы, на основании которых ведется учет

Поскольку транспортные расходы оказывают влияние на налогооблагаемую базу предприятия, бухгалтеру следует особенно тщательно относиться к проверке наличия и правильности оформления первичных документов, подтверждающих эти затраты. Согласно разъяснениям, которые ФНС России дала в своем письме от 21.03.2012, для подтверждения расходов на перевозку груза автомобильным транспортом, налогоплательщику достаточно иметь хотя бы один из ниже перечисленных первичных документов:

  • Или ТТН (товарно-транспортная накладная, унифицированная форма 1-Т, является товаросопроводительным документом и передается покупателю вместе с грузом)
  • Или транспортная накладная (документ, подтверждающий заключение договора перевозки)

Как видите, если аккуратно разложить информацию по полочкам, все становится не так уж и сложно.

С уважением, Технические Эксперты.

fullstartup.ru

Транспортные расходы в торговых организациях: учет и налогообложение

При совершении торговых операций всем компаниям (и покупателям и продавцам) приходится решать вопросы, связанные с доставкой товара. Товар можно доставлять как за счет средств и сил продавца, так и наоборот, за счет покупателя, какой именно способ доставки выбрать, решают сами партнеры при заключении договора, наша с вами задача рассмотреть особенности каждого варианта, для того, чтобы правильно отражать операцию в налогом и бухгалтерском учете.

По общему правилу, если договором не определен порядок доставки товара, товар доставляется поставщиком, ему же принадлежит право выбора вида транспорта или определения условий доставки (ст. 510 ГК РФ).

Таким образом, при продаже товара и перевозке его автомобильным транспортом, необходимо подписать договор, составить накладную (ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"), товарно-транспортную накладную (№ 1-Т, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте") и счет-фактуру. Обращаем Ваше внимание, что согласно Информации Минфина РФ (от 4 декабря 2012г. N ПЗ-10/2012"О вступлении в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ПЗ — 10/2012)") с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). ФНС РФ в своем письме также приводит перечень документов, которые необходимо оформлять при перевозке товара автотранспортом (Письмо ФНС РФ от 21.08.2009г. № ШС-22-3/660).

Исходя из ч.1 ст.7 и ст.9 ФЗ от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете"руководителем экономического субъекта определяется и утверждается состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Для целей налогообложения важно, за чей счет будет доставлен товар и если стороны не определили порядок поставки в договоре, а товар будет доставлен за счет покупателя, то велика вероятность того, что проверяющие органы, сочтут эти расходы экономически необоснованными. Признание расходов на доставку товара напрямую зависит от условий договора, поэтому в договоре необходимо указывать момент перехода права собственности на товар, определять сторону, на которую возложена обязанность по доставке товара, а также способ оплаты расходов (включение в стоимость товара, оплата по отдельному документу и т. д.).

ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ, БРОКЕРСКИХ И ТАМОЖЕННЫХ РАСХОДОВ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ)

В целях налогового учета организации, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы, понесенные в связи с покупкой и реализацией товаров, с учетом положений статьи 320 НК РФ, согласно которой расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Таким образом, организация может воспользоваться одним из двух способов учета транспортных расходов иучесть данные затраты в целях налогообложения прибыли:

  • расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара;
  • расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых.

Выбор конкретного способа учета, должен быть отражен в учетной политике организации и применяться в течение не менее двух налоговых периодов (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/1/420 «Об определении расходов по торговым операциям»). Нельзя не отметить, что в данном случае должны соблюдаться общие правила признания расходов (п.1 ст. 252 НК РФ), то есть расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными (оформленными надлежащим образом) и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение прибыли (дохода).

Применение рассматриваемой нами статьи (ст. 320 НК РФ), распространяется только на расходы торговой организации по доставке товара на свой склад, если же производится аренда транспортного средства, то такие расходы относятся к материальным (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2007г. N 03-03-06/1/157 «О порядке учета для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов налогоплательщика»).

