Дети указывали главные слова в словосочетаниях


Словосочетание | интернет проект BeginnerSchool.ru

Как Вы думаете, что более конкретно называет предмет слово или словосочетание? Давайте подумаем, например, слово ручка. Что Вы представляете, когда слышите это слово?

Может ручку ребенка или ручку кастрюли, а может быть пишущую ручку. Видите, как конкретизирует предмет словосочетание.

Ранее мы уже говорили о том, что такое словосочетание, повторим ещё раз и более углубленно.

Итак, сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу, называются словосочетанием.

Обычно в словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое.

Например:

Глиняная миска, морс из клюквы, учиться в школе.

Давайте посмотрим на строение этих словосочетаний.

В первом случае (глиняная миска) это схема прилагательное + существительное, (что? – миска: сущ., миска какая? – глиняная: прил.).  Причем, главным словом в этом словосочетании является существительное миска, а зависимое слово – прилагательное глиняная.

Вот так это словосочетание будет выглядеть на схеме:

Давайте построим схемы других словосочетаний из примера:

Давайте рассмотрим картинку:

На картинке мы видим разные столы. Просто слово стол не объясняет, какой это стол. Добавив к слову стол прилагательное, мы объясним какой это стол.

Например:

компьютерный стол, кухонный стол, письменный стол.

Таким образом, мы определили, что в данных словосочетаниях главным словом является существительное стол, а слова прилагательные компьютерный, кухонный и письменный – зависимые. Составим схему для этих словосочетаний:

Рассмотрим пример других словосочетаний со словом стол:

писать на столе

подойти к столу

положить на стол

В данных словосочетаниях слово стол не является главным. Здесь главным является глагол, а существительное стол – зависимое, так как оно конкретизирует глагол:

Что делать? Писать – гл. Писать на чем? На столе – сущ. в предложном падеже.

Что делать? Подойти – гл. Подойти к чему? К столу – сущ. в дательном падеже.

Что делать? Положить – гл. Положить на что? На стол – сущ. в винительный падеже.

Давайте рассмотрим этот вопрос на примере двух словосочетаний:

  1. древний дуб
  2. древние дубы

Итак, схема этих словосочетаний прил. + сущ., причем сущ. является главным словом, а прил. – зависимым. Но чем же они отличаются?

В первом случае, существительное дуб в единственном числе, а во втором – во множественном. Число зависимого слова – прилагательного меняется в зависимости от числа главного слова – существительного.

Мы получили правило:

В словосочетании зависимые имена прилагательные употребляются в том же числе, что и существительные.

Давайте рассмотрим ещё один пример:

  1. вишневый сок
  2. сок из вишни

Чем схожи эти словосочетания? Они описывают одно и то же, но схемы у них разные:

Здесь есть сходство в значении: предмет и признак предмета.

Словосочетания, как и слова, могут быть близкими по значению, несмотря на различие в их строении

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Как определить вид синтаксической связи в словосочетании?

Согласно определению, подчинение суть синтаксическая связь, в которой участвуют неравноправные элементы, то есть один из них будет зависеть от другого. Определить тип подчинительной связи значит определить характер этой зависимости. При согласовании зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома. Главное слово: вопрос. Вопрос какой? - важный. Важный суть зависимое слово. То есть для согласования типичной будет схема ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. При управлении зависимое слово будет ставиться в определенном падеже (с предлогом или без) , обусловленном лексико-грамматическим значением главного слова. Примеры: заниматься (чем? ) музыкой (форма творительного падежа) ; смотреть (что? ) кинофильм (форма винительного падежа) ; способности к (чему? ) математике. Типичная схема: ГЛАГОЛ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (в качесте прямого или косвенного дополнения) Наконец, при примыкании зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова (наречие, инфинитив, деепричастие) , например: тихо шептать, предложить войти, говорить улыбаясь. Поскольку в словосочетании имеются подчинительные отношения, то члены его связаны между собой одним из видов подчинительной синтаксической связи - согласованием, управлением или примыканием. Выбор здесь зависит от морфологической природы главного или зависимого слова. Так, в глагольных словосочетаниях имеет место или управление (читать письмо, писать карандашом) , или примыкание (много читать, жить далеко) , но отсутствует связь согласования (согласование самого глагола возможно только в предложении) . Словосочетания с именем существительным в роли главного слова допускают все три вида синтаксической связи (каменный дом, выполнение задания, стремление учиться, кофе по-варшавски) . В других именных словосочетаниях находим известные ограничения в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова, например: управление и примыкание в словосочетаниях с именем прилагательным в роли главного члена (достойный награды, готовый сделать, весьма полезный) , управление в словосочетаниях с именем числительным (два месяца) , согласование и управление в словосочетаниях с местоимением (нечто интересное, кое-кто из друзей) . В наречных словосочетаниях встречаемся со связью примыкания и управления (слишком тихо, далеко от Москвы).

по фонарному принципу

1. Укажите виды синтаксической связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Обозначьте главные и зависимые слова. Близко от рощи, вольная земля, в поднебесье летать, всегда обаятельный, гнездо для голубей, голубеющая даль, девятая атака, дед с усами, до истины добраться, желали воевать, жить без войны, жить бобылем, землю оборонять, из плена бежавшие, кося сено, на всех озлобленный, нелегкое замужество, охота соглашаться.

touch.otvet.mail.ru

как связаны слова в словосочетании

Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова Словосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. По морфологической принадлежности главного слова словосочетания делятся: на именные (главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением) . на глагольные (главное слово выражено личными формами глагола, а также особыми формами глагола — причастием и деепричастием) . Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок) . Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке) . Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти) . Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога; неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу, т. е. грамматическая связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из которых словосочетание состоит. Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад — предмет и его признак. Несвободные словосочетания не делятся на части: детский сад — значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом предложения. Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово) предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова, словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем словосочетание кирпичный дом, а словосочетание — точнее, так как оно не только называет предмет, но и указывает на его признак. Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого. Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.

например по смыслу

Слова в словосочетании связаны между собой по смыслу и грамматически.)

связаны по смыслу

словосочетания связаны по смыслу или грамматически

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Какие виды словосочетаний существуют?

Виды словосочетаний А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы: 1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено: существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом; прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить; числительным: три товарища, пятеро из нас; местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них. 2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая; причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий; деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться. 3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе. Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения) : 1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы. 2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги. 3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть. В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний : 1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии. 2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание) , новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый) ; читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу. Г. По степени спаянности компонентов: 1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно. 2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации) . Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

touch.otvet.mail.ru