Куда и зачем летят перелетные птицы. Куда летят перелетные птицы весной


Куда и зачем летят перелетные птицы

Многие птицы улетают от нас на зиму. Холода боятся? Нет, им страшен не холод, им страшен голод.

Выпал урожайный год на рябину: деревья осыпаны красными ягодами. Глядишь, сколько-то дроздов и осталось зимовать: есть чем прокормиться. Иной зяблик отобьется осенью от стаи и застрянет на зиму. Ничего, живет...

Крошечный королек — самая маленькая из наших птиц, с грецкий орех величиной. А не боится зимы, не улетает...

Весной перелетные птицы быстро летят, торопятся. Осенью улетают не спеша: сегодня одна стайка тронется, завтра другая. Причина простая. Весной птицам нужно гнезда готовить, птенцами обзаводиться. Осенью спешить некуда, вот и перелетают потихоньку, дальше и дальше от родимых мест. Сытно и тепло — задержатся, захолодало — поторопятся, переберутся по-южнее и снова приостановятся на несколько дней.

На зиму улетели, на лето прилетели... Что тут особенного? Удивительно не это. А вот как птицы за тысячи километров дорогу находят? Откуда они знают, что нужно лететь на юг, да не куда придется, а в такие-то и такие-то страны?

Кукушка из-под Москвы летит зимовать в Южную Африку, а с Камчатки — на Новую Гвинею. Ленинградские иволги отправляются в южную половину Африки. Очень далеко летают зимовать кулики. И вот интересно: чем севернее живет кулик летом, тем дальше летит к югу на зиму.

Полярная крачка летит с Крайнего Севера в южные и полярные моря, а кулик-краснозобик — с берегов Северного Ледовитого океана в Австралию. У них столько времени уходит на перелеты, что они едва успевают управиться с гнездовыми делами. Прилетят на лето перелетные птицы, скорее повыведут птенцов — и назад, на зимовку. Туда долетят, не успели отдохнуть и уже спешат на родину, а то к лету не поспеешь...

Черноголовая овсянка-дубровник из-под Москвы летит зимовать в Южный Китай и в Индокитай, да не по прямой, а через Сибирь. Появится под Москвой в самом конце мая, а в конце июля уже двигается на восток. Только-только успеют молодые птицы окрепнуть и летать научиться... Десять месяцев в году в пути.

Узнают, где рязанские, а где камчатские птицы зимуют, какими путями-дорогами они летят, при помощи маленьких алюминиевых колечек. Птенцу или взрослой птице на ногу надевают колечко. На нем несколько букв, цифр и номер. Под этим номером в книге записей указано: где, кем и когда окольцована эта птица. А буквы — условное обозначение адреса научного учреждения (Бюро кольцевания).

Поймают или убьют окольцованную птицу, колечко перешлют в Бюро кольцевания, а там по записям узнают, где оно было надето. Каждый год кольцуют сотни тысяч птиц, но лишь немногие тысячи колечек возвращаются в Бюро. Благодаря кольцеванию всё точнее узнают птичьи пролетные пути, время перелетов и многое другое о кочевках птиц.

Узнали, например, что зимой в Москве большинство ворон не москвички, а прилетевшие с Севера. А московские вороны откочевали южнее. Без колец этого никак не узнаешь: на вороне не написано, москвичка она или вологжанка.

Кольца расскажут, откуда летят перелетные птицы. А как же они находят дорогу?Старики, родители показывают? Старые кукушки улетают раньше. Кто же укажет дорогу молодым, да еще такую дальнюю?

Когда птица летит просто на юг — это не очень удивительно: дорога прямая. Но овсянка-дубровник летит сначала на восток, в Сибирь, летит тысячи километров, и только там заворачивает на юг. Почему?

Дубровник не всегда жил в Европе: он заселял раньше только восток. Постепенно эта птица расселялась все дальше и дальше к западу. Улетая на зиму, дубровник летит по старым дорогам: по тем путям, которыми его прадеды двигались на запад.

Когда-то давно, миллион лет назад, в Европе и Сибири наступило холодное время. С Севера надвинулись ледники, и огромные толщи льда и снега покрыли землю. Звери и птицы отступили к югу: одни подальше, другие поближе. Так и жили они, пока на родине царила вековая зима.

Начало теплеть, стал понемножку таять и отступать на север ледник, земля освобождалась от снега. Зашумели реки, зазеленели луга, появились леса. Ледник отступал все дальше и дальше, и за ним двигались к северу птицы. Но зимы были морозные, и зимовать птицы улетали на юг.

Не один раз наступал ледник, не один раз он угонял все живое на юг. И не один раз жизнь снова расцветала на севере. Тысячи лет шли эти переселения: весной перелетные птицы летели на север, осенью улетали на юг. Конечно, не все. Некоторые приспособились к холодам и зимовали в заснеженном лесу. Другие, наоборот, и летом оставались на юге.

Никто не учил птицу, а она умеет строить гнездо. Никто не показывает ей дорогу на юг, но она летит этой дорогой. Врожденное умение, унаследованный опыт предков — инстинкт — руководят птицей.

bytrina11.ru

Куда улетают птицы!. Соседи по планете: Птицы

Куда улетают птицы!

Осенью птицы улетают, весной — прилетают. Это люди знали давно. Может быть, это заметил еще и наш очень отдаленный предок. Конечно, замечали это и позже — безусловно, обращали на это явление внимание и охотники и земледельцы. В Библии, из которой можно почерпнуть кое-какие практические сведения, написано, например, что аист и горлица, журавль и ласточка знают, когда им нужно возвратиться. (Обратим внимание не на то, что птицы якобы что-то «знают», а лишь на сам факт возвращения.) Но сведения, почерпнутые из Библии, не могут, конечно, служить началом сколько-нибудь серьезного разговора о перелетах птиц. Разговор можно начать лишь с Аристотеля. Именно он две с лишним тысячи лет назад не только четко отметил это явление, но и впервые задумался над тем, где же зимуют птицы.

Конечно, Аристотель не мог сколько-нибудь полно и точно ответить на этот вопрос. Мало того, он повторял существовавшие легенды о том, что некоторые птицы прячутся на зиму в воду и там, зарывшись в ил, переживают неблагоприятное время. Другие птицы, считал Аристотель, тоже скрываются на зиму. «Никто не сомневается, — писал он, — что горлица прячется. Отправляясь в укромные места, она очень жирна, теряет там перья, но не тощает».

Однако Аристотель недаром считался и считается одним из величайших умов человечества. Оставаясь сыном своего времени, он тем не менее обогнал его на много столетий. Это проявляется во всем, даже в таких вопросах, как вопрос зимовки птиц. Повторяя очевидные нелепости о зимовках птиц, бытовавшие тогда, он уже говорит и о том, к чему люди пришли через тысячелетия. «После осеннего равноденствия из Понта и более холодных стран прилетают птицы, желающие избежать приближающейся зимы. Часть из них откочевывает в соседние страны, другие же направляются в более отдаленные. После весеннего равноденствия птицы возвращаются обратно из боязни жары. Журавли, например, летят из скифских степей в болота, которые образует Нил выше Египта. Пеликаны тянут с реки Струмы на Дунай, где гнездятся. Одни птицы совершают перелеты раньше, другие — позже. Перелет перепелов предшествует перелету журавлей, но все птицы, летящие из болот холодных стран, жирнее, чем те, которые возвращаются из теплых».

Тут не только сообщения о перелетах как таковых, тут и сведения о местах зимовок, и указания на время перелетов. Однако много веков после Аристотеля птичьими перелетами никто не занимался, а если и говорили об этом, то повторяли, как правило, легенды, что ласточки проводят зиму в воде, а скворцы и другие птицы улетают на Луну. И это повторялось в течение многих веков! Лишь в XIII веке знакомый уже нам император-натуралист Фридрих II в своем трактате о птицах заявил, что зимуют они в жарких странах, а не под водой. Фридрих не только наблюдал перелеты, но и попытался их объяснить. Он считал, что улетают птицы в результате наступления холодов, он отмечал влияние погоды на перелеты, упоминал о линьке и скоплении птиц перед отлетом. Однако и много позже пытались «узаконить» существовавшие издавна легенды. Так, в 1703 году (это ведь уже XVIII век) некий ученый, епископ Герефорд, в своем «научном» трактате доказывал, что на зиму птицы улетают на Луну.

Но если этому тогда уже не очень верили, то о зимней спячке птиц писали многие, в том числе и такой выдающийся натуралист XVI века, как Геснер. Даже Карл Линней не избежал этой ошибки, хотя именно он в 1750 году первый предложил регистрировать сроки прилета и отлета птиц с помощью наблюдателей и явился, по сути дела, основателем современных фенологических исследований, родоначальником орнитофенологии.

Легенда о зимовках ласточек под водой не раз подвергалась сомнениям и даже проверкам. Так, немецкий ученый Леонард Фриш осенью 1740 года выловил ласточек, обмотал им ножки цветными нитками и выпустил, а весной снова выловил вернувшихся на прежние гнезда птиц и исследовал эти нитки. Такую же работу проделал через десять лет, в 1750 году, знаменитый итальянский ученый Ладзаро Спалланцани. Оба ученых искали на нитках какие-нибудь признаки (остатки ила, водорослей, изменение цвета ниток и т. д.), которые могли бы подтвердить, что ласточки зимовали в воде. Но ничего подобного ученые не находили, и вывод напрашивался сам собой: зиму ласточки провели не в воде. Но где? Неужели ласточки улетают в далекие края и возвращаются обратно?

