Чем отличается интернат от детского дома, в чем разница? В детском доме


"Жизнь в детском доме - взгляд изнутри"

/по материалам статьи Людмилы Петрановской - психолога, автора книги "К нам пришел приёмный ребенок"/

Есть такие обывательские представления, что детям в детском учреждении одиноко, грустно и не хватает общения. И вот стоит нам начать ходить туда, мы устроим детям общение, и их жизнь станет более радостной. Когда же люди действительно начинают посещать детский дом, они видят, что проблемы у детей гораздо более глубокие и порой даже пугающие. Кто-то перестает ходить, кто-то продолжает, пытаясь изменить ситуацию, кто-то понимает, что для него единственно возможный выход – хотя бы одного ребенка забрать из этой системы.

В регионах еще можно встретить детские дома, где дети не ухожены, не лечены и так далее. В Москве подобного учреждения не найдешь. Но если мы посмотрим на детей из детских домов, благополучных в материальном плане, то увидим, что они отличаются от «домашних» по восприятию, по реакции на ситуации и так далее.

Понятно, что и детские учреждения могут быть разными: детский дом на 30 детей, откуда дети ходят в обычную школу, отличается от «монстров» на 300 человек.

У детей, попавших в детские дома, есть прошлые травмы, непростой собственный опыт. И вот с этими травмами они попадают не в реабилитирующие, а наоборот, стрессовые условия. Некоторые из этих стрессовых условий:

1. «Диктат безопасности»

За последнее время многое изменилось, детские дома стали более оборудованными, но вместе с тем идет наступление «занормированности», диктат безопасности, «власть санэпидемстанции». «Вредными» объявляются мягкие игрушки, цветы на окнах и так далее. Но все-таки жить по-человечески хочется, и вот у ребенка появляется плюшевый мишка, с которым он спит, окна начинают украшать цветы. Перед проверками все эти запретные вещи прячутся в некоторых детских домах.

Очень сильно сократились у детей возможности заниматься чем-либо хозяйственно-полезным (опять же под лозунгом безопасности). Уже почти нет в детских домах мастерских, приусадебных участков, детям не разрешается участвовать в приготовлении пищи и так далее. То есть намечается тенденция «обматывания детей ватой» со всех сторон. Понятно, что в «большую жизнь» они выйдут полностью к этой жизни не готовые.

2. «Режимная жизнь»

Дети в детском учреждении находятся в постоянной стрессовой ситуации. Вот если нас, взрослых, отправить в санаторий советского типа, где в палате – 6 человек, где в 7 часов утра – обязательный подъем, в 7.30 – зарядка, в 8 часов – обязательный завтрак и сказать, что это не на 21 день, а навсегда – мы же с ума сойдем. Из любых, даже самых хороших условий мы хотим попасть домой, где едим, когда хотим, отдыхаем, как хотим.

 А дети в таких стрессово–режимных условиях находятся всегда. Вся жизнь подчинена режиму. Ребенок не может подстроить свой день под свое самочувствие, настроение. У него невеселые мысли? Все равно следует пойти на общее развлекательное мероприятие. Он не может прилечь днем, потому что в спальню чаще всего не пускают.

Он не может «пожевать» что-то между приемами пищи, как это делают дети дома, потому что во многих учреждениях еду из столовой выносить нельзя. Отсюда – «психологический голод» — когда дети даже из самых благополучный детских домов со сбалансированным пятиразовым питанием, попадая в семью, начинают беспрерывно и жадно есть.

Кстати, в некоторых учреждениях пытаются решить это вопрос так: сушат сухарики и позволяют детям их брать с собой из столовой. Мелочь? Но ребенку важно поесть в тот момент, когда он захочет…

3. Ребенок не может распоряжаться собой в этом жестком распорядке. Он чувствует, что находится в резервации, «за забором».

 

4. Отсутствие личного пространства и нарушение личных границ.

Отсутствие дверей в туалетах, в душевых. Менять белье, совершать гигиенически процедуры даже подросткам приходится в присутствии других. Это стресс. Но жить, постоянно ощущая его, невозможно. И ребенок начинает отключать чувства. Дети постепенно учатся не испытывать стыда, стеснения.

Даже если в детском доме спальни на несколько человек, никому не придет в голову, что надо войти, постучавшись.

Понятие о личных границах у ребенка могут появиться, только если он видит, как эти границы соблюдаются. В семье это происходит постепенно.

 

 

 

 

 

Фото: www.bigpicture.ru

Сейчас сиротам в обществе уделяют много внимания. Но чаще помощь, которую люди стремятся оказать детским домам, пользы не приносит, а наоборот – нередко развращает. Внешне получается – лоск в детских домах, а внутри – все то же отсутствие личного пространства.

Нет смысла покупать в учреждение ковры и телевизоры, пока там нет туалетов с кабинками.

5. Изоляция детей от социума

Когда говорят, что детей из детских домов нужно вводить в социум, речь чаще идет об одностороннем порядке: сделать так, чтобы дети ходили в обычную школу, в обычные кружки и так далее. Но не только детям нужно выходить, важно, чтоб и социум приходил к ним. Чтобы они могли пригласить в гости одноклассников, чтобы в кружки, которые есть в детском доме могли приходить «домашние» дети из соседних домов, чтобы жители этих домов приглашались на концерты, которые проходят в детском доме.

Да, все это требует от сотрудников лишней ответственности. Но здесь важно расставить приоритеты: ради кого вы работаете – ради детей или начальства?

6. Неумение общаться с деньгами

Многие дети в детских домах до 15 — 16 лет не держали в руках денег и потому не умеют ими распоряжаться. Они не понимают, как устроен бюджет детского дома, с ними не принято это обсуждать. А ведь в семье со старшими детьми подобные вопросы обязательно обсуждаются.

Фото: www.vospitaj.com

7. Отсутствие свободы выбора и понятия ответственности

В семье ребенок всему этому учится постепенно. Сначала ему предлагают на выбор молоко или чай, потом спрашивают, какую выбрать в футболку. Потом родители дают ему денег, и он может пойти и купить понравившуюся футболку. В 16 лет он уже спокойно один ездит по городу, а иногда и дальше.

Ребенок в детском доме с этой точки зрения одинаков и в три года, и в 16 лет: система отвечает за него. И в 3 года, и в 16 лет он одинаково должен ложиться спать в 21.00, не может пойти купить себе одежду и так далее.