Рассмотрим более подробно оба способа.

Расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара. Отметим, что этот вариант определения расходов наиболее удобен для учета.

Бухгалтерский учет: дебет 44 кредит 10, 70, 69, 02 — доставка осуществлена собственным транспортом и дебет 44 кредит 60 (76) — доставка осуществлена с помощью привлечения транспортной компании. Так как транспортные расходы включаются в стоимость товара, то НДС начисляется со всей стоимости, указанной в договоре. Обращаем внимание, что в данному случае стоимость транспортных услуг отдельно не выделяется, в счет-фактуре указывается только одна позиция. Предъявленный НДС принимается к налоговому вычету на общих основаниях при соблюдении необходимых условий (ст. 171-ст. 172 НК РФ). Покупатель учитывает товар по фактической себестоимости на основании накладной, проводка будет следующей дебет 41- кредит 60 на всю сумму приобретенного товара.

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ В МОСКВЕ, ЦЕНЫ

Расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых (покупатель отдельно возмещает поставщику расходы по доставке товара). 

Порядок учета транспортных расходов определяется исходя из условий заключенного договора с покупателем. В том случае, когда в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, то сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза по железной дороге будет являться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. Прибыль — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, таким образом, при превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю, возникает налоговая база по налогу на прибыль. По мнению Минфина РФ, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, то расходы включаются для целей бухгалтерского учета в состав расходов на продажу, а если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103 О порядке учета транспортных расходов).

А возможно ли использовать посреднический договор при определении условий доставки товара?

Да, возможно. Это право предоставлено сторонам статьей 421 ГК РФ, в которой говорится, что юридические лица свободны в заключении договора и могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, а такжестороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). К отношениям сторон по таким договорам применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре и естественно, условия договора определяются по усмотрению сторон. Использовать такой договор можно, если нужно избежать проблем с входным НДС, уплаченным в составе транспортных расходов. В этом случае, поставщик становится еще и агентом по отношению к покупателю, а покупатель соответственно принципалом. По общему правилу, агент получает вознаграждение за посреднические услуги, которое облагается НДС и налогом на прибыль. По окончанию исполнения поручения, агент обязан представить принципалу (покупателю) отчет о выполнении поручения, к которому необходимо приложить копии подтверждающих первичных документов.

ДОГОВОРНАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

У покупателя в бухгалтерском учете стоимость доставки товара, предназначенного для дальнейшей перепродажи, до собственного склада отражается двумя способами:

Транспортные расходы организации принимаются к учету путем:

  • отнесения расходов на отдельный счет 15 "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения расходов на доставку на отдельный субсчет к счету 41 "Товары";
  • непосредственного (прямого) включение транспортных расходов в фактическую себестоимость товара.

Непосредственное (прямое) включение в фактическую себестоимость товара целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой товаров, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп товаров.

Конкретный вариант учета транспортных расходов устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике (п. 83 Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н"Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»).

Затраты включаются в состав расходов на продажу и учитываются по дебету счета 44 "Расходы на продажу". Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании транспортные расходы распределяются между проданным товаром и остатком товара на складе на конец каждого месяца.

БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, МОСКВА

И вариант бухгалтерского, и вариант налогового учета должен быть закреплен в учетной политике организации.

Покупатель, как и поставщик, может выбрать способ отражения транспортных расходов:

  • Транспортные расходы включаются в стоимость приобретенных товаров. При этом затраты учитываются в периоде реализации товаров, в стоимости которых они учтены
  • Транспортные расходы не включаются в стоимость товара, а учитываются как самостоятельный вид прямых расходов. Если на конец месяца реализован не весь приобретенный товар, организации надо рассчитать величину транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров (ст. 320 НК РФ).

Для документального подтверждения понесенных расходов покупателю необходимы первичные документы, подтверждающие перевозку (накладная, копия акта об оказании транспортных услуг поставщику, акт поставщика на возмещение расходов (либо отчет агента)).

