Происхождение названия государства — Израиль. Как раньше назывался израиль


История образования Израиля как государства

История образования Израиля как государства давняя и трагическая. С полной уверенностью можно сказать, что началась она как минимум три тысячи лет назад. Еврейскому многострадальному народу пришлось пройти множество испытаний на пути к созданию собственного государства.

Древняя история

Впервые образование Израиля как государства произошло в X веке до нашей эры на Восточном Средиземноморье. Называлось оно Израильским царством. Но его независимое существование было очень недолгим. С VII века до нашей эры оно подвергалось многочисленным завоеваниям. Так как годом образования Израиля как государства считается 1948, выходит, что еврейский народ утратил свою Родину более чем на 26 веков!

В 63 году до нашей эры Израильское царство захватила могущественная Римская империя. Захваченная территория доставила римлянам массу различных проблем. Одна из самых острых - религиозная: иудаизм запрещал возвеличивание римского императора как божества и, соответственно, поклонение ему. А ведь это было необходимым условием для граждан империи.

Путь образования государства Израиль кратким не был. В 135 году нашей эры в одной из провинций состоялось неудачное восстание местного населения против римских властей. Это событие радикально повлияло на дальнейшую судьбу проживавшего там народа. Римский император решил в качестве наказания выселить евреев со своей территории. В провинцию, ранее заселенную ими, пришли другие народы. Так появились первые еврейские общины, причем не только на территории Римской империи, но и далеко за ее пределами. Спустя годы они стали возникать и на славянских землях.

После раскола Римской империи в 395 году на Восточную (Византию) и Западную часть Палестина отошла к первой, оставаясь до 619 года ее провинцией. С 614 по 629 год Палестину завоевала Персия. После она вновь стала провинцией Византии. Численность еврейского населения из-за постоянных массовых убийств и гонений, которые начал император Ираклий, сильно снизилась.

В Средневековье

К 636 году Палестину у Византии отвоевали мусульмане. И следующие шесть веков эту территорию контролировали то Омейядский халифат, то Аббасиды, то крестоносцы.

1099 год ознаменовался основанием Иерусалимского королевства, которое возникло благодаря стараниям крестоносцев. Но уже к 1260 году Палестина оказалась полностью завоевана династией Мамлюков. Относительно мирные времена воцарились на несколько столетий. Однако уже в 1517 году территорию современного Израиля завоевали турки-османы. Под властью Османской империи страна находилась 400 лет, вплоть до 1917 года. В этот исторический период евреи имели статус «зимми». Они обладали определенными гражданскими правами и свободой вероисповедания, но в тоже время существовал ряд ограничений. К примеру, запрет на езду на лошадях, ношение оружия.

Предпосылки образования Израиля - еврейского государства

Только в конце XIX века евреи стали стремиться вернуться на свои исторические земли. После 1881 года в Палестину уехали первые переселенцы. Следующая массовая волна иммиграции произошла в преддверии Первой мировой войны. На территориях, которые принадлежали Османской империи, евреи начали создавать свои поселения, не претендуя на независимость. В основном люди переезжали в Палестину, руководствуясь своими религиозными убеждениями. Но было немало евреев, планировавших построение социалистических коммун на территории этой страны.

Декларация Бальфура

Образованию Израиля как государства способствовало и то, что 2 ноября 1917 года Артур Бальфур - министр иностранных дел Великобритании – написал официальное письмо лорду Ротшильду, который в то время был представителем британской общины евреев. В нем говорилось о том, что правительство государства всерьез задумывается о создании в Палестине национального очага для евреев.

Какова была цель данной декларации? Во-первых, это приобретение Великобританией права на то, чтобы контролировать после войны земли Палестины, на которых изначально предполагалось создание зоны международного контроля. Во-вторых, это надежда на то, что евреи, живущие на территории Америки, будут вынуждать правительство своей страны вступить в Первую мировую войну, поддержав тем самым истощающиеся силы союзников. В-третьих, это давление на евреев, живущих на территории России, чтобы не допустить распространения большевистской идеологии и выхода Российской империи из войны.

Последствия декларации

Когда закончилась Первая мировая война, Палестина превратилась в подмандатную территорию Великобритании. В нее начали массово эмигрировать евреи, что стало первым шагом к образованию государства Израиль. К тому времени как началась Вторая мировая война, в Палестине насчитывалось 500 тысяч евреев, к концу войны к ним добавилось еще 100 тысяч.

И они продолжали переселяться на эти земли, чем вызвали бурное недовольство среди арабского населения Палестины. Арабы потребовали, чтобы правительство это прекратило. Правительство пошло им навстречу, невзирая на то, что мировое сообщество в годы войны обвиняло британцев в том, что они препятствуют бегству евреев от нацистского режима в страны Ближнего Востока. В Великобритании было решено ввести квоты на въезд для евреев-иностранцев, но эти квоты соблюдались далеко не всегда. Ситуация крайне накалилась к концу тридцатых годов, когда грандиозное количество переселенцев из Германии вызвало восстание арабов-палестинцев. И тогда с 1939 года Великобритания категорически запретила миграцию евреев на территории, контролируемые ею.

Во время Второй мировой войны

Путь образования Израиля как государства был долгим и тернистым. Давид Бен-Гурион, который был руководителем еврейской общины, решил начать проводить агрессивные акции протеста против британского контроля над Палестиной. С 1944 года евреи стали открыто выказывать свое неповиновение и совершать дерзкие террористические акты.

Не остались в стороне и международные сионистские общества, а также США. Давление на Лондон начало усиливаться. Правительство Великобритании обвиняли в гибели еврейских беженцев, пытавшихся нелегальным путем через море попасть в Палестину, но перехваченных британскими пограничниками, которые возвращали несчастных в Европу, где они погибали от рук нацистов.

После Второй мировой войны

Когда Вторая мировая война наконец закончилась, образование Израиля как государства стало по-настоящему насущной проблемой. Мандат Великобритании на управление Палестиной продолжал действовать. В августе 1945 года Всемирный сионистский конгресс, а затем и президент США Г. Трумэн, поддавшийся давлению со стороны еврейских сообществ своей страны, предложили Великобритании разрешить переселение более миллиона евреев в Палестину. Но Лондон не принял это предложение, так как политики предвидели волнения в арабских странах.

Уже в октябре представители стран Ближнего Востока заявили, что попытки США сделать Палестину еврейским государством неизбежно приведут к войне.

Тем временем продолжались теракты. В июле 1946 года сионистскими террористами был взорван штаб военной администрации Великобритании. Погибло почти 100 британских граждан.