Всем, кто работает с детьми в детских домах важно понять, что они имеют в виду: дети – это люди, которые потом вырастут и начнут жить жизнью нормальных взрослых; или дети – просто сфера ответственности до 18 лет, а что будет потом – уже не важно?

Странно ожидать, что у людей, у которых до 18 лет было 100% гарантий и 0% процентов свободы, вдруг в 18 лет вдруг, словно по мановению волшебной палочки, узнают, что значит отвечать за себя и за других, как распоряжаться собой, как делать выбор… Не готовя ребенка к жизни и ответственности, мы обрекаем его на гибель. Или намекаем, что во взрослом мире для него есть только одно место – «зона», где нет свободы, и нет ответственности.

8. Неверные представления о внешнем мире

Не вводим ли мы сами детей в заблуждение, делая так, что каждый выход в мир для них – праздник? Когда все носятся с ними, заняты ими. А еще по телевизору показываю этот мир, где как будто у каждого встречного – сумки дорогих марок, дорогие авто и мало забот…

Однажды психологи провели эксперимент и предложили детям из детских домов нарисовать свое будущее. Почти все нарисовали большой дом, в котором они будут жить, множество слуг, которые за ними ухаживают. А сами дети – ничего не делают, а только путешествуют.

Психологи сначала удивились, а потом поняли, что ведь дети так и живут: в большом доме, за ними ухаживает много людей, а сами они не заботятся о других, не знают, откуда берутся средства к существованию и так далее.

Поэтому, если вы берете ребенка домой на «гостевой режим», важно стараться вовлекать его в вашу повседневную жизнь, рассказывать о ней. Полезнее не в кафе ребенка сводить или в цирк, а к себе на работу. Можно обсуждать при нем семейные заботы: кредит, то, что соседи залили и так далее. Чтобы жизнь внешняя не представлялась ему сплошным цирком и Макдоналдсом.

Людмила Петрановская также отмечает, что волонтерам важно изменить тактику в отношениях с руководством детских домов и из таких просителей: «А можно мы поможем детям?» - стать партнерами, общаться на равных. Нужно говорить с ними не только о детях, но и о них самих, о возможных вариантах развития. И умные руководители будут прислушиваться, ведь им важно сохранить учреждение (рабочие места) на фоне того, что детские дома в том виде, в котором они существуют сейчас, обречены – может быть через 10 лет, может быть – через пятнадцать… Но сохранить можно, только реорганизовав, не пытаясь цепляться за старое.

burodd.ru

все детство я провел в детском доме

Гоша пришел в нашу семью, когда ему было уже 16,5 лет. Всю предыдущую жизнь он провел в детском доме, куда попал из дома ребенка, а там он оказался сразу после родильного дома. Сейчас Гоше 19 лет. Он учится в педагогическом колледже, и многое переосмысливает из раннего опыта своей жизни. Настал период, когда ему важно анализировать и вспоминать. Мы много говорим о его прошлом. Постепенно воспоминания Гоши с моей помощью складываются в книгу , которая в ноябре 2018 года выйдет в свет.

Редакция Вести.Медицина публикует фрагмент книги «Меня зовут Гоша», написанную Дианой Машковой – писателем, журналистом, основателем клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра».

Самый первый момент в своей жизни я помню такой. Захожу в групповую: мне три годика и меня перевели из Дома малютки в дошкольное отделение Детского дома. Привели и говорят воспитателям: «Познакомьтесь, это Гриша!». В итоге в дошкольном отделении я все четыре года был Гришей. Кто-то что-то напутал в записях и так до середины первого класса я был Григорием. Потом, уже в школе, посмотрели в бумагах – о! – это же Георгий, а не Григорий. И мне говорят: «так, стоп, ты никакой не Гриша, ты не Григорий, а Георгий. Значит, Гоша. Запомнил?». Да вообще без проблем. Так я снова стал Гошей.

В группе, куда меня тогда привели, сидели только воспитатели, а детей еще не было, я оказался первым. И вот помню, меня покормили, положили спать, а после тихого часа я просыпаюсь, открываю глазки – оп, еще один лежит. Это был Тимик, он потом стал моим лучшим другом. Откуда он взялся, я не знаю. Мы об этом не говорили, даже вопроса такого не возникало.

Вообще мы про себя ничего не знали. Я лично в принципе не понимал, что такое родственники, родители. Откуда я появился на свет? Какая-такая мама вообще? Многие дети в три-четыре года начинают спрашивать, как рождаются дети. Им объясняют, что у мамы из живота. Но я лично не помню, чтобы спрашивал об этом кого-то и чтобы мне отвечали так или как-то еще. Понятия не имел о том, что у детей должны быть мамы. Меня воспитатели воспитывали.

Только в четвертом классе узнал, что у меня были родители. То есть примерно в одиннадцать лет. В наш Детский дом приехала комиссия. Воспитательницы вытащили из архивов наши портфолио, положили их на край стола. И мы такие: «о, что это за папки, что там про нас пишут?». Взрослые куда-то вышли, и мы давай все это читать. Так я и узнал о своих матери и отце. Мою мать, оказывается, звали Верой Евгеньевной. А отца – Василием Георгиевичем. Я тогда даже обрадовался – я же Георгий Васильевич. Как бы наоборот. Еще я увидел свидетельство о смерти своего отца, но честно говоря, не очень понял, что это значит. Только лет в тринадцать у нас пошли разговоры о родителях, о том, откуда мы. Мы уже жили в старшем корпусе, я учился, кажется, в седьмом классе. И к нам на работу пришла воспитательница из другого детского дома. И вот она на некоторые вещи мне открыла глаза.

– Вообще-то, я не должна тебе этого рассказывать, – она перешла на шепот, –потому что информация закрытая.

–Да?

–Нельзя усложнять ситуацию. Но я скажу то, что безопасно.

– Лан.

-Твой папа, Гоша, умер еще до твоего дня рождения.

– Как это?

–Ну, вот так. Примерно за три месяца.

–Ничо себе, – я замер, впервые от нее об этом услышал.

–А мама твоя еще жива.

В ответ я промолчал. Не хотел ни о чем расспрашивать – раз жива, значит, я ей не нужен. А то пришла бы уже, за тринадцать-то лет.

– Когда ты родился, ей было 39 лет.