Таким образом, расходы на доставку товара могут составлять значительную долю от его стоимости. Признание транспортных расходов зависит от условий договора. В документах, услуга по доставке товара может быть выделена отдельной строкой или быть включенной в стоимость товара. Но во избежание возникновения проблем со стороны контролирующих органов, помимо этого условия необходимо предусмотреть момент перехода права собственности на товар, сторону по доставке товара, а также порядок оплаты и стоимость транспортных расходов.

rosco.su

Транспортные расходы. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет

Транспортные расходы

По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики данного ведомства, если в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, то сумма компенсации будет являться доходом организации-поставщика. Расходы на плату поставщиком доставки груза являются расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Затраты на доставку не включаются только организациями, оказывающими транспортно-экспедиционные услуги (посредниками).

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающиеся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Поэтому эти расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов экспедитора по п. 9 ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от 30.03.2005 №03-04-114/69). В данном случае и сумма возмещения клиентом транспортных расходов экспедитора не должна включаться в доходы организации, оказывающей экспедиционные услуги, поскольку это предусмотрено пп. 9 ст. 251 НК РФ.

Для документального подтверждения транспортных расходов необходимо наличие товарно-транспортной накладной по унифицированной форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. №78, а также формы №3 «Путевой лист легкового автомобиля»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Как включить все транспортные затраты в косвенные расходы

Затраты торговой компании, связанные с транспортировкой товаров, включаются в налоговые расходы - они направлены на получение дохода и экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако расходы по доставке товаров на собственный склад учитываются постепенно, по мере реализации товаров (прямые расходы), а расходы по доставке товаров покупателю - единовременно (косвенные расходы). Очевидно, что списывать транспортные расходы как прямые менее выгодно, чем косвенные. Ведь в этом случае затраты надо будет распределять пропорционально проданным товарам.

Проанализируем на основе арбитражной практики, как компании защитить наиболее выгодный для себя способ учета транспортных расходов.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Илья МОКРЫШЕВ, партнер компании «Морган Финанс»: - Так как транспортные расходы в любом случае будут учтены плательщиком при исчислении налога на прибыль, компании, в зависимости от особенностей ее деятельности (размер транспортных расходов, срок реализации товара), при выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта учета транспортных расходов в качестве прямых или косвенных. Для многих налогоплательщиков экономический эффект, если рассматривать его хотя бы в среднесрочной перспективе (календарный год), будет незначителен и может оказаться значительно меньше, чем стоимость судебного процесса с налоговиками, от которого плательщик не застрахован.

«При выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта»

 

МОЖНО ЛИ ПРЕВРАТИТЬ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ В КОСВЕННЫЕ

Когда компания доставляет товар для реализации - это ее косвенные расходы и списать их можно сразу же. Если же транспортные расходы связаны с доставкой товаров до склада компании, их можно либо признать прямыми и распределить затраты между реализованными и нереализованными товарами (ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Либо прописать в учетной политике, что эти расходы входят в продажную стоимость товаров (ст. 320 НК РФ).

Безусловно, выгоднее для компании доказать, что все ее расходы связаны именно с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой их на собственный склад. Но подобная трактовка ситуации потребует соответствующего оформления первичных документов и скорее всего привлечет внимание налоговиков.

В частности, чтобы учесть все расходы как косвенные, на практике компании указывают, что были оказаны, например, консультационные услуги, а не транспортные. Скажем, компания оплачивает одному и тому же перевозчику доставку как купленных, так и проданных товаров, а на доставку выписывается отдельный счет-фактура и оформляется отдельный акт на консультационные услуги. Но, конечно, такой способ рискован. Во-первых, здесь идет речь об оформлении реально не оказанных услуг, а во-вторых, даже если инспекторы не обнаружат этот факт, сами консультационные услуги привлекут их особое внимание, поскольку зачастую налоговики считают, что эти услуги прикрывают схему*.