В те времена уже многие европейские натуралисты побывали в различных странах Азии и Африки, видели там скопления птиц, явно не живших в тех краях постоянно.

В то же время многие ученые наблюдали пролеты птиц у себя на родине, в странах Западной и Южной Европы, отмечали появление некоторых видов птиц зимой и отлет их весной. Но «вещественных доказательств», документальных подтверждений того, что птицы летают на зимовку, не было. Впервые такое документальное подтверждение, как считают, появилось 21 мая 1822 года, когда в немецком городе Мекленбурге поймали аиста, шея которого была пронзена стрелой. (Видимо, стрела задела лишь мягкие ткани и не причинила птице особого вреда.) Специалисты изучили стрелу и определили: изготовлена она в Африке. Так в руках ученых появился очень важный «документ», не только свидетельствующий, что птицы совершают длительные и многокилометровые перелеты, но и указывающий, куда и откуда они летят. В данном случае аист летел из Африки.

В литературе часто упоминается именно этот эпизод, хотя известен и другой: в 1710 году — более чем за сто лет до поимки аиста — тоже в Германии была поймана серая цапля с кольцом на шее, надетом в Турции.

Но так или иначе, прошло еще не одно десятилетие, пока люди получили возможность узнавать, куда и откуда летят птицы, не от случая к случаю, а систематически и точно.

Правда, и до этого орнитологи уже не сидели сложа руки: уверовав в то, что птицы путешествуют, ученые разными способами пытались эти перелеты изучить. Так, например, еще в 1828 году голландский ученый Шлегель занялся обработкой наблюдений различных путешественников. Несмотря на далеко не полные, а нередко и случайные данные, Шлегель пришел к верному выводу: многие из европейских перелетных птиц (а может быть, и большинство их) зимуют в Африке или Юго-Восточной Азии.

А в это же время в небольшой немецкой деревне Ренендорф пастор Христиан Врем (отец знаменитого автора «Жизни животных») все свободное от пасторских занятий время проводил в лесу или в поле. В его доме имелась прекрасная библиотека по орнитологии, большая даже по сегодняшним представлениям коллекция чучел и шкурок птиц. Христиана Брема хорошо знали в округе как честного и справедливого человека, а в ученых кругах многих стран Европы — как крупного орнитолога.

На основании личных наблюдений и наблюдений других натуралистов Христиан Брем составил списки птиц, летящих днем, ночью, в любое другое время суток. То есть, по сути дела, он дал полную (возможную по тому времени) сводку перелетных птиц. Само по себе это уже было значительным явлением в орнитологии. Но Христиан Брем пошел дальше: он попытался с экологической точки зрения обосновать причины перелетов птиц. Его труд, который так и называется «Перелеты птиц», сыграл огромную роль в истории орнитологии и до сих пор не утратил своего значения.

Безусловно, имелись и другие работы подобного рода, в частности работа русского академика А. Ф. Миддендорфа и очень ценный труд русского ученого К. Ф. Кесслера. Однако все это было лишь преддверием настоящего изучения птичьих перелетов.

Сейчас о кольцевании птиц знают, наверное, все. А в 1890 году, когда датский учитель X. Мартенсен придумал способ метить птиц — надевать им на ножки легкие колечки с выбитым на них адресом, это было великим открытием в орнитологии. Попытки метить птиц делались и раньше. Например, за десять лет до изобретения кольцевания, в 1880 году, некий немецкий почтмейстер Датте поймал в заводях реки Варры четырех молодых аистов и надел им на ноги металлические кольца. Через четыре дня после вылета из гнезда один из аистов был убит за 1200 километров от родины.

Через два года, в 1882 году, было получено новое доказательство дальности перелета птиц. Владелец поместья Аскания-Нова на Украине, большой знаток и любитель природы Ф. Фальц-Фейн надел на шею журавля серебряное кольцо. Через некоторое время эта птица была обнаружена в Судане. Делались и другие попытки метить птиц. Но все это были попытки единичные, фактически ничего существенного орнитологии не давшие.

Правда, и после того как Мартенсен окольцевал своих первых сто девять птиц, дело двинулось не сразу. Кое-кто принял эту идею в штыки: они считали, что кольцевание губит птиц. И даже в 1901 году, когда за дело взялся Иоганн Тинеманн, кольцевание птиц подвергали нападкам и газеты, и различные общества защиты животных.

Тем не менее именно Тинеманн начал массовое кольцевание птиц в Европе.

И. Тинеманн окончил миссионерскую школу, но интересы его лежали далеко от миссионерства. Он не поехал в Африку или Азию обращать аборигенов в христианскую веру — услышав, что на Куршской косе (неподалеку от нынешнего Калининграда) осенью и весной пролетает множество птиц, пастор-миссионер, которого больше всего интересовала орнитология, отправился в те места. Он должен был спасать души куршей — представителей племени, живших на этой косе. Но Тинеманн занялся птицами. Он тогда, конечно, не мог знать, что именно в тех местах — это стало известно лишь сейчас, когда орнитология набрала силу, — самый плотный в мире пролет птиц. Но видимо, понял, что место для своей научной работы выбрал удачное. В 1901 году Тинеманн организовал орнитологическую станцию (она существует и теперь и является одной из крупнейших в мире), и несмотря на постоянные нападки, несмотря на многих любителей природы, ополчившихся против «сумасшедшего профессора», он занимался своим делом. Тинеманн не только сам кольцевал птиц — он был страстным пропагандистом этого метода. И вскоре благодаря Тинеманну кольцевание заняло первое место в ряду методов и способов изучения перелетов птиц. Учреждения, занимающиеся кольцеванием птиц, стали создаваться в разных странах Европы, затем Америки. Сейчас уже окольцовано несколько десятков миллионов птиц (в нашей стране кольцевание началось с 1924 года, и сейчас окольцовано примерно 4 миллиона птиц) и наука уже располагает многими очень важными, интересными и неопровержимыми фактами относительно того, куда летят птицы.

На конкретный вопрос «куда летят птицы?» большинство людей отвечает: на юг. Так уж принято считать — в преддверии холодов птицы улетают туда, где всегда тепло, или, во всяком случае, тепло в зимнее время, или просто теплее, чем у них на родине. Ну, а где все это может быть? Конечно, на юге, потому что юг всегда ассоциируется с теплом. Что ж, действительно, многие птицы летят на юг. Но еще больше птиц летит на юго-восток или юго-запад, просто на восток или просто на запад и даже… на север. Ведь дело не только в том, куда летят птицы, но и в том, откуда они отправляются в путешествие.

Вот несколько примеров. Некоторые виды уток, куликов, чаек, скворцы, живущие в Северной или Восточной Европе, зимуют в Западной Европе, где благодаря теплому течению, проходящему недалеко от берегов, климат достаточно мягкий и вполне подходит для зимовки. Но чтобы попасть в Западную Европу из Северной или Восточной, лететь на юг ни к чему. Надо лететь на юго-запад. Птицы, гнездящиеся в Западной Сибири и зимующие на юге Европы, в Африке или в юго-западных частях Азии, тоже не могут лететь на юг — они попадут тогда совсем в иные места. Поэтому, чтобы попасть на свои места зимовок, они летят на юго-запад.

А вот птицы, обитающие в тундре на севере Европы и частично Азии, даже на юго-запад лететь не могут — иначе они тоже прилетят совсем не туда, куда нужно. Поэтому их путь лежит прямо на запад.

Hy, а куда лететь птицам, живущим в Восточной Сибири? Ведь зимуют они в Юго-Восточной Азии. Если птицы отправятся на юг или на запад, то им придется облететь чуть ли не весь земной шар, прежде чем попадут они в Индию, например. Поэтому птицы летят кратчайшим путем, держа курс на восток. Впрочем, говорить о кратчайшем пути можно лишь в значительной мере условно: одни летят по дуге, другие держат путь на запад, затем круто сворачивают на юг, и так далее. Но даже если птицам и не надо было бы сворачивать — прямой путь короче и кажется легче, они все равно часто меняют направление: ведь на пути пернатых путешественников нередко имеются серьезные преграды и облететь их, видимо, легче, чем преодолеть. Так, например, на пути птиц, летящих из Сибири в Индию, встречаются огромные пустыни Центральной Азии и высокие Гималайские горы. Преодолеть их многим птицам просто не под силу. Вот и приходится менять направление. Правда, некоторые пролетают и над пустынями и над горами. Например, маленькие птички славки, живущие на севере Европы, отправляются зимовать в Южную Африку. Летят они сначала на юго-восток, перелетают Средиземное море и Сахару — 60 часов беспосадочного перелета! — и только тогда добираются до места зимовки. Как видим, препятствия они преодолевают, но летят тоже не по прямой.

Но если многие птицы, в какую бы сторону света они ни летели, все-таки стремятся в теплые страны (что условно можно назвать «теплым югом»), то другие вовсе не стремятся туда. Ведь дело-то в конечном итоге не столько в холоде, сколько в голоде. Поэтому для многих важно не то, что страны, куда они улетают, теплые, а то, что там достаточно пищи. А это может быть и не только в жарких странах. Например, кайры, живущие на берегах Баренцева моря, зимуют в тех же широтах, где гнездятся, — в северной Атлантике, перемещаясь лишь на запад. А жаворонки из Подмосковья улетают в Центральную Азию и зимуют в нагорьях, где зимой даже значительно холоднее, чем на их родине. Но в нагорных степях мало снега и корм на земле всегда есть, в то время как под Москвой его из-под глубокого снега не достанешь.