–Ааа, – я изобразил безразличие, – значит, сейчас уже старая.

–Почему? – воспитательница возмутилась, – всего-то пятьдесят два года.

– Ну, лан, жива, и хорошо.

А больше я ни о чем не спрашивал. До этого моей семьей был друг Тимик. И другие друзья – ребята из нашей группы. Взрослые всегда были как бы отдельно, стояли в стороне.

Кстати, я никогда даже не видел ту самую бумагу, с которой всё началось – отказ матери от меня. Я думаю, там было написано «отказываюсь, потому что не могу содержать». Или еще что-то такое. Иначе как так вышло, что она смогла просто взять и выкинуть меня? Либо она все-таки была алкоголичкой, наркоманкой и так далее – то, что приписывают всем родителям детдомовских детей. Воспитатели всегда нам так говорили. Когда ругали нас, получалось примерно одинаково.

– Аааа, значит, мы вам надоели? — моя «любимая» воспитательница в младшем корпусе начинала распаляться на ровном месте, стоило мне пробубнить «не имеете права, надоели уже!».

– А чё такова?

– Говори так своей мамке, которая тебя бросила! Сейчас скитается по дворам, курит, пьет, колется. Наркоманка!

– Да откуда вы знаете? – не скажу, что я как-то бурно реагировал. Если уж сам не знаю свою мать, откуда воспитатель может что-то о ней знать? Выдумывает с ходу всякую ерунду.

– Все они такие! Алкоголички и наркоманки. Иди, иди к своей мамке! Она тебе не надоест. Но если ты тут, значит, ты сам ей надоел!

И я такой про себя: «Пфф. Поорала? Успокоилась? Молодца!».

Я, кстати, никогда не злился, и ответить ничего такого обидного не хотел. С самого детства был добренький. Даже про свою мать никогда плохо не думал, в мыслях не было, что она пила или кололась. Думал только о том, что она не могла меня содержать.

А вот другой мой друг, Некит, он да, в порыве гнева всегда отвечал воспитателям. Матом, конечно.

–Ты, с…, не знаешь моих родителей, – орал он, – и какую-то тут пургу несешь!

Ну а «любимая» воспитательница давай сразу типа за телефон хвататься. Некит орал на нее и лез под стол – от греха подальше. А она начинала звонить, типа в психушку. А на самом деле просто своему сыну. Мы только потом это поняли.

Но в основном все было проще – она шла к старшакам. Мы так называли в детдоме старших ребят. И присылала их к нам в воспитательных целях. Чтобы они типа поговорили, провели профилактические беседы. Старшаки честно пытались словами, но уставали от такой моральной нагрузки слишком быстро. И переходили к физической. Тупо били. Или швыряли как кеглю от одного к другому. Забава такая. Мы мелкие были, в пятом классе. А они уже огромные – в девятом, десятом, одиннадцатом.

Кстати, не только с воспитателями, но и с друзьями мы не обсуждали тему родителей. Не было такого «а ты хотел бы, чтобы…». Нет. Мы жили здесь и сейчас. Прошлое вообще не трогали. Будущее, впрочем, тоже. Наверное, о чем-то мечтали, из разряда «а кем я хочу стать?». Но на этом всё. Как и что там будет, мы просто не знали. Сидели, грубо говоря, в своей клетке. И не отсвечивали.

А если идти по порядку, от самого рождения, то маленьким я себя совсем не помню. Как в кроватке сидел, первые слова говорил, первые шаги делал, еще что-то — вот этого в памяти не осталось. И фотографий  нет, так что теперь никогда уже не узнаю.

med.vesti.ru

Как помочь детям в детских домах с максимальной пользой

Помогать детям, оставшимся без попечительства родителей, надо наилучшим образом. Некоторые люди думают: «Хочу помочь детям». – И одаривают детские дома подарками и вещами, однако следует помнить: помощь должна быть осмысленна. Если разбираться в этом вопросе более детально, оказывается, что здесь есть некоторые психологические ограничения. Помочь детскому дому и детям, там проживающим, необходимо, но так, чтобы не причинить вред, ведь даже имея благие намерения, можно навредить.

Например, часто первое, что делают спонсоры, обеспечивают детские дома подарками и вещами. Они чувствуют удовлетворение, что выполнили благое дело, и это верно. Но иногда такие действия не идут на пользу воспитанию детей-сирот.

В чём заключается вред подарков?

С точки зрения педагогики, неправильно, что дети получает подарки по любому поводу только из-за своего статуса сироты по первому «хочу», в итоге у них иногда формируется мнение, что в жизни ничего не нужно делать для того, чтобы получить что-то ценное. Такая позиция становится стратегией выживания: как от окружающего мира получать что-то бесплатно, пользуясь лишь своим статусом.

К чему приводит незаслуженные подарки? Получив один, два, три раза что-то без труда, дети понимают, что им почти не нужно прикладывать каких-либо позитивных созидательных усилий. А когда они выходят во взрослую жизнь, где просто так ничего не достаётся, привычный мир начинает рушиться. Слово «хочу» уже почти не приносит результатов, но подростки иногда просто не знают, как ещё получить желаемое и необходимое.

Чтобы не допускать таких ситуаций, дети должны понимать: чтобы что-то получить – они должны созидать. Подобным созиданием могут быть хорошие оценки, успехи в творческих делах и спорте. Подарки должны получать все дети, однако следует тонко направить их на путь самосовершенствования. Тогда дети станут стремиться к лучшему и всячески развиваться – это и станет лучшим уроком и лучшей помощью в их судьбе. Такая модель взаимодействия с подрастающим поколением обычно реализовывается в благополучных семьях, поэтому дети из полноценных «ячеек общества» лучше подготовлены к жизни и не надеются на одно лишь «хочу».

Желание подарить малышу вещь нужно обертывать в правильные формы. Дети-сироты имеют многие блага. На их содержание государство выделяет большие суммы из бюджета. Скорее дети нуждаются в нашей заботе, ласке, наставлениях, потому что у них нет мамы и папы, которые смогли бы их обнять и научить. Сироты должны получать подарки и всевозможные поощрения, но лучше их не баловать, а относится к ним как к своим детям.