Решение правительства Великобритании

Великобритания экономически была зависима от США и не желала ссориться. Но и конфликт с арабами Лондону был не нужен. Поэтому в 1947 году Великобритания отказалась контролировать Палестину.

29 ноября 1947 года в ассамблее ООН пришли к консенсусу по палестинскому вопросу: земли решили разделить три части (42 % - арабам, 56 % - евреям, а 2 % земель, в которые входили Иерусалим и Вифлеем, - ООН). Арабскими странами данная резолюция была не принята.

Кровавые стычки между евреями и арабами стали происходить все чаще. Ситуация достигла своего апогея. Арабы стали массово покидать страну. Великобритания, не желая ввязываться в войну, 14 мая 1948 года вывела свои войска из Палестины и заявила о прекращении действия своего мандата.

Долгожданное событие

Датой образования Израиля как государства считается 14 мая 1948 года. В этот знаменательный день Давид Бен-Гурион – глава временного еврейского правительства - объявил миру о создании независимого еврейского государства. Президентом был провозглашен Хаим Вейцман, столицей - город Тель-Авив.

Уже 17 мая СССР и США признали Израиль. К сожалению, дипломаты из других стран не смогли перевести арабо-еврейский диалог в мирное русло. В скором времени после дня образования государства Израиль и объявления о его независимости сразу несколько арабских государств развязали с ним войну. Но постепенно Израиль признали почти все страны мира.

Роль СССР в создании еврейского государства

СССР вместе с США оказывал содействие образованию государства Израиль. Наиболее значительная роль в среде евреев Палестины принадлежала эмигрантам из Российской империи. Они распространяли идеи социализма. Бен-Гурион также был родом из России. Через несколько лет после Октябрьской революции он с дружественным визитом приезжал в СССР. Когда-то евреи способствовали распространению большевистской идеологии в Российской империи. И тот момент Сталин ждал от русских евреев Палестины поддержки в своих планах по росту влияния СССР на дела Ближнего Востока и вытеснению оттуда Великобритании.

Но лояльность советского вождя была недолгой. В СССР стало поощряться антисемитское настроение, а выезжать из страны евреям перестали разрешать. После развала СССР евреи массово стали уезжать в Израиль на постоянное место жительства.

fb.ru

Когда и как образовался Израиль?

Когда речь заходит о том, как образовалось государство Израиль в 20 веке, часто высказывается мнение, что все это было возможно лишь благодаря помощи СССР и США. Для того чтобы разобраться в этом непростом вопросе, необходимо коснуться всех вех становления этого государства, не вдаваясь в его древнюю историю, в которой до сегодняшнего момента мало достоверных исторических источников, но хватает различного рода фальсификаций. Когда образовалось государство Израиль, основные этапы подготовки к его созданию будут описаны ниже. При рассмотрении данного вопроса анализировались события конца девятнадцатого и первой половины двадцатого веков.

Первая волна эмиграции

Перед тем как образовался Израиль, еврейский народ претерпел множество тягот и лишений на пути становления собственной государственности и завоевания независимости. Началом этого процесса можно считать первую алию (волну эмиграции). Начиная с 1882 года, свыше тридцати тысяч переселенцев иудеев проникали в провинции османской империи – Палестину. Семейство Ротшильдов приняло в этом процессе самое действенное участие. Благодаря их финансовым вливаниям на карте мира появились новые города: Зихрон-Яаков, Петах-Тиква и другие. Перед тем как образовалась страна Израиль, еврейским переселенцам в начале своего пути пришлось решать иные насущные проблемы – создание национального очага.

Первый всемирный сионистский конгресс

Сионизм представлял собой религиозно-политическое объединение (в содружестве религии и политики всегда кроется доля авантюры). Идеология течения основывалась на священных текстах, которые были взяты за основу истории еврейского народа. В частности, увлечение «достоверной интерпретацией» писаний привело, к примеру, хабадников (одна из ветвей иудаизма) к мессианизму, корни которого уходят в Каббалу.

Не трудно догадаться, что образованию Израиля в году 1948 предшествовала долгая работа по «обоснованию» (выискиванию совпадений в священных писаниях) принадлежности Палестинских земель еврейскому народу. Стоит упомянуть, что «богоизбранным» народом являлись только иудеи, остальные подлежали уничтожению как «нечистые», что роднит иудаизм с фашизмом. Судьба палестинцев, проживавших на будущих землях Израиля, не озадачивала ни одну из сторон, принимавших участие в решении проблемы.

В конце девятнадцатого века Палестина находилась под властью Османской империи. Первый всемирный сионистский конгресс – это попытка еврейского народа заявить всему миру о желании создания собственного государства. Главным событием этого конгресса было создание всемирной сионистской организации. На ее президента Теодора Герцеля были возложены полномочия о начале переговоров с лидерами европейских государств.

Создание англо-палестинского банка (банк Леуми)

В вопросе, как образовался Израиль, необходимо упомянуть о создании собственной банковской системы первых переселенцев. В 1899 году был учрежден Еврейский колониальный банк с капиталом в два миллиона фунтов-стерлингов. Основной задачей новообразования была поддержка и развитие промышленных предприятий в Сирии и Палестине. Также в сферу интересов входили торговля, получение концессий, и т. д. Впрочем, его деятельность началась с трудностей из-за всевозможных преград в законодательствах ведущих европейских государств.

В качестве примера можно упомянуть ситуацию в Англии. Там для открытия операций банка необходимо было иметь в наличности 1/8 от основного капитала (то есть, при 2 000 000 в наличии должны быть 250 000). Финансовая организация переселенцев располагала только 150 000 тысячами, поэтому с открытием операций пришлось повременить до появления необходимого минимума. Впоследствии Еврейский колониальный банк стал национальным банком Израиля.

Декларация Бальфура

Великобритания считала себя вправе распоряжаться судьбами народов. Ее военная и экономическая мощь подкрепляли политическую стратегию. Османская империя, в состав которой входила Палестина, была в числе «проигравших» в Первой мировой войне. На ее территорию теперь претендовали победители. Они-то и начали кроить политическую карту Ближнего Востока по своему усмотрению. Образовались государства Ирак, Сирия. Курды так и не получили своей государственности. Исходя из политических амбиций, британское правительство считало правильным отправку некоего «послания-предупреждения» евреям.

2 ноября 1917 года было опубликовано письмо от министра иностранных дел Великобритании, адресованное лорду Ротшильду, как главе Сионистской федерации в Англии. Это было письмо о создании еврейского национального очага, который, однако, ни в коем случае не должен нарушать какие-либо права местных палестинцев. По признанию одного из виднейших британских политиков – Ллойда Джорджа, это была прагматичная сделка с целью склонить общины к сотрудничеству.

