"Блюстители ложа": евнух - это кто? Кто евнух


кто это? Как становились евнухами :: SYL.ru

В те давние времена, когда в Ассирии, Персии и Вавилоне только-только начинали зарождаться действительно могущественные цивилизации, уже существовали правители. Каждый из них окружал себя и свой двор лучшими вещами, которые только мог достать за деньги. Но не только предметы роскоши свидетельствовали о величии государя. Количество женщин – вот основной признак успеха, который считался эталоном в те времена.

Гаремы у некоторых древних владык были поистине громадными. Нередко случалось так, что наложница ни разу лично не встречалась со своим повелителем, пробыв в нем несколько лет. Конечно же, женский коллектив в таких условиях изобиловал интригами и склоками, которые требовалось как-то подавлять.

Смотрители гаремов

Вот тогда-то и появилась должность смотрителя гарема. Евнух - кто это такой? В переводе с греческого слово означает «блюститель ложа», что вполне отражает суть работы этого человека. На должность евнухов брали только кастрированных мальчиков, которые не представляли угрозы «живому капиталу» правителя, будучи физически не способными покуситься на честь обитавших в гареме красавиц.

Кроме того, главный евнух нередко становился второй по важности фигурой в государстве, так как правитель часто баловал своего преданного слугу, который был ответственен за подбор девушек.

Откуда они брались?

Принято считать, что в те времена оскопляли исключительно военнопленных или преступников, приговоренных к такой мере за изнасилование и блуд. Разумеется, это не так. Конечно, эти категории скопцов действительно были, вот только использовали их исключительно в виде рабов, которые выполняли самую тяжелую и грязную работу. Так как мужского достоинства они были лишены, хозяин мог не опасаться за рабынь.

Но такой работник - не евнух. Кто это такой в классическом понимании? Откуда же брали кандидатов на такую работу? Было два пути.

Во-первых, купец мог приобрести на базаре мальчика-невольника и оскопить его самостоятельно или же воспользоваться услугами специализировавшихся на том лекарей. К слову говоря, во многих странах, которые использовали труд евнухов, кастрацией порой занимались целые семьи медиков.

Во-вторых, купец мог приобрести уже оскопленного юношу. Как бы там ни было, но впоследствии он продавал столь выгодный товар ко двору очередного правителя. Им всегда нужны были бесполые слуги, обслуживающие гарем султана.

Успешная карьера

Но не всегда евнухами становились рабы. В том же Древнем Китае отцы нередко сами отдавали своих сыновей лекарям. И дело тут не в бесчеловечной жестокости: из 10-15 отпрысков в семье до детородного возраста доживали в лучшем случае трое. Смертность при кастрации в странах с развитой медициной редко превышала 1-3%. Прошедший процедуру юноша оказывался при дворе правителя, где уже никогда не терпел бедности и нищеты.

Так кто такой евнух в гареме? Теоретически – слуга, который должен был развлекать царских наложниц и прислуживать им. В реальности же часто получалось так, что он прибирал к рукам всю власть не только в гареме, но и во всей стране.

Многие считают, что евнухи терзались от бессилия, глядя на обнаженные женские тела. Это действительно так, если говорить о мужчинах, оскопленных после полового созревания. Если же кастрировали мальчика в возрасте 10-12 лет, то в результате получался абсолютно бесполый человек, который вообще не испытывал полового влечения к женщинам.

Особенно распространены были такие евнухи в Османской империи: гаремы там были огромными, а султаны – крайне мнительными. Они не могли допустить даже вероятности покушения на своих одалисок, а потому приобретали только «правильных» кастратов.

Семейный бизнес

Впрочем, существовали целые семьи, целенаправленно поставлявшие своих сыновей ко двору. Каждый евнух имел очень неплохое содержание. Старые же скопцы зачастую жили лучше многих придворных, порой держа в своих руках бразды правления государством (гарем султана – отличное место для интриг).

В Древнем Китае же был распространен обычай, согласно которому кастраты, пристроенные на хлебное место родственниками, были обязаны им помогать. Если учесть, что из одного рода могло происходить сразу несколько приближенных ко двору евнухов, многие китайские фамилии вообще не имели других источников дохода, кроме «траншей» со стороны своих оскопленных родственников.

Семейная жизнь скопцов

Другой интересный факт. Нередко евнухи даже заводили семьи, причем усыновляли исключительно мальчиков своего рода. В этом случае ребенок мог не волноваться за сохранность своих гениталий, так как «отец» был озабочен наличием полноценного наследника. Нужно ли говорить, что родня наперебой предлагала мальчиков таким усыновителям. История евнухов знает даже случаи того, что они усыновляли незаконных сыновей своего правителя (а то и законных).

И снова Китай. Так как религия китайцев гласит, что человек должен быть целым к моменту перехода в мир иной, кастратам приходилось сохранять свои гениталии в специальном ларце. Нередко его содержимое демонстрировалось нанимателям. После смерти евнуха драгоценную шкатулку хоронили вместе с ним. Считалось, что в загробной жизни части тела воссоединятся друг с другом.