Пусть вы думаете: «Хочу помогать детям». Первым делом необходимо определить, в чём на самом деле нуждаются конкретный мальчик или девочка. Для этого следует обратиться к специалистам из волонтерской организации или детдома. На самом деле все мальчики и девочки нуждаются в маме с папой, вам нужно решиться усыновить кого-то из них. Можно, конечно, приобрести для детей игрушки, тёплую одежду и другие практические вещи, которые окружат малыша из интерната относительным комфортом.

Ещё один вариант – стать попечителем. Для этого не нужны большие финансовые или жилищные возможности, достаточно одного «хочу», подкреплённого действиями. Итак, как реализовать эти намерения. Наши рекомендации.

Различные способы правильной помощи

Стать попечителем достаточно просто. Существуют различные подходы, как можно оказать помощь детям и детским домам.

  1. Детям из детских домов очень важно общаться со взрослыми. Им иногда не хватает положительного образа человека, который обладал бы своими сильными сторонами, достижениями, который был бы готов общаться с ними, им требуется положительный образ мужчины и женщины. Видя перед собой «героя» и общаясь с ним, дети выбирают правильную модель поведения, которая поможет им вступить во взрослую жизнь.
  2. Находясь на территории детского дома, дети редко покидают его стены и видят окружающий мир. Став попечителем, вы сможете помочь им выезжать на природу и в город, посещать различные музеи, театры и площадки. Такие прогулки максимально социализируют детей.
  3. Попечитель может помочь воспитанникам начать заниматься в различных клубах и секциях. Очень важно, чтобы отношение здесь к нему было как к взрослому человеку, который несёт ответственность за свои действия наравне с другими. Он должен выполнять всё то, что выполняют ваши и знакомые дети, если вы их попросите, без частых «хочу».
  4. Многие дети попали в детский дом в очень раннем возрасте и не имеют опыта жизни в нормальной семье, другие имеют опыт, но такой, что лучше бы его и вовсе не было. Но рано или поздно эти дети вырастут и начнут строить свои семьи. Попечитель имеет очень хорошую возможность дать этим детям шанс на построение в будущем здоровой «ячейки общества», для этого он может взять воспитанника на какое-то время к себе в семью. Но не стоит устраивать для малыша ежедневный праздник, он должен попасть в реальную среду, со своими трудностями, радостями и ответственностью. Находясь в семье, пусть даже временно, такой ребёнок должен оказывать какую-то несложную помощь по дому, заниматься учёбой, нести ответственность за провинности. Чтобы оформить такой вид попечительства, необходимо обратиться в детский дом, где всё подробно расскажут.
  5. Каждый должен получить качественное образование. Находясь в детском доме, дети иногда не тянут образовательную программу, и всё потому, что с их сверстниками из благополучных семей занимались мамы, папы и бабушки, учили их читать и писать ещё в дошкольные годы, а детям из интерната приходиться осваивать всё самим. Нередко воспитатели просто не в силах уследить и помочь каждому. Если вы имеете педагогические образование, ваше желание ёмко заключается в одной лишь фразе «хочу помогать», стоит заняться образованием хотя бы одного или нескольких воспитанников. Имея финансовые возможности, можно привлекать к преподаванию в детском доме опытных и грамотных педагогов.

Итак, одна лишь мысль занимает вас: «Хочу помогать детям». Мы уже объяснили, что один из действенных вариантов – стать попечителем. Дать возможность малышу, оставшемуся без родителей, пожить в семье – самое лучшее, что можно ему предложить. Возможно, на этом пути вам понадобится оформить много документов. В этом нет ничего особенного. Ответственность за детей – дело серьезное. Государство несёт ответственность за тех малышей, которые потеряли родителей. Проверка человека, вызвавшегося взять к себе воспитанника – первейшее дело.

Следует помнить, что попечитель лишь отчасти заменяет детям родителей. Часто случается так, что попечитель, сроднившись с малышом, уже не может с ним расстаться и решается оставить его в своей семье навсегда. В нашем обществе много хороших людей. Нет ничего сложного в том, чтобы найти хороших родителей для всех ребят, которые в этом нуждаются. Конечно, самая лучшая помощь – забрать малыша к себе и подарить ему родительскую заботу.

legkopolezno.ru

История девушки, выросшей в детском доме

С самого рождения я не знала, что такое родительская любовь и забота ведь я никогда не знала, откуда я и кто моя семья. Я выросла в детском доме. И, как я узнала впоследствии, меня отдали в дом малютки еще совсем крохой.

 

Место, где я сейчас находилась, не было самым суровым. Я много наслышана о том, что происходит в других детских домах. К счастью, в моем было довольно-таки спокойно, к тому же, я всегда была неконфликтным ребенком, поэтому ни в каких, пусть даже незначительных разборках, не участвовала. За все детство меня так и не взяли ни в одну приемную семью. Все твердили мне, что это из-за моего спокойного характера, а в семьи берут только шустрых и перспективных детей. Меня этот факт не печалил, поскольку я жила в каком-то своем мирке.

Я часто любила представлять как вырасту, построю крепкую и счастливую семью и воспитаю прекрасных деток. И вот он, этот счастливый момент, когда я могу быть полностью самостоятельной – выпуск из детского дома. Тот момент, о котором я так долго мечтала. Но радость моя была недолгой. Сразу после эйфории пришло осознание того, что себя как то надо содержать.

Моментально получить жилье, которое мне полагается, было довольно сложно. Это еще добавило мне проблем. Я стала браться за любую работу, лишь бы как то держаться. Устроилась продавцом в продуктовый магазин, взяла три подработки в качестве уборщицы. Я практически не спала, все время уходило на работу.

Мне было смешно, когда меня учили тому, что надо отдыхать и молодость только раз в жизни. Учили в основном те люди, за спиной которых всегда стояли родители, готовые в любую минуту поддержать.