Британия, находившаяся во главе союзников, желала получить поддержку от США. Зная о влиянии еврейских общин в Америке на правительство, англичане предлагали помощь в образовании Израиля как «очага» (даже не автономии).

Борьба за выживание

Декларация Бальфура поспособствовала росту эмиграции. Местное арабское население рассматривало переселенцев как захватчиков. Поэтому периодически возникали вспышки насилия. Первоначально это находило выражение в обычных грабительских набегах на мирных еврейских земледельцев. Убийства, грабежи, насилие подтолкнули эмигрантов вспомнить свой опыт самообороны при жизни в других государствах. Первой военизированной еврейской организацией можно считать Ха-Шомер. Бывшие подпольные революционеры оказывали достойное сопротивление бедуинским грабителям. Но организация не была многочисленной, а конфликт набирал обороты.

Противодействие Британского правительства

Англия не была заинтересована в усилении эмиграции в Палестину, поэтому на арабские погромы смотрела «сквозь пальцы». В довершение этому, правительство издало закон в мировой историографии известный как «Белая книга». Его суть – ограничение потока беженцев. Тем самым правительство Ее Величества обрекло иудеев на верную смерть в фашистских концентрационных лагерях, «не замечая» проявление агрессии палестинцев по отношению к переселенцам. Евреи настойчиво искали выход из замкнутого круга.

Хагана

Трансформация отдельных отрядов самообороны в монолитную мощную подпольную организацию была продиктована необходимостью выживания. Первые переселенцы наивно полагали, что, покинув враждебное европейское общество, они отстранятся от антисемитизма. На деле произошло перемещение «из огня да в полымя». Чем сложнее была обстановка, тем более дисциплинированной становилась Хагана. Однако в их среде произошел раскол: одна часть помогала британцам в борьбе с фашизмом, а вторая, используя террористические методы, боролась с англичанами.

Было понятно одно: необходимо привлечь на свою сторону новых союзников для эффективного решения проблемы. Поэтому все чаянья были обращены в сторону СССР и США, в надежде на то, что Израиль образуется как страна.

Помощь Советского Союза

Судьбы народов Востока Америку интересовали в меньшей степени, нежели наличие запасов нефти на этих территориях, поэтому выбор союзника в лице СССР был очевиден. Следует отметить дальновидность вождя Сталина в решении этого вопроса. Израильтянам было выделено трофейное немецкое оружие и самолеты компании Messerschmitt (по техническим характеристикам превосходившие авиацию Англии). В конечном счете, именно их удары с воздуха стали переломным моментом в борьбе за Тель-Авив. Арабы были ошарашены появлением авиации, поэтому их наступление было остановлено, хотя, при всех имеющихся силах на тот момент город не смог бы оказать достойного сопротивления. В дальнейшем, подтянувшиеся резервы укрепили «слабые места» в обороне.

В каком году образовалось государство Израиль

Решение о придании статуса независимости стране иудеев принималось в несколько этапов. Вначале была принята резолюция ООН о разделе земли Палестины в 1947 году и утрате Британией мандата на этой территории. Английские войска должны были покинуть землю в течение последующих шести месяцев. Этим обстоятельством решили воспользоваться во Временном правительстве Израиля и провозгласить независимость еврейского государства четырнадцатого мая 1948 года. До истечения мандата Англии оставалось всего лишь восемь часов. Ответ на вопрос, в каком году образовался Израиль, как признанное на международной арене государство, очевиден. Первой страной, заявившей об этом де-юре, стал СССР, хотя де-факто, спустя 10 минут после провозглашения, об этом заявили США.

fb.ru

Столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим? Какой город является столицей Израиля?

Сегодня мы попробуем разобраться в том, какая столица Израиля: Тель-Авив или Иерусалим. Оказывается, правы и те, кто утверждает, что это современный город с романтичным названием Холм весны, и другие, которые отдают главенство древнему поселению в Земле Обетованной.

Немного о стране

Перед тем как решить вечный спор о том, какой город столица Израиля: Иерусалим или Тель-Авив, мы расскажем немного о самой стране. Государство расположено на Ближнем Востоке, в землях, которые упоминаются в Библии. Проживает здесь чуть больше восьми миллионов человек. Пройдя через века несчастий и странствий, люди сумели возвратиться на родину и возродить ее. Сегодня эта страна считается одной из самых высокоразвитых в мире по экономике, армии, уровню медицины, привлекательности для туристов. И хотя конфликты с соседями в Израиле возникают довольно часто, именно его выбирают для жизни сотни тысяч иммигрантов. А паломников, желающих посетить святые места сразу трех мировых религий, вообще ничто не страшит.

Две столицы одного государства

Так какая она, столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим? Давайте разберемся. Согласно официальным данным, главным политическим центром страны является древний Иерусалим. Но стоит отметить, что в нем расположены только правительство и религиозные центры. Остальные же отрасли человеческой деятельности (культура, образование, бизнес, развлечения, торговля) концентрируются в Тель-Авиве. Это молодой город с особенным колоритом и непревзойдённым шармом. Далее мы более детально остановимся на каждой из этих столиц, так как они ни в чем не уступают друг другу.

Древний Иерусалим

Итак, какая столица в Израиле – Тель-Авив или Иерусалим, читатель уже знает. Город, которому уже не одна тысяча лет, сегодня привлекает людей со всего земного шара. Интересно, что здесь нет никаких полезных ископаемых, взращивать сельскохозяйственные культуры здесь довольно трудно. Так почему же человечество стремится сюда, в землю, обещанную Богом всем евреям? Трудно сказать.

Город Иерусалим упоминается уже в 18-19 веках до нашей эры. За годы существования он не раз переходил из рук в руки: персы, греки, римляне, арабы, турки, египтяне, британцы оставили свои следы в этих землях. В мае 1948 года Израиль становится независимым государством и начинает отсчет своей новой жизни.

Достопримечательности Иерусалима

Спор о том, какая столица Израиля – Тель-Авив или Иерусалим, ведется даже теперь. Но истину читатель уже знает, поэтому мы приглашаем его в виртуальное путешествие по достопримечательностям древнейшего святого города. А их здесь хоть пруд пруди, и, как говорят местные жители, каждый камушек здесь святой. Поэтому прекращаем рассуждать о том, какая столица в Израиле – Тель-Авив или Иерусалим, отправляемся в город Бога.