Категории скопцов

Итак, перед вступлением на путь «блюстителя ложа» мальчика или юношу ждала кастрация. Всего различали три разновидности сего действа. В первом случае гениталии удаляли полностью. Во втором удалению подвергали только половой член. В третьем мальчик-евнух лишался семенников.

К слову говоря, операции второго типа классических «блюстителей ложа» как раз-таки не подвергали. Так наказывали преступников: лишенные пениса, но имеющие яички, ответственные за выработку тестостерона, несчастные страшно мучились, будучи не в состоянии совершить половой акт. Такие работники в гареме были явно ни к чему.

Штучный товар

Зато кастраты третьего типа, с сохраненным пенисом, очень котировались среди обитательниц гаремов. Так как некоторое количество тестостерона могли вырабатывать надпочечники, эрекция сохранялась, а потому евнух вполне мог совершать половые акты. Восторженные отзывы наложниц говорили о том, что такой слуга мог заниматься любовью часами. Кроме того, полностью отсутствовал риск забеременеть. В общем, жизнь евнухов в этом случае была просто сказочно хороша.

Но эти кастраты были в гаремах редкостью, так как чаще всего на службу брали исключительно "гладких" евнухов. Почему гладких? Скоро мы расскажем об этом, но сперва стоит остановиться непосредственно на технологии кастрации.

Страдания на операционном столе

Какой бы способ не использовался при оскоплении, боль была страшной. При двух типах кастрации, связанных с удалением всех гениталий или только полового члена, в рану приходилось вставлять бамбуковую трубку или же кусочек гусиного пера, так как это препятствовало заращению мочеиспускательного канала в послеоперационный период. Изобретательные китайцы даже наладили производство искусственных каучуковых пенисов, которые позволяли женам кастратов испытывать все удовольствия семейной жизни.

Описание операции

Английский ученый Картер Стент уже в 19 веке открыл миру все ужасы этой бесчеловечной процедуры, подробно расписав ход ее выполнения. Будущий евнух в течение двух дней перед кастрацией не пил и не ел. В день операции человек принимал горячую ванну, причем ему требовалось хорошо помыться. Затем верхнюю часть бедер и нижнюю часть живота туго перебинтовывали, дабы предупредить излишне сильное кровотечение. Удаляемые части трижды промывали особым горячим настоем.

После этого лекарь еще раз спрашивал кандидата в кастраты или его родственников о согласии на операцию, после чего, получив утвердительный ответ, резким и быстрым движением отсекал гениталии. Для этого он пользовался небольшим искривленным ножом, который по форме напоминал серп.

Послеоперационный период

Рану сразу закрывали бумажным листом, размоченным в холодной воде, и туго бинтовали. Но мучения на этом не заканчивались: два человека поднимали кастрата под руки, после чего, поддерживая, заставляли его два часа ходить по кругу. Только после этого человек мог лечь. Пить и есть на протяжении следующих трех суток ему также было нельзя. Мучения были чудовищными. Вот так проводилась кастрация евнухов.

Только на четвертый день повязку снимали, после чего новый скопец наконец-то мог помочиться… или не мог. Если моча нормально проходила через уретру, все было в порядке. В противном случае человек был не жилец: застой мочи приводил к разрыву мочевого пузыря и мучительной смерти от перитонита. Так умер не один евнух (кто это такой, вы уже знаете).

Последствия операции

Их было много, и все они негативно отражались на здоровье. У людей замедлялся обмен веществ, полностью изменялся характер. Старые евнухи были с дряблой кожей, обладали крайне сварливым и истеричным характером. Почти 90% евнухов были ярыми фанатами курительного опиума или крепкого алкоголя. Все они были невероятными царедворцами, жестокими, хитрыми и совершенно безжалостными.

Операция частенько приводила впоследствии к проблемам с мочеиспусканием. Почти все евнухи должны были постоянно иметь при себе серебряную трубочку, которую вставляли в уретру перед мочеиспусканием. Очень часто в мочеиспускательный канал заносилась инфекция, результатом которой было недержание мочи. Современники вспоминают, что нередко о приближении скопца можно было узнать даже в полной темноте, так как от него нестерпимо несло аммиаком.

Наконец, человек становился «гладким». Так как обмен веществ был безнадежно испорчен, он быстро толстел. Кожа его была тонкой, растянутой и дряблой, все волосы на голове и в промежности выпадали. Голос же из-за оставшейся на месте гортани оставался тонким и высоким. По разговору евнуха было невозможно отличить от мальчика или девушки.

Впрочем, один положительный эффект от хирургического вмешательства все же был. Изучив данные о среднестатистической продолжительности жизни людей в разные эпохи, ученые пришли к выводу о том, что кастраты жили на 12-14 лет дольше при прочих равных условиях.

Кастраты и церковь

Думаете, что варварский обычай кастрации был характерен только для античности? Увы, нет. Вплоть до начала 20 века в церковных хорах едва ли не половина мальчиков была кастрирована. Как правило, в монастырь детей все так же сдавали их отцы. Один только факт: в Италии тех лет вплоть до двух тысяч мальчиков в год оказывались лишенными своего мужского достоинства. Официальная версия – нападение свиньи.