Особенно любил меня поучать сын хозяйки магазина. Молодой, симпатичный парнишка, бурно проводивший свои прекрасные годы. Поначалу я категорически отказывалась куда-либо с ним ходить, потом сдалась. Эти прогулки, пусть и недолгие, и вправду отвлекали от рутинных будней. Со временем видеться мы стали еще чаще. Можно сказать, что очень друг к другу привязались. Дружба легко переросла в отношения. Вопреки запретам его матери и, как следствие, моей потерянной работы, мы продолжали общаться. Я находила его очень искренним человеком и верила в его любовь, поэтому предложение пожениться меня не сильно удивило. Через полгода мы расписались. Все было тихо, скромно, без особого торжества. Свекровь по-прежнему была против меня, ведь для своего сына она хотела девушку из образцовой семьи, а никак не девочку из детского дома. Муж остался без поддержки матери. Финансово она ему больше не помогала, а жить иначе он не привык. Пока у моего супруга проходила сложная адаптация к реалиям современного мира, я работала за двоих. Одним словом, началась привычная для меня жизнь. Муж, недолго думая, нашел отдушину в компьютерных играх и алкоголе. Меня же такая перспектива не устраивала, поэтому в его увлечениях я его не поддерживала. Я видела в кого превращается мой муж, но ничего не могла с этим поделать.

Его не поменяло даже появление ребенка. Он не желал ничего слушать и не признавал проблемы. Несомненно, свекровь во всем винила мое появление в жизни ее сына. Я же, никак не могла доказать обратное. Чрезмерная опека матери привела к таким последствиям, но я не могла прямо ей все высказать. Я бы просто осталась непонятой.

Прожив пять лет с этим человеком, в этой атмосфере, я решилась-таки на перемены и развелась. Я отдала его обратно в привычную для него среду. В мир, где не надо ни о чем думать, где можно только отдыхать. С ребенком я ушла в выданную мне простенькую квартиру на окраине города, за которую немало боролась.

Пройдя этот непростой отрезок пути, я осознала, что не всегда дети, жившие под опекой родителей, вырастают счастливыми и успешными людьми, не всегда дети, выросшие в детских домах, опускаются на дно. Я выстояла все трудности, с которыми мне пришлось столкнуться и выдержу все, что мне еще предстоит. Как я буду воспитывать свою дочь? Несомненно, сильной и стойкой личностью, понимающей, что жизнь сложная штука. Но у нее всегда будет опора в лице меня, несмотря на ее ошибки в жизни. Я ее никогда не оставлю. Это я знаю точно.

27.08.2016
Расскажите об этом друзьям →

cityforkids.ru

Как сдать ребенка в детский дом навсегда?

Дети - это смысл жизни многих родителей, их гордость, радость, наследники семейных ценностей и фамилии. Поэтому должна возникнуть какая-то серьезная жизненная ситуации, чтобы от малыша могли отказаться мама, папа и другие родственники. Даже сложно представить, что может случиться в семье, чтобы родители начали выяснять, можно ли сдать ребенка в детский дом.

Законодательство не запрещает данное действие, потому что с родителями ребенок может проживать в невыносимых условиях. Более того, это может стать решением органов опеки. В данной статье пойдет речь о том, можно ли сдать ребенка в детский дом, как это сделать, какие нужны документы.

Причины отказа от детей

Если мать и отец имеют пагубные привычки (алкогольную или наркотическую зависимость), а также способны поднять руку на свое чадо, то в таком случае детский дом для ребенка становится спасением. Из таких семьи детей забирают органы опеки.

Родители, для которых важнее всего алкоголь и наркотики, не задумываются о том, как сдать ребенка в детский дом. Зачем им об этом думать, если они и о детях своих редко вспоминают?

Какие причины толкают благополучные семьи на отказ от детей? Не существует таких родителей, которые по всем критериям были бы идеальными. Дети часто бывают недовольны своими предками, потому что те им постоянно указывают, что нужно делать, как правильно жить. Родителей также часто не устраивает поведение собственного ребенка, которое становится невыносимым.

Но в большинстве случаев все ссоры отцов и детей заканчиваются благополучно, семья остается прежней, ни у кого не возникает мыслей искать ответ на вопрос о том, как сдать ребенка в детский дом.

Отказаться от собственного чада могут из-за серьезных конфликтов (родители развелись, каждый решил жить для себя, а малыш стал помехой в личном счастье).

Общество часто осуждает таких взрослых, но это неправильно, потому что реальных причин такого поступка люди не знают. Очень часто ребенок остается с матерью, которая не в силах его содержать. Поэтому для блага малыша (чтобы он был сытый, обутый, одетый) она принимает решение отдать его в детдом.

В случае серьезной болезни родителей или одного из них, ребенка не всегда готовы приютить близкие родственники (тети, дяди, бабушки, дедушки). Чтобы он не видел, как умирают самые дорогие ему люди, его отдают в детдом.

Если в благополучной семье произошел несчастный случай, в связи с которым взрослых больше нет в живых, то органы опеки определяют детей в приют.

Родители уезжают на заработки

Бывает и такое, что мать, которая одна воспитывает ребенка, приняла решение уехать на заработки, а малыша с собой взять у нее нет возможности. Тогда она задумывается над тем, как сдать ребенка в детский дом на время. Однако так не бывает, потому что детский дом – это не игрушка, а серьезное государственное учреждение, которое полностью берет на себя содержание и воспитание ребенка.

Отдать на время заработков (вахты, неустроенности быта и так далее) ребенка можно в интернат, где за ним будут круглосуточно присматривать, пока родители решают свои финансовые проблемы.

Обратно в детский дом

Очень часто возникает ситуация, когда берут из детского дома, а потом возвращают обратно. Излишне говорить о психологической травме, которую наносит детям подобное поведение взрослых. Поэтому нужно сто раз подумать и все взвесить, а уже потом принимать нового члена в свою семью.

Можно ли сдать ребенка обратно в детский дом? Усыновляют детей обычно те пары, которые не могут или не хотят заводить собственных. Забирая малыша из приюта, невозможно знать, какие черты характера он унаследовал от своих кровных родителей. Кроме того, у ребенка может развиться психологическое заболевание, которое изначально заметить невозможно. Ответственные люди пытаются корректировать негативное поведение усыновленного ребенка, который по факту уже стал родным, лечить все его болезни. Несознательные везут его обратно в детдом.

Если у супругов уже есть собственные дети, то приемный ребенок может негативно влиять на них или применять к ним физическое насилие. В таком случае здоровье кровного чада оказывается дороже, а усыновленного сына или дочь отправляют обратно в приют. Бывает и такое, что родные дети издеваются над приемным, потому что считают его чужим.

Конечно, при возникновении каких-либо проблем с усыновленным ребенком родители обязаны найти их решение: проводить беседы, пытаться помирить со своими детьми, обращаться за помощью к специалистам. Есть множество полезных рекомендаций, касающихся налаживанию в семье с усыновленными детьми нормальной здоровой атмосферы. Перед усыновлением потенциальные родители должны их изучить и четко отдавать себе отчет в том, смогут ли они стать по-настоящему родными чужому малышу. Тогда не придется выяснять, как сдать ребенка в детский дом.