Вот почему неправильно говорить, что зимой птицы улетают на юг. Даже сказать «в теплые страны» тоже не точно. Не такая уж теплая страна Австрия. А только в Вене зимуют чуть ли не полмиллиона наших скворцов. Но можно сказать иначе. «Абсолютное большинство птиц Северного полушария зимует в более южных широтах или, по крайней мере, в областях с более теплым и мягким климатом, чем в местах гнездовий», — пишет профессор А. В. Михеев. Однако все-таки большинство, но не все!

Конечно, это стало известно благодаря кольцеванию птиц. Это и многое другое. Например, благодаря изучению перелетов с помощью кольцевания была опровергнута теория финского ученого И. А. Пальмена, существовавшая почти сто лет.

В 1876 году Пальмен выдвинул теорию, утверждающую, что птицы летят по своим собственным вечным путям, эдаким «улицам», проложенным в небе. Многое подтверждало эту теорию, многие факты, в частности скопление птиц в определенных местах, свидетельствовали, что у птиц действительно имеются «воздушные дороги».

Теория Пальмена жила очень долго и держалась прочно, несмотря на то, что еще в 1866 году К. Ф. Кесслер весьма обоснованно утверждал: птицы летят широким фронтом, а не узкими «дорогами». Новейшие исследования подтвердили правоту Кесслера: лишь очень немногие птицы, такие, как серый журавль, аисты, сорокопуты-жуланы и некоторые другие, действительно летят узким фронтом. Остальные же, особенно птицы европейские, не придерживаются никаких «улиц» — их вообще не существует, — а летят широким фронтом. Конечно, это не значит, что летят они как попало. Мы уже говорили, что часто путь птицы довольно извилистый или дугообразный, а то и меняется чуть ли не под прямым углом. Иногда птицы таким образом облетают препятствия в виде гор или пустынь. В пути птицы встречают удобные места для отдыха и защиты от врагов, где можно покормиться. Они называются защитными и кормовыми биотопами. Для лесных птиц это лесные массивы и древеснокустарниковые насаждения, для водоплавающих это, естественно, водоемы. Именно по ним пролегают «экологические русла». Но они, эти русла, очень условны и намечены как бы пунктирно (кстати, некоторые орнитологи предлагают ввести даже такой термин «экологические пунктиры») и никак не могут соответствовать «воздушным дорогам» или «воздушным улицам». Тем более что, как теперь известно, и пути-то у птиц не постоянные.

До недавнего времени считалось: птицы из года в год, из десятилетия, столетия, а может быть, и из тысячелетия в тысячелетие летят в одном и том же направлении и прилетают в одни и те же места. Это не вызывало сомнения. Ведь ученые были уверены, что пролетные пути птиц отражают историю расселения видов. По этим путям якобы можно было даже установить, где когда-то было море или горы (путь вдруг безо всяких, казалось бы, видимых причин круто поворачивает, — значит, облет препятствия!). «Знание» пролетных путей птицами считалось наследственным, и значит, ничто не может заставить их изменить этот путь. И вдруг выяснилось: не только дороги, но и места зимовок могут меняться, хотя, конечно, достаточно сильная привязанность к определенным местам зимовок у птиц есть. Раньше связывали историю пролетных путей с формированием ландшафтов, теперь объясняют не историческим прошлым нашей планеты, а современными экологическими условиями. (Мы уже говорили о биотопах.) И изменение этих путей связано именно с изменением физико-географического ландшафта на пути перелетов. Приблизительно это выглядит так: на пути перелетов человек ли, стихия ли коренным образом изменили ландшафт. Птицы уже не находят нужных условий для отдыха, еды, спасения от врагов. И птицы будут вынуждены изменить маршрут, следуя иным «пунктирам». И может оказаться, что районы, куда попадут птицы, изменив маршрут, тоже вполне пригодны для зимовки. И, будто рассудив своим «птичьим умом», что от добра добра не ищут, птицы остаются на новых местах.

Может быть и другое — меняются к худшему условия на исконных местах зимовок, и птицы вынуждены искать другие. Или, наконец, появляются условия для благополучной зимовки в других, лежащих ближе районах. Примером такого «непостоянства» в выборе мест зимовки может служить краснозобая казарка — небольшой, ярко окрашенный гусь.

Краснозобая казарка гнездится в тундровых районах азиатской части нашей страны, а места ее постоянной зимовки — южная часть Каспия. Считалось, что так было всегда, испокон веков. И вдруг археологи, производя раскопки одной из пирамид в Египте, обнаружили на ней фрески с изображением четырех птиц. (Кстати, очень хорошая копия этой фрески имеется в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.) Орнитологи легко установили, что две птицы, изображенные на фреске, — белолобые гуси, а вторая пара — краснозобые казарки. Это-то установить было легко. А вот почему они оказались на фреске — понять гораздо труднее. Дело в том, что в Египте эти птицы не бывают. Откуда же сорок шесть веков тому назад (а именно таков возраст пирамиды, на которой обнаружена фреска) краснозобая казарка была известна египетскому художнику?

Предположение о каких-то торговых или иных контактах между древними египтянами и народами, населяющими теперешнюю Сибирь, сразу отпали — никаких контактов не было. Да если бы и были, кто стал бы везти из Сибири на берега Нила эту птицу? Нет, казарок не привозили в Египет — они прилетали сами. Такой вывод сделали ученые. Видимо, когда-то краснозобая казарка отправлялась зимовать из Сибири на берега Нила. Но прошли века, сильно изменился ландшафт нашей планеты, и казарки тоже изменили свой маршрут. То ли на их пролетном пути исчезли какие-то необходимые им «экологические пунктиры» (например, водоемы, где по пути они кормились, отдыхали), то ли посуровел климат в каких-то районах их пролета, и это неблагоприятно отразилось на птицах, а может быть, изменился режим Каспия, и гуси, обнаружив во время промежуточной остановки, что тут вполне можно зимовать, сократили свой многовековой путь. (Конечно, это произошло не сразу — длилось такое изменение, может быть, много веков, сменилось множество поколений птиц, пока был зафиксирован новый маршрут и новое место зимовки.)

Итак, Каспий стал «законным» местом зимовки краснозобой казарки. И вдруг (то есть, конечно, не вдруг, это только нам так кажется) птицы опять меняют место зимовки. На этот раз они удлиняют маршрут — пролетают мимо Каспия и стремятся в дельту Дуная. Может быть, режим Каспия изменился в неблагоприятную для них сторону, а может быть, дельта Дуная стала более привлекательной из-за обилия корма — это еще предстоит выяснить.

Но если места зимовок могут меняться, то привязанность большинства птиц к родине неизменна: где бы ни зимовали птицы — на старых ли местах, на новых ли, весной они обязательно возвращаются в места своих гнездовий. И тут выяснена еще одна любопытная особенность: нередко птицы возвращаются не тем путем, которым улетали на зимовку. Долгое время ученые не могли понять причины этого, мешало убеждение, что птицы летят по исконным, проложенным тысячелетия назад маршрутам. Сейчас, когда стало ясно, что основную роль играют экологические особенности, стали понятны и причины так называемых петлеобразных маршрутов: ведь в разное время года в разных местах могут быть и различные условия — то, что подходит птицам осенью, может оказаться совершенно неподходящим весной, и наоборот. Картина перелетов птиц (правда, самая общая, поверхностная, как подчеркивал профессор Н. А. Гладков) несколько прояснилась, и ученые начинают разбираться в этой проблеме более детально. Выяснено, например, что птицы одного и того же вида, гнездящиеся близко друг к другу или даже совсем рядом, часто на зимовку летят в разных направлениях. Так, чайки, живущие в Подмосковье, на озере Киёво, зимуют в северной Италии, на Балканах, в дельте Нила. А серых цапель, окольцованных на Рыбинском водохранилище, можно встретить и на Черноморском побережье и в Алжире, во Франции и ГДР, в ФРГ и в Австрии. Конечно, тут нет никакого «произвола» — птицы каждой колонии разбиваются на стайки, и во время перелета каждая стайка находит иное «экологическое русло», о котором мы уже говорили, что и приводит птиц в разные места зимовок. Особенно молодых птиц.

Все сказанное относится не только к птицам Северного полушария, хотя обычно принято думать, что длительные перелеты птицы совершают лишь в умеренных и холодных зонах нашей планеты. Действительно, в Северном полушарии перелеты выражены более интенсивно и они более заметны. Тем не менее существуют они и в Южном полушарии. Например, белобрюхий аист, постоянно живущий в Судане, в начале лета улетает в Анголу и Мозамбик, где в это время начинается сезон дождей. А аисту это важно: во время засушливого, жаркого лета у себя на родине он не сможет найти пищу. Африканский козодой, наоборот, в то же время летит из Анголы в Судан: его пища — летающие термиты, для которых это время в Судане очень благоприятное, а в Анголе — нет.

Немало птиц к началу засушливого времени перелетает с острова Мадагаскар на Африканский континент. Всего же в Южной Африке таких птиц известно пока более двадцати видов. (Известны, видимо, далеко не все, так как изучение перелетов в Африке только начинается.) Немало птиц, совершающих регулярные перелеты с одного побережья континента на другой, в Австралии. Есть перелетные птицы и в Южной Америке.

Все это мы знаем благодаря кольцеванию.