Даже если врача заставили за проведением кастрации (что вообще-то было запрещено), он всегда уходил от наказания. Для этого всего-то нужно было сказать, что таким способом он спасает несчастного ребенка от опухоли яичек. Более того, кандидатов на все высокие церковные посты даже проверяли на наличие гениталий, что говорит о распространенности порочной практики кастрации. Конец этому был положен только в 1920 году, когда Папа Римский официально запретил давать духовный сан всякому, «кто был лишен чресел своих».

В те же годы по всему миру гремели имена оперных певцов. Да-да, практически все они были кастратами. Знаете, почему некоторые классические оперы сегодня не ставятся? Все дело в том, что женский голос не может воспроизвести уникальные модуляции, которые мог выдать только евнух. Кто это, вам теперь известно.

www.syl.ru

Евнух — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Е́внух (др.-греч. εὐνοῦχος — «охраняющий ложе») — полностью или частично[1]кастрированный (оскоплённый) мужчина. Термин применяется, как правило, в историческом контексте для обозначения оскоплённых в детстве слуг при гаремах восточных владетелей или вельмож.

В восточных монархиях большое значение придавалось чистоте династической крови, которая легитимировала притязания монарха на происхождение от богов и на верховную власть. Чтобы исключить даже гипотетическую возможность неверности, половозрелых мужчин в покои своих жён и наложниц монархи не допускали.

Придворное значение евнухов могло быть конвертировано в политический авторитет. Не имея возможности продолжить род и основать собственную династию, евнухи не рассматривались монархами в качестве политических конкурентов и служили послушными исполнителями царской воли, отчего часто пользовались доверием властителя и влиянием при дворе.

Для евнухов характерны высокий рост и пухлое телосложение[2]. Собранные статистические данные позволяют предположить о большей (в пределах погрешности в районе 14—17 лет) продолжительности жизни евнухов по сравнению с мужчинами, имеющими сопоставимый социальный статус[3][4].

В древнем мире

Первые сведения о наличии евнухов (частично кастрированных) происходят из Ассирии. В 19 в. до н.э. ассирийские цари стали назначать евнухов, прежде занятых исключительно во дворце и в царской страже, наместниками завоёванных земель, ибо не опасались того, что они попытаются организовать сепаратистский мятеж и основать собственную династию. У ассирийцев практику оскопления будущих царедворцев переняли персы и некоторые другие народы Ближнего Востока. Один из персидских евнухов, именем Багой, в период междуцарствия узурпировал бразды государственного правления. Другой персидский евнух с этим именем прославился любовной связью с Александром Македонским.

В Риме и Византии

Одним из первых в Риме стал держать евнухов в своём дворце Меценат. Евнухи при вельможах долгое время рассматривались как примета роскошного образа жизни на восточный манер. Поэты восхищались их «вечной молодостью» и красотой (у евнухов не росла борода). Судя по эпиграмме Марциала, распутные женщины предавались утехам с частично кастрированными евнухами, не опасаясь нежелательной беременности.

Значение евнухов в Риме растёт начиная с правления Диоклетиана, когда римская монархия приобретает оттенок ориентальной деспотии. В IV веке евнухи превратились в прослойку между императором-небожителем и чиновничеством; они мыли, подстригали и одевали государей. Как особо доверенные лица императоров, евнухи привлекались и к исполнению государственных функций; некий Евтропий был даже консулом.

В Восточной Римской империи основным предназначением евнухов оставалось обслуживание византийского императора и императрицы в покоях Большого дворца. Благодаря беспрепятственному доступу к императору евнухи долгое время имели влияние и на государственные дела; армянин Нарсес прославился как полководец. Известно о евнухах-царедворцах в норманской Сицилии.

В Османской империи

Если византийских евнухов часто «поставляли» ко двору их собственные родители в надежде, что, разбогатев, сын протянет руку помощи бедствующим родственникам[2], евнухи, которые обслуживали гарем османского императора всё в том же Константинополе, набирались из числа пленных мальчиков иностранного происхождения, в основном чернокожих. Белых евнухов привозили с Балканского полуострова, чёрных евнухов — из Африки. При дворе существовали позиции главного белого и главного чёрного евнухов. Последний, именуемый по-турецки кизляр-ага, руководил разветвлённой сетью соглядатаев и имел большой вес при дворе. Аналогичная позиция существовала и в Крымском ханстве.

В имперском Китае

Полностью кастрированные евнухи обслуживали всех без исключения правителей империй и царств Китая на протяжении более двух тысяч лет. Многие императоры использовали евнухов не только для работы в своих гаремах, но и для выполнения разного рода ответственных заданий хозяйственного и административного порядка, в качестве противовеса учёным чиновникам-мандаринам. Во время малолетства императоров некоторые евнухи фактически возглавляли всю вертикаль власти; флотоводец Чжэн Хэ стал подлинным национальным героем. В XVIII—XIX веках евнухам было разрешено усыновлять чужих детей. Последний китайский евнух умер в декабре 1996 года[5].

Много евнухов было среди придворных и в других странах «китайского мира» — Вьетнаме, Бирме, Сиаме.