Отсутствие взаимопонимания, как причина отказа от ребенка

Не у всех родителей достаточно навыков и опыта, чтобы справляться с капризами и плохим поведением собственных деток. Почему ребенок стал себя вести неподобающим образом, ответить однозначно нельзя, так как причин может быть масса. Но основная – это потеря авторитета родителей. Многие папы и мамы в подобных ситуациях начинают интересоваться, как сдать ребенка в детский дом в воспитательных целях.

Обычно агрессивное поведение начинается в подростковом возрасте. Ребенок становится неконтролируемым: убегает из дома, прогуливает школу, приходит в синяках, грубит и огрызается, может начать воровать ценные вещи или продавать что-то из своих. Иногда в сторону предков могут сыпаться угрозы от такого ребенка. Некоторые родители не думают о том, что они совершили ошибку в воспитании, когда их чадо было еще совсем маленьким, не ищут других способов исправить ситуацию. Они видят выход лишь в одном – переложить ответственность за своего отпрыска на плечи других (в данном случае государства).

При таких обстоятельствах у родителей есть альтернатива – отдать ребенка не в детдом, а в интернат на перевоспитание. Они смогут забирать его домой на каникулы или на праздники, поддерживать со своим чадом тесную связь, пока им будут заниматься специалисты.

Документы на оформление ребенка в детдом

Родители должны четко уяснить, что отдать ребенка в детский дом можно только при условии лишения родительских прав. Если у малыша есть и мать, и отец, они должны оба от него отказаться. Если у такого малыша имеются другие родственники, возраст и состояние здоровья которых не препятствует им оформить опекунство, но они этого делать не желают, тогда ребенок признается круглым сиротой. Заботу о нем берет на себя государство.

Независимо от возраста ребенка, он является полноправным гражданином страны, в которой проживает. Поэтому при оформлении его в детский приют необходимо предоставить пакет документов.

Узнать полный список необходимых бумаг можно в органах опеки и попечительства по месту жительства. Они также смогут дать ответ на любые возникающие вопросы, касающиеся процедуры отказа от ребенка.

Оформление детей в детский дом занимает некоторое время, потому что одного решения родителей недостаточно. Понадобится еще одобрение органов местной власти и государственных организаций, а также решение суда о лишении родительских прав. Основные документы, которые понадобятся в данном случае:

  1. Паспорт ребенка, если он у него уже есть. В случае отсутствия подойдет свидетельство о рождении.
  2. Если нет ни одного из перечисленных выше документов, тогда оформляется медицинская справка, в которой должен быть указан возраст ребенка, состояние его здоровье.
  3. Заключение о жилищных условиях малыша, если его забирают из неблагополучной семьи.
  4. Если дети школьного возраста, то необходимо предоставить справку об образовании.
  5. Данные о родителях или одном из них, если второй отсутствует.
  6. Опись имущества, которое принадлежит лично ребенку.

Могут понадобиться и другие документы. Все зависит от конкретного случая.

Отдаем в детский дом без возврата

Как сдать ребенка в детский дом навсегда? Если родители не могут обеспечить всем необходимым собственного ребенка, то этим займутся сотрудники детского дома. В таком случае малыш останется там навсегда или до момента усыновления другими людьми.

Взрослые, которые поместили детей в детдом, могут просить о предоставлении возможности видеться с ними, если ребенок будет согласен. Однако это допустимо лишь до того момента, пока малыша не усыновят другие люди. В таком случае все свидания с ним будут запрещены. Фактически кровные родители теряют его навсегда.

В этом состоит большое отличие от помещения ребенка в интернат. При этом отца и мать родительских прав не лишают, а малыша никто не имеет права усыновлять.

В детдоме ребенок находится под защитой государства на полном материальным обеспечением. Навсегда ребенок остаться в этом учреждении не может, потому что он в скором времени достигнет совершеннолетия. Повзрослевшие дети могут работать и обеспечивать себя самостоятельно, а также задуматься о создании собственной семьи.

Порядок сдачи малыша в интернат

Когда принято решение отдать детей в интернат для их же блага, то нужно знать, что для этого придется сделать. Для оформления ребенка понадобится написать заявление в соответствующие органы и предоставить им пакет документов.

В том случае, если дети достигли возраста, превышающего 10 лет, то необходимо спросить их мнение по этому поводу. Окончательное решение по оформлению ребенка в интернат принимается органами опеки. Если для помещения малыша в данное учреждение есть серьезные основания, то между ООП, родителями и интернатом заключается письменное соглашение.

В данном документе должны быть указаны следующие данные:

  1. Сколько времени будет находиться ребенок в учреждении.
  2. Возможность посещений и их порядок.
  3. Обязанности сторон.
  4. Какая психологическая поддержка нужна ребенку или родителям.
  5. Ответственность сторон.

Если взрослые не будет нарушать составленное соглашение, то ребенок сможет вернуться в семью. Такой метод можно использовать для коррекции поведения детей, а также в том случае, если появилась необходимость отдать ребенка в интернат на время.

В детский дом на время

Такое тоже теоретически возможно, но данная процедура невероятно сложная. Как сдать ребенка в детский дом для профилактики на время?

Как уже указывалось выше, потребуется официально оформленный отказ от ребенка. Когда по этому вопросу будет принято решение, фактически, родители малыша уже таковыми не являются. Они могут его навещать, дарить ему игрушки и вещи, покупать сладости и так далее. Но в любой момент могут появиться люди, которые захотят взять этого ребенка в свою семью.

Кровные родители в данной ситуации ничего не смогут сделать. Если так случилось, что их малыш никому не приглянулся, а они сами уже решили все свои вопросы, забрать ребенка назад из детского дома они могут, но только после того, как их родительские права будут восстановлены.

Эта процедура еще более сложная, чем отказ. Родители должны будут предоставить справки о своем материальном положении, жилищных условиях, состоянии здоровья, психологической атмосфере в семье и так далее.

Как сдать ребенка 12 лет в детский дом?