  • Мечеть Купол скалы с золотым куполом, имеющим 20 метров в диаметре, который виден с любого уголка Старого города. Это действующая святыня, возведенная на месте вознесения пророка Мухаммеда на небо.
  • Стена плача – это единственная уцелевшая стена Второго Иерусалимского храма, разрушенного по приказу Тита. Правда, это не часть самого храма, а остатки опорных сооружений вокруг горы. Но все равно каждый житель или гость города считает своим долгом прийти сюда и помолиться Всевышнему.
  • Храм Гроба Господня – величайшая христианская святыня, возведенная на месте распятия и погребения, а также воскресения Иисуса. Первый храм был построен здесь Еленой, матерью императора Константина. По преданию, она нашла в подземелье пещеру, где покоилось некогда тело Христа, а также крест, на котором его распяли.
  • Мечеть Аль-Акса – третья по важности святыня ислама. Именно в ее сторону обращались мусульмане до тех пор, пока пророк не перенес киблу в Мекку.
  • Виа Долороса – это путь, который прошел Иисус, неся на Голгофу свой крест. Это дорога скорби, имеющая 14 остановок, где сейчас возвели часовни.
  • Собор Святого Иакова в Армянском квартале (12 век).
  • Пещера Цидкиягу, или Каменоломни царя Соломона.
  • Церковь и монастырь Святой Марии Магдалины (18 век), возведенная по приказу русского императора Александра III.
  • Цитадель Давида. Это не священное здание, однако оно много раз служило народу защитой и крепостью.

Теперь читатель навсегда запомнит то, какая столица государства Израиль – Иерусалим или Тель-Авив. А мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в другой главный город этой чудной страны.

Вторая столица

Мы продолжаем наши рассуждения о том, столица страны Израиль – Иерусалим или Тель-Авив. В городе, который по праву именуют второй столицей государства, проживает более миллиона человек. Датой основания его считается 1909 год, а через сорок лет он стал столицей Израиля. Холм весны, а именно так переводится название поселения, объединяет в себе несколько городов: Яффу, Holon, Petach-Tiqva, Ramat Gan, Bat Yam, Bene Baraq. Именно в Тель-Авиве, а не в Иерусалиме, расположились Министерство обороны и многие иностранные посольства. Именно этот город является центром коммерческой, финансовой, промышленной и культурной жизни страны.

Достопримечательности Тель-Авива

Столица Израиля – Тель-Авив или Иерусалим? Дискуссия продолжается, поэтому мы отправляемся на экскурсию по современному и оживленному мегаполису под названием Холм весны. Что интересного ожидает путешественника, решившего остановиться именно здесь?

  • Пляжи на берегу Средиземного моря. По сути, это вся западная часть Тель-Авива, разделенная на участки. Каждый пляж располагает не только собственным названием, но и службой спасения. Они оборудованы велодорожками и спортплощадками, манят тишиной и покоем.
  • Старый Яффо – порт, который хорошо сохранил свой прежний облик. Тут обратите внимание на Площадь часов с башней, Музей истории, Площадь древностей, Старый порт и Блошиный рынок.
  • Рынок Кармель – сердце местной торговли, шумный базар с неповторимым восточным колоритом, где можно услышать все языки мира.
  • Район Неве Цедек – некогда престижный квартал для самых богатых в городе. Сегодня здесь работают музеи, галереи, бутики.
  • Музей искусств, расположенный на площади в 18 тыс. квадратных метров.
  • Площадь Рабина. Это место, где убили Ицхака Рабина. Сегодня там открыт мемориал, и каждый год проходят митинги.
  • Базар ремесленников.
  • Бульвар Ротшильда – первый в городе.
  • Парк Яркон – крупнейший парк в стране, расположенный на одноименной реке.

Можно много рассуждать о том, столица Израиля – Тель-Авив или Иерусалим. Каждый город важный и особенный по-своему. Не верите? Убедитесь в этом сами, посетив их и прогулявшись по их улочкам!

fb.ru

Государство Израиль — Циклопедия

Государство Израиль

Государство

:
Полное название מדינת ישראל
Дата основания 14 мая 1948
Столица Иерусалим
Форма правления парламентская республика
Государственный язык иврит, арабский
Этнические группы евреи, арабы, друзы, черкесы и др.
Религия иудаизм, ислам, христианство и др.
Территория 21 тыс. км²
Население 7 836 000 человек
Образование государства Израиль Рождение Израиля Государство Израиль отмечает 63-й День Независимости Закон о еврейском характере государства

Израиль (полное официальное название Государство Израиль) — еврейское государство на Ближнем Востоке. Демократическая страна, парламентская республика. Провозглашено 14 мая 1948 года.

[править] Основные сведения

Столица — Иерусалим (однако, многие страны признают столицей Израиля город Тель-Авив).

Население — около 8 млн. человек

Языки: иврит, арабский.

Валюта — шекель (он же — новый израильский шекель)

Формально израильское государство возглавляет президент, но его функции сведены к протоколу и моральному авторитету. Реальная власть принадлежит премьер-министру, кабмину, «узкому кабинету», Кнессету и многочисленным спецслужбам (Шабак, Моссад, МАГАВ, АМААН и др.)

Территорию современного Израиля можно условно разделить на собственно Израиль и оккупированный, частично автономный Западный Берег. Израиль граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом.

[править] География

Израиль сочетает в себе несочетаемое. Изрядная часть территории в центре страны, на юге и ближе к иорданской границе покрыта пустынями — Иудейской и Негевом. Северная часть Израиля лучше увлажнена и более гориста, есть даже гора, где во многие годы не сходит снежный покров. Крайний юг страны (Эйлат) — субтропический курорт на берегу Красного моря.

Страна имеет выход к 2 морям — Средиземному (протяженное ровное побережье) и Красному (всего 12 км побережья на крайнем юге). Главная река — Иордан. Есть несколько внутренних водоемов с достаточно большой площадью зеркала — Мертвое море, Кинерет.

[править] Климат

Жаркий, особенно в пустынях и Иудейских горах. Сезонно дует хамсин с песком из Саудовской Аравии. Бывают ливни (север, Иерусалим и центр), 2-3 раза в ХХ веке наблюдалось не очень выраженное цунами с разрушением инфраструктуры портов на Средиземном море, но без жертв.

Составляет примерно 8 миллионов человек — евреи, арабы, несколько национальных меньшинств — друзы, черкесы, самаритяне… Среди евреев значительную часть составляют эмигранты из бывшего СССР. Основная община страны — еврейская — также разнородна и представлена ашкеназами, сефардами, евреями из Африки и стран Магриба. Много иностранных рабочих, беженцев, нелегальных мигрантов и временного населения — туристов, волонтеров, евреев, живущих в Израиле только часть года. Весьма распространено двойное гражданство.