Сам метод кольцевания очень прост и очень удобен. На ножку пойманной птицы надевают колечко из алюминия (сейчас используют и другие материалы) и выпускают птицу на свободу. На кольце выбиты серия, номер и город, где находится центр кольцевания этой страны и куда следует отсылать кольцо. Например, в СССР надевают кольца с надписью «Москва», хотя птица может быть окольцована в любом месте. Люди, к которым попадают такие кольца — снимут ли они их с пойманной или мертвой птички, — отсылают их в тот город, название которого выбито на кольце. Такое кольцо или данные, переписанные с него, называются «возвратом», и за все время применения кольцевания получено более миллиона таких «возвратов». В специальных учреждениях ведется строгий учет всех надетых колец — записывается, что за птица окольцована, когда это было сделано, где. Эти данные легко отыскать по номеру, выбитому на кольце. Как только приходит сообщение, что обнаружена окольцованная птица с таким-то номером на кольце, в картотеке быстро отыскивается карточка, и ученые сразу получают много информации. Во-первых, если птица была окольцована давно, то выясняется, сколько лет она живет, если недавно — куда успела добраться и за какое время долетела от того места, где была окольцована, до того, где была поймана или убита. И часто благодаря этому на карте появляется новая точка, которая помогает определить или уточнить пути перелета тех или иных птиц, определить среднюю скорость полета и так далее.

Сообщения об окольцованных птицах дают возможность достаточно точно установить, куда летят птицы, каковы сроки их отлетов и прилетов, маршруты, где у них места отдыха, и многое другое.

Однако кольцевание теперь уже не единственный способ, с помощью которого изучаются птичьи перелеты. Правда, и сейчас еще никто не собирается отказаться от кольцевания, хотя недостатки, конечно, у этого метода есть. Например, для того, чтобы получить кольцо, надо, по крайней мере, поймать птицу. Тут, безусловно, немало элементов случайности. Большинство колец пока снимают с мертвых птиц. И лишь недавно ученые нашли способ наблюдать за мечеными птицами даже на большом расстоянии. Так, например, американский профессор В. Слайден применил для мечения лебедей и гусей пластиковые ошейники. Яркий цвет ошейника (а сам ошейник легкий и совершенно не мешает птицам), крупные буквы и цифры на нем, хорошо различимые в бинокль, очень облегчили возможность следить за птицами. И если раньше удавалось получить сведения лишь об 1 проценте окольцованных птиц, то благодаря новому способу мечения, сведения поступают о 80 процентах. (Кстати, этот же метод для мечения лебедей-шипунов и белых гусей успешно применен и в нашей стране.)

Но не только новые материалы для изготовления колец или ошейники помогают сейчас тем, кто выясняет, куда летят птицы. Сейчас для наблюдения за летящими птицами применяются такие совершенные и сложные приборы, как радиолокаторы. И применяются настолько активно, что появился даже термин — «радарная орнитология».

Применению локаторов в орнитологии предшествовал такой довольно забавный случай. Локаторы были изобретены для слежения за самолетами, летящими ночью. Очень схематично принцип их действия сводится к следующему: приборы направляют в пространство радиоволны, которые, встретив на пути препятствие, возвращаются обратно, и на экранах появляются контуры предметов, от которых отразились эти волны. И вот когда локаторы стали довольно мощными, они, кроме самолетов, вдруг стали обнаруживать какие-то неопознанные летающие тела. Эти тела получили название «летающие ангелы», и некоторые люди всерьез побаивались их, а у службы контролирования воздушных пространств они вызывали серьезное беспокойство: может быть, это новый тип летательных аппаратов, изобретенных в какой-нибудь другой стране? Поговаривали даже, что это инопланетяне парят над Землей.

Но вот в 1957 году наконец было установлено, что неопознанные летающие объекты — не что иное, как летящие ночью птицы.

С тех пор в орнитологии стали применять локаторы довольно активно. Благодаря этому удается получать данные, которые невозможно было бы получить ни с помощью кольцевания, ни путем наблюдения за птицами в бинокли, подзорные трубы и даже телескопы. Кстати, телескопы использовались орнитологами уже более ста лет — и это был единственный, пожалуй, способ следить за птицами ночью. Телескоп наводился на лунный диск, и время от времени на светлом фоне этого диска появлялись темные силуэты птиц. Терпеливый наблюдатель мог иногда по характеру полета определить вид летящих птиц. Однако такие наблюдения были не только трудоемкими, но и не могли дать ясной картины ночных полетов: ведь даже полная луна занимает всего одну стотысячную небосвода (по дуге). А ведь многие птицы летят именно ночью, причем именно в это время образуют гигантские разреженные скопления, длиною в несколько километров.

До применения локаторов с земли удавалось зафиксировать лишь 15 процентов летящих птиц, сейчас благодаря локаторам можно проследить почти за всеми перелетными птицами (95 процентов). С помощью локаторов достаточно точно выясняют скорость полета птиц и высоту, на которой они летят (об этом подробнее мы будем говорить ниже), силу ветра и температуру — в общем, все то, что влияет на полет. Раньше эти данные были более или менее приблизительными.

Конечно, локаторы изобретены не для наблюдения за птицами. Но, как сейчас стало ясно, перелеты птиц настолько важны, что авиаторы охотно «одалживают» орнитологам эти сложные установки. Впрочем, сами авиаторы тоже очень заинтересованы в изучении птичьих перелетов.

До сравнительно недавнего времени птицы были единственными хозяевами воздушных пространств. Но вот в воздух поднялся человек, и положение изменилось: в огромном воздушном пространстве, где, казалось бы, нет никаких препятствий, никаких ограничений, птицам и людям стало тесно — начались «конфликты». Конечно, не сразу. На заре авиации летательные аппараты были и малочисленны, и низколетны, и не мешали птицам, а птицы не мешали авиаторам. (Хотя первое столкновение самолета с птицей зафиксировано еще в 1910 году в США. Но это был частный случай.) Трудно сказать точно, когда птицы и люди начали по-настоящему «соперничать» в небе. В нашей стране первое сообщение о начинающемся «конфликте» появилось, кажется, в 1936 году. Летом этого года чкаловский экипаж на самолете АНТ-25 возвращался из своего знаменитого перелета на остров Удд, и над Барабинскими степями экипаж почувствовал, что о самолет что-то ударилось. Это оказалась пролетная дикая утка.

Почти за полвека, прошедшего с того времени, количество уток и других крупных птиц значительно уменьшилось, но зато очень увеличилось количество самолетов, колоссально возросли скорости. Это привело к тому, что участились столкновения самолетов с птицами (сейчас регистрируется более двух тысяч столкновений в год), причем из-за огромных скоростей столкновение даже с небольшими птицами может привести к серьезным неприятностям. Во многих странах тратятся огромные суммы на ремонт самолетов, пострадавших от столкновения с птицами. А ведь это не самое главное — самое главное в опасности для жизни людей. И естественно, что авиаторы и орнитологи заинтересованы найти способы обезопасить полеты самолетов. Мы еще будем говорить об этом, а сейчас отметим лишь то, что связано непосредственно с перелетами. Знание птичьих маршрутов, основных «экологических пунктиров», безусловно, очень важно для авиаторов — это дает возможность как-то «координировать» действия. Некоторые птицы во время перелетов задерживаются вблизи аэродромов — их привлекают большие открытые пространства (не только сами летные поля, но и пространства вокруг, которые, как правило, открытые). Стало быть, необходимо как-то изменить экологическую обстановку, тогда будет гораздо меньше птиц, постоянно живущих там, и не станут задерживаться пролетные, а значит, и столкновения с самолетами в самых, кстати, опасных ситуациях — при взлете и посадке — прекратятся или их количество сведется до минимума.

Перелеты птиц интересуют и медиков. Сейчас предполагают, что птицы переносят возбудителей, по крайней мере, шестидесяти опасных заболеваний людей и животных. Особенно это касается птиц, зимующих в Африке. В частности, некоторые ученые считают, что с птицами связаны и эпидемии гриппа. Если это будет доказано, то, зная сроки перелетов и маршруты, можно заранее подготовиться, принять профилактические меры.

Для сельского хозяйства, как мы уже знаем, птицы могут играть и положительную роль и отрицательную. Так, например, трудно переоценить пользу грачей, уничтожающих весной на полях огромное количество живущих в земле насекомых и их личинки, но в то же время способных уничтожить посадки кукурузы, выдергивая молодые, только что появившиеся ростки. Не требует доказательств польза розовых скворцов, особенно при массовом размножении саранчи. Но в то же время эти птицы могут осенью уничтожить чуть ли не треть урожая винограда. Зная сроки прилета скворцов, можно вовремя поставить отпугивающие устройства, когда это надо, и убрать их, когда требуется помощь птиц.

Еще один любопытный вопрос решают сейчас ученые: с помощью птиц они пытаются выяснить состояние окружающей среды, точнее, неблагополучное состояние. Например, если перелетные водоплавающие птицы начинают игнорировать какой-то водоем, значит, он уже загрязнен.

Есть и другие вопросы, так или иначе связанные с перелетами птиц, с их маршрутами и зимовками. Одни вопросы уже решены, другие в стадии разработки. Но кто знает, какие еще могут возникнуть вопросы и проблемы в связи с птичьими перелетами. Да ведь и сами перелеты, хоть и известно уже немало в этой области, продолжают оставаться во многом таинственными. А ведь это только небольшая часть проблемы.

Есть еще множество вопросов. И один из них, например, такой: зачем одни улетают и почему другие остаются?

ЗАЧЕМ ОДНИ УЛЕТАЮТ И ПОЧЕМУ ДРУГИЕ ОСТАЮТСЯ!

Итак, птицы улетают. Но улетают не все. Это, очевидно, тоже замечено давным-давно. Однако лишь в 1828 году голландец Шлегель, о котором мы уже упоминали, дал общепринятую теперь биологическую группировку птиц, разделив их на оседлых, кочующих и перелетных. Уже сами названия этих групп говорят о том, какой образ жизни ведут птицы. Тем не менее мы все-таки уточним.