* Подробнее о том, почему налоговики сейчас проявляют повышенное внимание к услугам, читайте в статье «Услуги будут контролировать особо: внутренние рекомендации ФНС» на стр. 28 этого номера «ПНП».

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»: - Безусловно, нельзя рекомендовать торговой организации оформлять транспортные услуги как консультационные, информационные, маркетинговые и иные аналогичные услуги. Дело в том, что такого рода расходы всегда вызывают подозрение проверяющих, которые скорее всего обязательно попросят консультационный отчет контрагента. При этом информация, содержащаяся в отчете, должна быть действительно необходима организации, иначе эти затраты будут признаны необоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Выгоднее доказать, что все расходы связаны с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой

Кроме того (если перевозчик один и тот же), возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям. Большую часть суммы перевозчик выставляет в качестве платы за доставку товаров покупателям, а меньшую оформляет как плату за доставку товаров на собственный склад компании.

Но здесь риск следующий. Если в товаросопроводительных документах указано количество перевозимого товара, возможны претензии налоговиков по поводу отклонения цены перевозчика более чем на 20 процентов. Правда, если перевозку компания в обоих случаях осуществляет собственными силами, возможности по перераспределению расходов у нее шире.

Однако в любом случае, когда компания искусственно пытается оформить документы по транспортировке приобретаемых ею товаров таким образом, чтобы они имели отношение не к закупке, а к реализации, она вряд ли найдет поддержку в суде. То же самое можно сказать и про формальное разделение транспортных расходов на плату за собственно перевозку и сопутствующие перевозке услуги. Примером тому является постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.07 № А43-14231/2006-14-86.

Суть дела. Компания доставляла товары до собственного склада по железной дороге. Помимо платы за перевозку товаров компания оплачивала железной дороге стоимость обработки документов, связанных с перевозкой, и некоторые другие сопутствующие платежи, не зависящие от объема перевозимого груза. Для целей налогообложения компания учитывала плату железной дороге за перевозку грузов как прямые расходы, а прочие платежи - как косвенные.

В ходе проверки налоговики не согласились с таким подходом. Все прочие платежи были исключены из состава косвенных расходов. Компании был доначислен налог на прибыль, а также предложено заплатить штраф и пени.

Суд поддержал налоговиков, сочтя, что все затраты компании, связанные с доставкой товаров на собственный склад, должны включаться в состав прямых расходов.

Позиция налоговиков. Расходы по обработке документов железной дорогой являются транспортными расходами, связанными с доставкой товаров на склад покупателя. Поэтому компания неправомерно включала эти платежи в налоговые расходы соответствующего периода полной суммой. А так как они не были включены в стоимость приобретения товаров, они признаются прямыми.

Позиция компании. Расходы по обработке документов железной дорогой являются косвенными, так как по сути они не являются транспортными затратами или иными затратами, связанными с приобретением товаров. Поэтому их необходимо учитывать отдельно.

Выводы судей. Затраты по обработке документов и прочие платежи железной дороге неразрывно связаны с доставкой товаров до склада налогоплательщика, следовательно, их следует включать в расходы в порядке, установленном для прямых расходов. То есть пропорционально стоимости реализованных товаров.

 

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ РАСХОДЫ ПРИ ТРАНЗИТЕ

А как быть торговой организации, если доставка товара одновременно относится и к приобретению этого товара и к его реализации? Такая ситуация возникает, например, когда товары отправляются покупателю транзитом. То есть компания оплачивает перевозку товара от своего поставщика своему покупателю, минуя стадию складирования.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Илья МОКРЫШЕВ, партнер компании «Морган Финанс»: - При транзите товара (когда товар поставляется, минуя склад налогоплательщика) отсутствует доставка товаров до склада покупателя, что является непременным критерием для учета транспортных расходов в качестве прямых, согласно буквальному прочтению статьи 320 НК РФ. Поэтому я считаю, что такие транспортные расходы должны быть учтены в качестве косвенных.