Другие кастраты

Оскопление часто применялось в истории не только для получения будущих царедворцев-евнухов, но и как мера наказания. Самооскопление практиковалось некоторыми христианскими сектами для борьбы с «искушениями плоти» (см. скопцы).

В Италии кастрации подвергали певцов, чтобы получить так называемое мужское сопрано. Эта практика была запрещена Львом XIII в 1878 году. Подробнее см. певцы-кастраты. Именно о них идёт речь в известном стихотворении А. К. Толстого[6]:

Взбунтовалися кастраты,Входят в папины палаты:«Отчего мы не женаты?Чем мы виноваты?» и т. д.

Напишите отзыв о статье "Евнух"

Примечания

  1. ↑ При частичной кастрации удалялась только мошонка, при полной кастрации — и мошонка, и пенис.
  2. ↑ 1 2 [www.bbc.co.uk/programmes/b053bsf9 BBC Radio 4 - In Our Time, The Eunuch]
  3. ↑ [www.cell.com/current-biology/abstract/S0960-9822(12)00712-9 Current Biology — The lifespan of Korean eunuchs]
  4. ↑ [news.sciencemag.org/sciencenow/2012/09/korean-eunuchs-outlived-uncastra.html?ref=hp Korean Eunuchs Outlived Uncastrated Peers | Science/AAAS | News]
  5. ↑ [www.nytimes.com/1996/12/20/world/the-death-of-the-last-emperor-s-last-eunuch.html The Death of the Last Emperor's Last Eunuch - NYTimes.com]
  6. ↑ s:Бунт в Ватикане (А. К. Толстой)

Литература

  • Усов В. Н. Жизнь и деяния евнухов.// Азия и Африка сегодня. 1998.№ 9. С.56-60; № 10. С.54-59
  • Усов В. Н. Евнухи в Китае. М., 2000.
  • Усов В. Н. Евнух. // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 томах. Институт Дальнего Востока РАН. Том 4. Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009,с. 498—501.
  • Воскресенский Д. Н. Усов В. Н. Книга дворцовых интриг. Евнухи у кормила власти. М., 2004.
  • [ec-dejavu.ru/e/Eunuch.html Джеймс Клуг. Евнухи в гареме] // Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск, 2004, с. 27-39
  • [ec-dejavu.ru/e/Eunuch-2.html А. Маслов. Дисперсия силы ян императора (Евнухи в Китае)] // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003, с. 157—163

Ссылки

Отрывок, характеризующий Евнух

Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия. Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится. И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им. Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам. – Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас? Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого. Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад. Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад? Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом. Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели. Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее? Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только: – «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим. Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья. События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа. Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым. Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его. После отъезда Пьера с женой он затих и стал жаловаться на тоску. Через несколько дней он заболел и слег в постель. С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать. Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья. Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал. Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых. Все эти знакомые, столько раз обедавшие и танцевавшие у него, столько раз смеявшиеся над ним, теперь все с одинаковым чувством внутреннего упрека и умиления, как бы оправдываясь перед кем то, говорили: «Да, там как бы то ни было, а прекрасжейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь… А у кого ж нет своих слабостей?..» Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это все кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер. Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тотчас же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения. Родные и друзья советовали Николаю отказаться от наследства. Но Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уплаты долгов.

wiki-org.ru

А все-таки, кто такой евнух?

Многие наверняка слышали слово "евнух". Однако не все знают его точного значения. Кто такой евнух? Чем он занимается? Это слово произошло от греческого enuchos, что обозначает древнюю профессию или придворную должность – "хранитель ложа". То есть евнух – это наблюдатель за наложницами в гареме восточного владыки.

Евнух всегда является кастратом. Да, эти несчастные люди по воле судьбы оказались в таком ужасном положении. Что же в этом плохого? Наверняка многие не только не знают, кто такой евнух, но и не понимают значение слова "кастрат". Этим словом называют мужчин, у которых удалены либо пенис, либо яички, либо и то, и другое. Согласно некоторым источникам, евнухи впервые появились в Ассирии, Персии и Византии, но другие свидетельства говорят о том, что при дворах китайских вельмож с незапамятных времен также служили оскопленные слуги. Кстати, на Дальнем Востоке эти царедворцы выполняли не только роль надзирателя за гаремом императора, но и ряд ответственных заданий и поручений от своего господина. Евнухи в Османской Империи, нынешней Турции, появились позже. Поскольку они не могли помышлять о высшей власти из-за своей оскопленности, то были вовлечены во многие государственные важные дела, а при малолетних властителях даже становились самыми влиятельными лицами государства.

Кто такие евнухи в гареме султанов?

С доисторических времен царственным особам полагалось иметь множество жен. Естественно, им были нужны такие слуги, которые наводили бы порядок в этом женском царстве. Для этого нужна была мужская крепкая рука. Однако во избежание соблазна перед женщинами их лишали мужского естества.

Превращение в кастрата проходило и насильственным путем, и по собственному желанию. Иногда мальчишки из бедных семей приводились во дворец султана собственными отцами. Подростки даже не знали, что с ними должно произойти и кто такой евнух. Пройдя через мучительную и унизительную процедуру, они обучались обязанностям "блюстителя ложа" султана и нередко достигали больших высот в управлении не только царским гаремом, но и всем государством.