Оседлые — те, которые никогда никуда не улетают из района гнездования или размножения. Орнитологи еще подразделяют этих птиц на строго оседлых и полуоседлых. Строго оседлые — воробьи, голуби, — как правило, живут вблизи человека. (У них поэтому есть еще название — синантропные.) Е

librolife.ru

Куда улетают перелетные птицы и почему

Многие виды птиц, гнездящихся и обитающих в северных районах Земли, а также на территориях с умеренным климатом, каждую осень сбиваются в стаи и улетают. Ученые называют этот процесс сезонной миграцией. Куда улетают перелетные птицы и зачем они это делают?

 

Куда улетают птицы северного полушария

Перелетные птицы северных и умеренных широт улетают осенью подальше от зимних холодов и поближе к экватору – в теплые страны, где и проводят зимние месяцы года. Очень часто районы, где весной гнездятся птицы, отделяют от мест зимовки тысячи километров и пернатые путешественники вынуждены совершать многодневные перелеты, с небольшими остановками на отдых. Большинство из них предпочитает лететь днём, но есть среди птиц и любители ночных перелётов.

Первыми наши широты покидают ласточки, стрижи и соловьи. Они улетают на зимовку в Африку или на юг Азии в конце лета, когда и в родных краях ещё достаточно пищи и тепло. Более «терпеливы» к осенним заморозкам утки, лебеди и гуси. Эти водоплавающие перелетные птицы «встают на крыло» только когда замерзают водоемы и добыча корма становится невозможной

Зачем и куда улетают перелетные птицы Севера понятно, но для чего они возвращаются обратно? Возвращение птиц на родину связано с инстинктом размножения, который заставляет пернатых вить гнезда лишь там, где они родились. Но природа мудра, и нескольких весенне-летних месяцев птицам достаточно для гнездования, вывода птенцов и их «воспитания».

Куда улетают перелетные птицы южного полушария

Сезонным миграциям подвержены и некоторые птицы, постоянно обитающие на территории Южного полушария. У них своя, очень характерная для тропического климата «беда» - сезонные засухи и периоды ливней, и массовые перелеты южные птицы предпринимают в направлении с запада на восток, а по окончании засухи или ливней – обратно.

Однако среди перелетных птиц существуют виды, миграцию которых трудно обосновать логически. Например, «зимующие» в далеко не теплой Великобритании скворцы, или полярная крачка, покидающая осенью холодную Арктику, чтобы пролететь около 70 тысяч километров и «перезимовать» в не менее холодной Антарктиде.

 

 

 

 

 

 

www.vseznayem.ru

Куда и как летят зимовать птицы

Куда и как летят зимовать птицы — поговорим про птичьи путешествия. Многие виды птиц покидают наши регионы и отправляются на зиму туда, где потеплее. Это утомительные и многодневные перелеты, обычно — целыми семействами или стаями. Бывают и неприятные моменты, когда слабые и уставшие птицы не долетают до зимовки и погибают…  Но в основном, даже обессиленные от дальнего полета птицы окружены своими собратьями, которые им помогают прямо в небе — на высоте! 

Нам проще — мы дома живем в тепле и уюте, которое нам предоставили современные технологии и прогресс 21 века, мы наелись и смотреть TV — не оторваться — люди икс, а вот про птиц редко задумываемся, но они не все зимуют в наших краях. Итак:

 

Куда и как летят зимовать птицы

Когда начинается перелет птиц на зимовку:

Куда и как летят зимовать птицы

Осенний перелет многих птиц начинается не с приходом осени, а еще в разгар лета. Однако в июле и августе заметно лишь уменьшение птичьего населения, но не его движение.

Большинство наших птиц в конце лета осуществляют небольшие миграции вблизи мест своего гнездования. Со временем те, которые покидают нас на зиму, начинают перемещаться в направлении зимовок.

Почти все ранние путешественники летят ночью и в стаи не собираются. Когда же запас светлого времени, накопленного после мартовского равноденствия, подходит к концу, то уже засветло, поодиночке и стайками направляются перелетные птицы в ту сторону, откуда прилетели весной.

Где зимуют наши птицы

Птицы, гнездящиеся в нашей стране, зимуют преимущественно в Средиземноморье, Африке, Южной и Юго — Западной Азии. Однако мало кто знает, что часть наших пернатых (например, мартыны) улетают в Англию, где, учитывая климат, зима значительно мягче, чем у нас. С помощью кольцевания выявлено, что наши кряквы на зимовку летят в Португалию, а болотные курочки — в Италию.

Куда и как летят зимовать птицы — Многие птицы должны преодолевать огромные расстояния на пути к южным районам зимовки. Это характерно, прежде всего, для арктических видов. Ржанка бурокрылая с Аляски гнездится на Алеутских островах и зимует на Гавайях.

Расстояние ее перелета в направлении (и не через североамериканский континент) от гнездовых районов в местах зимовок на юге Тихого океана составляет около 3 300 км. И даже одна из самых маленьких перелетных птиц, которая весит примерно 4 г — обычный колибри — преодолевает во время перелета к своим южноамериканским зимовьям большой залив Гольф возле Мексики.

Самые дальние миграционные расстояния известны для некоторых пелагических видов, например, полярные крачки. Эта птица гнездится на побережье Арктики, а зимует южнее к субантарктическим островам. Тонкоклювый буревестник «облетает» во время ежегодных миграций Тихий океан.

Почему птицы летят стаями

В стае птицы собираются уже в августе. Пребывание в стаях имеет для них большое значение. Это пора, когда они линяют, постепенно меняя оперение, и на месте старых перьев отрастают новые. В это время птица менее искусна в полете, и поэтому является легкой добычей для различных хищников. Стаей легче заметить врага, а в случае необходимости можно от него вместе защищаться. Для молодых птиц важно, что в стае можно учиться искать корм, уберечься от опасности.

Осень — это также пора интенсивной жировки. Под кожей живота и груди птицы набирают большое количество жировой ткани, которая будет представлять для них запас энергии в изнурительном пути на зимовку. Некоторые птицы теряют во время миграции половину своего веса — такая тяжелая для них дорога.

Очень мало птиц зимуют там, где гнездятся. Например, известные нам грачи также являются перелетными птицами. Те, которые гнездятся в Украине, зимуют в Западной Европе, а к нам прилетают птицы из северных регионов Европы. Путешествие пернатых к местам зимовки и обратно довольно опасное.

Большое их количество погибает на путях перелетов. Известны случаи, когда шторм выбрасывал на короткий участок берега сотни тысяч мертвых птиц. Некоторые разбиваются от удара о рефлекторы маяков, привлеченные их светом, другие — от столкновения с высокими домами, проводами линий электропередач, ветряными мельницами, самолетами; охотничьи птицы гибнут от пуль охотников.

А как же ночью летят в темноте птицы

Перелеты большинства видов птиц происходят ночью. Так путешествуют гуси, кулики и многие воробьиных. Причиной ночных миграций является то, что птицы перемещаются в чужой им среде, а ночью они меньше подвергаются опасности (в частности, хищников). Есть и другие причины. Доказано, что по крайней мере, часть ночных мигрантов использует для точной ориентации расположение ночных светил.

На основании размещения звезд крылатые путешественники не только находят нужное направление полета, но и могут делать поправки, если случайно (или из — за вмешательства исследователей) находятся в неизвестной для них части мира. Птицы, которые летят днем (по крайней мере некоторые виды), ориентируются по Солнцу.

Ориентировка птиц всегда было для человека загадкой

Куда и как летят зимовать птицы — Птичья навигация по Солнцу и звездами являются уже достоверно известной, однако существует ряд других гипотез, которые продолжают являются предметом исследований. Некоторые исследователи предполагают, что основным ориентационным фактором в направлении полета является сила Кориолиса (обусловленная вращательным движением Земли).

Что происходит самом деле, мы еще не знаем. Сегодня, несмотря на большую работу ученых и выяснения причин многих явлений, связанных с птичьими путешествиями, птицы еще не открыли всех своих тайн. Природа скрывает еще достаточно загадок.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

atlasprirodirossii.ru

Всё о миграции птиц

После долгой зимы ласточки возвращаются к нам и живут рядом с нами все лето, строя гнезда и вскармливая птенцов в сараях, гаражах, даже под крышей наших домов. Когда поступает осень, они пропадают, улетев на юг Африки на зимовку. И мы говорим: ласточки мигрируют.

Что такое миграция?

Миграция — это регулярное перемещение животных из одной территории в другую, где они живут в разное время года. Многие птицы мира мигрирует. Приблизительно 5 миллиардов сухопутных птиц мигрирует ежегодно из Европы в Азию и Африку. Еще больше мигрирует птиц в других частях света.

Почему птицы мигрируют?

Во многих частях света смена сезонов приводит к тому, что птицы могут жить там только часть года. Например, в северном полушарии летом условия являются очень благоприятными для гнездования птиц. Всемирный день — длинный, существует много подходящих мест для гнездования, достаточно корма. Таким образом, птицы имеют все условия для того, чтобы выжить и вырастить потомство. Однако, зимой там холодные, во многих случаях морозные и снежные. С таких погодных условиях птицы не могут найти достаточно корма зимой и могут погибнуть от голода. Многие виды птиц не может выжить при низких температурах. Вот почему они и улетают на юг.

Почему началась миграция?