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА Снежана МЕЛАШЕНКО, главный бухгалтер ООО «Агентство реконструкции и развития», г. Воронеж: - При транзите продукция напрямую доставляется от поставщика до склада покупателя, поэтому с одинаковым успехом эти расходы можно отнести как к косвенным, так и к прямым. Скорее всего налоговики будут придерживаться последней точки зрения. Чтобы снизить налоговый риск, я бы все транзитные расходы отнесла к прямым.

В данном случае торговой компании невыгодно учитывать транспортные расходы отдельной строкой. Ведь формально налоговики могут признать всю сумму транспортных расходов прямыми расходами и их нужно будет распределить на весь остаток товара на складе. Следовательно, такой метод несет дополнительный налоговый риск.

Поэтому при транзитной торговле выгоднее всего не определять, с чем именно связаны затраты - с приобретением или продажей товара, а учесть транспортные расходы в стоимости товаров. В таком случае затраты на доставку единовременно войдут в налоговые расходы, так как вся партия товара, к которой относятся транспортные затраты, уже отгружена покупателю. Однако такой подход сначала нужно будет закрепить в учетной политике.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»: - Проблема учета расходов по доставке «транзитного» товара также заслуживает отдельного внимания. Безусловно, решение вопроса значительно упрощается, если моменты перехода права собственности к компании и к покупателю не совпадают. Тогда расходы на доставку будут признаваться прямыми (или включаться в стоимость товаров) только в части доставки до места, где товар переходит к организации.

Если же товар переходит к покупателю в тот же момент, когда его получает сама компания, правомерность учета расходов на доставку в составе косвенных может подтвердить пункт 1 статьи 510 ГК РФ, где сказано, что обязанность доставки товара лежит на поставщике.

На практике компании указывают, что вместо транспортных были оказаны консультационные услуги

Возможны и другие ситуации, когда нельзя однозначно определить, связаны ли транспортные расходы с доставкой товаров до склада продавца или с реализацией этого товара. Подобное дело рассматривал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 23.05.07 № А56-19767/2006).

Суть дела. На основании договоров поставки компания приобретала нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) для их дальнейшей реализации в розничной сети АЗС. Первоначально они хранились на нефтебазах. В дальнейшем нефтепродукты перевозились на хранение на автозаправочные станции. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС компания списывала единовременно в том налоговом периоде, когда они были понесены.

При проверке налоговики исключили часть расходов на транспортировку, приходящихся на нереализованный бензин, из налоговых расходов рассматриваемого периода. Компании были доначислены недоимка, пени, а также наложен штраф.

Суд поддержал компанию, согласившись с тем, что затраты по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются расходами, связанными с реализацией товаров.

Позиция налоговиков. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС являются прямыми, так как АЗС следует рассматривать как место хранения (конечный склад доставки), а не реализации товара. Ведь АЗС не являются покупателем нефтепродуктов, а лишь осуществляют реализацию по договорам оказания услуг.

Позиция компании. Расходы по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются косвенными, связанными с реализацией товаров, так как АЗС является не хранилищем нефтепродуктов, а местом их реализации.

Выводы судей. Транспортные расходы связаны с реализацией товара, а не с доставкой его до собственного склада компании. Ведь автозаправочные станции не являются складами нефтепродуктов компании, а используются как торговые точки. Поэтому транспортные расходы, связанные с реализацией товара и понесенные в связи с его доставкой до торгового места (АЗС), являются косвенными.

Возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ

Если транспортные расходы, произведенные компанией, никак нельзя признать связанными с реализацией (превратить в косвенные), все равно остается законная возможность налогового планирования подобных расходов. Но сначала надо решить, что для компании более выгодно: включать расходы на доставку товаров до собственного склада в стоимость товаров или выделять их отдельной строкой (обе эти возможности закреплены в ст. 320 НК РФ). Суть различия между ними состоит в том, что, если транспортные расходы на доставку включаются в стоимость конкретной партии товаров, они будут учитываться по мере реализации исключительно этой партии товаров, а если распределяются по среднему проценту - распределятся на весь остаток непроданного товара.