Наложницы и евнухи

Многие обитательницы гаремов попадали в его стены не по своей воле. Кроме этого, между женщинами сераля велась жесточайшая конкуренция из-за благосклонности властителя. В ход шли самые различные уловки навредить друг другу, и только благодаря мудрости и прозорливости евнуха было возможно избежать трагедий. В обязанности евнуха входила охрана гарема, обучение наложниц, уход за ними (купание, массаж, растирания, одевание и проч.), сопровождение их в покои господина и др. 

В гаремах были часты и такие ситуации, когда девушки начинали питать нежные чувства к своим надзирателям. И какое постигало их разочарование, когда они понимали, кто такой евнух! Но некоторые женщины все же сохраняли симпатию к несчастным мужчинам и даже пытались скрасить их жизнь, этим подвергая себя риску.

Но среди евнухов были и такие служители, которые и-за своего мужского бессилия придумывали различные испытания для бедных наложниц, превращая их жизнь в настоящий ад.

fb.ru

"Блюстители ложа": евнух - это кто?

Сегодня социальный институт евнухов считается каким-то варварством и дикостью. Однако на определенном этапе развития истории тех или иных стран это было частью национальной культуры. Сегодня мы узнаем, что значит евнух, и какие функции в гареме султана он выполнял.

Немного истории...

Социальный институт евнухов образовался еще в глубокой древности! Это были ассирийцы, персы, византийцы. Затем он получил широкое распространение в Китае. Именно там к этим людям стали относиться не как к "дворовым крысам", а наделили их весьма могущественной властью. С тех пор евнухов брали на службу высокопоставленные знатные особы... Давайте узнаем, как же это происходило!

"Блюстители покоев"

Как только возникла такая социальная община, как гарем, сразу понадобились слуги, которые смогли бы обеспечить в нем определенный порядок. Термин "евнух" в переводе с греческого языка обозначает "хранитель постели", "блюститель ложа". Получается, что евнух - это "охранник" личных покоев знатных особ, принадлежащий к категории слуг. Что же отличает этих людей от обычных мужчин? Почему к этой категории служащих современное общество относится с некой сомнительностью?

Дело в том, что все евнухи подвергались обязательной кастрации! Другими словами, этим людям проводили операцию по удалению половых желез. Это происходило в детском возрасте - до начала основной гормональной перестройки организма. Зачем же их кастрировали? Все просто! В давние времена люди свято верили в то, что евнух в гареме султана сможет обеспечить лучший порядок только тогда, когда станет "бесполым существом"  (утратит свои мужские признаки), но в то же время продолжит пребывать в обличии мужчины. Вот такие были нравы!

Кроме того, кастрация была своеобразной гарантией избавления королевских династий от риска рождения внебрачных детей. Поскольку евнух - это, как правило, представитель низшего класса, то султаны и короли были категорически против рождения от него детей!

Как ими становились?

Стать евнухом можно было двумя способами: добровольно или по принуждению. Например, очень многие отцы тех или иных семейств, которые пребывали в голимой нищете, отдавали своих сыновей на эту, с позволения сказать, службу. При этом отцы питали только добрые чувства к своим отпрыскам.

Карьера

Стоит отметить, что "евнух" - это высокооплачиваемая "работа". Человек, сделавший первый шаг на пути к этому, сразу же получал хорошее вознаграждение. В дальнейшем, если он служил добросовестно, то достигал весьма высоких должностей, таких как чиновник, военачальник, финансовый советник, налоговый инспектор. После этого сыновья обязаны были помогать своей нищей семье.

Грубое заблуждение о евнухах

В обществе распространено мнение, что евнух - это человек, лишившийся пениса! Друзья, это далеко не так! У них было все в порядке с мочеполовой системой: они не испытывали проблем при мочеиспускании, у них была гарантированная эрекция, они могли, как и все нормальные люди, заниматься сексом. Единственное их ограничение - это невозможность зачать ребенка.

fb.ru

Евнух - кто это такой?

Евнух – кто это? Данное слово, как правило, ассоциируется у нас с правительственными гаремами. Вместе с тем история этой особой прослойки служителей гораздо боле глубокая. Давайте вместе попробуем разобраться в том, что же собой представлял в различные эпохи евнух. Кто это, было известно в разные времена и совершенно различным цивилизациям. Поэтому, разумеется, представители этой профессии разительно отличались друг от друга.

Собственно, евнух – кто это, и когда он впервые появляется в истории?

Первые свидетельства о существовании таких людей относятся уже к самым ранним цивилизациям человечества, обосновавшимся в долинах рек Евфрат и Тигр. Интересно, что первое появление представителей этой касты происходило, по всей видимости, в племенах, где существовал матриархат. Позднее евнухи распространились по всему Востоку, а еще позднее античные греки, бывшие прилежными учениками, также переняли эту традицию. Интересно, что в древнем мире они использовались, как правило, в сферах, связанных с религиозным культом. Например, служителем священного храма Артемиды в Эфесе или храма Сивиллы уже в римский период мог быть лишь евнух. Кто это только не сообщает из античных историков! Подобные записи можно встретить у Ксенофонта, Геродота, Полибия.