В интернаты и детдома принимают только несовершеннолетних детей (до 18). Поэтому 12- летнего ребенка сдать можно. При этом будет учитываться мнение самого чада. Важно отметить, что в приют принимают детей с любого возраста. Груднички, как правило, определяются в дом малютки, где они живут до 3 лет. Потом их переводят в детский дом. В интернаты оформляют, как правило, школьников.

Как сдать в детский дом в России своего ребенка?

В РФ в детдом могут попасть дети, которые остались без родителей или без их обеспечения. Также принимаются дети, от которых отказались опекуны и близкие родственники. Прием ребенка осуществляется по решению органов опеки. Чтобы сдать детей в такое учреждение в России предусмотрен следующий порядок:

  1. Должно быть написано заявление на оформление ребенка в детдом.
  2. Документ о лишении родительских прав.
  3. Предоставляются копии свидетельства о рождении детей и паспорт (для 14- летних).
  4. Копии личных документов родителей или опекунов.
  5. Сведения о детях и их родственниках.
  6. Акт о жилищных условиях, где находился ребенок.
  7. Справка о психологическом состоянии малыша.
  8. Программа реабилитации (для детей -инвалидов).

Решение о приеме ребенка в госучреждение выдается после изучения сложившейся ситуации, предоставленных документов и заключения органов опеки.

Как в Беларуси как решают этот вопрос?

Как сдать ребенка в детский дом в Беларуси? Прием осуществляется на основании следующих данных:

  1. Оформление осуществляется на основании направления медицинских организаций, в которых находились дети, нуждающиеся в постоянной помощи и имеющие физические отклонения.
  2. По решению органов опеки или комитета по делам несовершеннолетних.
  3. По заявлению родителей или опекунов ребенка-инвалида для оказания ему медицинской помощи.
  4. По направлению органов опеки, связанных с лишением супругов родительских прав.
  5. Принимаются дети из неблагополучных семей, проживающие в плохих условиях.
  6. Ребенок, потерявший обоих родителей, от которого отказались родственники.

Заключение

Стоит помнить, что решение поместить детей в детский дом должно быть обдуманным и принятым обоими родителями. Для малыша лучше жить в благополучной семье. Если с родными родителями ребенок не может полноценно развиваться, не получает достаточного количества еды, тепла и заботы, ему лучше жить в детском доме.

fb.ru

Лев, выросший в детском доме: «Я всегда мечтал стать домашним»

Семейная прогулка в семье Истоминых 19-летний Лев жил в детском доме с рождения. И только в 8 классе, когда надежды, что кто-то заберет его в семью, почти не осталось, он познакомился со своими приемными родителями. «Это было на дне рождения моей будущей сестры Насти, которую родители в этот момент забирали к себе в семью. С Настей мы пробыли в одном детском доме 5 лет. Ее выбрали, а она пригласила меня на свой последний день рождения в детском доме, который отмечали вместе с родителями. Тут мы с родителями друг друга и заметили. Это было в январе. А уже весной мне предложили окончательно стать членом их семьи. Сомнений не было, я этого очень хотел и ждал», — говорит Лев. Уже 4 года он живет в семье. У его приемных родителей Ланы и Игоря Истоминых 8 детей, кровные и приемные.Детские дома бывают разные, но общие принципы жизни похожи. Вот что рассказывает Лев: «В интернате растут настоящие бунтари: всё твоё свободное время посвящено таким вещам, как постоянные проверки, из-за которых тебя заставляют вылизывать каждый уголок. Зимой — уборка снега, который всё падает и падает, сколько его не убирай, осенью — уборка листьев (всегда задавался вопросом, а почему нельзя подождать, когда опадут все листья, а потом уже за пару дней всё убрать, зачем убирать каждый день?). Постоянно какие-то скучные мероприятия типа «А сегодня мы пойдём в такую-то школу смотреть их музей». Хочется, чтобы тебя оставили в покое после учёбы и дали хоть немного свободного времени. Отсюда и протесты. К 8 классу приходили к такой мысли: детдом — это либо армия, либо тюрьма. И там, и там есть строгий режим, нет свобод, комнаты коридорного типа, ну и так далее. Отсюда ненависть к интернату и всей жизни в целом». Лев занимается с младшей сестрой Стеллой В каждом классе, рассказывает Лев, создаётся своя атмосфера, и она сильно зависит от состава класса. «Если в классе будет один «плохиш» и воспитатель не сможет найти к нему подход, то довольно скоро в классе станет больше «плохишей», и воспитателю придётся «вешаться», а детям — выходить из интерната быдлом. И наоборот: если все «солнышки», то воспитатель радуется, когда идёт на работу, а дети гордятся тем, что у них такой примерный класс. И это сильно влияет на дальнейшую жизнь».

Лев замечает, что и в детском доме у ребенка те же проблемы, что и у домашнего. «Просто в семье ребёнок думает: «Как же так, другие ребята живут с крутыми родаками, у них насыщенная жизнь, не то что у меня». А у интернатовского другая форма: «Как же так, домашние так круто живут, а мне приходится страдать». Домашний время от времени думает сбежать из дома, а интернатовкий — из интерната». И конечно, все детдомовцы, признается Лев, мечтают поскорее выйти из интерната (так же, как домашние дети мечтают закончить школу). «Хотя не все знают, чем заняться после выхода. Как правило, есть какое-то представление о том, кем хочешь стать, но в целом у детдомовцев мысли такие, например: «Я пока точно не знаю, что там, но уверен, что там крутая насыщенная жизнь, там свобода. Как только выйду из интерната, стану крутым ветеринаром и буду зарабатывать много денег»».

«Я, сколько себя помню, всегда мечтал узнать, что такое семья, я очень хотел стать домашним, — говорит Лев. — Но меня ни разу не выбрали. Даже пообщаться не пришли ни разу. К 14 годам я понял, что уже шансов нет, всё. Хотелось удариться во все тяжкие. И тут вдруг… Так неожиданно! Я не сомневался, я сразу согласился. Страха перед жизнью в семье не было. Было лишь интригующее ожидание чего-то нового, незнакомого, но очень интересного».