Большая часть населения живет в городах (из них «миллионник» только один — Тель-Авив, да и то если считать вместе со всеми пригородами. Часть граждан проживает на оккупированных территориях Палестины в крупных поселенческих блоках (например, Ариэль) или небольших форпостах. Есть также активисты движения киббуцев.

[править] Религии

В порядке убывания численности: иудаизм, ислам, христианство, бахаизм, другие религии и атеизм, агностицизм. Так как на территории Израиля находятся главные святыни трех мировых религий, он имеет большое значение для людей по всему миру как «Эрец Исраэль» или «Святая Земля».

[править] Гражданство Израиля

Гражданство Израиля можно получить на основании "Закона о Возвращении". Право на гражданство имеют потомки евреев, до третьего поколения.

[править] История Израиля

[править] Древняя история

[править] Современное государство

Государство Израиль было основано в 1948 г. После нескольких победоносных войн с арабскими странами, молодое государство выстояло. С некоторыми из соседей были заключены мирные договоры, других принудили к миру военной силой. Начиная с 70-х годов ХХ века в Израиль приезжают сотни тысяч репатриантов из Советского Союза и стран Восточного блока (ОВД). Эти люди смогли привести страну к повторному расцвету, сегодня русскоязычная община широко представлена в израильском обществе, из ее рядов вышли многие культурные и общественные деятели, политики (см. Дина Рубина).

[править] Арабо-израильский конфликт

 

cyclowiki.org

Каковы были исторические названия Израиля? | Культура

Шумеры в 1-й половине 3-го тысячелетия до н. э. видели в Эрец-Исраэль часть «Западной Страны».

Акады в середине 3-го тысячелетия до н. э. называли Эрец-Исраэль — «Страна Эмори».

Во 2-м тысячелетии до н. э. название «Страна Эмори» распространялось на Эрец-Исраэль и Сирию. Слово «эмори» употреблялось в Танахе (Библии) как название одного из кнаанейских племён, а иногда и в более широком смысле.

Древнее наименование страны — Ханаан — фигурирует во 2-м тысячелетии до н. э. в древнеегипетских источниках.

С конца 14-го до 12-го века до н. э. было распространено название «Страна Канаан (Ханаан)». Название «Канаан (Ханаан)» употреблялось в Танахе (Библии) как обозначение западного берега Иордана, а в широком смысле — также и западной части Сирии. Это название подразумевало преимущественно низменные части — прибрежную долину и западную сторону долины Иордан.

После того как вышедшие из Египта сыны Израиля вступили во владение землёй, название «Канаан» стало историческим названием.

Узкая полоска на северо-восточном берегу Средиземного моря, южной границей которой считались город Акко и гора Кармель, называлась «Финикия». Название это впервые встречается в «Одиссее» Гомера (песнь 14-я) и имеет греческое происхождение. Однако сами финикийцы называли себя «кананеями», хотя в Танахе их чаще именуют «сидонцами».

В дни Египетского Среднего царства и в начале Нового царства (до 19-й династии) Эрец-Исраэль, часть Сирии и Ливан были объединены названием «Ратену».

В аккадских источниках 23−16 веков до н. э. применяется название «Амурру» (страна аморреев).

В дни Нового царства Эрец-Исраэль и Южная Сирия носили название «Харру» или «Хурру» (страна хурритов). Эти названия фигурируют в ассиро-вавилонских текстах середины 2-го тысячелетия до н. э.

Древнее широко распространённое название «Эрэц hа-иврим» (земля евреев) употреблялось как в Танахе (Библии), так и в более поздние времена.

Название «Эрец бней-Исраэль» (земля сынов Израиля) также встречается в Танахе.

Под этими названиями уже подразумевается Земля обетованная.

В конце периода Второго Храма в еврейской традиции, литературе и в быту за Израилем окончательно закрепилось имя «Эрец-Исраэль» (страна Израиля). Это название впервые встречается в Танахе (Библии) в повествовании о войнах царя Саула (около 1030 г. до н. э.).

Название «Эрэц-Исраэль» определяет область проживания израильтян, но не страну как географическое целое с её естественными границами. «Эрец-Исраэль», согласно Танаху (Библии) — это царство 10-ти колен Израилевых.

С расколом Объединённого Израильского царства после смерти Соломона (928 г. до н.э.) территории Северного царства (Израильского) стали именовать «Исраэль», а Южного — «Йэhуда».

После падения Израильского царства (722 г. до н.э.) название «Йеhуда» постепенно привилось как наименование всей территории страны.

После окончательного раздела царства название «Исраэль» обозначает область царства Эфраима, а область царства дома Давидова называется «Эрэц Йэhуда».

После изгнания Израиля остатки 10-ти колен приблизились к Йэhуде, и слово «йэhуди» стало синонимом слов «бэн Исраэль» и «иври».

После вавилонского изгнания название «Йэhуда» обозначает область автономного еврейского поселения, а впоследствии — царство Хашмонаим и Гордуса. Этот название сохраняется и при римском владычестве, вплоть до подавления восстания Бан-Кохбы (135 г.), когда римский император Адриан в административном порядке переименовал Иудею в Палестину.

Название «Палестина» возникло как имя прилагательное от слова «Плештет»: существовало название «Сирия ге-Палестине» (Сирия Плештинская). Впоследствии название было сокращено (имя «Сирия» было опущено), и имя прилагательное превратилось в имя существительное.

Название «Сирия Палестинская» (производное от «Филистеи» — заселённой филистимлянами части побережья) было принято в эллинистическом мире и встречается уже в 5 веке до н.э. в сочинениях Геродота.

Это название обозначало то библейский Кнаан, то римскую провинцию возле Финикии и Аравии.

В 356 г. Палестина была разделена на две провинции, а с 425 г. этим именем называется каждая из трёх областей, на которые была разделена страна: Палестина Прима (Йэhуда и Шомрон), Палестина Секунда (большая часть Галилеи и Голан), Палестина Терция (Моав и Эдом до Эйлатского залива).

После арабского завоевания Палестина Терция не существовала более в качестве обитаемой земли. Палестина Прима превратилась в «Джунд (военный округ) Паластин» со столицей в Рамле, а Палестина Секунда — в «Джунд Урдун» (Иордан).

После падения империи крестоносцев название «Палестина» перестало быть официальным, но христиане продолжали пользоваться им для обозначения Эрец-Исраэль на обоих берегах Иордана.

С арабским завоеванием в 638 г. Эрец-Исраэль является одной из провинций халифата под названием «Фаластин» (арабская форма названия «Палестина»).

В средние века Израиль начали называть «Эрэц ha-Кодэш» (Святая земля).

В 1922 г. англичане сузили значение названия «Палестина», которое отныне распространялось только на западный берег Иордана.