Евнухи в средневековом мире

С падением Римской империи евнухи навсегда ушли из европейского мира. Характер христианства, его мораль просто не допускали существования подобной прослойки. Разве что они продолжали существовать в Византии, эклектично сочетавшей в себе христианство и многие культурные традиции Римской империи. Вместе с тем в средневековую эпоху этот институт достигает невероятного расцвета в среде восточных цивилизаций. А их эталоном стали евнухи в Османской империи (фото именно служителей гаремов чаще всего можно встретить в исторической литературе). Собственно, эта традиция была перенята у соседствующих византийцев. Первые кастраты в оттоманском гареме появились в период правления Мехмеда Завоевателя. Всем известно, что главной задачей турецкого евнуха была охрана султанского гарема. Сначала эта задача поручалась белым кастратам, но позже представителей этой гвардии стали набирать исключительно из чернокожих абиссинцев. Со временем в Турции даже возникла целая гильдия евнухов, а после 1852 года управление гаремом полностью перешло к ним. Теперь эти служители не только охраняли, но и выбирали рабынь для своего государя, являлись надзирателями, а иногда даже готовили султанов к свадебной церемонии. Кстати, благодаря этим последним представителям профессии, мы сегодня можем досконально рассмотреть, как выглядит евнух. Фото их, сделанные пионерами фотографии, дошли до нас с той эпохи. Уже к началу двадцатого столетия сам этот институт стал отмирать. На первый план в новом мире вышли другие качества, а обязанности евнуха в это время сводились лишь к наблюдению за тем, чтобы женщины в гареме пристойно одевались. В 1909 году, в период светских реформ в Турции, происходит роспуск всех гаремов. А вместе с ними канули в лету и последние евнухи.

fb.ru

Кто такой евнух

Происхождение и история евнухов

Некоторые древние обычаи народов мира удивляют или потрясают даже сегодня человека, ранее незнакомого с ними. Часть из подобных традиций много веков назад отжила свое, а другие находят свое отражение и сегодня, пускай и в измененной форме.

В такие моменты сложно не радоваться тому, что традиция принудительной кастрации сегодня практически полностью исчезла, хотя еще несколько веков назад кастратов было достаточно много, особенно при дворах различных шахов и султанов. О том, кто такие евнухи, мы постараемся рассказать в этой статье.

История возникновения традиции

Образованному человеку сложно даже предположить ситуацию, в которой группа людей будет лишать одного из них мужского достоинства. Но в период античности и средневековья такая практика была привычной, особенно на востоке.

Евнухи часто становились очень влиятельными персонами при дворе, заправляя различными ведомствами или казной королевства. Увечье не мешало им занимать высокие посты в армии, и даже выступать в качестве полководцев.

Но современная культура обычно представляет евнухов в качестве служителей гаремов султанов. Справедливости ради стоит отметить, что эту роль они часто занимали в более близкую историческую эпоху, но сама социальная группа имеет древнюю историю.

Зародился институт евнухов еще в Ассирийском царстве, а позднее распространился на Египет и Китай. Завоевательная экспансия Римской империи привела к тому, что невиданный ранее в Европе класс стал набирать все большее могущество.

После распада империи многие ее достижения и традиции были напрочь забыты, но именно этой было суждено сохраниться на длительное время.

Евнухом называют человека, который подвергся оскоплению в подростковом или детском возрасте. Существует информация и о том, что евнухами становились в половозрелом возрасте, но обычно подобная процедура носила более унизительный характер с целью избавиться от угрозы со стороны кастрата (например, исключить узурпацию власти).

Эта традиция, которая сегодня выглядит особенно варварской, была запрещена повсеместно. Но в древние времена ее не считали особо жестокой и применяли достаточно часто.

Какие задачи ставили перед евнухами? Перечень работы, которую в различное время мог выполнять такой человек, выглядит достаточно разнообразно:

  • обеспечить порядок внутри гарема;
  • наблюдать за повелителем во время отдыха;
  • обеспечивать выполнение экономических функций;
  • выполнять задачи, связанные с предотвращением заговоров или подкупом политических противников;
  • сохранить превосходное сопрано, которое может мутировать с взрослением.

Особенно следует заметить, что подобная традиция не редко использовалась и в религиозных целях. В частности, лишая послушника мужского достоинства, планировалось исключить у него греховные мысли и избавить его от любых искушений.

Как было отмечено ранее, данную процедуру применяли и в качестве наказания. К примеру, вплоть до нового времени кастратами становились те, кто позволяли себе насилие над женщинами или детьми.

Учитывая особенности медицины средних веков, можно только предполагать, насколько подобная операция была болезненной. Она наносила ужасающие раны, которые не редко приводили к смерти по причине заражения или шока. Психика человека получала неизгладимые изменения, которые невозможно было исправить любыми известными методами.

Методы оскопления в каждой стране были свои. Так в китайской традиции принимали определенные меры, чтобы снизить кровопотерю. Использовался специальный инструмент, позволяющий провести операцию за один подход, не оставляя рваных ран.