В течение миллионов лет климат Земли сильно менялся. Кроме того, континенты дрейфовали по поверхности Земли. Вследствие дрейфа некоторые земли оказались ближе к полюсам и там создались зоны с выдающимися сезонами. Поэтому на этих территориях только в течение короткого времени достаточно корма, а вся остальная часть года является непригодной для жизни животных.

Некоторые птицы приобрели способность путешествовать на север, чтобы иметь достаточно корма. Там они имели возможность вырастить больше птенцов, так как конкуренция за корм была ниже, чем, если бы они остались на юге. Конечно, они должны были возвращаться зимой. Так началась миграция.

Есть ли миграция сложной и опасной для птиц?

Маленькие птицы, вес которых всего несколько граммов, покидают свои гнезда где-то на севере. Они летят на зимовку в Африку и возвращаются к своим гнездам следующей весной. Птицы преодолевают несколько тысяч километров, и это является одним из величайших чудес природы. В течение путешествия они сталкиваются со многими трудностями и опасностями.

Одной из самых больших опасностей является погода. Если погода является плохой и ветер имеет «неверный» направление, птицы могут исчерпать свои внутренние резервы очень быстро и не достичь мест зимовки. Сильные ветры могут повредить перелета птиц и отнести их за много километров от их миграционных путей. Нередки случаи когда птицы, живущие в Америке, относятся ветром далеко в Атлантический океан, и уже никогда не находят дороги назад.

Многие мигранты пересекают Сахару и зимуют на территориях, которые находятся как раз рядом пустыней. Это очень засушливые места, и птицам очень сложно там выжить. Засуха может убить всю растительность и насекомых, оставив птиц без корма. Сильная засуха в 60-х годах привела к гибели в течение одной зимы 75% популяции крапивницы серой, которая гнездится в Великобритании.

Многие птицы останавливается течение миграции для отдыха, питания и пополнения энергетических запасов организма. Такие места очень важны для успешной миграции. Если люди разрушают такие места (вырубят леса, осушают болота и т.д.), гибнет много птиц-мигрантов, так как они не могут найти там корм.

Мигрирующие птицы должны уметь приспосабливаться к различным климатическим условиям. Например, Motacilla alba Linnaeus, размножающаяся в Исландии, где средняя летняя температура не превышает 9 С, мигрирует в Западную Африку, где температура достигает 30-40 С!

На путях миграций птицам также угрожают различные хищники, и им необходимо уметь их избегать, чтобы не погибнуть.

В средиземноморских странах охотники массово убивают пролетных птиц. Это делает миграцию еще более сложной и опасной.

Какие преимущества миграции?

Для многих птиц миграция является необходимым процессом, который помогает выжить, несмотря на многочисленные препятствия.

Если птицы останутся в Африке, они могут не найти там достаточно мест для гнездования и корма, конкурируя с птицами-резидентами. Начнется жестокая борьба за что-с другими видами. На севере конкуренция между видами является незначительной и там вдоволь корма. К тому же на севере меньше хищников, чем в Африке. Сезонность также влияет на численность хищников: суровые зимы сдерживают рост их численности.

А почему птицы не остаются зимовать на севере? Почему они все же мигрируют? Выжить в холодные зимы невозможно для многих птиц. Они не в состоянии адаптироваться к холоду, и чувствуют себя гораздо лучше в условиях теплой зимы.

Подготовка к путешествию

Перед путешествием птицам необходимо накопить запасы энергии. Энергию птицы получают через корм, и она накапливается в их теле в виде жира. Благодаря этому перед миграцией собственный вес некоторых птиц может вырасти вдвое. Накопленные запасы энергии помогают птицам преодолеть большую часть пути к местам зимовки.

А вот ласточки не накапливают много жира, так как их корм — летающие насекомые и они способны питаться во время полета.

Каждой весной и осенью поведение птиц становится беспокойным, они инстинктивно чувствуют, что пора отправляться в путешествие. Эта внутренняя потребность является критической для птиц. Инстинкт побуждает их к миграции. Продолжительность светового дня и температура подсказывают им, что настало именно то время. Кроме того, птицы также могут определять атмосферное давление.

Таким образом, они точно могут определить, когда погодные условия будут подходящими для начала миграции.

Куда летят птицы?

Птицы покидают осенью северные места гнездовки, чтобы спастись от холодной зимы. Они летят на юг, пока не достигнут пригодных для зимовки мест. Некоторые птицы летят даже южнее, чем они нуждаются. Возможно, они инстинктивно возвращаются туда, где зимовали их предки.

Мигрирующих птиц можно разделить на несколько видов. Например, все ласточки мигрируют на дальние расстояния: до Африки, южнее Сахары. Мы называем их полными мигрантами. Некоторые виды мигрируют с севера на юг на незначительные расстояния. Например, скворец остается на территории Великобритании в течение всего года. Зимой скворцы из Скандинавии прилетают в Великобританию и зимуют вместе со скворцами-резидентами. Мы называем таких птиц частичными мигрантами.

Большинство птиц, исключая морских, мигрируют над сушей (по возможности). Птицы не любят лететь над водой, поэтому избегают пересечения водных пространств или выбирают места, где перелет над водой является минимальным. Поэтому и не удивительно, что огромное количество птиц мигрирует через такие места, как Гибралтар и Израиль. Многие птицы также использует острова Средиземноморья как места остановок на пути в Африку.

Большинство птиц останавливается в течение поездки для питания и отдыха. Пригодные места остановок всегда определены для любых пролетных путей. Много водоплавающих птиц, которые гнездятся в арктической зоне, летят через побережье Северного моря. Оттуда они летят дальше на юг, к побережью Франции, Португалии и Испании, а затем в Африку.

Различные виды птиц мигрируют по-разному. Сельские и городские ласточки летят маленькими стаями. Они питаются в полете насекомыми и спускаются на землю для ночлега каждую ночь. Камышевки летят преимущественно ночью. Многие из них летит без остановки несколько суток. Морские птицы нуждаются ветра для полета. В спокойную погоду они садятся на воду и ждут ветра.

Хищные птицы, аисты и журавли слишком велики, чтобы накапливать в организме большие запасы жира. Если бы они это делали, они не смогли бы взлететь. Эти птицы используют парящий полет в путешествиях на большие расстояния. Они находят восходящие (термальные) потоки воздуха и поднимаются в них, используя свойства этих потоков, едва взмахивая крыльями. Достигнув вершины потока, птицы продвигаются на большие расстояния, затем находят другие потоки. Путешествуя таким образом, они не тратят много энергии.

Как птицы находят путь?

Птицам, летающим на короткие расстояния, необходимо знать лишь правильное направление. Птицам, мигрирующим на большие расстояния, необходимо иметь сложную навигационную систему. Даже в плохую погоду они должны быть способны лететь правильным путем.

Птицы имеют внутренние часы, который позволяет определять, который час и время года. Не только птицы, но и люди имеют внутренние часы. Вот почему мы чувствуем себя недостаточно хорошо во время дальних путешествий — наше тело хорошо чувствует разницу во времени.

Птицы используют три главных способа определения правильного пути. Они могут реагировать на магнитное поле Земли и находить путь с его помощью. В течение дня птицы ориентируются по солнцу. Поскольку они видят поляризованный свет, птицы могут ориентироваться даже тогда, когда солнце находится за облаками. Ночью птицы ориентируются по звездам. Они учат карту звездного неба, еще находясь в гнезде.

Многие виды птиц изучают маршруты миграции несколько лет. Лебеди, гуси и морские птицы изучают миграционные пути, путешествуя со взрослыми опытными птицами. Они запоминают основные ориентиры, которые лежат на пути миграции: долины рек, горы, изгибам морского побережья. Другие птицы, как кукушка, должны находить правильный путь самостоятельно. Такие птицы инстинктивно знают правильный миграционный путь и места зимовок.

На какой высоте летают птицы?

Большинство певчих птиц мигрирует на высоте от 500 до 2000 метров, однако, некоторые летят на высоте более 6800 метров; лебеди были зарегистрированы на высоте 8000 метров и горные гуси на высоте 9000 метров.

Дальний мигрант

Sterna paraisea — мировой рекордсмен среди мигрантов. Некоторые из них гнездятся севернее Полярного круга. Каждую осень полярный крачка мигрирует на другой конец Земли и зимует в Антарктиде и Австралии. Каждый год они преодолевают расстояние в 30 тыс. — 40 тыс. километров.

Как изучается миграция?

Миграция птиц изучается уже более 100 лет. На лапку птицы надевается маленькое металлическое кольцо, которое имеет свой оригинальный номер. Птиц кольцуют, а потом выпускают. Когда закольцованных птиц ловят на миграционных путях, их данные регистрируются. Это помогает выяснить, какими путями птицы мигрируют. Вот откуда мы узнали, что ласточка путешествует на зимовку в Африку.

Миграция птиц изучается также с помощью радаров. Если пернатые летят большой высоте и их трудно увидеть с земли, или когда птицы мигрируют ночью Это помогает выяснить, почему птицы выбирают именно этот маршрут и почему они выбирают именно это время для поездки.

Угрозы для мигрирующих птиц

К сожалению, в дополнение к природным катаклизмам: сильных штормов и плохой погоды, мигрирующие птицы сталкиваются с другими угрозами, которые создает им человек. Осушение, вырубка лесов, урбанизация ландшафтов приводит к разрушению биотопов. Поэтому птицы лишаются мест, где можно отдохнуть и найти корм. Кроме того, загрязнение океанов, морей, рек и воздуха также отрицательно влияет на них. Птицы гибнут из-за столкновения с линиями электропередач, маяками, телевизионными башнями. Многие перелетные птицы погибает от рук охотников и браконьеров.