Арабское государство на восточном берегу Иордана получило название «Трансиордания».

С 1949 г. восточный берег и арабская часть западной территории Эрец-Исраэль получили название «Иорданское королевство».

Еврейская часть западной территории Эрэц-Исраэль получила название «Мэдинат Исраэль» (Государство Израиль).

Евреи выражали любовь и привязанность к Эрец-Исраэль также и другими именами: Святая Страна, Святая Земля, Удел Господа, Страна желанная, Обетованная Земля.

shkolazhizni.ru

Происхождение названия государства - Израиль

Происхождение названия Израиль. На протяжении последних трех тысячелетий слово «Израиль» обозначало как землю государства Израиль (Эрец-Исраэль), так и весь еврейский народ.

Источником этого названия служит Книга Бытия, где патриарх Иаков после борьбы с ангелом Бога получает имя Израиль:

«И сказал (ангел): как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:27,28).

Толкователи расходятся в определении значения слова Израиль…По одной версии, это имя происходит от глагола сара (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/сражение Эля».Впоследствии, еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Дети Израиля», «Народ Израиля», «Сыны Израиля» или «израильтяне».Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране.Современное государство было названо «Мединат Исраэль» — Государство Израиль. Рассматривались также и другие названия: Эрец-Исраэль (Земля Израиля), Сион, Иудея — однако были отвергнуты.Впервые оно было упомянуто официально в выступлении первого министра иностранных дел Моше Шерет.

guide 

Рав Элиягу ЭссасВ нееврейских переводах Торы встречаются сотни искажений оригинального текста.

В отрывке, описывающем ночное сражение Яакова с малахом (духовной субстанцией, выполняющей задание Всевышнего), говорится, что Яаков своей силой одолел того малаха (см. Берешит, гл.32, ст.29). И это заставило малаха раскрыть Яакову его второе имя, которое станет основным — Исраэль (Израиль).

В этом фрагменте написано: «…ки сарита им элоhим… ве-тухаль…», то есть — проявил силу перед малахом и одолел (его).

Выражение «проявить силу» на иврите — серара (сокращенно — ср). Буква «и» в начале слова «Исраэль» указывает на будущее время. Слово эль в переводе — «духовная сила», а, кроме того, это — одно из Имен Всевышнего.

Поэтому имя Исраэль означает — «он (еврейский народ) проявит силу и сможет одолеть (даже силу) духовных субстанций, таких как тот малах (который был, кстати сказать, духовным корнем Эсава, брата-антипода Яакова)».

В нееврейских переводах данного отрывка допустили ошибку, переведя выражение «ки сарита им элоhим…» как — «борьба с Всевышним».

Впрочем, для такого перевода, казалось бы, есть основание. Ведь слово «элоhим» в большинстве случаев (но не во всех, подчеркиваю) означает — Всевышний (или какое-либо из Его Имен).

Но, как мы уже говорили, в нееврейских переводах Торы — сотни искажений. И перед нами — одно из них.

И все же, на каком основании мы утверждаем, что упомянутый перевод — ошибочен?

Основание у нас — очень простое. Весь эпизод (если можно так выразиться) борьбы Яакова с малахом еще раз описывается в Танахе, в книге пророка Гошеа (точнее — h-Ошеа). В ней читаем: «…ув-оно сара эт-элоhим, ва-йасар эль-малах, вайухаль» (гл.12, ст. 4-5). Что в переводе означает — «(Яаков) проявил силу перед элоhим, проявил силу перед малахом и одолел (его)».

В этой фразе пророк, как очевидно, однозначно и недвусмысленно поясняет, что словом «элоhим» в данном случае обозначен именно малах, духовная субстанция, но — не Всевышний.

Нееврейские переводчики, увы, «не обратили внимание» на то, о чем сообщил пророк Гошеа. Или — не захотели учитывать его описание…

Отметим попутно, что в более общем и полном переводе слово Исраэль означает — «Всевышний (в конце времен) будет (признан) правителем мира». Это произойдет, в частности, и через преодоление духовной силы (малаха) Эсава…

Как видим, нееврейское понимание слова Исраэль — прямо противоположно правильному. Не с Всевышним наш народ будет бороться, а с духовным корнем Эсава. И одолеет его.

И в заключение отмечу, что данный ответ написан за несколько дней до праздника Пурим. В эти дни мы отмечаем судьбоносную победу нашего народа над Аманом из рода Амалека, который был внуком Эсава.

isroe.co.il

Израиль - это... Что такое Израиль?

Изра́иль (ивр. ישראל‎), официальное название — Государство Изра́иль (ивр. מדינת ישראל‎, араб. دولة اسرائيل‎‎) — государство в Юго-Западной Азии. Население, по данным Центрального статистического управления Израиля 29 декабря 2010 года, составляет более 7,8 миллионов человек, территория — 22 072 км². Занимает девяносто седьмое место в мире по численности населения и сто сорок седьмое по территории.

Столица — Иерусалим. Государственные языки — иврит, арабский.

Унитарное государство, демократическая парламентская республика. В марте 2009 года пост премьер-министра занял Биньямин Нетаньяху. Подразделяется на 6 административных округов.

Расположен на ближнем Востоке, у восточного побережья Средиземного моря. На севере граничит с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией и территорией Западного берега реки Иордан, на юго-западе — с Египтом и сектором Газа.

Отличается значительным этнокультурным разнообразием[5][6][7]. Основное население страны — 75.4% — евреи, 20.6% — арабы, 4% — прочие.

Индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП за 2010 год составил 218,49 миллиарда долларов США (около 29 400 долларов США на душу населения). Израиль имеет наивысший уровень жизни среди всех стран Ближнего Востока. В списке стран по ИРЧП (список стран по индексу развития человеческого потенциала ООН, 2011) находится на 17-ом месте в мире: индекс 0,888. Денежная единица — новый израильский шекель (усреднённый курс за 2012 год — 4 шекеля за 1 доллар США).

Декларация независимости была провозглашена 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года) на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) № 181, принятой 29 ноября 1947 года (см. «План ООН по разделу Палестины»). День независимости, как и ряд других дат, отмечается в Израиле по еврейскому календарю, поэтому в разные годы ему соответствуют разные даты григорианского календаря.

Происхождение названия

На протяжении последних трёх тысячелетий слово «Израиль» обозначало как Землю Израиля (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‎, Э́рец-Исраэ́ль), так и весь еврейский народ. Источником этого названия служит Книга Бытия, где праотец Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль: «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь»  (Быт.32:27,28). Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сара (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/сражение Бога»[8]. Впоследствии еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Дети Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».

Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране[9].