В Египте оскопление производилось с особой жестокостью. Для этого использовалась шерстяная нить, которой перевязывались половые органы. Нить скручивалась до момента, пока резким рывков мужское достоинство просто вырывали. Естественно, уровень смертности был максимальным.

Кто такой евнух в гареме?

Понятие гарем возникло задолго до появления первых исламских государств. Самые крупные гаремы могли насчитывать несколько тысяч девушек, а у персидских царей гаремы даже располагались в нескольких городах.

Чтобы обеспечить «сохранность» наложниц, правителю требовались люди, которым он мог доверять. Именно так и появились первые евнухи, задачи которых были довольно сложными. Гарем всегда был источником интриг, которые не редко приводили к кровавым последствиям внутри дворца, отвлекая правителя от более важных дел, либо и вовсе лишая его жизни.

Так как посягательств на наложниц со стороны евнуха быть не могло, то именно такие слуги обеспечивали жизнь внутри гарема. Они не только обеспечивали охрану, но и следили за порядком в женском обществе.

fin-gazeta.ru

Евнух — Википедия

Главный смотритель гарема османского султана Абдул-Хамида II (фото 1912 года)

Е́внух (др.-греч. εὐνοῦχος — «охраняющий ложе») — полностью или частично[1]кастрированный (оскоплённый) мужчина. Термин применяется, как правило, в историческом контексте для обозначения оскоплённых в детстве слуг при гаремах восточных владетелей или вельмож.

В восточных монархиях большое значение придавалось чистоте династической крови, которая легитимировала притязания монарха на происхождение от богов и на верховную власть. Чтобы исключить даже гипотетическую возможность неверности, половозрелых мужчин в покои своих жён и наложниц монархи не допускали.

Придворное значение евнухов могло быть перенесено на их политический авторитет. Не имея возможности продолжить род и основать собственную династию, евнухи не рассматривались монархами в качестве политических конкурентов и служили послушными исполнителями царской воли, отчего часто пользовались доверием властителя и влиянием при дворе.

Для евнухов характерны высокий рост и пухлое телосложение[2]. Собранные статистические данные позволяют предположить о большей (в пределах погрешности в районе 14—17 лет) продолжительности жизни евнухов по сравнению с мужчинами, имеющими сопоставимый социальный статус[3][4].

В древнем мире

Первые сведения о наличии евнухов (частично кастрированных) происходят из Ассирии. В XIX веке до н. э. ассирийские цари стали назначать евнухов, прежде занятых исключительно во дворце и в царской страже, наместниками завоёванных земель, ибо не опасались того, что они попытаются организовать сепаратистский мятеж с целью основать собственную династию. У ассирийцев практику оскопления будущих царедворцев переняли персы и некоторые другие народы Ближнего Востока. Один из персидских евнухов, именем Багой, в период междуцарствия узурпировал бразды государственного правления. Другой персидский евнух с таким же именем прославился тем, что был любимцем Александра Македонского.

Видео по теме

В Риме и Византии

Одним из первых в Риме стал держать евнухов в своём дворце Меценат. Евнухи при вельможах долгое время рассматривались как примета роскошного образа жизни на восточный манер. Поэты восхищались их «вечной молодостью» и красотой (у евнухов не росла борода). Судя по эпиграмме Марциала, распутные женщины предавались утехам с частично кастрированными евнухами, не опасаясь нежелательной беременности.

Значение евнухов в Риме растёт начиная с правления Диоклетиана, когда римская монархия приобретает оттенок восточной деспотии. В IV веке евнухи превратились в прослойку между императором-небожителем и чиновничеством; они мыли, подстригали и одевали государей. Как особо доверенные лица императоров, евнухи привлекались и к исполнению государственных функций; евнух Евтропий был даже консулом.

В Восточной Римской империи основным предназначением евнухов оставалось обслуживание византийского императора и императрицы в покоях Большого дворца. Благодаря беспрепятственному доступу к императору евнухи долгое время имели влияние и на государственные дела; армянин Нарсес прославился как полководец. Известно о евнухах-царедворцах в нормандской Сицилии.

В Османской империи

Если византийских евнухов часто «поставляли» ко двору их собственные родители в надежде, что, разбогатев, сын протянет руку помощи бедствующим родственникам[2], евнухи, которые обслуживали гарем османского императора всё в том же Константинополе, набирались из числа пленных мальчиков иностранного происхождения, в основном чернокожих. Белых евнухов привозили с Балканского полуострова, чёрных евнухов — из Африки. При дворе существовали должности главного белого и главного чёрного евнухов. Последний, именуемый по-турецки кизляр-ага, руководил разветвлённой сетью соглядатаев и имел большой вес при дворе. Аналогичная позиция существовала и в Крымском ханстве.

В имперском Китае

Полностью кастрированные евнухи обслуживали всех без исключения правителей империй и царств Китая на протяжении более двух тысяч лет. Многие императоры использовали евнухов не только для работы в своих гаремах, но и для выполнения разного рода ответственных заданий хозяйственного и административного порядка, в качестве противовеса учёным чиновникам-мандаринам. Во время малолетства императоров некоторые евнухи фактически возглавляли всю вертикаль власти; флотоводец Чжэн Хэ стал подлинным национальным героем. В XVIII—XIX веках евнухам было разрешено усыновлять чужих детей. Последний китайский евнух умер в декабре 1996 года[5].