Лев дома Как приемным родителям лучше поступать в первое время, когда они приняли в семью подростка? У детей свое видение. Вот что думает Лев: «Как мне кажется, часто первое желание взрослого, который хочет взять подростка на выходные, — это отвести его куда-нибудь. Отлично, отведите, но только не в музеи и театры, а в Макдоналдс, лазертаг, пейнтбол, на квест или другие развлекухи. На развлечениях гораздо легче будет установить контакт с ребёнком и обрести какое-то доверие. Вечером играйте в интерактивные и развивающие игры, такие как «Алиас», «Монополия», «Ундервуд». Всё это не сделает ребёнка зажравшимся со всеми вытекающими, это создаст доверительную атмосферу и желание возвращаться вновь. Стоит сразу расставить рамки дозволенного, но не стоит пока основательно заниматься воспитанием. Все это, я считаю, позволит установить контакт с ребёнком и сформирует его какое-никакое доверие по отношению к вам. А дальше — всё по книгам Людмилы Петрановской (Людмила Петрановская — известный психолог, работающий с приемными семьями — прим. ред.)».

Сейчас Лев — студент факультета «Прикладная математика и информационные технологии» по направлению «Бизнес-информатика» Финансового Университета при Правительстве РФ. «Про свою будущую семью я пока не думал. Сегодня мне достаточно моих родителей, братьев и сестёр, чтобы чувствовать себя счастливым».

Верхний ряд, слева направо: мама Лана, Лев, Анна, Анастасия, Руслан, папа Игорь; нижний ряд, слева направо: Стелла, Яна, Наташа Лев считает: все, что происходит с детьми, которые снова и снова становятся сиротами и приходят в детские дома, — это замкнутый круг: «Пока в детских домах есть дети, в детские дома будут поступать новые. Туда приходят по самым разным причинам, и все они далеко не показательны для жизни. Так вот, я считаю, что каждому ребенку надо показать, объяснить, что есть другая жизнь, что можно обзавестись семьёй так, чтобы у тебя не отбирали детей, и чтобы самим не хотелось отвести туда своего ребёнка. И сделать это можно только в семье». «Почему детский дом это плохо и почему ребенку нужна семья? Страдают дети в интернатах и не могут в дальнейшем жить нормально. Разве этого мало? — говорит Лев. — Это все равно, что задаться вопросом: а почему в Африке не должно быть голодающих детей? Или — почему люди не должны болеть СПИДом? Такие вопросы не требуют ответа. Он очевиден».

Комментарий эксперта

Елизавета Матосова, психолог благотворительного фонда «Арифметика добра»:

Ребёнок, оказавшийся в детском доме, вынужден адаптироваться к ситуации и привыкать жить в сложившихся обстоятельствах. Самая большая беда в этом, что от него ничего не зависит, его жизнью распоряжаются другие люди, и он никак не может на это влиять.

В зависимости от характера ребёнка, может формироваться две стратегии поведения: одна под девизом «что воля, что неволя», которая выражается в апатичном поведении, бездействии, соглашательстве, и такого ребёнка взрослым становится жалко, хочется сделать что-то за него. Ну а другая линия поведения — по принципу «мне все нипочём», и тогда ребёнок сопротивляется, что есть силы, агрессирует, проявляет антисоциальное поведение, и такой ребёнок вызывает негативные эмоции у взрослых, его хочется усмирить, «поставить на место». В подростковом возрасте эти особенности характера становятся особенно заметными. Подростковый бунт неизбежен, как в кровных семьях, так и в детских учреждениях.Только разница в том, что в кровной семье этого «подавленного» или «бунтующего» подростка воспринимают как часть себя, своей семьи, и относятся к его проявлениям с пониманием и с желанием помочь, а к ребёнку из системы предъявляют завышенные требования, в соответствии с ожиданиями общества.

Спрашивает ли кто-нибудь ребёнка, что он чувствует? Интересно ли кому-нибудь, о чем он думает? Вряд ли. Чаще можно услышать назидательные беседы с ним о том, что ему «нужно хорошо учиться», «взяться за голову», «прилично вести себя». Все это правильные слова, но они имеют мало отношения к личности ребёнка. Кто его воспринимает личностью в учреждении? Для воспитателей и учителей, даже самых хороших, он «очередной» в их группе или классе, до него они видели «таких же» и после него ещё придут «следующие». Вы можете себе представить подобное отношение к детям в семьях? Нет! В семье у родителей с каждым ребёнком складываются отношения, ничем не похожие на отношения с другими детьми, знание индивидуальных особенностей ребёнка помогают найти к нему свой подход.

Как же быть детям, которые остались без попечения родителей? Кто их услышит, утешит, поддержит и будет рядом в трудную минуту? Кому они смогут довериться и рассказать о душевных ранах, которые, даже когда зарубцуются, все равно болят? И вот здесь на помощь приходят приемные семьи. Приняв ребёнка в семью, его можно отогреть и обеспечить ему тот необходимый жизненный фундамент, на который он сможет опираться в дальнейшем. Только в семье ребенок может научиться таким вещам, как взаимоподдержка и взаимовыручка. Находясь в одной связке, понимать, что его никогда не бросят, и не оставят одного, как бы он себя не вёл, всегда придут на помощь, и в случае необходимости защитят.Только получив такой опыт, удовлетворив базовые потребности в принятии и любви и надежности, подросток может начать задумываться о своём будущем и смотреть вперёд. Раньше у него такой возможности не возникает, он не может планировать своё будущее, так как постоянно находится в подвешенном состоянии и страхе за свою жизнь. Учиться в этом состоянии невозможно, а тем более хорошо учиться. Только очень сильные духом дети могут себе это позволить. Они противостоят. Только надо понимать, что проявляться это «противостояние» может во всем, а не только в учебе, и это может не нравиться окружающим.

Хотят ли дети в семьи? Конечно, хотят, только кто-то из них до сих пор надеется, что их заберут родственники, поэтому отказываются идти в приемные семьи, другие боятся, что их там не полюбят и не примут… Поэтому им не так страшно поехать в семью на каникулы. Познакомиться, присмотреться, хоть немного отогреться, поверить в себя и в вас, тех, кто, возможно, сможет стать им опорой сейчас и поддержать их в будущем.

Текст: Марина Лепина

Узнать больше о жизни детей, оставшихся без попечения родителей, можно на сайте фонда «Арифметика добра».

www.goodhouse.ru

Чем отличается интернат от детского дома, в чем разница?

Человек – существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать подрастающее поколение, но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные образовательные учреждения?

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, – это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

Как и в детских домах, дети в интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате - за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать бесплатное образование в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

fb.ru