По материалам Людмилы Яскевич (www.birdlife.org.ua)

Загрузка...

yuschenko.com.ua

Летят Перелетные Птицы: kazanocheka

Летят перелётные птицыВ осенней дали голубой, --Летят они в жаркие страны,А я остаюся с тобой...

...Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать. Летят они в жаркие страны, А я не хочу улетать...Михаил Исаковский

Да, скоро поздняя осень. Птицы улетают в теплые края. Почему мы считаем, что родина у них здесь, а не там, где тепло? Всё просто - они здесь рождаются, выбирают пару, вьют гнезда и сами заводят птенцов. Почему же не на юге? Гнездо - это скорее не дом для птицы, как это обычно представляют, а инкубатор, единственной целью которого является сохранение потомства в безопасности...На юге птицы гнезд не вьют, а соловей, например, даже не поет...Лишь наступает весна - скорее на родину! Не смотря на то, что перелет труден и опасен.

Полет стаи перелетных птиц высоко в небе всегда вызывает щемящее чувства. Поневоле мы провожаем их взглядом и задаемся многими вопросам, на которые в принципе, знаем ответ...Да, холодно, да голодно, но зачем, зачем покидать родину?

Но родину приходится покидать, чтобы выжить - и даже не из-за наступающего осенью холода, а из-за голода.Раньше всех покидают место жительства птицы, пища которых – только насекомые. Это логично, ведь именно насекомые начинают прятаться или погибать с наступлением холодов.

За ними устремляются в южные края те пернатые, пища которых – цветы, семена, плоды. Они делают это несколько позднее, чем насекомоядные, это и понятно: плоды и семена доступны в пищу очень долго, пока не станет совсем холодно и на земле не будет солидного снежного покрова. В это же время улетают птицы, у которых летом смешанное питание, а осенью только растительная пища. Например, это чиж – тли и других мелких насекомых осенью уже нет, и он полностью переключается на семена.

И последними спасаются от холода птицы, живущие на водоёмах, когда поверхность рек и озёр покрывается льдом. Среди водоплавающих птиц, кстати, отмечается тенденция к условной перелётности: если зима тёплая и вода не замерзает, они никуда не летят.

Получается, что перелетные птицы не все, кто может летать, а только те, кто улетает на зиму далеко-далеко от дома. Куда же они летят?

Даже детям было интересно, куда же улетают птицы...Во скольких сказках описано их путешествие.

Когда речь заходит о перелетных птицах, почти сразу же вспоминается летящий по небу журавлиный клин. Конечно, не совсем к месту, ну раз уж речь идет о журавлином клине, то сразу вспоминается слова песни-реквиема:

Мне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю эту полегли когда-то,А превратились в белых журавлей.

Летит, летит по небу клин усталый -Летит в тумане на исходе дня,И в том строю есть промежуток малый -Быть может, это место для меня!Р. Г. Гамзатов

Построение стаи клином используют не только журавли — но другие крупные птицы, гуси, утки, ибисы...Это выглядит так: впереди летит одна птица, за ней и чуть сбоку летят две (с обеих сторон), потом за каждой из этих двух птиц, чуть правее или чуть левее летит еще одна и так далее, пока вся стая не выстроится в клин. Да, они так заботятся друг-о друге! Ведь у них единая цель - долететь!

Кстати, об ибисах... Именно эти пернатые помогли открыть тайну, почему некоторые птицы, в том числе и журавли, летают клином. Дело в том, что ученые, пытаясь найти разгадку этому явления, имели в своем арсенале два варианта, объясняющих такое построение: 1) так перелетным птицам легче видеть вожака (глаза у птиц расположены сбоку). 2) крылья впереди летящей птицы, создают восходящие и нисходящие волны и чтобы та птица, которая летит позади тратила меньше энергии, ей нужно просто «поймать» восходящие потоки и избежать нисходящих.Ученые снабдили ибисов специальными GPS-датчиками, которые фиксировали положение птицы с точностью до 30 см, и акселерометрами, регистрировавшими движения крыльев. В результате проведенного эксперимента аэродинамическая гипотеза полностью подтвердилась.

Так, во время полета ибисы старались лететь сзади и немного сбоку впереди летящего товарища. Однако как только ведомая птица оказывалась позади ведущей, характер взмахов крыльев менялся. Ученые объяснили это тем, что так птица старалась минимизировать влияние нисходящих потоков, которые в противоположность к восходящим, делают полет более сложным и энергозатратным и просто-напросто тянут птицу вниз.

Любопытно, что результаты исследования подтверждили одну закономерность, которая давно уже известна всем военным летчикам — если эскадрилья построена клином, то каждый самолет расходует меньше топлива. Но оказалось, что и птицам подобное построение помогает минимизировать энергетические затраты, вызванные воздушными вихрями.Откуда птицы знают аэродинамику? Наверное, им не важны формулы, им важен результат: при полете клином или косяком от взмаха крыльями образуется турбулентность и восходящий поток воздуха, который обеспечивает дополнительную силу движения следующему летящему.

Не просто так и вожак, летящий во главе стаи выбирается - это самый выносливый и сильный представитель, он-то не пользуется ничьей турбулентностью. Следом за ним летят самые сильные птицы, которые способны подменить вожака, как только тот устанет. Самые слабые летят в хвосте - там легче всего. И курлычут они как раз, чтобы дать вожаку знать, что они не отстают и темп сбавлять не надо.

Форма же - клин или косяк, зависит не от вида птиц, и клином и косяком летают и утки, и журавли. Она зависит от ветра и воздушных потоков. Если в атмосфере штиль - птицы выстраиваются симметричным клином, если ветер сильный боковой - птицы пристраиваются со стороны, где потоки воздуха от маха крыла чувствуются лучше и получается косяк.

Журавли клином летают чаще, потому что и летят они гораздо выше уток. Если утки обычно не поднимаются выше 400-500 метров, то журавлям и 1000 м совсем не предел.

Иван БунинВ степи

Вчера в степи я слышал отдаленный Крик журавлей. И дико и легко Он прозвенел над тихими полями… Путь добрый! Им не жаль нас покидать: И новая цветущая природа, И новая весна их ожидает За синими, за теплыми морями, А к нам идет угрюмая зима: Засохла степь, лес глохнет и желтеет, Осенний вечер, тучи нагоняя, Открыл в кустах звериные лазы, Листвой засыпал долы и овраги, И по ночам в их черной темноте, Под шум деревьев, свечками мерцают, Таинственно блуждая, волчьи очи… Да, край родной не радует теперь! И все-таки, кочующие птицы, Не пробуждает зависти во мне Ваш звонкий крик, и гордый и свободный...

...Здесь грустно. Ждем мы сумрачной поры, Когда в степи седой туман ночует, Когда во мгле рассвет едва белеет И лишь бугры чернеют сквозь туман. Но я люблю, кочующие птицы, Родные степи. Бедные селенья — Моя отчизна; я вернулся к ней, Усталый от скитаний одиноких, И понял красоту в ее печали И счастие — в печальной красоте.

http://pticadom.ru/pereletnye-pticy.htmlhttps://poemata.ru/poets/isakovskiy-mihail/letyat-pereletnye-ptitsy/https://poemata.ru/poets/bunin-ivan/v-stepi/http://www.topauthor.ru/pochemu_guravli_letyat_klinom_a60d.htmlhttps://kotuch.ru/7216/chem-otlichaetsya-zhuravlinyj-klin-ot-utinogo-kosyaka

Серия сообщений "Мой взглад. Кошко-собаковое":Часть 1 - ПробелочковоеЧасть 2 - Мармозетки...Часть 38 - Сказки Владимира Сутеева Часть 39 - День Рыбака в живописиЧасть 40 - Летят Перелетные Птицы

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kazanocheka.livejournal.com

Перелеты птиц

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Это явление в жизни природы действительно замечательно. С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых летом мы не видели. А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам? Разве эти птицы не могли остаться в тех местах, куда улетали на зиму?

Исчезают на зиму одни птицы и появляются другие не только на севере. На юге и даже вблизи экватора птицы совершают сезонные перелеты. На севере птиц заставляют улетать похолодание и недостаток пищи, а на юге — смена влажных и засушливых сезонов. Птицы, размножающиеся на севере и в умеренном климате, проводят на местах гнездования меньшую часть года, а большую часть затрачивают на перелеты и жизнь на зимовках. Тем не менее ежегодно перелетные птицы возвращаются туда, где они вывелись в прошлом году. Если весной птица не вернулась на родину, можно считать, что она погибла.

Чем лучше птица находит свою родину, тем более вероятно, что она выживет и выведет потомство. Это понятно: ведь любое животное,. в том числе и птица, наиболее приспособлено к тем условиям, где оно родилось. Но когда на родине условия жизни изменяются — наступает похолодание, исчезает пища, птица вынуждена лететь в более теплые и обильные пищей места. Птицы, совершающие такие путешествия, называются перелетными.

Гуси летят клином (углом).

Но- есть птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Это оседлые птицы. Оседлы, например, обитатели наших лесов: глухарь, рябчик. Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К ним относятся некоторые птицы, гнездящиеся высоко в горах; на холодное время года они спускаются в долины. Наконец, есть и такие птицы, которые при благоприятной зимней обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неурожае семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Это клесты, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки и еще многие другие. Так же ведут себя гнездящиеся в степях и полупустынях Средней и Центральной Азии саджи.

Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других — оседлые. Серая ворона из северных областей Советского Союза улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседлая. Черный дрозд у нас — перелетная птица, а в городах Западной Европы — оседлая. Домовый воробей в Европейской части СССР живет круглый год, а из Средней Азии улетает зимовать в Индию.