Современное государство было названо «Медина́т Исраэ́ль» (ивр. מדינת ישראל‎ — Государство Израиля). Рассматривались также и другие названия: Э́рец Исраэ́ль (Земля Израиля), Сион, Иудея — однако они были отвергнуты[10]. В первые недели независимости правительство нового государства для обозначения граждан страны выбрало слово «израильтяне» (ישראלים — «исраэли́м»). Впервые оно было упомянуто официально в выступлении первого министра иностранных дел Израиля, Моше Шарета[11].

История

Древнейшая история

Самыми древними обитателями современной территории Израиля были неандертальцы. Первые люди современного типа появились в этом регионе примерно 75 тысяч лет назад[12]. В 10—8 тысячелетиях до н. э. эта территория входила в ареал натуфийской культуры, носители которой впервые в истории начали культивировать злаки[13].

Примерно 9 тысяч лет назад в этих местах началась неолитическая революция и появились первые поселения. Ханаанеи, первые семитские племена, появились здесь примерно в 4—3 тысячелетии до н. э.[12] Следующие 2—3 тыс. лет страна находилась под управлением Древнего Египта.

Ранняя история

Земля Израиля (ивр. Эрец-Исраэль) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э[14]. Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.

Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э[12]. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений[15]. Чуть позже в Ханаан вторгаются филистимляне. Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI — серединой X веков до н. э. Эти государственные образования правили в регионе с перерывами следующие тысячу лет.

Начиная с VIII века до н. э. эта территория последовательно оказывалась под властью Ассирии, Вавилона (586—539 года до н. э.), персидской империи Ахеменидов (539—331 года до н. э.), Македонии (332—312 года до н. э.). В III—II вв. до н. э. входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов.

Отвоевав в результате восстания Маккавеев независимость, с 152 по 37 год до н. э. в Иудее правила еврейская династия Хасмонеев.

Римский гарнизон у подножия крепости Массада

С 63 года до н. э. Иудея стала вассалом Рима, в 40 году до н. э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 года н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

Еврейское присутствие в регионе существенно сократилось после поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 135 году. Римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия Палестина, чтобы стереть память об еврейском присутствии в этих местах[13]. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею[16].

Вслед за разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную (Византию) Палестина отошла к последней и вплоть до 619 года оставалась её провинцией. Ко второй половине V века относится постепенное уменьшение численности евреев в Эрец-Исраэль. Тем не менее в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство[13].

В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов. Овладев при поддержке евреев Иерусалимом, персы передали его евреям. Однако контроль над Иерусалимом оставался в руках евреев лишь в течение трёх лет[13].

После победы над Персией в 629 году византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим. Палестина снова стала византийской провинцией. В 629—630 годах в результате массовых убийств и гонений на евреев, начатых Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю. Тем не менее еврейское присутствие на Земле Израиля никогда не прекращалось полностью[16].

Средние века

Около 636 года — в самом начале исламских завоеваний — Палестина была завоёвана у Византии мусульманами[17]. В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов[18] к Аббасидам[19], к крестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода: завоевание и освоение страны (638—660 годы), династия Омейядов (661—750), династия Аббасидов (750—969), династия Фатимидов (969—1099).

Рефекториум в крепости Акко, XII век.

В 1099 крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 Салах-ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 пала последняя крепость крестоносцев Акра. В 1260 году Палестина перешла в руки династии Мамлюков.

Под властью Османской империи (1516—1917)

В 1517 году территория Израиля была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), охватывавшей значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку[20].

В Османской империи иудеи имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях, а также были обязаны платить особые налоги[21]. В этот период евреи Эрец-Исраэль жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка). В течение XVI века большие еврейские общины росли и развивались в четырёх святых (для иудаизма) городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе примерно тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии[13].

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Однако французский полководец не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет[13].

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тыс., 5 тыс. из которых составляли евреи (главным образом, сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Главные места концентрации христианского населения (около 25 тыс.) — в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме — контролировались православной и католической церквами. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты[13].

В период 1800—31 годов территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции[13].

В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832—40), провели некоторые реформы по европейскому образцу[13].

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тыс. евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время как христианского и мусульманского — осталась без изменения[13].

К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Большинство евреев страны проживали в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране[13].

Стремление евреев в Сион и зарождение политического сионизма

Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное стремление возвратиться к Сиону. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку на Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые основали еврейскую общину Цфата.

Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה‎), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе[22].

Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене — считается Теодор Герцль[23][24]. В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der Judenstaat), в котором изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом[25].

Вторая алия (1904—14 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тыс. евреев поселилось в Палестине[22]. Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями[26], но вторая алия включала также и социалистов, основавших киббуцное движение[27].

Тем не менее, не все евреи изначально поддерживали идеи сионизма, а значительная часть ортодоксальных раввинов считала, что движение политического сионизма противоречит законам Торы. Впоследствии некоторые ультраортодоксальные раввины по этой причине отказались также признавать еврейский характер Государства Израиль[28].

Британский мандат в Палестине (1918—1948)

Историческая карта Палестины, 1900 год

Во время Первой мировой войны секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа»[29].

В 1919—23 (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тыс. евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тыс. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период была основана федерация профсоюзов, Гистадрут. Арабские протесты против еврейской иммиграции привели к Палестинским бунтам и формированию еврейской военизированной самообороны («Хагана»)[30].

В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома»[31]. Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании[32]. В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским[33]. В 1924—1929 (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тыс. евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тыс. эмигрантов этой волны покинули страну.

Подъём нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой алие, которая была наплывом четверти миллиона евреев, спасавшихся от нацизма. Этот наплыв закончился Арабским восстанием 1936—1939 годов и изданием Великобританией «Белой книги» в 1939 году, которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину. Страны мира отказывались принимать евреев, спасавшихся от Катастрофы, что вместе с запретом Великобритании на переселение в Палестину фактически означало смерть для миллионов. Для обхода запрета на иммиграцию в Палестину была создана подпольная организация «Моссад ле-Алия Бет», помогавшая евреям нелегально добраться до Палестины и спастись от Катастрофы[22].

По окончании Второй мировой войны еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году[34][35].

Создание государства и первые годы существования

После 1945 года Великобритания оказалась вовлечена в нарастающий конфликт с еврейским населением[36] В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев[37]. Недавно созданная Организация Объединённых Наций 29 ноября 1947 года приняла план раздела Палестины (резолюция ГА ООН № 181). Этот план предусматривал прекращение британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 года и рекомендовал создание на её территории двух государств: еврейского и арабского. Иерусалим и Вифлеем, согласно решению ООН, должны были стать территорией под международным контролем, чтобы не допустить конфликта по статусу этих городов[38]. Принятие этого плана стало возможным благодаря его поддержке со стороны крупнейших держав — СССР и США.