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА Нелля ЕРОХИНА, главный бухгалтер группы компаний «Кофе-Центр»: - На практике самым оптимальным является тот вариант, когда стоимость транспортных расходов «приходуется» вместе с товаром, то есть формирует себестоимость единицы товара.

Несмотря на то что вместе с оставшимся на конец периода на складе товаром останутся и несписанные транспортные расходы, в следующем квартале (когда будут реализованы остатки со склада) эти расходы уменьшат прибыль. В результате затраты будут списаны равномерно на себестоимость и снизятся налоговые риски. Конечно же, такой метод нужно сначала прописать в учетной политике.

В итоге определение выгодности того или иного способа зависит от многих факторов: от того, с какой скоростью в компании реализуются товары, какая сумма тратится на их доставку, от соотношения размера транспортных расходов и покупной стоимости. Но не надо забывать, что выбранный порядок учета транспортных расходов нельзя будет изменить в течение двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Однако несмотря на то, что компания имеет право выбора оптимального варианта учета транспортных расходов, как показывает практика, отсутствие претензий со стороны налоговиков не гарантировано. Так, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.05 № 10АП-2837/05-АК арбитры рассмотрели следующую ситуацию.

Суть дела. Компания оплачивала расходы на доставку покупных товаров до собственного склада. В учетной политике было установлено, что расходы на доставку покупных товаров при их приобретении включаются в цену приобретения товаров, а не относятся к прямым расходам, подлежащим определению по среднему проценту в соответствии со статьей 320 НК РФ.

Налоговики установили, что в результате применения такого способа себестоимость реализованных товаров в целях налогообложения была завышена по сравнению с методом распределения транспортных расходов по среднему проценту. По результатам проверки компании было предложено доплатить налог на прибыль, а также перечислить штраф и пени.

Но суд согласился с тем, что компания сама вправе определять, включать ли транспортные расходы в цену приобретения товара или выделять их отдельной строкой. Позиция налоговиков. Компания получила необоснованную налоговую выгоду, поскольку в нарушение статьи 320 НК РФ не распределила прямые расходы текущего периода, связанные с доставкой покупных товаров до склада, на реализованные товары и остаток товаров на складе, а включила их в покупную стоимость товара.

Позиция компании. Метод учета транспортных расходов, предусматривающий их включение в стоимость покупных товаров, разрешен статьей 320 НК РФ и закреплен в учетной политике. А согласно статье 320 НК РФ, налогоплательщик вправе сам определять, какой применять метод налогового учета транспортных расходов. Выводы судей. Действия налогоплательщика не противоречат Налоговому кодексу. Статья 320 НК РФ предусматривает два варианта учета транспортных расходов по доставке товаров на собственный склад компании. При этом налогоплательщик закрепил в учетной политике, что расходы на доставку покупных товаров при их покупке включаются в цену, и следовал этому положению в учете.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»: - Налогоплательщик может в учетной политике самостоятельно определить, включает ли он расходы на доставку товаров в их покупную стоимость или относит к прямым расходам и распределяет пропорционально остатку товаров на конец месяца. Однако первый вариант следует признать не только менее трудоемким с точки зрения бухгалтера, но и более полезным в целях управленческого учета. В этом случае стоимость товаров отражает сумму фактических затрат компании, связанных с приобретением товаров. Кроме того, в налоговом учете целесообразно закрепить тот же порядок, который принят в бухгалтерском учете. Это позволит не только уменьшить трудоемкость учетного процесса, но и снизить риск претензий налоговых органов.

При транзитной торговле выгоднее не определять, с чем связаны затраты - с приобретением или продажей товара

www.nalogplan.ru