Места зимовок у перелетных птиц постоянны, но там они живут, не придерживаясь определенных узких районов, как при гнездовании. Естественно, что птицы и зимуют там, где природные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные — в лесистых местах, прибрежные — по берегам рек, озер и морей, степные — в степях. Точно так же и во время перелетов птицы придерживаются привычных и благоприятных для них

мест. Лесные птицы совершают перелеты над лесистыми местностями, степные — над степями, а водоплавающие двигаются вдоль речных долин, над озерами и морскими побережьями. Птицы, гнездящиеся на океанических островах, совершают перелеты над открытым морем. Пересекают большие морские пространства и некоторые материковые птицы. Например, чайки-моевки, гнездящиеся у берегов Кольского полуострова, зимуют в Северно-Западной Атлантике и достигают западного побережья Гренландии.

Иногда птицам приходится преодолевать во время перелета непривычные для них местности, например пустыни (в СССР — Каракумы, в Африке — Сахару и Ливийскую пустыню). Птицы стараются быстрее миновать такие места и летят «широким фронтом». Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Места с холодным климатом птицы покидают осенью раньше, чем более теплые края; весной на севере они появляются позже, чем на юге. Каждый вид птиц улетает и прилетает в определенное время, хотя, конечно, погода оказывает влияние на сроки отлета и прилета.

Птицы одних видов летят поодиночке, других — группами или стаями. Для многих видов характерен определенный порядок расположения птиц в стае. Вьюрки и другие воробьиные летят беспорядочными группами, вороны — редкими цепочками, кроншнепы и кулики-сороки — шеренгой, гуси и журавли — углом. У большинства птиц самцы и самки летят одновременно. Но у зяблика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок. Молодые птицы иногда отлетают на зимовку раньше старых. Одни птицы летят днем, другие — ночью, а днем останавливаются на кормежку.

Скорости полета птиц: чайка, скворец, ворона, утка, орел беркут, стриж (слева направо).

Скорость полета птиц на пролетах относительно невелика. Например, у перепела — 40 км/ч. Наибольшая скорость у черного стрижа — 160 км/ч. При такой скорости полета птицы могли бы за относительно короткое время достигнуть области зимовки или гнездовья. Но на самом деле перелет обычно растягивается на долгое время. Считают, что птицы при дальних перелетах покрывают за день от 150 до 200 км. Таким образом, например, воробьиные затрачивают на перелет из Европы в Центральную Африку 2—3 и даже 4 месяца.

При весеннем перелете птицы обычно летят быстрее, чем при осеннем. Сорокопут-жулан, например, осенью летит около 3 месяцев, а весной — 2. Высота перелета средняя. Многие мелкие воробьиные летят низко над землей, еще ниже — при встречном ветре, сильной облачности, осадках. Крупные виды летят примерно на высоте 1—2 тыс. м, средние и мелкие — около 500—1000 м. Однако в области Гималаев горные гуси на пролете наблюдались на высоте около 8 тыс. м над уровнем моря.

Некоторым птицам приходится покрывать при перелетах очень большие расстояния. Полярные крачки с крайнего севера Америки летят зимовать за 10 тыс. км на юг американского континента, на юг Африки и даже в Антарктику. Щурки, гнездящиеся в Азии, зимуют в Южной Африке. Около 30 видов птиц, гнездящихся в Восточной Сибири, зимуют в Австралии, дальневосточные кобчики — в Южной Африке, некоторые американские кулики — на Гавайских островах. В ряде случаев «сухопутные» птицы вынуждены пролетать над открытым морем от 3 до 5 тыс. км.

Направление перелетов определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на пути местами, благоприятными для кормежки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в Северном полушарии летят осенью с севера на юг. Многие североевропейские пернатые летят осенью на запад и юго-запад и зимуют в Западной Европе.

Бывает и так, что птицы определенного вида из северо-восточной полосы Европейской части СССР летят в южном направлении к Каспийскому морю, а их родичи из Западной Сибири — на юго-запад. Североамериканские птицы обычно движутся на юг к экватору, но некоторые виды летят и дальше, даже к Огненной Земле. Чернозобые гагары из Западной и Средней Сибири пролетают через тундру к Белому морю и оттуда, отчасти вплавь, перемещаются на зимовку к берегам Скандинавии и в Балтийское море.

Значительный перелет совершает маленькая птичка овсянка-дубровник. Она гнездится на пойменных лугах речных долин, например Москвы-реки и Оки. Прилетает она к нам весной поздно, в конце мая, улетает раньше других воробьиных, и, как удалось проследить, осенью она летит на зимовку через всю Сибирь и Дальний Восток в Южный Китай.

Большое хозяйственное значение имеют зимовки охотничье-промысловых водоплавающих птиц. Большинство гнездящихся у нас уток зимуют вне границ СССР — в Северо-Западной Европе (в области Балтийского и Северного морей), в области Средиземного моря, в низовьях Дуная, в долине Нила, в Малой Азии, Иране, Индии, в Юго-Восточной Азии. Но мяого различных птиц зимуют и на территории СССР — на юге Каспия, в Азербайджане, Туркмении, у Черного моря, на озере Иссык-Куль в Киргизии. В этих местах зимой скапливается огромное количество уток, гусей, лебедей, куликов. Для их охраны созданы специальные заповедники.

За время перелетов и на зимовках гибнет очень много птиц. Так, например, на Каспийском море и в Закавказье погибают каждую зиму десятки тысяч уток. Они гибнут от бескормицы, сильных морозов, глубокого снега и в особенности от бурь на море. Водоплавающие птицы часто гибнут от нефти, разливаемой на Каспийском море при ее добыче или перевозках. Нефть пачкает перья, на них налипает песок, и птицы уже не могут летать. На юге Украины смена дождей и похолоданий губит дроф. Под дождем их перья намокают, а затем смерзаются от наступившего похолодания.

Много было догадок и предположений, почему птицы улетают на зиму и как они находят при перелетах дорогу. У некоторых птиц сначала отлетают молодые, а затем старые птицы. Следовательно, Молодым никто не показывает дорогу на зимовку. Несомненно, в перелетах большое значение имеет инстинкт, т. е. врожденная, передающаяся по наследству способность к определенному поведению. Никто не учит птицу строить гнездо, а ведь когда она впервые приступает к его постройке, то делает это так же, как и все птицы ее вида. Сложная цепь внешних раздражений вызывает в организме животного ряд связанных между собой ответов на раздражение — безусловных рефлексов. Исчезновение привычной для птицы пищи, изменение погоды, температуры воздуха, влажности — все это заставляет птицу улетать на зимовку.

Но почему же птицы не остаются в местах зимовки навсегда? Ведь там тепло и много пищи. Почему они, преодолевая тяжелые препятствия, возвращаются на места гнездовий? Наука еще не может исчерпывающе объяснить это явление. Но отчасти это можно объяснить внутренними изменениями в организме птицы. Когда наступает период размножения, различные железы внутренней секреции под влиянием внешних раздражителей выделяют в организм птицы особые вещества — гормоны. Под влиянием гормонов начинается и проходит сезонное развитие половых желез. Это, по-видимому, и побуждает птиц к перелету.

Способствуют этому и изменяющиеся внешние условия. На местах зимовок климат не остается постоянным и изменяется в сторону, худшую для зимующих там птиц. Например, белая сова гнездится в тундре, где лето холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питается. Зиму она проводит в лесостепи средней полосы. Может ли эта сова остаться на лето в жаркой сухой степи, где мало привычной ей пищи? Конечно, нет. Она улетит в родную тундру. По этой же причине не гнездятся в Африке наши серые журавли и другие перелетные птицы.

Иногда птицы при перелете теряют направление. Под Томском встречали заблудившихся фламинго, обычно обитающих на Каспии и в тропиках; в Ярославскую область залетал гриф сип — обитатель Кавказских гор. Залетают к нам птицы даже из Америки: на Украине бывали случаи появления свенсонова дрозда, гнездящегося и зимующего на американском континенте.

Когда птицы летят днем, они могут определить направление полета по заметным точкам (поворот реки, горы, группы деревьев) и по расположению солнца. При дальних перелетах наибольшее значение имеют, по-видимому, не наземные, а небесные ориентиры: солнце — днем, луна и звезды — ночью.

Многие птицы, чтобы не потерять в полете друг друга, особенно ночью, издают особые звуки, кричат и даже поют. Кроме того, птица пользуется голосом как эхолотом. Звук отражается от предметов, попадающихся на пути птицы, и улавливается ее очень тонким слухом. Поэтому она не натыкается в темноте на деревья или скалы и, возможно, даже определяет высоту над землей.

Ученые изучают перелеты птиц. Прежде всего науке помогают в этом непосредственные наблюдения. Например, устроив несколько наблюдательных пунктов на морском побережье, где пролетают стаи птиц, можно установить скорость перелета стай, число птиц в них.

Наблюдением устанавливаются также сроки прилета птиц весной и отлета осенью, а эти сроки повторяются из года в год с большой точностью. Кроме того, замечательные результаты дает кольцевание птиц (см. ст. «Кольцевание птиц»).

Перелеты птиц изучаются наукой уже давно, но в этом явлении природы еще очень много неисследованного. Орнитология — наука о птицах — строит свои выводы о перелетах на сопоставлении огромного числа отдельных наблюдений. Наблюдать перелеты птиц и подметить в них что-нибудь ценное для науки может каждый юннат (см. ст. «Наблюдения за птицами в природе»).

Похожие статьи

zoodrug.ru