Еврейское агентство, которое, помимо прочего, выполняло в то время некоторые функции правительства «Ишува» (еврейского населения Палестины), решило принять план ООН[39]. Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и (Палестинский) Высший арабский совет категорически отвергли план ООН по разделу Палестины[40] и заявили, что план нарушает права большинства населения Палестины, которое тогда состояло на 67 % из неевреев и что приложат все усилия, чтобы не допустить его реализации[41].

14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства на территории, выделенной согласно плану ООН[42]. Уже на следующий день Лига арабских государств объявила Израилю войну и сразу пять арабских государств (Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания) напали на новую страну, начав тем самым Первую арабо-израильскую войну, называемую в Израиле «Войной за независимость»[42].

До начала военных действий в 1948 году в Палестине проживали около 750 тыс. арабов[43]. В ходе Войны за независимость около 600 тысяч арабов[44] — жителей Палестины покинули свои дома, находящиеся на территории, определённой, согласно резолюции ООН, для еврейского государства и части территории определённой под арабское государство. Большинство палестинских беженцев переселились на территории, определённые резолюцией ООН для арабского государства. Часть палестинских арабов также эмигрировала в другие арабские государства. В Израиле остались лишь около 160 тыс. арабов[43]. Израильские власти отказались пускать беженцев обратно в места их проживания после войны, а земли и недвижимое имущество беженцев было конфисковано государством Израиль.

В арабском мире эти события получили название «аль-На́кба» (араб. ‎‎النكبة) — «Катастрофа». В то же время, в Йемене, Египте, Ливии, Сирии и Ираке прошли антиеврейские демонстрации и организованы жестокие погромы. В результате, свыше 800 тыс. евреев были изгнаны или бежали из арабских стран в только что созданное еврейское государство[45]. Таким образом, по утверждению израильской стороны, этот процесс следует рассматривать в качестве массового обмена населением в регионе, поскольку место 600 тыс. арабов на территории Израиля заняли 820 тыс. еврейских беженцев. Тем не менее, основным предметом разногласий в арабо-израильском конфликте стала судьба только арабских беженцев[46][47].

После года боевых действий, в июле 1949 года было принято соглашение о прекращении огня с Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией, согласно которому под контролем еврейского государства оказались также Западная Галилея и коридор от приморской равнины до Иерусалима; Иерусалим был разделён по линии прекращения огня между Израилем и Трансиорданией. Государство Израиль занимало 80 % территории подмандатной Палестины (без Заиорданья). Эти временные границы получили название «Зелёная черта».

Арабское государство не было создано вследствие оккупации Сектора Газа Египтом, и оккупации, а затем и аннексии Трансиорданией большей части территорий Иудеи и Самарии, предназначавшихся для арабского государства, равно как и Восточного Иерусалима, который должен был остаться под контролем ООН в рамках большого Иерусалима.[41]. Эти территории, после их аннексии, были названы Трансиорданией «Западным берегом реки Иордан», в отличие от исходной её территории к востоку от р. Иордан, после чего она была само-переименована в Иорданию.

11 мая 1949 года Государство Израиль было признано в качестве члена ООН[48].

В первые годы существования государства на политической арене Израиля доминировало движение социалистического сионизма (МАПАЙ), возглавляемое первым премьер-министром Израиля, Давидом Бен-Гурионом[49][50]. Эти годы были отмечены массовой иммиграцией евреев, выживших в Катастрофе и спасающихся от преследований в арабских странах. С 1948 по 1958 годы население Израиля возросло с 0,8 млн до 2 млн.[51] Большинство иммигрантов являлись беженцами и практически не имели при себе имущества. Они были размещены во временных палаточных лагерях, «маабарот». К 1952 году в подобных палаточных городках проживали свыше 200 тыс. иммигрантов. Необходимость решения этого кризиса заставила Бен-Гуриона пойти на подписание договора с ФРГ о репарациях, что вызвало массовые протесты евреев, возмущённых идеей сотрудничества с Германией[52].

Важные события в истории государства

Начало следующего десятилетия (1960) ознаменовалось захватом израильскими спецслужбами одного из самых высокопоставленных нацистских преступников, Адольфа Эйхмана, скрывавшегося в Аргентине. Эйхман являлся «архитектором» и претворителем в жизнь «Окончательного решения еврейского вопроса» в период Второй мировой войны. Публичный процесс над ним стал важнейшим этапом в осознании масштабов Катастрофы европейского еврейства и получил международный резонанс[53]. Эйхман стал вторым человеком в истории Израиля, приговорённым к смертной казни[54].(Первым случаем был расстрел по ошибке капитана Меира Тувианского 30 июня 1948 года).

Выборы в кнессет 1977 года стали поворотным моментом в политической истории Израиля. Впервые партия Херут (предшественница современного Ликуда) под руководством Менахема Бегина получила большинство голосов избирателей, отобрав контроль над страной у партии МАПАЙ (современная Авода), находившейся у власти без перерыва со времени основания государства[55].

Арабо-израильский конфликт

Карта Израиля
Взаимоотношения с арабскими странами

В течение первых десятилетий существования еврейского государства арабские страны продолжали оспаривать легальность его создания, а арабские националисты, возглавляемые Насером, продолжали призывать к его уничтожению[56].

В 1956 году Израиль присоединился к секретному союзу Великобритании и Франции, стремившихся вернуть контроль над Суэцким каналом, национализированным Египтом. После захвата Синайского полуострова в ходе Суэцкого кризиса Израиль был вынужден отступить под давлением США и СССР в обмен на гарантии прохода израильских судов через Суэцкий канал и их выхода в Красное море[57].

В 1967 году Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. На юге продолжались атаки боевиков-федаинов. В своём выступлении по радио Насер призвал арабские государства сбросить Израиль в море.[58] Эти действия стали для руководства Израиля поводом для превентивной атаки и начала войны (casus belli), вошедшей в историю под названием Шестидневная война[59]. В этой войне Израиль в считанные дни достиг убедительной победы, захватив Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Зелёная черта 1949 года стала административной границей между Израилем и новыми территориями. Границы Иерусалима были расширены и на восточную часть города.

6 октября 1973 года, в Йом Киппур (Судный день) — наиболее священный день в еврейском календаре, когда все верующие евреи находятся в синагогах — Египет и Сирия одновременно атаковали Израиль. Для правительства Израиля эта война стала полной неожиданностью. Война Судного дня закончилась 25 октября[60]. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позиции

dic.academic.ru