Много евнухов было среди придворных и в других странах «китайского мира» — Вьетнаме, Бирме, Сиаме.

Другие кастраты

Оскопление часто применялось в истории не только для получения будущих царедворцев-евнухов, но и как мера наказания. Самооскопление практиковалось некоторыми христианскими сектами для борьбы с «искушениями плоти» (см. скопцы).

В Италии кастрации подвергали певцов, чтобы получить так называемое мужское сопрано. Эта практика была запрещена Львом XIII в 1878 году. Подробнее см. певцы-кастраты. Именно о них идёт речь в известном стихотворении А. К. Толстого[6]:

Взбунтовалися кастраты,Входят в папины палаты:«Отчего мы не женаты?Чем мы виноваты?»

и т. д.

Примечания

Литература

на русском языке
  • Воскресенский Д. Н., Усов В. Н. Книга дворцовых интриг. Евнухи у кормила власти. М., 2004.
  • Евнухи / Кириллина С. А. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 512—513. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Клуг Д. Евнухи в гареме // Клуг Д. История гарема в культурах народов мира / Пер. с англ. И. Соколов. — Смоленск: Русич, 2004. — С. 27-39. — 336 с. — (Популярная историческая библиотека). — ISBN 5-8138-0546-X.
  • Маслов А. А. Дисперсия силы ян императора (Евнухи в Китае) // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003, с. 157—163
  • Усов В. Н. Жизнь и деяния евнухов.// Азия и Африка сегодня. 1998.№ 9. С.56-60; № 10. С.54-59
  • Усов В. Н. Евнухи в Китае. М., 2000.
  • Усов В. Н. Евнух. // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 томах. Институт Дальнего Востока РАН. Том 4. Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009. С. 498—501.
  • Шлезингер О. А. Скопцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Евнух // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
  • Евнух // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
на других языках
  • English translation of Rudople Guilland's essay on Byzantine eunuchs "Les Eunuques dans l'Empire Byzantin: Étude de titulature et de prosopographie byzantines" //'Études Byzantines[fr]', Vol. I (1943), pp. 197–238 with many examples
  • Bauer, Susan Wise. The History of the Medieval World: From the Conversion of Constantine to the First Crusade. — illustrated. — W. W. Norton & Company[en], 2010. — ISBN 0393078175.
  • The Tongking Gulf Through History. — illustrated. — University of Pennsylvania Press[en], 2011. — ISBN 0812243366.
  • Keay, John. China: A History. — HarperCollins UK, 2010. — ISBN 0007372086.
  • Lary, Diana. The Chinese State at the Borders / Diana Lary. — illustrated. — University of British Columbia Press[en], 2007. — ISBN 0774813334.
  • Long-Term Consequences of Castration in Men: Lessons from the Skoptzy and the Eunuchs of the Chinese and Ottoman Courts // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism December 1, 1999 vol. 84 no. 12 4324-4331
  • McMahon, Keith. Women Shall Not Rule: Imperial Wives and Concubines in China from Han to Liao. — Rowman & Littlefield Publishers[en], 2013. — ISBN 1442222905.
  • Notable Women of China: Shang Dynasty to the Early Twentieth Century. — illustrated. — M.E. Sharpe, 2000. — ISBN 0765619296.
  • Tsai, Shih-Shan Henry. The Eunuchs in the Ming Dynasty (Ming Tai Huan Kuan). — illustrated. — SUNY Press, 1996. — ISBN 0791426874.
  • Tuotuo. Liaoshi [History of Liao]. Beijing: Zhonghua shuju, 1974 (or Tuotuo, Liaoshi (Beijing: Zhonghua shuju, 1974))
  • Toqto'a. Liao Shi (宋史). — 1344.
  • Warfare in Chinese History. — illustrated. — BRILL, 2000. — Vol. Volume 47 of Sinica Leidensia / Sinica Leidensia. — ISBN 9004117741.
  • Wade, Geoff (2005). «Southeast Asia in the Ming Shi-lu: an open access resource» (Asia Research Institute and the Singapore E-Press, National University of Singapore). Проверено 6 November 2012.
  • Wang, Yuan-Kang. Harmony and War: Confucian Culture and Chinese Power Politics. — illustrated. — Columbia University Press, 2013. — ISBN 0231522401.
  • 祝建龙 (Zhu Jianlong) (April 2009). 辽代后宫制度研究 二〇〇九年四月 [Research on the System of Imperial Harem in the Liao Dynasty] (Master's) (in Chinese). 吉林大学 (Jilin University). Retrieved October 4, 2013.
  • "A Eunuch Cooks Boys to Make a Tonic of Male Essence," in Zhang Yingyu, The Book of Swindles: Selections from a Late Ming Collection, translated by Christopher Rea and Bruce Rusk (New York, NY: Columbia University Press, 2017), pp. 138-141.
  • English language Abstracts of the thesis

wikipedia.green